Конструкт НОД по технологии Путешествие по карте
Конструкт НОД «Путешествие по карте»
Группа: подготовительная
Тема: «Загадки природы»
Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально - коммуникативное
Виды деятельности: игровая, конструктивная, познавательно-исследовательская
Форма НОД: «Путешествие по карте»
Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная
Планируемый результат:
дети проявляют интерес к познанию окружающего мира;
знают правила поведение в природе;
у детей возникает желание экспериментировать и узнавать новое;
дети проявляют бережное и любовное отношение к природе;
у детей развиты мышление, память, любознательность, активность, познавательный интерес;
развито умение принимать решение самостоятельно;
дети умеют обобщать представления о типичных экосистемах (лес, водоем);
умеют быть исследователями;
умеют анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы;
умеют работать с картой.
Цель: показать детям взаимосвязь всего живого в природе; развивать любознательность, активность, познавательный интерес; учить быть исследователями.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
воспитывать правила поведение в природе;
стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое;
воспитывать бережное и любовное отношение к природе.
Развивающие задачи:
развивать мышление, память, любознательность, активность, познавательный интерес;
развивать умение принимать решение самостоятельно.
Обучающие задачи:
учить обобщать представления детей о типичных экосистемах (лес, водоем);
учить быть исследователями;
учить анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы;
учить работать с картой.
Воспитывать у Коли интерес к познанию, стимулировать желание экспериментировать.
Развивать у Максима, Полины любознательность, активность, познавательный интерес.
Учить Сашу, Валеру анализировать, сравнивать, делать выводы.
Учить Ваню, Олю работать с картой.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, природосообразности.
Методы воспитания: беседа, поощрение, создание ситуации успеха.
Методы обучения:
Словесные:
рассказ, объяснение, беседа, повторение, стимулирование занимательным содержанием, проблемная ситуация, ситуация свободного выбора.
Средства воспитания и обучения:
Наглядные:
фильм «Озера и леса России»;
карта;
набор предметных картинок «Что необходимо в путешествии?» (компас, инструменты, посуда, аптечка и т.п.);
напоминающие знаки (для обозначения на карте пунктов);
вырезки-метки (животные, растения, обитатели озера, запрещающие знаки);
«загрязненный водоем» (оформленный под озеро таз с загрязнённой водой);
оборудование для «очистки» водоема, фильтры, стаканы, ситечки.
Мультимедийные – проектор, экран.
Музыкальные – музыка «Звуки природы».
Предварительная работа: Знакомство с картами, беседа об обозначениях на карте, рассказ о волонтёрах (кто это, чем занимаются и т. д.), фильмы об обитателях леса и озёр.
Учебно-методический комплект:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2.Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, 2014 г
3.Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Последовательность деятельности
Методы
Содержание деятельности
педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
1.Мотивация на совместную деятельность
Задача: собрать внимание детей;
воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулирование занимательным содержанием.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мне пришло письмо от моего друга Саши. Саша – волонтёр. Кто помнит, кто такие волонтёры и чем они занимаются?
Вы хотите узнать, что в письме?
Саша пишет, что от жителей села Лесное пришло известие о плохом состоянии воды в озере и окрестностях и просит нас о помощи. Кто хочет стать волонтёром?
Дети проявляют интерес.
Ответы детей.
Появление у детей заинтересованности, познавательного интереса, активности.
2.Выбор пункта назначения
Задача: вовлечь детей в совместную деятельность, развивать умение принимать решение самостоятельно.
Проблемно - поисковый метод.
-Я очень рада, что вы согласились помочь навести порядок в окрестностях озера. А кто может сказать, что такое озеро?
-Ребята, подскажите, куда мы должны
отправиться?
Перечисляют варианты решения.
Рассуждают, делают выбор.
3.Выбор транспортного средства передвижения
Задача: Выбрать средство передвижения во время путешествия.
Частично поисковый метод.
-Ребята, а на каком транспорте мы можем доехать до села Лесное?
У кого есть предложения?
Маша, объясни, почему. Коля, объясни, почему.
Ищут, находят решение.
Активно вступают в диалог. Договариваются.
Способны применять знания, договариваться.
4.Определение маршрута,
прокладывание его на карте
Задача: учить работать с картой.
Беседа, объяснение, практический, поисковый методы.
-Хорошо, но как мы доберёмся до озера? Мы
ведь не знаем маршрут. Давайте посмотрим карту с обозначением всех пунктов, через которые проходит наш маршрут. Вот этот дом обозначает наш детский сад, дальше нарисована серая линия? Что она обозначает? Правильно, это дорога. А вот этот пункт с несколькими домиками - село Лесное.
Карта окрашена зелёным цветом. Что на карте обозначается зелёным цветом. Молодцы! Это лес.
После леса карта окрашена в синий цвет - это озеро - конечный пункт нашего маршрута.
Воспитатель предлагает объединиться детям в группы и маркером проложить на карте путь следования от детского сада до села Лесное красным цветом и от села до леса - зелёным, а от леса до озера - синим.
Дети выполняют задание.
Ищут, находят решение.
Следят за действиями других детей.
Анализируют, сравнивают, обобщают в процессе наблюдения.
5.Физминутка.
Задача: снять нервное и мышечное напряжение.
Показ, художественное слово.
Раз, два - острова, (дети описывают круг руками)
Три - четыре, мы приплыли (движение пловца)
Пять-шесть, будем здесь (ходьба на месте)
Семь - восемь, выше сосен (руки вверх)
Девять - десять, мы в пути (топают на месте, крутят воображаемый руль)
Нас попробуй догони!
Дети повторяют движения за воспитателем.
Дети готовы к смене деятельности.
6.Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути; что дети знают о пункте назначения
Задача: учить обобщать представления детей о типичных экосистемах (лес, водоем).
Стимулирование занимательным содержанием,
демонстрация,
приобретение новых знаний.
-Ребята, в нашей стране очень много озёр.
-Я предлагаю посмотреть небольшой фильм «Озера и леса России».
После просмотра фильма педагог обобщает увиденное.
-Ребят, как вы думаете, кого мы можем встретить в лесу, а кто живёт в озере?
Дид/игра «Обитатели озера» наглядный материал: набор предметных картинок.
Цель: выбрать картинки с изображением обитатели озера.
Получают информацию.
Выражают мнение, делятся впечатлениями, рассказывают, объясняют.
Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира.
Проявляют любознательность и интерес.
7.Само путешествие. Заполнение участка карты (линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками).
Задача: учить анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы;
учить быть исследователями.
Задача: стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое.
Задача: воспитывать правила поведение в природе.
Игровая ситуация.
Ситуация свободного выбора.
Стимулирование занимательным содержанием.
Рассказ, объяснение, приобретение новых знаний.
Поисковый метод.
- Ребята, как вы думаете, что нужно взять с собой в поход? Дид/игра «Что необходимо в путешествии?», наглядный материал: набор предметных картинок.
Цель: выбрать картинки с изображением предметов, необходимых для похода,
оборудование для «очистки» водоема, леса: фильтры, ведёрки, мешки под мусор, напоминающие знаки.
-Ребята, кто готов, садитесь в автобус, и – поехали!
Чтобы знать по какому маршруту мы ехали. Я предлагаю отмечать на карте все пункты, которые мы проедем. (Знак с изображением автобуса).
Вот мы и приехали к лесу.
Как нам лучше двигаться - пешком или на автобусе? Почему?
Дети идут по лесу к озеру. (Музыкальное сопровождение).
Дети идут по лесу и видят пустые бутылки из-под воды, бумагу, фантики.
-Ребята, как вы думаете, можно мусорить в лесу?
Конечно нельзя. Давайте соберём весь мусор и поставим знак «Не бросайте мусор!» Дети собирают мусор в мешки.
Ещё какой знак можно поставить? («Берегите лес от пожара»).
-Молодцы! Саша поставь напоминающие знаки на карту.
-Ребята, давайте ещё раз вспомним обитателей леса. Отгадайте загадки.
Хвостик короткий,
Четыре копытца,
Большие ушки,
Двигается быстро!
(косуля)Огромная кошка мелькнёт за стволами, Глаза золотые и уши с кистями. Но это не кошка, смотри, берегись, Идёт на охоту коварная... (рысь)
У него, клыки, торчком,
Землю роет пятачком,
Грязевых, любитель, ванн,
Он - неряшливый ...(кабан)
Молодцы! А какие ещё животные и птицы обитают в лесу?
Скажите, что вы знаете о растительности леса?
(Деревья, трава, грибы, ягоды)
-Ребята, у меня есть картинки-метки с изображением растительного мира и животных. Выберите нужные картинки и прикрепите на карту.
Дети идут дальше и подходят к озеру (макет загрязнённого озера).
Посмотрите на озеро. Как вы думаете, вода чистая в озере?
Что нужно сделать, чтобы узнать в каком состоянии вода? Правильно, проведём опыт по очистке воды. Что нам для этого нужно? Оборудование для «очистки» водоема: фильтры, лейка с водой.
-Ребята, давайте возьмём стаканы, сверху положим ситичко с фильтром и нальём воду из озера.
Дети проводят опыт.
-Опишите свой результат. Какая вода в стакане? Почему? Что осталось на поверхности фильтра?
Значит какая вода в озере?
Хорошо ли обитателям озера в такой воде?
-Ребята, расскажите, как человек загрязняет природу?
-Мы не сможем самостоятельно очистить воду в озере, что же нам делать? Правильно - надо позвонить в специальную службу и поставить напоминающий знак «Берегите природу!».
-Ребята, назовите правила поведения на природе ( в лесу, на водоёме?).
Молодцы! Прикрепите на карту картинку с изображением проведённого опыта и обитателей озера.
Едут обратно.
Выполняют игровые
действия,
Принимают решение.
Дети работают со схемой.
Принимают решение.
Выражают мнение, делятся впечатлениями, рассказывают, объясняют
.
Появление у детей заинтересованности, познавательного интереса.
Выражают мнение, делятся впечатлениями, рассказывают, объясняют.
Выражают собственные суждения.
Проводят опыты.
Следят за действиями других детей.
.
Способны
принимать решение самостоятельно.
Способны работать со схемой.
Рассуждают, делают выбор.
Умеют делать выводы над проделанной работой.
Дети имеют представления об обитателях леса и водоёма.
Дети проявляют желание экспериментировать и узнавать новое; быть исследователями.
Дети имеют правильное отношение и поведение в природе.
Умеют сравнивать, делать выводы над проделанной работой.
8.Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали
Задача: Через эмоциональное состояние детей, понять. Насколько занятие достигло своей цели.
Актуализация знаний.
-Вот и закончилось наше путешествие. Я предлагаю посмотреть на карту и вспомнить маршрут. Каких обитателей леса и озера мы видели. Какую работу мы провели. Молодцы! Я очень рада, что вы не отказали Саше. Кто помнит, кто такие волонтёры? (Звонок).
Ребята, мне сейчас позвонил Саша и поблагодарил вас за помощь. Я поздравляю вас – теперь и вы стали волонтёрами.
Выражают мнение, делятся впечатлениями, рассказывают, объясняют.
Выражают собственные суждения.
Проявляют способность анализировать, обобщать.
9.Открытость-ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах и семье.
Творческое задание.
Ребята, я предлагаю нарисовать наше путешествие. А вы что предлагаете? (Подвести под решение – нарисовать эмблему волонтёра). Молодцы!
Детям предоставляется возможность выбора.
Планируют дальнейшую деятельность.
Автор Быкова Эльвира Нурисламовна
KђЗаголовок 115