ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Создание здоровьесберегающей среды обучения и системы обеспечения безопасности детей в Интернете в условиях информатизации образования»

Опасности, поджидающие ребенка
при работе за компьютером

Любое изобретение способно причинить вред здоровью. Достижения человеческого общества письменность, ремесла, транспорт, связь так или иначе влияют на людей через изменения естественных условий, сформированных природой. Причем это процесс протекает лавинообразно: за последние 10 лет в образе жизни людей произошли столь же значимые изменения, как за предыдущее столетие и т. д. Организм человека формировался на протяжении миллионов лет, и несколько тысяч лет цивилизации изменили биологическую сущность людей совсем незначительно. Психика современного человека складывалась в течение десятков тысяч лет, а информационным технологиям меньше века. Сегодня техногенные угрозы здоровью, как физическому, так и душевному, выходят на первый план. Самой тяжелой платой за технический прогресс оказались гиподинамия и загрязнение среды. В широком смысле можно говорить о физическом и информационном загрязнении как окружающей (внешней), так и внутренней среды человека.
Медицинские аспекты
Еще несколько лет назад весьма популярным было мнение о «вредном излучении» от работающего компьютера. Эта идея слишком очевидна, чтобы разобраться в ней детально. Раз внутри системного блока присутствуют высокочастотные электромагнитные колебания, а внутри монитора еще и высокое напряжение, на человека, сидящего перед компьютером, должны воздействовать электромагнитные поля. Эпитет «вредные» добавился автоматически.
Заметим, то же говорилось в свое время и о негативном влиянии телевизора...
Жизнь показала, что электромагнитное воздействие на человека, даже проводящего много времени за компьютером, пренебрежительно мало по сравнению с естественным электромагнитным фоном. Кроме того, нас постоянно окружает гораздо более мощная техника: от линий электропередач до всевозможных бытовых приборов, излучающих колебания, измеряющиеся десятками герц и даже гигагерц. Вырваться из электромагнитной паутины современному человеку практически нереально.
В то же время так и не доказан ни один конкретный случай заболевания, вызванного электромагнитными излучениями (ЭМИ) именно персонального компьютера. Все известные примеры профессиональной патологии связаны с источниками ЭМИ, мощность которых больше в миллионы раз: радиолокаторами, промышленными СВЧ-генера-торами, оборудованием электростанций и высоковольтными линиями электропередач.
Потенциальная опасность длительной работы за компьютером, как ни странно, не связана непосредственно с компьютером! Все патологические воздействия известны очень давно.

· Нарушения опорно-двигательного аппарата:

· поражения позвоночника нарушение осанки, сколиоз;

· поражения лучезапястного сустава туннельный синдром, артрозы.

· Нарушения зрения:

· зрительный синдром;

· глазной синдром.
К сожалению, организм человека изначально не приспособлен ни к длительному сидению в одной позе, ни к постоянному разглядыванию близко расположенных предметов. Биологическая эволюция человека протекала под действием прямо противоположных требований: выживание наших
предков зависело от подвижности и острого зрения вдаль. Позвоночник и суставы лучше всего чувствуют себя во время разнообразных движений так обеспечивается равномерная нагрузка на суставные поверхности и необходимое их питание. Для поперечнополосатых мышц нормальный режим работы чередование напряжения и расслабления. Учитывая, насколько сложный мышечный аппарат имеет глаз, понятно, что и для этого органа наиболее естественной является динамическая нагрузка. Динамика лежит в основе всех уровней работы нервной системы: от безусловных рефлексов до высшей нервной деятельности. Как доказано классической физиологией, сбалансированное чередование возбуждения и торможения условие нормального протекания любых нервных процессов.
Всевозможные нарушения осанки и искривления позвоночника издавна считались бичом «сидячих работников», и больше всего от них страдали конторские служащие и ремесленники. Лучезапястные суставы нередко поражались у людей, занятых монотонной мелкой ручной работой: граверов, вышивальщиц, вязальщиц. К ухудшению зрения приводили занятия, требовавшие длительного чтения и письма, напряженного разглядывания мелких деталей. Опять же это была конторская работа, ювелирное и часовое дело, а также шитье.
Однако на протяжении всей истории человечества такой работой занималась достаточно малая часть населения, к тому же к подобной деятельности люди приступали уже в зрелом возрасте. Массовая грамотность и всеобщее школьное обучение заметно «омолодили» перечисленные недуги. Поэтому школьная гигиена на протяжении XIX-XX веков стала одним из приоритетных направлений здравоохранения. Строго говоря, тогда и были сформулированы очень простые и четкие рекомендации, позволяющие сохранить здоровье ребенка. В детском саду и школе эти требования по мере возможности соблюдаются. И расписание занятий, и школьная мебель призваны предупреждать зрительное переутомление и нарушения осанки. С началом этого века
проблема «омолодилась» еще больше. В семьях, где есть компьютеры, дети обычно осваивают машину гораздо раньше, чем начинают читать и писать, а с буквами они впервые знакомятся не на бумаге, а на экране.
Нагрузка на организм человека при работе (игре, чтении) за компьютером в целом напоминает ту, которая оказывается во время чтения книг или письма. Однако с чисто физической стороны она обладает тремя важными особенностями.
Положение тела перед монитором, мышью и клавиатурой довольно жестко зафиксировано. В отличие от книги, монитор всегда стоит на своем месте, а клавиатуру с мышью не подвигаешь по столу, как лист бумаги, мешают и форма, и размеры.
Поза человека, даже взрослого, за компьютером обычно далека от эргономических требований. Письменный стол самое неудачное место для машины, ведь его конструкция продумана с учетом другого предназначения. Высота и глубина стола совершенно не подходят для размещения монитора и устройств ввода информации. Однако покупка большинства специальных «компьютерных» столов также не решение проблемы. Складывается впечатление, что изготовители компьютерной мебели стараются сделать ее удобной для компьютера, а не для человека, который за ним сидит. Чем меньше ребенок, тем хуже приспособлено к его росту место за компьютером.
Изображение на экране монитора самосветящееся. Окружающие предметы обычно обладают гораздо меньшей яркостью. При «бумажной» работе мы часто переводим взгляд на разные предметы примерно одинаковой яркости и контрастности, находящиеся на разном расстоянии от нас. На монитор, как правило, смотрят, не отрываясь: часто переводить взгляд на более темные окружающие предметы довольно трудно. Если же подсветить всю комнату так же ярко, то находиться в ней будет не очень комфортно, а на экране, скорее всего, появятся блики.
Впервые о «зрительном» синдроме в связи с работой за компьютером заговорили в начале 90-х годов прошлого века. Операторы, которым по долгу службы приходилось проводить много времени за терминалами, стали жаловаться на одинаковые проблемы со зрением. Поскольку четко прослеживался профессиональный характер таких жалоб, американская ассоциация оптометристов ввела понятие «компьютерный зрительный синдром» (КЗС, Computer Vision Syndrome). Под этим термином подразумевался «комплекс зрительных и глазных симптомов, проявляющихся при работе с компьютером».
О «мышиных проблемах» начали говорить с конца 90-х годов XX века. Когда в компьютерном обиходе появилась мышь, хирурги и ортопеды стали часто сталкиваться с карпалъным «туннельным» синдромом (КТС), или синдромом запястного канала (СЗК). Так обозначают проявления хронической травмы срединного нерва, проходящего с ладонной стороны в области лучезапястного сустава. То, что жалобы на онемение пальцев правой руки от большого до безымянного и резкую внезапную боль в запястье при попытке поднять даже легкий предмет поступали от операторов ПК, навело на мысль о связи этого явления с компьютерной мышью. Действительно, положение кисти на большинстве мышей является функционально невыгодным и приводит к постоянному давлению сухожилий на нерв в запястном канале. До появления компьютерной мыши СЗК считали профессиональным заболеванием ткачих иглопробивных ковров. Ткацкая игла требовала такого же положения руки: ладонь постоянно разогнута, а три пальца сжимают рукоятку инструмента. Естественно, эта профессия, как и ковры ручной работы, давно уже стала экзотикой. А вот мышку ежедневно сжимает в руке чуть ли не каждый пятый житель цивилизованного мира.
Таким образом, возможное негативное влияние компьютера на здоровье человека весьма обширно и затрагивает многие органы. Охарактеризуем каждую из проблем более подробно и рассмотрим возможные способы предупреждения.
Нарушения осанки
Классификация нарушений осанки обширна и интересна в основном врачам-ортопедам, занимающимся коррекцией и лечением этих состояний. Для нас существенны лишь два момента.
В норме позвоночник обладает несколькими физиологическими изгибами в переднезаднем направлении, уравновешивающими друг друга (рис. 1.2). Глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони данного человека. Во фронтальной плоскости остистые отростки всех позвонков располагаются на одной вертикальной линии: при осмотре со стороны спины позвоночник должен быть прямым. Это считается нормой. Формирование изгибов позвоночника начинается с рождения, заканчивается в шесть-семь лет и закрепляется к 14-17 годам.
Длительное вынужденное положение тела постепенно приводит к отклонениям от нормального расположения позвонков. Сначала это связано с изменением тонуса мышц, поддерживающих позвоночник: при желании человек все же может выпрямиться, а отдых, гимнастика и массаж способны вернуть нормальную осанку. Если вредные нагрузки повторяются систематически и действуют подолгу, наступает деформация связочного аппарата и межпозвоночных сочленений, а искривление позвоночного столба становится постоянным.
У ребенка, ведущего естественный, подвижный образ Жизни, изгибы позвоночного столба почти всегда являются оптимальными для его роста и веса. Под нарушениями осанки понимают сглаживание или увеличение физиологических изгибов позвоночника. Это еще не болезнь, и такие изменения обратимы. Искривлением позвоночника (сколиозом) называют появление дополнительных изгибов во фронтальной плоскости и скручивание позвоночника. В подавляющем большинстве случаев деформирования позвоночника формируются в раннем детстве, а потом лишь прогрессируют. У взрослого человека последствия неудобной позы быстро дают о себе знать болями в спине в первую очередь страдают корешки спинномозговых нервов. По этой причине он вскоре сам заботится об обеспечении удобного положения кресла и компьютерного стола.
В то же время ребенок, особенно дошкольник, благодаря очень гибкому неокрепшему позвоночнику легко приспосабливается к любым вынужденным позам... за счет быстро наступающей деформации позвоночного столба. При этом дети не жалуются до тех пор, пока искривление позвоночника не станет стойким и выраженным! В этом заключается коварство сколиоза: возникая в раннем возрасте как приспособительная реакция, он может заявить о себе через много лет уже необратимыми неврологическими осложнениями. Тему «сколиоз и его отдаленные последствия» можно развивать до бесконечности. Достаточно представить, что искривление позвоночника в той или иной мере нарушает симметрию межпозвоночных отверстий, от этого страдают спинномозговые корешки. Последствия даже незначительного ущемления спинномозговых корешков столь же многообразны, сколь велика иннервируемая ими область: практически все тело, за исключением головы и шеи! Деформация шейно-грудного отдела позвоночника чревата нарушением кровоснабжения головного мозга в связи со сдавливанием позвоночных артерий.
Основными причинами нарушений осанки и сколиоза по праву считают асимметрию нагрузки на верхние конечности и длительное сидение в одинаковой, вынужденной позе. По идее, маленькому ребенку ни то ни другое не должно грозить сама природа позаботилась об этом. Попробуйте заставить малыша спокойно посидеть на одном месте хотя бы 10 минут! Чем меньше ребенок, тем равномернее он пользуется обеими руками несмотря на то что «праворукость» генетически запрограммирована, она становится явной лишь в ходе освоения Достижений цивилизации. Однако домашний компьютер тот «магнит», который способен подолгу удерживать маленького непоседу на одном месте.
Кроме обустройства рабочего места и сознательного контроля над осанкой, в профилактике чрезвычайно важен третий компонент- соблюдение режима. Необходимо следить, чтобы ребенок не сидел за компьютером днями и ночами и делал в общении с машиной частые регулярные перерывы.
Поражения кистей и лучезапястных суставов
Синдром запястного канала (СЗК) обусловлен анатомией лучезапястного сустава. Запястный канал, или туннель, образован поверхностью лучевой кости и связками Retinaculum flexorum. Через это узкое отверстие проходят сухожилия сгибателей и срединный нерв.
Если человек длительно и часто напрягает пальцы, когда кисть находится в положении тыльного сгибания, сухожилия прижимают нерв к костной стенке канала. При этом нерв неизбежно травмируется, возникает отек его оболочек. Поскольку срединный нерв обеспечивает чувствительность большей части ладони и пальцев и движения мелких мыши кисти, его сдавливание проявляется чувствительными и двигательными нарушениями.
Кроме музыкантов, об уязвимости этой анатомической области хорошо осведомлены тяжелоатлеты и мотогонщики. Для них защита запястного канала неотъемлемая часть техники безопасности. Чертежники, секретари, водители, сборщики конвейерных производств вот далеко не полный перечень профессий, которые предрасполагают к карпальному туннельному синдрому (КТС). В наше время этим заболеванием чаще всего страдают пользователи ПК, которые целыми пнями совершают однообразные мелкие движения руками, управляя мышью или печатая на клавиатуре. Обладатели мобильных телефонов, слишком часто набирающие SMS, также не застрахованы от такого недуга. Существует даже Ассоциация жертв туннельного синдрома (The Repetitive Strain Injury Association, RSI). Англоязычный сайт этой общественной организации (http://www.rsi.org.uk) полностью посвящен проблемам диагностики и профилактики КТС.
К развитию туннельного синдрома предрасполагают индивидуальные анатомические особенности, нарушения обмена веществ и заболевания суставов, гормональный фон. По статистике, около 40 % людей, проводящих за компьютером более 20 часов в неделю, отмечали неопределенные неприятные ощущения в правой руке, а у 21 % удалось диагностировать заболевание. Выраженный туннельный синдром проявляется четырьмя признаками.
Неприятные ощущения в области запястья, ладони и пальцев рук (в проекции расхождения ветвей срединного нерва).
Ослабление пальцев и слабость пораженной кисти, онемение, боль и тяжесть в руке.
Болезненность и онемение ладоней усиливаются при тыльном сгибании кисти.
Попытка поднять любой более-менее тяжелый предмет приводит к возникновению жгучей боли в лучезапястном суставе.
Компьютерный зрительный синдром
Однако главные опасения вызывают все же не нарушения опорно-двигательного аппарата, а провоцируемое компьютером ухудшение зрения. Строго говоря, это две группы проблем, хотя часто они обе могут присутствовать у одного человека.
Компьютерный зрительный синдром состояние переутомления глаз, сопровождающееся функциональными расстройствами.
Проявление или прогрессирование аномалий рефракции под влиянием работы на компьютере.
Органических заболеваний глаз длительное смотрение в монитор не вызывает. Единственное изменение, которое может происходить в органах зрения в результате работы на компьютере, это появление или прогрессирование уже имеющейся близорукости.
В международной классификации болезней диагноз «компьютерный зрительный синдром» не значится. В действительности это рабочая формулировка для целой группы патологических состояний, возникающих в результате перенапряжения глаз перед экраном монитора. Жалобы людей, проводящих долгое время за компьютером, можно разделить на «зрительные» и «глазные».
«Зрительные» симптомы часто объединяют термином «астенопия» (в переводе отсутствие силы зрения). У некоторых пользователей компьютера астенопия возникает через два часа, у большинства через четыре, и практически у всех шесть. При этом наблюдается:
снижение остроты зрения;
затуманивание зрения;
трудности при переводе взгляда с ближних предметов на дальние и обратно (замедленная аккомодация);
кажущееся изменение окраски предметов;
двоение видимых предметов;
«мушки» перед глазами;
избыточная световая чувствительность;
снижение зрительной работоспособности;
зрительное утомление.
«Глазные» симптомы сопровождают перенапряжение глазодвигательных мышц и явления конъюнктивита, вызванного недостаточным смачиванием глаза слезной жидкостью. Для такого рода недуга характерны:
боли в области глазниц и лба;
боли при движении глаз;
покраснение глазных яблок;
чувство «песка» за веками;
слезотечение;
резь и жжение в глазах.
К компьютерному зрительному синдрому можно также отнести общие негативные проявления, такие как головная боль, головокружение, повышенная утомляемость и снижение внимания.
Чтобы представить причины первой группы расстройств, сделаем маленькое отступление в психофизиологию зрения, Глаз человека часто сравнивают с фотоаппаратом и этим, как правило, ограничиваются. Анатомически такая аналогия справедлива, особенно если читатель хорошо разбирается в фотографии. Специалисты всегда говорят об органах зрения, подразумевая, что глаза лишь составляющая большой физиологической системы. Наиболее сложная и совершенная ее часть зрительный анализатор структура головного мозга и выполняемая ею «программа». Благодаря зрительному анализатору мы видим и понимаем то, что видим.
Обычно человеку приходится постоянно перефокусировать взгляд с одного предмета на другой. Мы непрерывно «сканируем» мир вокруг себя, пользуясь центральным и периферическим зрением. На мониторе же изображение плоское, поэтому наши глаза вынуждены удерживать фокус на одном и том же расстоянии. «Наведение на резкость» глаза физически обеспечивает окружающая хрусталик цилиарная мышца. Когда она расслаблена, глаз настроен на резкое видение отдаленных предметов. Для человеческого глаза, пользуясь фотографической терминологией, «бесконечность» начинается примерно с 60-90 см. Запомните эту цифру! Другими словами, при расслаблении цилиарной мышцы каждый глаз способен получать достаточно четкое изображение всех объектов, находящихся на таком расстоянии и дальше. При разглядывании предметов, расположенных ближе, нужная резкость изображения достигается дозированным напряжением цилиарной мышцы.
Расстояние до объектов человек оценивает не столько по резкости изображения на сетчатке глаза, сколько благодаря угловым размерам знакомых предметов (перспективе) и бинокулярному зрению конвергенции обоих глаз. Глазодвигательные мышцы синхронно наводят оба глаза на одну точку. При взгляде на очень далекий предмет оптические оси обоих глаз почти параллельны. Чем ближе расположена точка, тем под большим углом сходятся оптические оси.
На самом деле механизм действия зрения человека принципиально отличается от принципа работы фотоаппарата. Ни одна видеотехника не использует распознавание образов! Главный секрет заключается в зрительном анализаторе той «автоматике», которая работает в мозге и, по сути, является программой, создающейся в младенческом возрасте и совершенствующейся на протяжении первых 10 лет жизни ребенка.

Психологические аспекты
Из всего сказанного можно заключить, перефразируя бессмертный лозунг пожарных, что ПК не игрушка для детей. Для ребенка младше семи лет компьютер действительно является, прежде всего, средством развлечения. Причем эта игрушка настолько интересная, универсальная и, главное, развивающая, что лишать ребенка такой возможности вряд ли справедливо. Лучше отнестись к компьютеру как к необходимой вещи с некоторыми «острыми углами». Некоторые из них мы уж рассмотрели. Однако существуют также «углы» другого рода психологические, возможно, Даже более «острые». В связи с этим возникает много вопросов, ответы на которые попробуем найти вместе.
Компьютер отличается от любой известной игрушки гораздо больше, чем современные куклы, машинки и конструкторы от того, чем играли наши бабушки и дедушки. Главная характеристика компьютера как игрушки интер-активностъ. Он отвечает по ситуации, реагирует. Впрочем, и это не совсем так. Компьютер «ведет себя»! В этом и заключается принципиальное отличие компьютера от любой другой игрушки.
Например, малыш играет с куклой. За нее отвечает сам ребенок, почти то, что хочет и думает сам. Почти потому что сейчас малыш учится быть «другим». Это очень интересный момент вроде бы играет и сам с собой, и сразу за двоих. Раздвоение личности вовсе не шизофрения, а нормальная попытка осознать и увидеть себя! По сути, это эксперимент: вот такой я, а вот так я (игрушка) общался бы с таким человеком. Налицо тренировка навыков общения в «безопасном режиме», воображаются ситуации и варианты поведения. На самого себя малыш еще не может сердиться всерьез, это приходит гораздо позже, когда куклы давно забыты. Конечно, упрямый волчок крутится в соответствии с законами физики, а головоломка периодически не «хочет» складываться согласно статистике, но малыш быстро начинает принимать их «поведение» как должное. Всемирное тяготение или «чет-нечет» объективны и незыблемы, и это выводится за скобки эмоционального восприятия очень быстро. В компьютер же создателями программ внесены очень сложные образцы человеческого поведения, воли, разума и эмоций.
Он живой и думает!
Одушевление предметов и явлений окружающего мира естественный этап развития психики ребенка. Это переживает любой из нас, такой путь прошло и человечество в целом вспомните мифологию. То, что дети персонифицируют свои игрушки, а нередко и другие вещи, во многом является частью игры. С возрастом оформляется разделение мира на «кто» и «что». Компьютер же дольше всего остает-
ся в области не только живого, но и одушевленного! Это вполне объяснимо, взрослые хоть и изредка, но также испытывают подобное чувство к своей машине.
Психологи исследуют этот феномен с 1983 года, когда компьютеры обычно называли даже не ПЭВМ, а просто ЭВМ, дискеты были большими, программы маленькими, а дисплеи выпуклыми, текстовыми и черно-зелеными. Проективные методики позволяют по нескольким ответам выяснить, что же человек думает в действительности, даже если а прямо поставленный вопрос он отвечает совершенно ина-:е. Уже тогда «человеческими» качествами машину наделя-почти треть опрошенных, причем не детей, а студентов !хникумов и ВУЗов! После того как компьютер приобрел яакомый нам облик (примерно с середины 90-х годов про-юго века), эта доля только увеличилась. Среди дошколь-;ов и школьников младших классов компьютер персони-1ицируют почти все опрошенные, а около 40 % в глубине уши продолжают воспринимать это устройство почти жи-ым и разумным и в старших классах. Причем «личность» компьютера почти всегда оценивается как положительная, а психологический портрет его выглядит примерно так.
Интеллект: он обладает хорошо развитым интеллектом, умный.
Эмоционально-волевые качества: эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, настойчив, дисциплинирован, точен, действует практично и логично, несколько суров и нечувствителен, справедлив и надежен.
Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: добрый, общительный, открытый, внимательный, отзывчивый, терпеливый.
Практическое следствие из этих наблюдений способно 1ЛСТревожить родителей и педагогов. Раз компьютер воспринимается ребенком как личность, он может составить конкуренцию живым окружающим! Конкретные наблюдения подтверждают, что если ребенку не хватает реального общения, то он иногда находит друга или старшего товарища именно в компьютере. Поговорка гласит: «свято место пусто не бывает», так что маленький человек способен увидеть в машине то, чего ему не хватает в реальной жизни: внимание, новые впечатления, самоутверждение и самореализацию. Вывод все же лучше сделать позитивный: персонификация компьютера вовсе не означает компьютерную зависимость, это лишь маленькая объективная предпосылка возможного появления такой мании.
Второй слой психологического взаимодействия ребенка с цифровыми технологиями возникает позже, примерно с 10 лет. В этом возрасте компьютер выступает уже средством, открывающим доступ в сеть: в Интернет или локальную сеть микрорайона, или в обе вместе. Сеть всегда подразумевает общение, но опосредованное, обезличенное. Как за программным обеспечением незримо стоят личности его создателей, так и «на другом конце провода» почти всегда находятся живые люди, а сайты электронное воплощение литературы и средств массовой информации. Ребенок же сначала видит и воспринимает «умную» машину и «живой» Интернет.
Компьютерная зависимость
Все мы зависимы: от любимой творческой работы, значимости собственного «Я», новой информации, общения, друзей, близких, еды, воды и крыши над головой. Искушенный в психологии читатель с улыбкой заметит, что перед ним почти иерархия (пирамида) человеческих потребностей Маслоу, приведенная сверху вниз (рис 1.11). Выдающийся психолог XX века показал, что жизнь человека направляется стремлением удовлетворить свои потребности. При этом удовлетворение более «зрелых» потребностей начинается лишь тогда, когда обеспечены более ранние.
Маленький ребенок по своей природе необычайно зависим от ближайшего окружения, а связь с родителями для него жизненно важна. «Переходный возраст» сопровождается преобразованием однонаправленных психологических зависимостей в ощущение взаимозависимости, которое не покидает нас на протяжении всей последующей сознательной жизни. Мы обязательно что-то должны, без чего-то не можем обойтись. Полностью независимым становится лишь просветленный мудрец, достигший нирваны, но затем он почему-то незаметно покидает бренный мир.
Автор этих строк очень зависим от компьютера и Интернета: и материально, и духовно. Перспектива достать из кладовки пишущую машинку «Роботрон» повергает в ужас.
Резюме
Компьютер и открываемая им виртуальная реальность не так безобидны, как кажутся на первый взгляд. Пострадать может и физическое, и душевное здоровье. Увидев и осознав возможные опасности, вы поможете маленькому человеку избежать их.
Основную роль в этом, как ни странно, играет сама жизнь. Правильные навыки, установки и ориентиры, приобретенные ребенком в реальной жизни, позволят ему безболезненно освоить и виртуальный мир.
Уважение и доверие между ребенком и родителями, воспитание словом и делом основа формирования таких ценностей.
Программные инструменты для ограничения доступа к компьютеру, определенным программам и ресурсам помогают оградить детей от бесконтрольного использования машины. Целесообразность такого технического контроля и выбор тех или иных средств зависит от возраста ребенка.
В состав операционной системы Windows Vista включен набор инструментов такого рода под общим названием родительский контроль. В Windows XP легко доступна только функция ограничения доступа к ресурсам Интернета, а для контроля времени использования компьютера или запуска приложений рекомендуется установить одну из программ сторонних разработчиков.
Компьютерные игры и фильмы могут содержать информацию, от которой многие родители хотели бы оградить своих детей. В мире сложилась практика присваивать кинолентам и компьютерным играм оценки, указывающие на минимальный возраст, с которого дети и подростки могут быть допущены к знакомству с такой продукцией.
В операционной системе Windows Vista предусмотрены инструменты, позволяющие ограничить доступ к фильмам на DVD и играм в зависимости от присвоенного им рейтинга. Средства родительского контроля эффективнее всего действуют в отношении игр, выпущенных после 2006 года, ' и не всегда срабатывают в других ситуациях. Однако, помогая ограничить доступ детей к нежелательной информации, возможности Windows Vista ни в коей мере не заменят живой контроль со стороны родителей!
Защита детей от опасностей Интернета

Всемирная сеть открыла доступ к огромному количеству информации. Человеческая любознательность является одной из основополагающих прогресса. Детям в большей мере присуща тяга к новым познаниям, и Интернет является замечательным помощником в получении новых знаний. Не зря лозунг одной из российских поисковых систем «Яндекс» «Найдется все».
Однако многие родители не успевают в постижении ноу-хау за своими детьми, и их чада разбираются в новых технологиях намного лучше. Купив компьютер, подключив его к Интернету и отправив ребенка в свободное плавание по Сети, многие родители надеются избежать дурного влияния улицы, но при этом они забывают об опасностях, подстерегающих юного пользователя на бескрайних виртуальных просторах.
Интернет не оторван от жизни, а является частью общества, и ему присущи все существующие в обычной жизни достоинства и недостатки. Несмотря на хорошие познания в технологиях, дети остаются детьми и не готовы к встрече; в Сети с мошенниками, хакерами и другими злоумышленниками. Поэтому задача родителей сначала предотвратить, а затем подготовить ребенка к опасностям, которыми изобилует Интернет.
Сразу оговоримся, что совсем запрещать пользоваться Интернетом точно не стоит, так как ребенок будет отрезан от мощного источника информации. Кроме того, как известно, «запретный плод всегда сладок», и если ваше чадо [захочет вкусить его, то рано или поздно найдет способ это сделать. Ребенок все равно столкнется с оборотной стороной анонимности и вседозволенности в Сети у друзей или в Интернет-кафе, но в таком случае ситуация полностью выйдет из-под вашего контроля.
Интернет для детей
Сначала рассмотрим пользу, которую может принести Интернет вашему ребенку.
Во-первых, Сеть является банком различных данных. В ней находится очень много энциклопедических сайтов, которые призваны помочь детям в учебе и развитии. Кроме того, Глобальная сеть позволяет, не выходя из дома, путешествовать по миру: есть возможность увидеть различные места, познакомиться с культурным наследием различных стран.
Во-вторых, существуют сайты, предлагающие юным пользователям образовательные игры, что помогает облегчить процесс усвоения новых знаний, так как дети лучше всего воспринимают информацию в игровой форме.
В-третьих, Интернет позволяет общаться со сверстниками из разных уголков земного шара, что, в свою очередь, способствует расширению кругозора и появлению у ребенка новых друзей и единомышленников.
Наконец, Сеть это и развлечение. С ее помощью можно поиграть в игры с живыми оппонентами, почитать интересную книгу, послушать радиопередачу и т. д.
Таким образом, Интернет является эффективным средством обучения и развития ребенка. Однако, как и в случае применения любого другого инструмента, при использовании Сети необходимо соблюдать «технику безопасности». Телевидение уже давно вошло в нашу жизнь, и родители знают, какие оно несет опасности (программы и фильмы, в которых пропагандируются агрессивные действия, непристойные передачи, навязчивая реклама и т. п.) и как уберечь детскую психику. Аналогично необходимо защитить детей от угрозы, исходящей из Сети.
Порнографические, экстремистские и прочие сайты
Наибольшую опасность для ребенка представляют порнографические и экстремистские сайты, которые растлевают и психологически негативно воздействуют на юного пользователя.
Порнографические сайты
Для гармоничного полового развития детей есть специальные издания, которые позволяют правильно сформировать половую культуру ребенка. Свободный же доступ к порнографическим сайтам может отрицательно повлиять на детскую психику.
Порноиндустрия одна из первых ринулась в Интернет, чтобы удовлетворить спрос. Анонимность Сети позволяет без стеснения, которое испытывают люди при непосредственной покупке материалов печатной и видеопродукции непристойного содержания, раздобыть пикантную информацию. К сожалению, статистика свидетельствует о том, что среди посетителей сайтов такой тематики много детей. Подростки, которые не могут законно приобрести порнографические материалы в магазине, легко получают доступ к почти неограниченным ресурсам с информацией порнографического содержания, сидя у себя дома.
Ребенок может специально и не искать информацию такого рода, и даже не подозревать о ее существовании в Сети. Однако при свободном путешествии по Интернету, переходя от ссылки к ссылке, он может случайно встретиться с киберпорно. Порнография является очень прибыльным бизнесом, поэтому дельцы, занимающиеся ее распространением, используют всевозможные методы для привлечения внимания к своей продукции: навязчивую рекламу в виде статичных Iи анимированных изображений (баннеров), всплывающие окна, сайты-пустышки», созданные только для привлечения пользователей и адаптированные под популярные поисковые слова, например «реферат».
Маленьких детей необходимо просто оградить от порнографии, а подростков научить избегать, отфильтровывать неприемлемые материалы, так как они могут столкнуться с ними в школе, Интернет-кафе или у друзей.
Экстремистские сайты
После второй мировой войны человечество осознало всю опасность, которую несет расовая нетерпимость. Казалось бы, этот урок истории не забудется никогда. Тем не менее всегда в обществе остаются недовольные люди, которые склонны во всех бедах обвинять чужестранцев, иноверцев и просто лиц другой национальности. Некоторые из них тихо недолюбливают людей, другие действуют активно: привлекают на свою сторону молодежь, создают организации и совершают экстремистские акты.
Кроме навязывания идей, экстремистские сайты призывают к активным действиям, дают советы и предлагают прочесть литературу, типа «Как сделать бомбу в домашних условиях», «Справочник диверсанта» и т. п. Известны отдельные случаи, когда подростки приносили в школу взрывчатые и ядовитые вещества, оружие и пытались применить их, чтобы нанести вред окружающим. Это, конечно, единичные происшествия, но важны само их наличие и потенциальная возможность для любого ребенка получить такую информацию и воспользоваться ей.
Экстремизм может быть направлен не только на людей иной национальности, но и вообще на все чужое: внешний вид, род деятельности, интересы и т. п. Дети склонны сплачиваться вокруг какой-либо идеи в различные группы. Этим пользуются нечистые на руку люди, которые внушают подросткам неприязнь к чему-либо и объединяют их под своим началом. Такие группы могут перерасти в организованное преступное сообщество, молодые люди стать фанатиками «нового учения», уйти из семьи, оторваться от общества. Таким же способом действуют различные секты, привлекающие в свои ряды новую паству. Между религиозными учениями и сектантством проходит довольно слабая граница,
и дети (а порой и взрослые) могут не различить ее. Вернуть же человека из секты в нормальную жизнь очень сложно, поэтому неподготовленного молодого человека лучше контролировать и развивать в нем здравый скептицизм к восприятию новых идей, учений и т. п.
Прочие сайты, потенциально опасные для ребенка
В мире много опасностей, которые порождены самим человеком, и все они в той или иной мере нашли свое отражение в Интернете. На многих сайтах можно встретить ненормативную лексику, грубое высмеивание других людей, откровенный цинизм, например «чернушные» стихотворения или непристойные онлайн-игры и т. д. Подобные вещи накладывают отпечаток на детскую психику, влияют на формирование детской онлайновой культуры, что, в свою очередь, переносится на общую культуру ребенка.
В Сети довольно часто можно наткнуться на ресурсы, в том или ином виде пытающиеся заработать за счет посетителей. Некоторые из них откровенно мошеннические, другие же прикрываются какой-либо «идеей». Если подросток имеет возможность распоряжаться деньгами с помощью одной из систем электронных платежей, то он может стать жертвой подобных злоумышленников. Очень часто встречаются призывы вложить деньги в «пирамиды» или же инвестировать в какой-либо проект, например «беспроигрышную стратегию» трейдера Форекс. Такие предложения могут звучать очень заманчиво, но редко когда являются правдивыми. Известны случаи и интернет-попрошайничества. Есть мошенники, которые копируют сайты официальных фондов и, прикрываясь благими целями, собирают деньги. Большинство из таких сайтов рассчитаны на взрослых, но их жертвами могут стать и дети.
Еще одна беда современного общества, с которой может встретиться юный пользователь Интернета, это наркотики. В Сети присутствует множество сайтов, которые содержат материалы, описывающие воздействие (исключительно с положительной точки зрения!) и способы производства таких веществ в домашних условиях. Также на некоторых веб-ресурсах приводятся рекомендации, как и где достать и приобрести наркотические вещества.
Интернет содержит тысячи страниц, которые дают советы и предоставляют услуги по совершению различных преступлений, среди которых воровство, мошенничество, подделка документов и т. п. Взрослый человек может прочитать эту информацию и забыть, как плохой детектив, ребенок же более восприимчив и часто не осознает ответственности и расплаты, которая следует за совершением подобных действий. Поэтому прежде чем отправлять подростка в «свободное» плавание по Сети, его нужно психологически подготовить к встрече со всей той негативной информацией, которой изобилует Интернет. Другими словами, самостоятельный неконтролируемый выход в Интернет можно рассматривать как своего рода выход в жизнь.
Фильтрация содержимого Интернета
Казалось бы, если вы научили детей избегать опасностей в Интернете, контролируете их деятельность, то в фильтрации содержимого нет необходимости. Однако простое путешествие по Сети или вполне невинный запрос в поисковой службе может привести их на сайты с непристойной, экстремистской или другой преступной информацией. Конечно, если ребенок посещает только десяток избранных ресурсов и не переходит на другие, то опасности нет. (Обычно родители для облегчения навигации переносят ссылки на такие сайты в закладки браузера.) Но рано или поздно ребенок подрастет и захочет выйти из таких «яслей», и все равно столкнется с данной проблемой.
Фильтрация с помощью поисковых систем
Ведущие поисковые системы Интернета позволяют исключать из результатов поиска ссылки на сайты, содержащие потенциально опасную информацию. Конечно, если ребенок знает адрес ресурса, на котором расположена непристойная информация, то поисковая система не сможет помешать ему ввести этот URL.B адресной строке браузера. Кроме того, алгоритм работы поисковых систем неидеален: могут быть отсеяны сайты, которые не являются противоправными. Однако согласитесь, это небольшая плата за спокойствие в вашей семье: Интернет необъятен, и в нем можно найти много интересных ресурсов.
«Яндекс». Популярный в России поисковый портал «Яндекс» (http://www.yandex.ru) предлагает для защиты детей от порнографии и нецензурной лексики свой сервис «Семейный поиск». Существуют два способа использования этого ресурса. Во-первых, поиск можно осуществлять не с обычной главной страницы портала, а с http://family.yandex.ru.
Во-вторых, вы можете специальным образом настроить рой браузер, и тогда даже при работе с обычным «Яндексом» взрослые ресурсы будут отфильтрованы.
Google. Настройка фильтрации поисковой системы Google сходна с активированием «Семейного фильтра» «Яндекса».
Фильтрация с помощью веб-браузера
Разработчиками Интернет-обозревателя Microsoft Internet Explorer предусмотрена возможность автоматической фильтрации содержания, благодаря чему этот браузер способен блокировать непристойные ресурсы.
Данная функция работает с ресурсами, имеющими соответствующий знак различных фирм, например Ассоциации оценки интернет-содержания (Internet Content Rating Association ICRA). К сожалению, эту защиту нельзя назвать высокоэффективной, и ее стоит использовать только в качестве дополнительных мер предосторожности.
Фильтрация по рейтингу сайтов
Фильтрация по рейтингу сайтов осуществляется двумя методами: с помощью «белых» и «черных» списков.
При применении «белых» списков все сайты, не внесенные в такой перечень, по умолчанию считаются непристойными. Используя этот метод, вы должны выбрать веб-ресурсы, которые ваш ребенок сможет посещать. При этом приходится смириться с тем, что большинство сайтов будут недоступны ему. Зато он гарантированно не попадет на сайт, содержащий непристойную информацию.
При использовании «черных» списков, наоборот, соблюдается презумпция невиновности: все сайты, не добавленные в такой перечень, считаются разрешенными. При этом естественно не исключается возможность, что ребенок забредет на «непристойный» веб-ресурс, так как ни один человек не в состоянии внести в «черный» список все существующие сайты, содержащие неприемлемые сведения.
Однако этот метод очень трудоемок и неэффективен, так как вручную невозможно отфильтровать значительную часть Сети. Что же делать? На помощь приходит множество программ, осуществляющих фильтрацию содержания. К сожалению, большинство из них ориентированы на англоязычных пользователей, и, даже если интерфейс такого приложения русифицирован, сама фильтрация все равно не осуществляется на русском языке.
Программы фильтрации
Родители, желающие защитить своих детей от непристойной информации, присутствующей в Интернете, могут приобрести программы, фильтрующие содержание. Конечно, эти приложения не гарантируют 100 %-ного эффекта, но безусловно значительно снижают риск.
Большинство программ фильтрации не лишены недостатков. Так, многие из них могут запретить доступ к сайту, содержание которого не является непристойным с точки зрения родителей. В данном случае придется смириться с мнением разработчиков, так как вы не сможете никак изменить данную ситуацию и внести заблокированный приложением сайт в «белый» список. Кроме того, достаточно часто один и тот же материал, представленный на разных сайтах, может блокироваться по усмотрению создателей программы. Это часто связано с авторитетностью ресурса: если сайт является крупным легальным порталом, с огромным количеством посетителей, то ему могут «простить» материал, который балансирует на грани дозволенности, в то к время как небольшую домашнюю страницу с такими же I сведениями программа заблокирует. Однако главный недостаток подобных приложений это отсутствие поддержки русского языка и, соответственно, слабая фильтрация Руне-I та (часть Интернета с доменным именем ru).
Помимо огромной обновляемой базы с «черными» списками, некоторые программы фильтрации умеют осуществлять эвристический анализ ресурсов. Этот метод позволяет изучать содержимое страницы и блокировать ее, если она нe удовлетворяет ряду тестов, например в фотографиях 'обнаружен цвет кожи или в тексте найдены нецензурные выражения.
Общение в Интернете
Интернет это не только огромное количество документов, но и возможность легкого общения с различными людьми из разных концов Земного шара. И для бизнеса, и для личных целей Сеть позволяет заводить контакты с множеством лиц, с которыми иначе вы никогда бы не познакомились. Этим также могут воспользоваться и дети.
По исследованиям Pew Internet & American Life Project (http://www.pewinternet.org), примерно треть подростков, активно пользующихся Интернетом, подвергаются в Сети издевательствам, насмешкам и т. д. В докладе говорится, что онлайновые преследования, или кибер-хулиганство, принимают различные формы: от простых шуток до серьезных угроз. При этом чаще всего жертвами притеснений становятся девушки или активные участники социальных сообществ. Способов общения чрезвычайно много, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому большинство пользователей использует несколько из них.
Форумы и блоги
Наиболее доступным и незаметно для пользователя реализуемым способом общения являются форумы. Они позволяют человеку задать вопрос по определенной тематике и ждать от других людей ответа, совета или комментария. Форумы сравнительно безобидны, если они редактируются ответственным лицом (модератором), однако многое зависит от направленности сайта и личных качеств цензора. Часто модератором становится один из частых посетителей сайта, который не связан с создателями ресурса. Естественно, если сайт принадлежит к одному из указанных выше негативных типов, то его форум также таит опасность, причем, возможно, в большей форме, чем сами страницы ресурса, так как ребенок может быть вовлечен в диалог.
По схожей схеме работают интернет-дневники (блоги). Создатель блога делится с общественностью своими мыслями, идеями, мнениями, а посетители ресурса могут оставлять свои комментарии.
Электронная почта
Самым распространенным методом общения посредством Сети является электронная почта (e-mail).
Электронная почта напрямую не связана с Интернетом: можно завести электронный адрес, но не иметь постоянного выхода в Сеть. Раньше для использования e-mail необходима была специальная программа почтовый клиент, которая позволяла получать и отсылать письма. Сейчас на большинстве порталов предусмотрен веб-интерфейс для управления электронным ящиком. Кроме того, многие сайты предоставляют бесплатно электронный адрес. Электронная почта очень схожа с обычной: можно написать письмо и получить ответ, только не на бумаге, а в виде электронного сообщения.
Однако за легкостью использования скрывается опасность. Основная беда этого сервиса простота массовой рассылки сообщений, в которых не нуждается адресат (спама). Данная возможность породила новый вид «бизнеса». С помощью специальных программ спамер отыскивает в Интернете электронные адреса и составляет базу, а затем отправляет по ним электронные сообщения. Часто рассылку спама заказывают фирмы, которые хотят дешево провести PR-акцию. В таких сообщениях содержится реклама услуг и товаров, среди которых могут встречаться и незаконные. Насколько эффективна такая реклама, судить трудно, так как у большинства пользователей она вызывает только раздражение. Тем не менее детей и подростков она может заинтересовать.
Еще одно часто используемое применение электронной почты рассылка различных вредоносных программ. Возможность включения в сообщение различных файлов позволяет с легкостью переслать пользователям вирус или шпион, для активации которых достаточно просто открыть письмо. Используя «социальную инженерию», такие спамеры пишут в теме письма «I love you», «Приветик», «ServicePack from Microsoft» и т. п. Не только дети, но и взрослые часто из любопытства открывают такие сообщения. Помимо прочего, спамом часто пользуются в рекламных целях порнографические сайты.
К сожалению, обратный адрес электронного письма легко подделать, поэтому вы можете получить, например, сообщение, написанное якобы вашим провайдером, с просьбой выслать ваш пароль для перерегистрации. Таким образом, мошенники пытаются узнать личную информацию.
Мгновенный обмен сообщениями
Мгновенный обмен сообщениями (IM Instant Messaging) также является весьма популярным способом общения. К нему часто прибегают деловые люди для оперативной связи с клиентами и коллегами. В домашних условиях IM обычно используется для общения с близкими друзьями и родственниками. Данный способ общения реализуется благодаря специальным программам, с помощью которых можно в онлайне и оффлайне обмениваться репликами, звуковыми и графическими, а также видеофайлами.
Существует несколько популярных сетей обмена сообщениями, такие как ICQ, MSN, Yahoo!. Каждая из этих сетей создана отдельной группой разработчиков, имеет уникальный сервер, свои правила и особенности.
Между различными сетями обычно нет никакой взаимосвязи, то есть пользователь ICQ не может связаться с участником MSN. Тем не менее, один человек может одновременно быть пользователем нескольких сетей.
С помощью IM ребенок может общаться с родителями, одноклассниками, друзьями. Однако этим же сервисом пользуются и преступники. Вступив в общение с ребенком, они могут пытаться растлить его, шантажировать, оскорблять, выяснить интимную информацию и т. д.
Интернет-чаты
IRC (Internet Relay Chat ретранслируемый Интернет-чат) сервисная система, с помощью которой можно общаться через сеть Интернет с другими людьми так же, как на форумах, но в режиме реального времени. Иногда русскоговорящие пользователи IRC именуют интернет-чаты «иркой».
Для общения таким способом необходим специальный инструмент клиент IRC, например mIRC. С помощью такой программы можно подключиться к серверу и выбрать канал, представляющий собой виртуальную комнату, в которой пользователи обсуждают какую-либо тему. Все каналы имеют уникальные названия, начинающиеся со знака #. Войдя в «комнату», пользователь может видеть, что пишут остальные участники канала, а также сам принять участие в общении.
Некоторые каналы имеют свои правила: говорить только по теме, не оскорблять оппонентов, не употреблять нецензурную брань и т. д. Однако большинство все-таки не имеют никаких ограничений, и в них разрешено все. Это основная опасность для детей, которые могут быть втянуты в диалог с мошенниками, хулиганами и другими преступниками.
Тематические конференции
Usenet одна из первых сетей, которая возникла еще до Интернета. Но в настоящее время почти все сообщения Usenet передаются с помощью Сети. Они организуются в тематические категории, называемые конференциями, или новостными группами. Новостные группы имеют определенную
иерархию. После публикации сообщения каждый посетитель, просматривающий данную конференцию, может прочитать его. Сейчас сеть Usenet утратила былую популярность, и тем не менее новостные группы часто используются преступными элементами. Часть конференций подвергаются цензуре, но достаточно многие из них никем не контролируются.
К сожалению, многие конференции содержат непристойную информацию, объявления преступного характера, компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Наиболее активно используется иерархия «бинарных» групп alt.binaries.*, которые предназначены для публикации файлов. Именно в них пользователи делятся фотографиями, музыкой, фильмами, играми и программами. Среди этих материалов часто встречаются носящие непристойный и противозаконный характер.
Голосовые и видеочаты
Если компьютер оснащен звуковой картой, микрофоном, наушниками или колонками и подключен к Интернету, то его можно использовать для бесплатной голосовой связи между компьютерами, а за плату для контактов с абонентами обычной телефонной сети. Технология передачи голоса через Интернет называется Voice Over IP («голос по IP»), однако в обиходе чаще используется понятие Internet Phone, или IP-телефония. Помимо оборудования, для передачи и приема голосовых сообщений необходимо специальное программное обеспечение. Одной из самых популярных таких программ является Skype. Многие из подобных продуктов предоставляют ряд дополнительных возможностей: позволяют обмениваться файлами, мгновенными сообщениями, организовывать конференции и осуществлять видеосвязь.
Видеочат это вид телекоммуникаций между двумя и более абонентами, видящими и слышащими друг друга, вне зависимости от разделяющего их расстояния. Для такого общения необходимо то же оборудование, что и для голосового чата, и дополнительно веб-камера. Благодаря
свойственному видеоконференциям эффекту присутствия они облегчают дистанционное обучение.
Естественно использование этих технологий также сопряжено с некоторой опасностью: можно столкнуться с недобропорядочными людьми.
Другие способы взаимодействия
Интернет позволяет обмениваться не только сообщениями, но и файлами. Один из способов использование FTP. Создатели такого сайта размещают на сервере файлы, а пользователи загружают их с помощью специальной программы. Очень часто на FTP-сайтах можно найти музыку, фильмы и программы. Помимо нарушения авторского права, ребенок, пользуясь этим сервисом, может столкнуться с порнографическими материалами или загрузить на компьютер вредоносное программное обеспечение.
Другой популярный сервис для обмена файлами пиринговые сети Р2Р. Используя специальные прикладные программы, пользователь может открыть доступ к файлам, расположенным на его компьютере, и загружать файлы других пользователей. Такие сети являются огромным сборником файлов, среди которых, конечно, иногда присутствует непристойная и незаконная информация.
Правила поведения в Сети
В предыдущих разделах были рассмотрены основные опасности, которые подстерегают детей в Интернете. Как же оградить ребенка от них? Прежде всего необходимо поговорить с ним и объяснить правила поведения в Сети. Это самое важное! Если ребенок знает, что можно делать, а что нет, это уже решает многие проблемы. Вспомните произведение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». После его прочтения дети стараются поступать лучше. Воспользуйтесь своим авторитетом и научите ребенка правильно вести себя в Интернете. Разработчики сайта http://www.microsoft.com предлагают составить кодекс поведения для каждого юного сетевого серфера приблизительно следующего содержания.
Я обязуюсь:
обращаться к моим родителям, чтобы узнать правила пользования Интернетом: куда мне можно заходить и что делать, как долго я могу путешествовать по Сети (количество времени);
никогда не вьщавать без разрешения родителей личную информацию: домашний адрес, номер телефона, рабочий адрес или номер телефона родителей, номера кредитных карточек или название и расположение моей школы;
всегда немедленно сообщать родителям, если я увижу или получу в Интернете что-либо тревожащее меня или угрожающее мне (сообщения электронной почты, ссылки на сайты или даже содержимое обычной почты);
никогда не соглашаться без разрешения родителей на личную встречу с человеком, с которым я познакомился в Интернете;
никогда не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через Интернет или по электронной почте;
никогда никому, кроме своих родителей, не вьщавать пароли (даже лучшим друзьям);
вести себя в Интернете правильно и не делать ничего, что может обидеть или разозлить других людей, а также противоречит закону;
без разрешения родителей никогда не загружать, не устанавливать и не копировать что-либо с дисков или из Интернета;
никогда не делать без разрешения родителей в Сети ничего, требующего оплаты;
сообщить моим родителям мое регистрационное имя в Интернете и ники в чате.
Ребенок должен подписать подобный документ, чтобы показать, что понимает правила и соглашается соблюдать их в Сети. Хорошо бы повесить данное соглашение рядом с компьютером, чтобы юный пользователь постоянно мог его видеть и не забывал о нем.
Это самый простой метод. Важно, чтобы ребенок понял, что в Интернете действуют те же правила, что в реальной жизни.
На первых порах обязательно посещайте Сеть вместе с ребенком, чтобы привить ему необходимые нормы поведения. Однако и после того как он освоится, не переставайте периодически контролировать, интересуйтесь его деятельностью.
Эти действия позволяют избежать многих проблем, но не дают достаточной гарантии безопасности. Кроме перечисленных выше, существует целый комплекс защитных мер. Компьютер, подключенный к Сети, должен находиться в общей комнате, а не в спальне ребенка. В таком случае вы быстрее сможете прийти на помощь ребенку, если он I столкнется с какими-то неприятностями в Интернете. Для облегчения навигации в Сети добавьте «детские» сайты в закладки браузера. Лучше, если вы сами подыщете подходящие веб-ресурсы. Если на сайте необходимо зарегистрироваться, то расскажите ребенку о конфиденциальности и помогите выбрать ему псевдоним. Не разрешайте детям младшего возраста пользоваться службами мгновенного обмена сообщениями, электронной почтой, чатами или досками объявлений!
Подростка научите никогда не выдавать личную информацию: ни по электронной почте, ни в чатах, ни в системах мгновенного обмена сообщениями, ни на регистрационных формах, ни в личных профилях и даже при регистрации на интернет-конкурсы. Объясните ему, что нельзя покидать общий чат. Многие сайты имеют «приватные комнаты», где пользователи могут вести беседы тет-а-тет, которые никем не контролируются. Приучите ребенка не загружать программы без вашего разрешения он может скачать вирусили шпионскую программу. Кроме того, объясните ему, что, делая файлы общими или загружая из Интернета тексты, фотографии или рисунки, он может нарушить чьи-то авторские права. Приучите ребенка сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит его или угрожает ему. В случае возникновения подобной ситуации не паникуйте, оставайтесь спокойными и напомните ребенку, что он в безопасности. Настаивайте на том, чтобы он предоставил вам доступ к своей электронной почте. Расскажите ему об ответственном, достойном поведении в Интернете. Объясните, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз. Не позволяйте ребенку совершать без вашего ведома покупки через Интернет.
Брандмауэры
Брандмауэр (fifewall) это аппаратное устройство или программное средство, которое защищает пользователей и данные от атак из Интернета. Кроме того, брандмауэры используются для предотвращения доступа к запрещенным ресурсам Сети. В домашних условиях обычно применяют программные реализации брандмауэров. Вы можете задать набор правил, который будет определять разрешенные и запрещенные входящие и исходящие данные. Брандмауэр является замечательным средством, позволяющим избежать загрузки «троянов» и непристойной информации.
Существует огромное количество брандмауэров, рассчитанных на работу под разными операционными системами. Однако мы ограничимся рассмотрением только тех программ, которые предназначены для Windows.
Брандмауэр Windows
Для активации брандмауэра в Windows XP (эта программа включена в состав пакета обновлений ServicePack 2) выполните действия.
Теперь все соединения, исходящие с компьютера или локальной сети, будут пропускаться, в то же время, если кто-либо попытается подключиться к вашему компьютеру из Интернета, соединение будет заблокировано. Тем не менее, можно разрешить подключаться из внешней сети к определенным сервисам данного компьютера, установив перенаправление сетевых соединений. Основное преимущество встроенного брандмауэра Windows заключается в легкости использования. Однако ему присущи и серьезные недостатки. Во-первых, вы не сможете фильтровать исходящий трафик, так как он считается доверенным. Таким образом, «троян» или шпионская программа, попавшие на ваш компьютер, могут безнаказанно выполнять любые действия. Во-вторых, при установке разрешений для входящих соединений нельзя задать список сетевых адресов, с которых будет возможен прием данных. Кроме того, брандмауэр имеет очень неудобную систему ведения отчетов. Следовательно, программа от компании Microsoft это минимум, который необходимо дополнить полнофункциональным брандмауэром.
Outpost Firewall Pro
Брандмауэр Outpost Firewall Pro (http://www.agnitum.ru) производства компании Agnitum является одним из лучших программных продуктов в данной категории. Он не только легок в освоении, но и обладает неоспоримым преимуществом: для этого приложения русский язык является «родным».
В Outpost Firewall Pro реализованы все новейшие технологии защиты:
предотвращение попыток любых приложений получить контроль над другими программами;
контроль памяти приложений, позволяющий избежать выполнения зловредного кода;
предотвращение попыток контроля окон других приложений;
пресечение попыток изменения критических значений реестра;
двойной контроль разрешения DNS-имен, позволяющий заблокировать кражу данных с помощью DNS-за-просов;
контроль низкоуровневого сетевого доступа;
интеллектуальный анализатор spy ware-сигнатур для обнаружения известных и неизвестных вредоносных программ;
внутренняя защита, предотвращающая остановку действия брандмауэра вирусами, троянскими конями и другими вредоносными программами;
блокировка всплывающих окон и рекламных баннеров.
К недостаткам этой программы можно отнести некоторую сложность ее настройки для простых пользователей.
ZoneAlarm Pro
ZoneAlarm Pro (http://www.zonealarm.com) мощный, но в то же время удобный и простой в освоении брандмауэр, способный решать проблемы безопасности компьютера при работе в локальной сети и Интернете (включая беспроводные сети).
Данный брандмауэр поддерживает проверку цифровой подписи, ведет подробный журнал событий и имеет средства для его анализа с последующей выдачей текстовой и графической информации. В ZoneAlarm Pro предусмотрена возможность автоматической или ручной блокировки доступа приложений к Сети, а также проверки вложений электронной почты. В программе реализован настраиваемый контроль файлов cookies, блокирующий передачу персональной информации о пользователе на веб-сайты. Функция блокировки баннеров и всплывающих окон позволяет избавиться от надоедливой рекламы, что чувствительно повышает скорость загрузки веб-страниц.
Еще одно преимущество данного брандмауэра заключается в том, что для домашнего использования или применения в образовательных учреждениях доступна бесплатная версия ZoneAlarm Pro.
Большинство распространенных брандмауэров функционально схожи между собой. Часто выбор между тем или иным продуктом определяется личными предпочтениями пользователя, среди которых часто не последнюю роль играет язык интерфейса программы. Однако, несмотря на все старания разработчиков, управление любым брандмауэром требует знания основ сетевой активности.
Резюме
Опасностей, которые ожидают ребенка в Интернете, не перечесть. Всемирная паутина настолько велика, что во всех ее «закоулках» не побывал даже ни один робот поисковых систем. Что уж говорить о людях?! Тем не менее родителям необходимо представлять, с чем может встретиться ребенок в Сети, и предостеречь его. Решить проблему можно двумя способами. Первый, самый простой запретить ребенку подходить к компьютеру. Однако если вы запрете свое чадо в комнате и исключите любые контакты с окружающим миром, ограничив круг общения ребенка только членами семьи, то, повзрослев, он не будет готов встретиться с реальностью обыденной жизни. Второй способ более сложный и требует активного участия родителей в интернет-жизни ребенка. Ваша задача максимально подготовить своего отпрыска к путешествиям по Сети, чтобы он мог пользоваться возможностями Интернета и умел избегать потенциальной опасности.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615