Урок по биологии на тему Обобщение знаний по теме: Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся

игра
Тема: Обобщающий урок по теме «Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся».
Цель урока: обобщить, систематизировать и проверить знания о классах Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.
Задачи урока:
Обобщение и закрепление знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб, земноводных и пресмыкающихся; о некоторых особенностях жизнедеятельности.
Развитие навыков самостоятельной работы; формирование умений работать в группе с дидактическим материалом, развитие умений самоконтроля и самооценки.
Средства обучения: таблица «Кровеносная система Хордовых», влажные препараты «Внутреннее строение рыбы», «Внутреннее строение лягушки», «Внутреннее строение ящерицы». Карточки – задания, схематические рисунки. Использование компьютера.
Основное содержание урока:
Основные сходства и различия рыб, земноводных и пресмыкающихся.
Многообразие представителей данных классов.

Ход урока:
1. Организационный этап.
Ребята, урок у нас сегодня необычный. До начала урока я предложила вам объединиться в 3 группы по 6 человек. На этом уроке каждая группа (команда) будет представлять один из предложенных классов.
Первая команда представляет класс Рыбы.
Вторая команда представляет класс Земноводные.
Третья команда представляет класс Пресмыкающиеся.
2. Подготовительный этап.
Ребята, вам будут предложены задания различных туров, выполняя которые вы зарабатываете баллы для своей команды, в конце урока мы определим победителя по количеству набранных баллов.
Рекомендации по выполнению заданий:
Работайте в группе сообща.
Аккуратно обращайтесь с раздаточным материалом.
Работайте быстро, смелее, у вас все получится.
Внимательно слушайте ответы ваших одноклассников
В конце урока вас ждет мини – тест по теме «Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся», от результатов которого будет зависеть ваша оценка на уроке.
Желаю успеха!
( сводную таблицу начертить на доске, баллы выставляются в течение урока)
Название тура
Команда
«Рыбы»
Команда
«Земноводные»
Команда
«Пресмыкающиеся

1. «Презентация класса»




2. «Стоп - кадр»




3. «Найди ошибку»




4. «Анатомическая лаборатория»




5. «Книга рекордов природы»




3. Этап закрепления изученного материала.

1 тур – «Презентация класса». (время отводится каждой команде по 3 минуты)
Каждая команда представляет свой класс, оценку ставит каждая команда, выставляем в таблицу среднюю . (5 баллов)
Характеристика класса
Особенности класса
Многообразие класса
Значение
Прослушав сообщения о классах, вам необходимо заполнить таблицу на листочках.
( время отводится 2 мин)

Характеристика классов
признаки
рыбы
земноводные
пресмыкающиеся

1. кожные покровы




2. органы дыхания




3. строение сердца




4. круги кровообращения




5. место обитания и размножения





Каждый проверяет свою работу ( на экране представлена таблица)
Выставляем оценки: ( критерия оценивания на доске)
7-11 баллов - «3»
12 – 13 баллов - «4»
14 – 15 баллов - «5»

2. тур – «Стоп - кадр».
Команды по очереди угадывают животных. за каждый правильный ответ 1 балл

окунь
лягушка травяная

Жаба обыкновенная
лягушка прудовая
саламандра огненная
тритон обыкновенный
головастики


змея кобра
крокодил нильский икра лягушачья
морская черепаха
прыткая ящерица
уж обыкновенный
щука
ящерица живородящая

3 тур – «Найди ошибку».
За каждую найденную и исправленную ошибку ученик получает 1 балл.
(Раздаточный материал на столе учащихся)

4 тур – «Анатомическая лаборатория»
Используем диск – Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс.
Открываем лабораторную работу «Скелет и внутренние органы лягушки» №7,№9,№11.
Задание: расставить названия органов соответственно рисунку. ( 3 балла)

5 тур – «Книга рекордов природы»
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл
Самая крупная лягушка – обитает в Западной Африке. В 1960 г. Была поймана самка, которая весила 3 кг 306 гр. / Голиаф/
Самая большая ядовитая змея – она имеет длину до 5,5 м. Описаны даже случаи гибели слонов от ее укусов. / королевская кобра/
Самая быстрая сухопутная змея. Она может передвигаться со скоростью до 11 км/ч / Черная мамба/
Самая огромная из ныне живущих ящериц, достигает в длину до 3 м и веса 150 кг. Питается в основном свиньями, оленями, обезьянами и мелкой живностью. /Варан/
Самая крупная из костных рыб. В ширину она больше, чем в длину: её длина – 3 м, а ширина – 4,26 м. Весит рыба 2,25 т. Откладывает до 300 млн. икринок, менее 1 % которых дают начало малькам. / рыба луна/
Самая крупная рыба – в длину до 18 м и весом до 25 т , одна печень этой рыбы весит около тонны. /китовая акула/
Самая древняя рыба из ныне живущих на земле, длина выловленных рыб достигала 180 см, а вес – 95 кг, крупные икринки рыбы (каждая размером с апельсин, а всего их десятка два) развиваются в теле самки, так что на свет появляются уже молодые рыбки. Её плавники напоминают лапы земноводного и очень подвижны. / латимерия/
Самый сильный яд имеет маленькое существо золотистого цвета, умещающееся в чайной ложке. Живет в джунглях Южной Америки, в Колумбии. Её яд в тысячи раз сильнее цианистого калия и в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры. Раньше индейцы использовали отравленные стрелы этим ядом. /кокои/
Самая большая рыба – людоед, длиной 7,92 м ? / белая акула/





мини тест
1 вариант
1. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды
Органом обоняния
Боковой линией
Органом вкуса
2. К хрящевым рыбам относят:
Карпа
Акулу
Лосося
3. Долгое время, находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее нет жабр, потому что:
Органом дыхания является кожа, богатая кровеносными сосудами.
Лягушка расходует запас воздуха, имеющегося в легких
Жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются.
4. Координацией движения управляет:
Спинной мозг
Мозжечок
Средний мозг
5. Пресмыкающиеся наземные животные, поэтому они дышат при помощи:
Жабр
Только легких
Легких и кожей

2 вариант
1. Приспособления у рыб к водной среде обитания:
Дышат при помощи жабр
Имеют хорду
Имеют спинной о головной мозг
2. По характеру питания окуня относят:
Растительноядным
Хищникам
Сапрофитам
3. Глаза лягушки снабжены подвижными веками. Это является признаком:
Приспособления к жизни в воде
Хорошего зрения
Приспособления к жизни на суше.
4. Сосуды, несущие кровь от сердца называются:
Артерии
Вены
Капилляры
5. Живорождение наблюдается:
Гадюки
Кожистой черепахи
Нильского крокодила.

На выполнение работы отводится 3 минуты, взаимопроверка / Критерий оценивания –
5 баллов –оценка «5», 4 балла –«4», 3 балла – оценка «3», 2 балла – оценка «2»

Пока помощник подсчитывает баллы, набранные командами, чтобы определить победителя. Мы поговорим о представителях Красной книги Челябинской области.
Презентация «Красная книга» .Учащиеся готовят небольшие сообщения по представителям класса Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.




Домашнее задание:
Составить презентацию по многообразию представителей классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся. ( по желанию)
Составить кроссворд по многообразию. ( по желанию)
Повторить значение рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе и жизни человека. ( параграфы -35, 39, 43)