Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 11 класса (базовый)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1" п. Пуровск Пуровского района
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №1» п.Пуровск
филологии
Руководитель МО:
_____________ Л.А Калиниченко __________________________________ ____________________Е.В.Фесенко
Протокол № _6
от «_30_» _мая________ 2016
Приказ №___.
от «____»__________201 г.
Рабочая программа
элективного курса «Искусство устной и письменной речи»
для 11 класса
(базовый)
1 час в неделю (всего 34 часа)
Учитель Калиниченко Лариса Анатольевна
·
·
·
·
·2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено на основании курса
«Искусство устной и письменной речи». Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008.
Программа рассчитана на 34 часа.
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. В связи этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в речевой практике основные нормы русского литературного языка( произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения). И, наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар.
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электронном форматах. Предполагается активное использование Интернет-ресурсов, электронных учебников, электронных справочников.
Прогнозируемые результаты
Элективный курс «Искусство устной и письменной речи» поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта, электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).
В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающие должны знать/уметь:
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в речевой практике основные нормы русского литературного языка( произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения). И, наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов в теме
1
Сбор материала для письменного и устного высказывания
5
2
Развитие основной мысли в письменном и устнов высказывании
6
3
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств
6
4
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя
6
5
Публичная защита реферата
10
6
Итоговое занятие
1
Содержание программы (34 ч)
Сбор материала для письменного и устного высказывания (5 ч) Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного). Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, интернет – публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т.п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух. Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет – ресурсов в процессе подбора материала по теме реферата (выступления). Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации. Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы. Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (6 ч) Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана. Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения. Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления. Основная часть речевого высказывания. Подчиненность доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов. Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений. Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений. Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи. Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста. Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте. Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др. Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения(нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения. Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
Точность и правильность письменногои устного высказывания, уместность используемых средств (6 ч)
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания. Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию. Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения. Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной речевой ситуации. Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
Средства эмоционального воздействияна читателя и слушателя (6 ч)
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др. Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание т.д. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя. Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи. Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя. Особенности речевого этикета в официально- деловой, научной и публицистической сферах общения.Публичная защита реферата (10 ч)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида. Психологическая готовность к трудностям публичного выступления. Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
Вагаков Д. Риторика.- М., 2001Баранов А. Н. Я в
ас слушаю.- М.: 1990Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. – М. : 1989Гольдин В. Е. Речь и этикет. – М.: 1983Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзько М. В. и др. Умеете ли вы общаться? – М.: 1991Кохтев Н. Н. Риторика. – М.: 1994Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. М.: 1992Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. – М.: 2002Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.: 1991Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? – М.: 1988Скворцова Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М.: 1983Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: 1989СловариКрысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1987Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: 2004Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарь –справочник. – М.: 2003Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В. В. Иванова. – 4-е изд. - М.: 1999Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В. Панов. – М.: 1984Для учителяАванесов Р. И. Русское литературное произношение. – 6-е издание, перераб. и доп. – М.: 1984Безменова Н. А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. – М.:1989Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. – М.: 1991Диалог: теоретические проблемы и методы исследования/Под ред. Н. А. Безменовой. – М.: 1991Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: 1993Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. – М.: 1997Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. - М.: 1989Иванова С. Ф. искусство диалога, или Беседы о риторике. – М.: 1992Ивин А. А. Основы теории аргументации. – М.: 1997Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М.: 1998Корнилова Е. Н.Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. – М.: 1998Культура русской речи/Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М.: 1998Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: 1986Ладыженская Т. А. Риторика в школе и жизни. - М.: 2001
Календарно-тематический план.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Форма организации
урока
Дата
Коррекция
План.
Факт
Сбор материала для письменного и устного высказывания
5(часов)
1.
Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.
1
Лекция.
01.09
02.09
2.
Работа над содержанием речи. Анализ литературы.
1
Конспект
08.09
3.
Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах.
1
Практическая
работа
15.09
4.
Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.
1
Практическая работа
22.09
5.
Способы цитирования.
1
Лекция
29.09
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании
7(часов)
6.
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления.
1
Лекция.
06.10
7.
Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приёмы изложения.
1
Конспект.
13.10
8.
Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.
1
Практическая работа
20.10
9.
Заключение и основная мысль текста. Функции заключения, варианты заключений.
1
Практическая работа.
27.10
10
Смысловые части письменного текста и абзац.
1
Лекция
10.11
11
Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте.
1
Лекция.
17.11
12
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли.
1
Практическая работа
24.11
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств
6(часов)
13
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию.
1
Практическая работа.
01.12
14.
Языковая норма и её признаки. Орфоэпические и интонационные нормы.
1
Лекция
08.12
15.
Лексические и стилистические нормы.
1
Лексика.
15.12
16.
Морфологические и синтаксические нормы.
1
Лекция
22.12
17.
Правописные нормы. Вариативность норм.
1
Лекция
18.
Нормативные словари современного русского языка и справочники.
1
Практическая работа.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя
6(часов)
19.
Выразительность речи.
1
Семинар-практикум
20.
21.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи.
2
Семинар-практикум
22.
Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.
1
Урок-игра
23.
Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.
1
Семинар-практикум
24.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
1
Лекция
Публичная защита реферата
10(часов)
25.
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению.
1
Лекция.
26.
Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.
1
Практикум.
27.
Основные критерии оценки выступления на защите реферата.
1
Лекция
28.
Содержательность и соответствие нормам.
1
Конспект.
29.
Выразительность речи.
1
Семинар-практикум
30.
Успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
1
Семинар-практикум
31.
Защита рефератов.
1
Зачёт.
32.
Защита рефератов.
1
Зачёт.
33.
Защита рефератов.
1
Зачёт.
34.
Итоговое занятие.
1
13PAGE 15
13PAGE 14315
15