Защитное слово к презентации по технологии на тему Исследовательский проект на уроках технологии
Защитное слово
Добрый день!
Я представляю презентацию на тему «Методика применения исследовательского проекта на уроках технологии».
(СЛАЙД 1)Остался позади век промышленности, и мы вступили в век информации. И радует, что непрерывно стала расти ценность образования. Вопрос в том, соответствует ли уровень знаний, который дает школа, требованиям распахнувшегося перед нами нового, удивительного мира? Каким же должен быть современный ученик? В концепции современной модели образования ответ известен: ученик должен быть информирован, коммуникабелен, уметь самообразовываться и самостоятельно организовывать свою деятельность, (СЛАЙД 2)
которую можно представить в виде формулы:
Знаю + умею + хочу = компетентность
(СЛАЙД 3) С учетом инновации делается акцент на внедрение исследовательских и проектных методов, вовлекающих школьников в практическую и научно – исследовательскую деятельность. Исследование занимает центральное место в образовании, это возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы овладения новыми знаниями в условиях стремительного увеличения информации, возможность сохранения и раскрытия в каждом ребенке его индивидуальности, неповторимости, творческого дара.
Исследовательское обучение развивает познавательную деятельность учащегося его творческий характер и является одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения, самостоятельной работой учащихся.
Возможность применения исследовательских методов на уроках технологии еще достаточно не описана в литературе. Они рассматриваются как стратегия обучения одаренных детей, хотя, по-моему, привлекать надо учащихся разного уровня подготовленности, разного возраста. Это дает возможность углубления, развития творческих способностей, сферы достижения, индивидуализации обучения, создания условий для «рождения идей», личных открытий, повышения уровня обобщения, абстрагирования.
(СЛАЙД 4)
Различные формы творческих работ – это возможность самореализации, общения, самооценки, самоопределения учащихся. Это гарант того, что ученик будет успешен и в жизни. Конкурсы, конференции, выставки – это возможность самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, это приобретение опыта самостоятельной деятельности, саморекламы и опыта личной ответственности обучающихся.
(СЛАЙД 5)
Учитель в свою очередь перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Учитель теперь выступает в роли:
Руководителя процесса в добывании знаний, который может четко спланировать и реализовать проект
Воспитателя.
Энтузиаста, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
Исследователя.
Специалиста, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
Консультанта, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
«Человек, задающий вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
Координатора, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
Эксперта, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
(СЛАЙД 6) При исследовательской деятельности учащиеся отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности. Исследовательский метод при обучении технологии – это имитация творческого поиска исследователя. Учащиеся открывают новое, но это субъективно новое, известное науке, но неизвестное ученику. При этом они проходят те же этапы творческого процесса, что и настоящий исследователь.
(СЛАЙД 7) Рассмотрим последовательность этапов проектирования:
1. Начинать работу над проектом надо с выбора темы.
Следует выбрать объект проектирования, т.е. изделие или произведение, социальное мероприятие или услугу, которые вы действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, с помощью которых можно было бы удовлетворить какие-либо потребности людей.
К выбору темы проекта предъявляются определенные требования:
объект проекта должен быть вам хорошо знаком, понятен, а главное – интересен;
будущее новое изделие (услуга, мероприятие) должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;
вы должны быть уверены, что выбранный объект позволит вам реализовать себя в творчестве, что он вам по силам, что вы справитесь с поставленными задачами.
2. На следующем этапе проектирования образов (моделей) будущего изделия исследуется банк идей. Отчасти из них, может быть, придется отказаться, однако некоторые детали, нюансы, находки могут еще пригодиться в дальнейшем.
Образ будущего изделия лучше всего, конечно, передает рисунок. На первых порах не следует пренебрегать чертежами, сделанными от руки, рабочими зарисовками.
Образ изделия должен иметь законченную композицию и выразительность. Можно использовать любые изобразительные средства (надписи, выделения цветом, даже наложение изображений), лишь бы была достигнута предельная информативность.
3. Тема проекта выбрана, и вы уже кое-что знаете об изделии на уровне образа, представления. Однако теперь еще надо ответить (в первую очередь себе) на следующие вопросы:
Что из подобных товаров уже предлагает рынок? Какова их эволюция и тенденция изменения? Существует ли конкуренция? Есть ли динамика рыночной цены? Каковы плюсы и минусы этого производства?
Кто потенциальные потребители вашего нового изделия (возраст, пол, социальное положение, образ жизни, уровень материального состояния, уровень культуры и др.)?
Какие потребности вы собираетесь удовлетворить внедрением своего изделия, услуги, мероприятия (улучшение потребительских или эстетических качеств; изменение себестоимости и цены; расширение рынка; сокращение производственных, торговых и транспортных расходов и др.)?
4. Теперь вам надо определить источники информации, то есть откуда вы узнаете о том или ином изделии.
5. Материал для изготовления изделия следует выбирать по критериям:
пригодность материала к обработке с учетом возможностей школьных учебных мастерских;
возможность декоративной обработки материала;
прочность, долговечность;
стоимость материала и его обработки (затраты электроэнергии и рабочего времени);
амортизация оборудования.
6. Планирование процесса изготовления. Разработка вариантов технологического процесса. Анализ выбранных методов производства в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
7. Корректировка плана в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных вами решений.
8. Оценка стоимости готового изделия и экологическая оценка проекта. Разработка возможностей его реализации с учетом спроса на данную продукцию.
9. Выполнение проекта.
10. Защита проекта.
Любой проект включает в себя: (СЛАЙД 8)
а) пояснительную записку, в которой отражен путь от замысла, через поиск идей и решений, через графическое их воплощение – схемы, рисунки, чертежи – к окончательному проектному решению (пояснительная записка выполняется на листах формата А4, на одной стороне, рукописно или на компьютере, имеет титульный лист, на котором отражена тема проекта – исследования, фамилия, имя, отчество учащегося и руководителя, название учебного заведения, дата; содержание, список литературы, приложения, в тексте должны быть обязательно сноски на литературу);
б) материальное воплощение проекта (изделие, опытный образец, макет, тексты, рисунки, фотографии, видеофильмы и т.д.);в) публичную защиту выполненного проекта и его результатов:
аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;
объем и полнота разработок, выполнение этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта;
аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии;
уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта;
качество оформления, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и продуманность структуры текста, качество эскизов, схем, рисунков.
(СЛАЙД 9)
Ожидаемый результат проектно-исследовательской деятельности:
создаёт у учащихся образ цельного знания;
повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
воспитывает значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к самоорганизации; желания делать свою работу качественно;
развивает исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки; способность ориентироваться в информационном пространстве; умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Сейчас рассмотрим этапы проектирования на примере проекта-исследования «Ароматная подушка» в форме защиты презентации. Данный проект был представлен на областной научно-практической конференции обучающихся в секции «Техническое творчество и технологии» в 2015 году. Я приглашаю учащуюся 9 класса Лузину Анастасию.