Профессионально-прикладная физическая подготовка среди студентов медицинского колледжа

Профессионально-прикладная физическая подготовка среди студентов медицинского колледжа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Александр Юрьевич

ГАОУ СПО НСО НМК
преподаватель, кафедра физического воспитания

Аннотация:
 
Развитие и совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки в средних учебных заведениях является одним из ключевых факторов развития определенных сторон и свойств будущего специалиста. Необходимо при составлении учебных программ по физическому воспитанию обращать внимание на характер будущей профессии и разделять физическое развитие по специализациям. Так к примеру, для стоматологического факультета больше развивать статистическую выносливость и мелкую моторику, для лечебного факультета – общую выносливость, координацию и т.д.
  Современное состояние здоровья студентов привлекает специалистов из разных сфер, отмечено, что за период обучения в колледжа у абитуриентов и студентов наблюдается снижение уровня физического и психического здоровья, рост заболеваемости сердечнососудистой, дыхательной, нервной и пищеварительной систем в силу ограниченной двигательной активности, ухудшение и потеря социально-культурных ценностей и привлекательности в физическом воспитании студенческой молодежи.
Физическое воспитание в колледже, являясь базовой его формой, призвано содействовать устранению отклонений в состоянии здоровья и его укреплению, всестороннему физическому развитию, воспитанию профессионально значимых качеств и способностей, устранению возможных вредных влияний объективных условий образовательного процесса на студента.
Значимость физической культуры среди студентов-медиков огромная, это объясняется тем, что физическое состояние и общее самочувствие, крепкое здоровье, высокая работоспособность  и выносливость, необходимые им как будущим специалистам, основывается на физической подготовленности  и нормальном развитии студентов, которые в дальнейшем оказывают влияние на результативность и продуктивность труда. Также физическая культура включает раздел профессионально – прикладной физической подготовки.
Профессионально-прикладная физическая культура – одна из форм физической культуры, используемая как система физической подготовки и физкультурно-оздоровительных мероприятий, формирующих прикладные знания, физические, психические и специальные качества, умения и навыки, форма и содержание которых диктуются особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда.
Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование определенных сторон – свойств будущего специалиста, на основе образа, эталона, профессионального идеала, в структуру которого представлены ценности физической культуры (далее ФК): здоровье, соматический облик, функциональное состояние, развитые психофизиологические способности и другое. Такой идеальный специалист должен обладать и высоким потенциалом социальной отдачи, профессиональной надежности и дееспособности.
В настоящее время расписание учебного процесса в медицинских колледжах составлена так, что на студентов ложится большая учебная нагрузка, которая влияет на функциональное состояние студентов – как физическое, так и психологическое. При составлении рабочих программ необходимо уделять внимание на равномерное распределение нагрузки учебной, а также на развитие физических и психологических качеств на занятии таким образом, чтобы наблюдалась динамика положительного влияния на работоспособность студентов-медиков.
Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Но не стоит забывать тот факт, что для успешно-развитой физически личности занятий по физическому воспитанию будет мало, необходимо их желание и ежедневная двигательная активность не менее 2,5 часов в день.
Труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных, напряженных и ответственных видов человеческой деятельности. Он отличается большой умственной нагрузкой, требует внимания, высокой работоспособности и всегда – значительных усилий и выносливости. Эффективность и качество работы врача во многом зависят от состояния его здоровья, функциональной и физической подготовленности.
Основной задачей ППФП медицинского работника является развитие или поддержание определенного уровня профессионально-важных физических и психических качеств.
Соответственно, перед специалистами в сфере физического воспитания, работающих в медицинском колледже, стоит задача научить студентов-медиков использовать необходимые средства физической культуры и спорта для повышения общей и специальной профессиональной физической работоспособности, снятия психического и нервного напряжения.
Следует помнить, что сегодняшние студенты-медики, это завтрашние специалисты и им предстоит уметь быстро принимать решения, брать на себя ответственность за здоровье и жизнь других людей, работать как в статическом и динамическом состоянии в любых условиях, быть уверенными в своих силах и обладить самодисциплиной и волевыми усилиями. А в ряде специализаций, они своим внешним видом демонстрирует правильный образ жизни (к примеру, фельдшера, стоматологи, медицинские сестры и т.д.).
Основную массу студентов, обучающихся в медицинском колледже, составляют люди в возрасте 17-25 лет, для организма которых характерны специфические анатомо-физиологические особенности. Так же стоить обратить внимание, что лишь треть студентов относится к основной группе, остальные имеют какие-либо проблемы со здоровьем. Помимо этого у современной молодежи наблюдается рост гиподинамии, которая оказывает влияние на показатели функционального состояния систем организма и общей физической работоспособности студентов, где с каждым годом эти показатели ухудшаются с 1 по 4 курсы. Согласно ежегодным отчетам спортивных врачей в медицинских вузах, количество студентов поступающих на 1й курс имеют более низкий уровень функциональной и физической подготовки по сравнению с предыдущими наборами и выпусками. Следовательно, нужно использовать методы адаптивной ФК, ЛФК (лечебная физическая культура) и здоровье сберегающие технологии ФК с дальнейшим вовлечением в активный отдых и спортивно-массовые праздники.
В современной литературе принято говорить о ППФП врачей различных специальностей, но примеры приводят преимущество про врачей общей практики, хирургов, терапевтов и санитарных врачей, но специальностей гораздо больше, поэтому в данной работе рассмотрим ППФП по факультетам.
В связи с тем, что специальности лечебного, сестринского факультетов и акушерское дело программа обучения схожи, объедим их в одну группу. Отдельно выделим группу стоматологического факультета и группу новых факультетов (где обучаются на факультете лабораторный технолог, фармацевт) Рассмотрим по сформированным группам необходимые физические качества и методы их развития.
Группа 1 – лечебный и акушерские факультеты: развитие физических качеств; развитие специальных физических качеств. Включает: внимание, координация движений и мышечных усилий, быстрота реакции, устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Развитие данных качеств с помощью методов развития выносливости – передвижение на лыжах, бег, ходьба, кроссы, плавание и игрового метода – баскетбол, волейбол, теннис, а также зимний полиатлон, аэробика, фитбол, упражнения с лентами и резиной для верхнего плечевого пояса.
Группа 2 – стоматологический факультет: развитие физических качеств; развитие специальных физических качеств; развитие психических качеств. Включает: статическую выносливость, ловкость, мелкую моторику, точность, внимание и быстроту зрительного различения, силовые способности, умение управлять мышечной напряженностью, устойчивость вертикальной позы и правильной осанки, а также волю, уверенность, самообладание. Развитие данных качеств происходит с помощью методов развития выносливости – бег, кроссы, прыжок в длину, статическая –  пулевая стрельба; ловкости - метание мяча левой рукой (для правшей), для развития лучезапястного сустава и кисти - греко-римская борьба, самбо и дзюдо; СФП мелкой моторики, методы развития точности, внимания - стрельба, баскетбол, дартс и скалолазание; сила - тяжелая атлетика (ОФП); мышечный контроль -  аутогенная тренировка. И также можно использовать игровой метод – эстафеты, бадминтон и т.д.
Группа 3 – новые факультеты: развитие физических качеств; развитие специальных физических качеств; развитие психических качеств. Включает: общую выносливость; умение управлять мышечной напряженностью; волю, эмоциональную устойчивость, уверенность. Развитие данных качеств с помощью методов выносливости – круговой метод и ОФП; аутогенной тренировки; соревновательного метода – эстафеты.
Для всех групп необходимо проводить лекции – о профессиональных заболеваниях, профилактике и разборе комплекса упражнений по каждому заболеванию и профессиональных физ.минутках с элементами пропаганды ЗОЖ.
При построении специализированных занятий необходимо обратить внимание на прививание у студентов определенного факультета профилактики профессиональных заболеваний. Так, к примеру, к профессиональным заболеваниям зубных техников относятся костно-мышечные деформации, заболевания периферической нервной системы, остеохондроз, нарушение осанки, а также поражения соединительной ткани. Задача специализированных занятий включить блок лечебно-физической культуры при данных заболеваниях и профилактику данных заболеваний (комплекс упражнений и виды спорта).
 Для правильного подбора средств ППФП требуется точное описание профессии – профессиограмма. В профессиограмме указываются: условия труда, характер труда. К средствам ППФП относят гимнастику, легкую атлетику, лыжный спорт, спортивные игры и специально-прикладные виды спорта. Не стоит также забывать, что с 2016 года в средне специальных учебных заведениях вводятся нормативы ГТО, согласно приказа президента РФ В.В. Путина, соответственно, необходимо строить процесс физического воспитания таким образом, чтобы студенты не только могли проходить ППФП, но и успешно сдавать нормативы ГТО.
Так, к примеру, студенты специальности ортопедическая стоматология (группа №2) в будущей профессии столкнуться с работой в статическом состоянии (определенное рабочее положение в течение дня), где необходима статическая выносливость, и работа с бор. машинами с мощностью в 3000 оборотов, где необходимо развитие мелкой моторики и укрепление лучезапястного сустава кисти. Лечебный и акушерский факультеты (группа №1), у них достаточно широкий выбор специальностей, как со статической выносливостью, так и с динамикой. Поэтому им необходимо развивать как можно больше физических качеств – на общую выносливость (фельдшеры – вызов на дом), координацию и внимательность (все специальности) и т.д. А для новых факультетов (группа №3) необходимо просто ведение здорового образа жизни, поддерживать общее физическое развитие и уметь снимать стресс. Так комплексное использование средств ППФП для группы №1 в процессе ФВ студентов-медиков обеспечит повышение умственной и физической работоспособности, позволит снизить утомляемость, повысит уровень сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, что положительно скажется на посещаемости занятий и академическую успеваемость.
Использование специально-прикладного вида спорта (выбор за пулевой стрельбой) положительно скажется на группе №2, т.к. пулевая стрельба один из видов спорта, развивающий статическую выносливость, мелкую моторику и психологическую устойчивость с точностью выполнения сформированных движений для завершения поставленной задачи, так необходимую для стоматологов.
Как показывает опыт, спорт помогает в практике врача достигать высоких результатов, как во врачебной деятельности, так и спортивной деятельности в достижении высоких результатов на спортивных аренах. Ярким примером являются хирург-ортопед, бронзовый призер Олимпийских Игр Мосин В., многократная рекордсменка и чемпионка мира по подводному виду спорта, к.м.н., терапевт Октябрьская Е. и другие.
Помимо этого стрельба формирует силу воли, терпение, выносливость и чувствительность пальцев (при работе с курком). Использование данного плана обеспечит достаточный объем направленной специализированной физической нагрузки и двигательной активности с сохранением положительной динамики показателей физической подготовленности и умственной деятельности. К тому же пулевая стрельба входит в нормативы ГТО.
Для группы №3 использование кругового метода как ключевого, будет способствовать разностороннему развитию всех мышц, а также поддержание высокого уровня работоспособности, предупреждению психофизических и нервных перегрузок, профилактики возможных заболеваний. Если в нормативы ГТО будут привлечены тест К. Купера или полоса препятствий, то студенты сдадут их.
Соответственно, для воспитания и формирования здоровой личности и успешного специалиста, необходимо не только давать им знания, но и прививать привычки к ППФП, ЗОЖ и быть готовыми к сдаче нормативов ГТО. Обращая внимание на то, что лица занимающиеся спортом умеют правильно ставить цели и достигать результата, обладая высокой работоспособностью.
В заключении необходимо учитывать, что предоставленные рекомендации и материалы по совершенствованию ППФП будущих специалистов носят ознакомительный характер с возможностью внедрения в учебный процесс и формирования привычки к ЗОЖ у студентов. Осуществление всех рекомендаций зависит от наличия материально-технических баз, возможности квалифицированных специалистов самосовершенствоваться в новейшей индустрии физической культуры и спорта, возможности внедрения инновационных подходов в учебный процесс. При всем этом, главное, на что стоит обратить внимание это на состояние здоровья студентов и индивидуальную их предрасположенность с учетом противопоказаний к определенным физическим нагрузкам и видам спорта. В совокупности это позволит сохранить или улучшить общее состояние здоровья студентов на протяжении всего учебного процесса и сформировать навыки ЗОЖ на дальнейшую профессиональную деятельность.



Библиографический список:
1. Грачев О. К. Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. Доцента Е. В. Харламова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 464 с. 2. Евсеев Ю. И. Физическая культура. – Изд. 9-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 444 с. 3. Мандриков В. Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах. - тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.04. – Волгоград. – 2002 4. ППФП студентов – медиков [Электронный ресурс/ Режим доступа] URL: http://www.antonovayu.ru/professionalnay_prikladnay_fizicheskay_podgotovka/PPFP_students_mediks/index.html 5. Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 4-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 152 с. 











Заголовок 1 Заголовок 215