Представление опыта работы классного руководителя
МОУ « Шербакульский лицей»
Номинация « Вторая мама» - лучший классный руководитель.
Новикова Надежда Владимировна
Дата рождения: 04.04.1976 г.
Образование: высшее, ОмПГУ им. Ф.М. Достоевского
Специальность: учитель начальных классов
Стаж работы в качестве классного руководителя: 11 лет
Курируемый класс: 2 «а» класс
Место работы: МОУ «Шербакульский лицей» Шербакульского района
О себе и воспитательной деятельности
«Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.»
В.А. Сухомлинский
Перед каждым классным руководителем сейчас стоят одни и те же вопросы: как воспитывать сегодня? Какую цель преследовать? Сейчас есть много проблем, которые так или иначе касаются нашей работы: девальтируются нравственные ценности, усиливается ощущение духовной пустоты подрастающего поколения. Тем более сейчас как никогда важно формирование жизнестойкой, жизнеспособной личности. Поэтому выбрала основной путь решения проблем воспитания- обращение к личности каждого ученика, его жизненным силам и возможностям. Основной принцип воспитательной работы с детьми - принцип личностного подхода. То есть мероприятия проводятся не просто по отдельным темам, а в рамках разработанных мною программ воспитательной работы:
1.Программа « Развитие классного коллектива»
2.Программа « Я в классном самоуправлении»
3.Программа « Я – патриот»
4.Программа « Мой родной край»
5. Программа « Здоровье»
В рамках каждой программы проводится цикл классных часов.
В своей работе ставлю следующие цели:
непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника с целью становления как личности;
содействие созданию самых благоприятных условий для формирования его личности;
осуществление необходимых педагогических коррективов в системе его воспитания.
При достижении целей решаю следующие задачи:
организовываю систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности;
пытаюсь создать условия для индивидуального выражения каждого ребенка;
осуществляю индивидуальный корректив развития каждой личности.
Разрабатывая программы, учитывала современные требования к направлениям внеклассной работы, в том числе ФГОС второго поколения, которые регулярно использую:
- спортивно-оздоровительное направление;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Как правило, при проведении воспитательной работы всегда возникает какая-то проблема. А разрешение ее организую разными путями, формами:
Беседы;
Диагностику (деятельность по развитию детей не может строиться «на глазок» - без применения диагностических средств);
Собеседование;
Дискуссии;
Игры;
Конкурсы;
Общественно-полезный труд;
Художественно-эстетическую деятельность.
Особое место занимает классный час- процесс непосредственного общения моего и воспитанников.
Для регулярного отслеживания результатов работы учащихся в классе, а также индивидуально каждого учащегося использую такие формы работы как:
- ведение портфолио класса;
-ведение индивидуальных портфолио учащихся.
Портфолио класса поместила в интернет, постоянно пополняю и дорабатываю.
Считаю целесообразным использование в своей работе с детьми комплексных форм как системноинтегрирующих факторов процесса воспитания:
- познавательные игры « Азбука важных вопросов-открытий»;
- проектная мастерская;
- выставки;
- концерты;
- презентации, самопрезентации.
Так в рамках проектной мастерской вместе с учащимися разработала и представила следующие проекты:
№п/п
Название проекта
Класс
Уровень
1.
Проект пришкольного участка « Цветник в огороде»
7
Школьный
2.
Проект семейного клуба
« Семейные посиделки»
6, 1
Школьный
Районный
3.
Проект обустройства классного кабинета.
2
Школьный
Учащиеся с удовольствием принимают участие в составлении презентаций и самопрезентаций, собирая материалы по предложенным темам. За время моей работы были представлены следующие презентации:
№п/п
Тема презентации
Где представлена
Слушатель
1.
Моя лучшая мама.
Школьный конкурс.
Родительское собрание
1-4 классы.
Родители.
2.
Жизнь 1 «а» класса.
Родительское собрание
Родители.
3.
Стремимся быть единым коллективом.
Районный конкурс
« Самый классный классный»- 1 место
Учителя района
4.
Моя малая Родина - Шербакуль
Школьный конкурс – 1 место
Учащиеся лицея
5.
Мы и наше творчество.
Школьный конкурс
« Самый классный класс»
Учащиеся лицея, учителя
6.
Система работы классного руководителя.
Районный конкурс
« Самый классный классный»- 1 место
Учителя района
7.
Противопожарная безопасность.
Классный час
Учащиеся класса
8.
Экология родного края.
Классный час
Учащиеся класса
Считаю важным использование в своей практике классного руководителя таких технологий как:
- технология КДТ;
-Технологии моделирования воспитательной системы класса;
-технологии коллективного планирования жизнедеятельности в классе;
-Технологии подготовки и проведение личностно ориентированного классного часа;
-Игровых и коммуникативных технологий;
-Технологии анкетирования, тестирования и применение других методов психолого-педагогической диагностики.
Нельзя забывать, что ребёнок находится в постоянном контакте с социумом, поэтому стараюсь поддерживать постоянную взаимосвязь с общественностью:
-сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования;
-пожарной частью;
- ГАИ;
- детские сады ( шефство);
- дом престарелых в с. Борисовское (выездные концерты).
Несмотря на наличие проблем, считаю, что воспитание должно быть гуманным. В соответствии с одним из основных правил педагогического общения нужно воспринимать воспитанника таким, каков он есть. Никогда не забываю в работе о том, что каждый учащийся – это почти взрослый человек со своими достоинствами и недостатками. Чтобы не отставать от современных требований в образовании, стараюсь постоянно работать над собой:
Знакомлюсь самостоятельно и через школьные семинары с воспитательным процессом в современной школе, помогающим воспитать в каждом ребёнке личность, приспособленную к современным жизненным условиям;
Изучаю литературу, раскрывающую «тайны» в работе классного руководителя;
Диагностика помогает узнать интересы ребят и развивать индивидуальные способности.
Представляю результаты своей деятельности классного руководителя, а также результаты учащихся:
№п/п
Мероприятие
Уровень
Класс
Место
1.
Конкурс«Самый классный классный»
Районный
7
1
2.
Конкурс « Учитель года»
Районный
7
2
3.
Фестиваль « Возьмёмся за руки, друзья»
Школьный
6
1
4.
КВН « За здоровый образ жизни»
Районный
7
1
5.
Конкурс « Самый классный класс»
Школьный
7
1
6.
Проект пришкольного участка.
Школьный
7
1
7.
Конкурс творческих работ«Мой Шербакуль»
Школьный
1
2
8.
Конкурс сочинений
« Моя малая Родина»
Районный
5-6
Вошли в районный сборник
9.
Шефская работа.( ветераны, пожилые)
Районный
6-7
Рассказ на телевидении
10.
Фестиваль «Радуга талантов»
Районный
5
1 место(показ мод)
11.
Фестиваль «Радуга талантов»
Районный
9
1 место (чтецы)
12.
Фестиваль «Радуга талантов»
Районный
7-8
1 место (театральная студия)
И в заключении хочется сказать, что ребята мне помогли понять: главное не воспитывать, а прожить с ними тот отрезок времени, который нам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относиться так, как хочу, чтобы они относились ко мне. Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу».
Декабрь 2010 год
15