Конспект урока по истории на тему Героическая борьба русских людей против монголо-татар (7 класс)
Конспект урока по «Истории России»
(с элементами здоровьесбережения)
Тема:
Героическая борьба русских людей
против монголо-татар
7 класс
Подготовила: учитель истории
Юшина С.Н.
Старый Оскол
2016 г.
История, 7 класс//Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой, составители О.И. Бородина, В.М. Мозговой, Л.С. Сековец
Тема урока: Героическая борьба русских людей против монголо-татар.
Цель: Показать героизм русского народа и других народов нашей страны в борьбе с монголо-татарами.
Задачи:
Образовательные: довести до сведения учащихся, что борьба русского народа с монголо-татарским нашествием одна из самых трагических страниц истории Отечества, подчеркнуть, что сопротивление русских было не напрасным; подвести к пониманию, что борьба русского народа с монголо-татарами закончилась поражением из-за раздробленности Руси.
Коррекционно - развивающие: продолжать работу над формированием умений раскрывать причинно-следственные связи в ходе работы с различными историческими источниками; сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, формирование ответственного отношения детей и подростков к своему здоровью
Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда, истории России.
Основные знания
Героическое сопротивление русских людей остановило монголо - татар от нашествия на Европу.
Основные термины и понятия
Иго, Золотая Орда.
Оборудование и материалы
Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», «Карта захвата монголо-татарами русских городов в учебнике».
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
1. Повторение пройденного материала «Нашествие монголо-татар на Русь»
-Когда монголы-татары напали на Русь?
-Поставьте даты на ленте времени.
-Какой город первым разорен монголо-татарами?
2.Изучение нового материала
3.Рассказ учителя по содержанию учебника с включением дополнительных сведений.
В ходе рассказа организуется беседа по вопросам, на которые следует обратить внимание при прослушивании аудиозаписи.
-Как звали рязанского боярина?
-Почему он не смог принять участие в обороне Рязани?
-Как сражалась малая дружина?
-Почему хан так сказал:"Таких воинов я держал бы у сердца своего".
На доске учитель рисует мелом условные обозначения, которые помогут зрительно представить как горожане готовились дать отпор врагам? Почему хан сохранил жизнь князю Дмитрию?
- Как горожане готовились дать отпор врагам?
- Кто возглавил оборону Киева?
Демонстрация иллюстрации «Древний город».
Первичное закрепление нового материала
Задание. Вставьте пропущенные слова.
Сначала построили укрепления:
глубокий ров
высокий вал
деревянные стены
- Как называется укрепленная часть города?
Учитель: Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.
И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны)
На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)
И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)
Да у Бога прося помощи (и тянемся)
Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти)
Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)
Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)
И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)
Задание. Событийно-проблемная задача. – Почему богатый Новгород не был захвачен и разорен?
Задание. Назовите города, которые оказали сопротивление завоевателям. Найдите их на карте.
-Какие черты характера проявляли русские люди в борьбе с монголо-татарами?
Задание. О каких сражениях идет речь?
Читает краткие сведения: « 49 дней сражались жители (Козельск).
"Пока нас всех не станет, тогда и город ваш будет" (Рязань)
Повернули назад монголо-татары"(Новгород).
Подведение итогов
Комментарии, объявление оценок за работу
Домашнее задание
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы; подобрать иллюстрированный и фактический материал о войске Батыя
Индивидуальное задание
Прочитать рассказ для дополнительного чтения «Археологические раскопки летописцев"
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
15