Конспект урока: «Рисунок — основа изобразительного искусства».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15» г. Нерюнгри
Программа: Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Учитель: Каплун О.В. (1 квалификационная категория)
Проект урока изобразительного искусства
Тема урока: «Рисунок - основа изобразительного искусства».
Художественно- педагогическая идея: Рисунок развивает мышление и является средством познания мира.
Цели : познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над
рисунком, учить выполнять рисунок карандашом с натуры, воспитывать мотивацию к учёбной деятельности.
Зрительный ряд : образцы рисунков разных видов травянистых растений, плакаты с изображением материалов для рисования и приемов
техники рисунков.
Литературный ряд: М.Т. Ломоносова «Живая линия и ее выразительные средства»(«Графика и живопись», М.АСТ «Астрель», 2002)
Музыкальный ряд: лирическая мелодия.
Конечный результат: пробуждение интереса к рисованию с натуры в технике рисунка.
Техническое оснащение: магнитофон и кассета с записью мелодии.
Материалы для работы учащихся: бумага формата А4, простой карандаш, фломастеры, уголь.
Ход урока:
1. Создание эмоциональной атмосферы.
2. Постановка проблемы.
3. поиск способов решения проблемы.
4. художественное творчество.
5. Анализ работ.
Этапы урока
Художественно- педагогическая деятельность учителя
Художественно-эстетическая деятельность учащихся
Ожидаемые результаты
Эмоциональный настрой
На фоне лирической мелодии и рисунков звучит сказка Т.М. Ломоносовой «Живая линия и ее выразительные средства» Жила была точка. Однажды ей стало скучно, и она пришла в движение. Пробежала она вперед, затем в другую сторону- так родилась линия. И вместе с ней первое измерение. Линии было тесно внутри этого одного-единственного измерения, и тогда она сделала попытку подвинуться, вся как есть, в перпендикулярном направлении. Так родилась плоскость ,а она нас выводит во второе измерение. Вы бы согласились жить в пределах одной плоскости. Наверное, нет, вам не по нраву плоское бытие, т. к. в нем мало свободы: ни потянуться, ни развернуться, не выпрямиться. Вот и плоскость рванулась со скуки ввысь. Результат впечатляющий: возникло объемное тело, так мир приобрел третье измерение. Точка-линия-квадрат-куб-перед нами разворачивается эволюция пространства. Но чтобы можно было представить другие измерения необходимо расширить свое сознание!
-Слушая сказку что вы себе представляли?
-Почему вы так решили?
Художественное восприятие музыки, сказки, рисунков.
Свободные высказывания детей
Внимание и заинтересованность.
Способность высказываться и слушать других.
Постановка проблемы
- Как вы думаете, владение рисунком необходимо людям каких специальностей?
-Внимательно рассмотрите рисунки, плакаты и скажите какие виды рисунков вы знаете?
-Почему художники большое внимание уделяют рисованию с натуры?
Свободные высказывания детей
Эмоциональный отклик, желание высказаться.
Поиск способов решения проблемы
- Какие средства выразительности в рисунке нам помогут сегодня изобразить вазу с травянистыми растениями и с натуры?
Ответы детей
Желание участвовать в школьной выставка рисунков.
Выбор материала
- От того как и что вы хотите изобразить, зависит выбор материала
- можно использовать: уголь, фломастеры, карандаш.
Желание воплотить свой замысел в материале
Художественное творчество
Индивидуальная работа с учащимися
Дети плодотворно работают
Пробуждение интереса к художественному творчеству
Рефлексивный анализ работ
Организация выставки. Анализ работы.
самооценка
Желание заниматься искусством на уроке и дома.
15