Русский язык. 3 класс. Тема урока: «Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных».


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
« ЧЕРНЯХОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ »
МАОУ «СВОБОДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»






Русский язык
3 класс
Тема урока:
«Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных»



Составитель:
учитель начальных классов,
Петрушина Карина Эдуардовна







п. Свобода
2017 год
Тема урока: «Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных».
Цели: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.
Планируемые результаты: развивать мотивацию учебной деятельности, интерес к новому; учить   самостоятельно принимать решения, прогнозировать  их возможные последствия; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, быть способными к сотрудничеству; учить опираться на свой опыт и знания, полученные ранее; намечать и ставить цель, планировать деятельность, выходить на результаты; уметь анализировать, контролировать и оценивать  свою деятельность; уметь использовать полученные ранее знания и применять свой опыт; учить осуществлять организацию речевой деятельности в устной форме; учить создавать алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; повторить изученное ранее об имени существительном; формировать умение  правильно писать  слова с Ь на конце после шипящих в именах существительных; совершенствовать умение распознавать существительные по родам.
Ход урока
Организационный момент
«Игра - приветствие»
Скажем «Здравствуйте» руками,
Скажем «Здравствуйте» глазами,
Скажем «Здравствуйте» кивком.
Скажем «Здравствуйте» мы ртом
Станет радостней кругом.
II. Проверка домашнего задания
- Прочитайте слова с орфограммами, объясните их написание.
- Какие звуки передают шуршание?
III . Актуализация знаний
Индивидуальная работа
-Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Товари, молодё, ланды, скрипа, помо, кирпи, пла, гра, ве.
Фронтальная работа
- Догадайтесь о ком, или о чём идёт реь, и запишите эти слова, разделив их на две группы.
Часть суток, с вечера до утра (ночь).
Приспособление, с помощью которого открывают замок (ключ).
Друг Карлсона (Малыш).
Сооружение из кирпича для отопления дома (печь).
Растение на болоте (камыш).
Друг всегда готов прийти на... (помощь).
Бывает устная и письменная... (речь).
Суп со свёклой и с другими овощами (борщ).
Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками (ёж).
Небольшой грызун с острой мордочкой (мышь).
- Расскажите правило о правописании существительных с шипящими на конце.
IV. Самоопределение к деятельности
- Вставьте пропущенные буквы. Разделите слова на две группы.
Но, лу, камы, до.
- Какие группы у вас получились? По какому признаку вы объединили слова в группы?.( В первой группе ( ночь, дочь) слова женского рода с шипящим на конце. Во второй группе (камыш, луч) - мужского рода с шипящим на конце.)
- Сформулируйте тему и задачи урока
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.57 (с.33)
- Прочитайте слова.
- Как узнать, нужно ли на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки, писать мягкий знак?
- Определите род имён существительных.
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Прочитайте одушевленные имена существительные, назовите их род и объясните их написание.
-Прочитайте неодушевлённые имена существительные, назовите их род и объясните их написание.
Упр.58 (с.33)
- Прочитайте стихотворение.
-Какую картину вы себе представили, читая это стихотворение?
-Выполните задания.
(Проверка.)
VI. Физкультминутка
«Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр.59 (с. 34)
- Прочитайте слова.
-Объясните правописание слов с орфограммами.
- Разделите слова на четыре группы.
- Выполните задание.
- Прочитайте слова по группам.
- По какому признаку вы распределили слова? (Слова с разделительным мягким знаком- показателем мягкости, слова с разделительным мягким знаком, слова с разделительным твёрдым знаком, имена существительные женского рода с шипящим на конце.)
Упр.61 (с. 34)
(Работа в парах. Проверка.)
VIII. Рефлексия
- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом, и самолет,
И огромный пароход! (Карандаш)
А что было! А что было! Мама речку в дом пустила. Речка весело журчала, Мама в ней белье стирала. А потом, а потом, Я купался под дождем. (Душ)
Пролежит он без вниманья Целый день в твоем кармане. Без него домой придешь -
В дом никак не попадешь. (Ключ)
В избе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт. (Печь)
Подходить к дому стала-
С неба солнце украла. (Ночь)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (Ёж)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)
- Разделите слова на две группы.
- На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (Это имена существительные женского рода)
- Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящими на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, мягкий знак не пишется.)
- Приведите примеры.
- Оцените свою работу на уроке.
- Приготовьте и поднимите карточку с определённым номером.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Еще придется потрудиться.
На уроке было все не понятно.
IX. Подведение итогов урока
- Какую роль играет мягкий знак в именах существительных с шипящими на конце?
Домашнее задание
Упр. 60 (с.34)













15