Система воспитательной работы классного руководителя по профилактике трудных учащихся в классе.
Система воспитательной работы классного руководителя по профилактике трудных учащихся в классе.
В соответствии со сложившейся ситуацией и рекомендациями правительства РФ необходимо повсеместно проводить усиление взаимодействий ведомств, организаций и учреждений, которые должны принимать участие в мероприятиях по профилактике детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений.
Основным посредником в работе с семьей являются классные руководители и социальный педагог школы.
В нашей стране, около 29 миллионов – это дети, которые еще не достигли 16 лет, то есть чуть больше 20% населения страны, что не так много. При этом почти у 2 млн детей есть серьезные проблемы, и они нуждаются в социальной поддержке. Это дети-инвалиды, дети, потерявшие родителей, которые становятся сиротами при живых родителях
Аналитическая справка по школе:
Всего учащихся – * ( мальчиков – *, девочек –* )
Количество классов-комплектов – *( обучается в 1 смену –* , во вторую смену – *)
Количество полных семей – *
Количество неполных семей – *
Количество многодетных семей – *
Количество малообеспеченных семей – *
Количество семей социального риска – *
Дети под опекой – *
Дети с ограниченными возможностями – *
Дети обучающиеся по ВСП – *
Дети –сироты- *
Учащиеся состоящие на ВШ учете – *, ОДН – *
Семьи состоящие на ВШ учете – *, ОДН – *
Социальный состав семей: рабочие- *,служащие - *, предприниматели- *, пенсионеры -*, безработные- *.
Образование родителей: высшее- *, средне-специальное-*, средне-техническое-*, среднее-*, без образования- *.
Количество семей, имеющих: 1 ребенка-*, 2 детей-*, 3 детей- *, 4 детей и более – *.
“Трудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидает?
Может быть, нелишне взглянуть на ситуацию глазами ребенка? И ему взрослые могут представляться несправедливыми, невнимательными, непонимающими, злоупотребляющими своей властью, физической силой, творящими «суд скорый и неправый». В самом деле, каждый ли ребенок, не оправдывающий наших ожиданий, действительно трудновоспитуемый?
По отношению к детям термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
"Трудные" дети и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие детям, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" учащихся, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
- усиление влияния псевдокультуры;
- неблагоприятные семейно-бытовые отношения; отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
- "эпидемия" разводов;
- потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Категории семей, находящихся в зоне социального и психолого-педагогического риска.
Категории семей
Причины и признаки социального неблагополучия в семье
1. Семьи с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Эмоционально напряженная атмосфера: взаимонепонимание, отрицательная реакция на поступки, проявление нетерпимости.
2. Семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности (детьми-инвалидами)
Низкая адаптация в среде сверстников
3. Семьи с родителями-инвалидами
Семья испытывает финансовые затруднения, так как один или оба родителя вынуждены не работать, при этом имеют невысокое социальное пособие на ребенка, но вместе с тем большие материальные затраты на лечение
4. Неполные семьи
Семья испытывает финансовые затруднения. В отсутствие второго родителя не всегда полноценно реализуются воспитательные и коммуникативные функции семьи у ребенка.
5. Многодетные семьи
Низкое материальное положение семьи. Недостаточное обеспечение питанием, одеждой и т.д
6. Малообеспеченные семьи:
- с низким уровнем дохода
- с безработными родителями
Ребенок в такой семье зачастую имеет плохие материально-жилищные условия
7. Неблагополучные семьи:
- педагогически несостоятельные
- нравственно неблагополучные
- зависимые от психоактивных веществ
- практикующие жестокое обращение с детьми
Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые втягивается ребенок. Нарушаются права и интересы детей. Эмоциональная атмосфера в семье и используемые методы воспитания травмируют психику ребенка, отрицательно влияют на результаты его обучения, полноценное развитие.
8. Семьи беженцев
Отсутствие знаний о правах и социальных льготах
Педагогическая неграмотность
9. Семьи участников военных действий
Эмоциональное напряженная атмосфера в семье
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей
Задачи классного руководителя
Семьи, в которых « трудные» родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.
Заинтересовать судьбой ребенка, пробудить ответственность за его будущее;
Пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Объяснить родителям о пагубном влиянии на ребенка того образа жизни, который они ведут.
Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
Включить ребенка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителя.
Повышение педагогической грамотности родителей через индивидуальные консультации, родительские собрания, совместные круглые столы.
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.
При встречах с родителями дома и в школе, использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы, развитие внутреннего мира.
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.
Доказать родителям, что с ребенком надо общаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
Доказать , что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.
Кроме описанных типов семей выделяют также:
дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);
семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.
По типу запущенности:
- педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
- социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
- правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
- отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).
По области психических нарушений:
- с нарушениями в сфере общения;
- с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
- с односторонним умственным развитием;
- с неправильным развитием волевой сферы.
По позиции:
- не удовлетворенные своим положением в детском коллективе;
- не удовлетворенные своим положением в семье;
- с преобладанием связей с дезорганизаторами;
- с надломленной психикой;
- с избыточной энергией, не нашедшей применения.
Прежде всего, классному руководителю совместно с социальным педагогом школы следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
- установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
- ознакомиться с положением ребенка в семье;
- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
В работе с "трудными" детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.
В младшем школьном возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Классный руководитель в работе с « трудными детьми» должен обратить на них особое внимание:
- научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
- создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
- вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
- обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
- учить уважать товарищей и взрослых;
- развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
Организация помощи педагогически запущенным детям строится по 4 основным направлениям:
1)Организация педагогической помощи:
- отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;
- снятие «синдрома неудачника»;
- формирование положительной «Я-концепции»;
- организация педагогической помощи детям из неблагополучных детей.
2) Организация медицинской помощи (фельдшер)
3)Организация психологической помощи (педагог-психолог)
4) Организация свободного времени
- вовлечение детей в кружки, секции, детские общественные организации, общественно полезную деятельность;
Конечно « трудных» детей порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.
Но есть и еще одна истина, которая доказана « Дети - зеркало образа жизни отцов и матерей».
«Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - писал В.Я.Сухомлинский
Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, которая определяет эффективность всего образовательного процесса. Наиболее распространенными проблемами в отношениях семья и школы на сегодня, по мнению педагогов являются:
Чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей,
Недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в школьных делах,
Низкий уровень доверия школе и как следствие негативное отношение к школьному воспитанию,
Невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей зачастую повторяющийся у их детей.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок – благополучным или нет - зависит от того, каковы взаимоотношения в семье.
В статье 18 Закона “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте”.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Современные родители испытывают трудности в воспитании своих детей. Среди многих причин можно выделить следующие:
1. Однодетность или малодетность семьи. В таких семьях дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами.
2. Молодые семьи живут отдельно от своих родителей, что снижает влияние старшего поколения на детей, а внуки лишаются сказок, влияния бабушек, дедушек.
З. Возрастающие социальные и экономические трудности снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроения.
4. Большую часть свободного времени как родители, так и дети проводят за телевизором или за компьютером, не оставляя свободного времени на общение друг с другом.
Причин, мешающих хорошему взаимоотношению детей и родителей, очень много. И на сегодня, к сожалению, можно с уверенностью говорить о том, что во многих семьях обстановка неблагополучная, независимо от их материального положения.
На формирование личности ребенка сильное влияние оказывает весь образ жизни. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка.
В современных семьях можно выделить следующие ошибки родителей:
1) неприятие своего ребенка;
2) несогласованность между взрослыми, родителями, бабушками, дедушками в вопросах воспитания;
3) несоответствие требований родителей возможностям детей;
4) негибкость поведения родителей по отношению к детям;
5) непонимание своеобразия личности ребенка;
6) если в семьях имеет место инверсия супружеских отношений; в результате чего происходит смешение идеалов, утрачивается влияние родителей на детей, а как следствие - у ребенка возникает внутриличностный конфликт.
15