Календарно-тематическое планирование по литературе (индивидуальное обучение) 11 класс
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2006. Учебник: В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Русская литература XX века.11 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2005.
Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Всего – 70 часов; в неделю 2 часа
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея данной программы по литературе – помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку, где при написании творческой части (части С) выпускник должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на уроках литературы предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование
Дата № Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
1 Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков .Литературные направления и течения, их своеобразие, характерные черты 1 Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы Запись тезисов в тетрадях
2 Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Чудная власть прошлого в рассказе «Антоновские яблоки» .Рассказы Бунина о любви. 1 Изучение нового материала. Рассказ о жизни и творчестве Бунина, беседа по содержанию прочитанного рассказа
3-4 Смысл жизни героя рассказа «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе. 2 Совершенствование знаний, умений и навыков. Беседа. Сообщение учащихся, аналитическое чтение, анализ текста, эвристическая беседа
5 Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Второе пришествие 1 Изучение нового материала. Лекционный метод с элементами беседы. Сообщения учащихся. Составление хронологической таблицы по материалам лекции.
6 Ранние романтические рассказы А.М.Горького. Композиция романтических рассказов 1 Совершенствование знаний, умений. Литературная беседа Тест на восприятие прочитанного. Индивидуальная и коллективная работа
7 Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне». Человек, его достоинство и смысл жизни 1 Изучение нового материала. Творческое чтение Сообщения учащихся, устные ответы на поставленные вопросы
8 «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе. Вопрос о правде в драме «На дне» .Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Горького 1 Комбинированный
Приёмы и методы истолкования художественного произведения Участие в аналитической беседе, комментированное чтение, характеристика героя
9 Жизнь и творчество А.И.Куприна. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» 1 Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы Выступление с сообщением, презентацией; составление хронологической таблицы, запись лекции
10 Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Анализ письма Желткова Вере Николаевне 1 Совершенствование знаний, умений, навыков. Сообщения учащихся, работа с текстом, заполнение таблицы, работа с текстом, беседа
11-12 Жизненный и творческий путь В.Г.Короленко. Размышления над повестью «Слепой музыкант» 2 Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы Выступление с сообщениями, ответы на вопросы учителя, рассказ о ранее прочитанных произведениях
13 Летопись жизни и творчества Л.Н.Андреева. Тема социального неравенства в творчестве Л.Н.Андреева 1 Изучение нового материала. Сообщение учителя Беседа, реализация индивидуальных заданий, составление хронологической таблицы, фронтальный опрос, развитие речи
14 Повесть Л.Андреева «Иуда Искариот» - конфликт между одиночкой и толпой, героем и «другими» 1 Урок-исследование. Участие в аналитической беседе, работа над мини-сочинением
15 Сочинение по творчеству Бунина, Куприна, Короленко, Андреева 1 Контрольный
Творческая самостоятельная работа
16 Общая характеристика поэзии «серебряного века» 1 Изучение нового материала Доклады учащихся с последующим обобщением материала, составление таблицы «Основные черты и особенности поэзии серебряного века»
17 Символизм. «Старшие символисты». Поэзия «младосимволистов» Поэзия В.Я.Брюсова 1 Изучение нового материала. Лекция учителя, сообщения учащегося. Чтение стихотворений наизусть, сообщения по теме урока, составление тезисов лекционного материала
18 «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта 1 Изучение нового материала. Лекция, сообщения учащегося Работа с текстом, аналитическая беседа, выступления с материалом домашнего задания, анализ лирического произведения
19 Смысл поэзии И.Ф.Анненского 1 Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение Участие в эвристической беседе с элементами анализа лирического текста. Индивидуальная работа
20 Акмеизм. Мир образов Николая Гумилёва 1 Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение Составление тезисов лекционного материала, эвристическая беседа с элементами анализа лирического текста.
21 Творческие индивидуальности «серебряного века»
1 Контрольный урок
Написание собственных текстов, составление хрестоматии, конструирование опорных схем
22 Личность и творчество А.А.Блока. Тема любви в лирике А.Блока. Стихотворение «Незнакомка» 1 Изучение нового материала. Лекция с включением выступления учащегося Составление хронологической таблицы по материалам лекции. Сообщения по заданным темам.
23 «Это всё о России». Тема Родины в творчестве А.Блока. 1 Совершенствование знаний и умений. Творческое чтение лирических произведений. Сопоставительный анализ стихотворений Блока и Некрасова. Чтение стихотворений.
24-25 Поэма А.Блока «Двенадцать». Творческая история поэмы. Угрожающие силы стихии в поэме «Двенадцать» 2 Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Комментированное чтение поэмы «Двенадцать». Ответы на вопросы.
26 Кудрявый гений русской поэзии. Сергей Есенин в стихах и в жизни. Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. 1 Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, составление хронологической таблицы. Коллективное творчество.
27 «Я по-прежнему такой же нежный». Любовная лирика Сергея Есенина. Образ времени в поэме «Анна Снегина» 1 Изучение нового материала. Лекция в сочетании с беседой Составление тезисов по материалам лекции, выступления заранее подготовленных учеников, анализ стихотворений.
28 Трагедия мятежной души в поэме С.Есенина «Пугачёв». Образ Пугачёва в русской литературе XIX века. Сочинение по творчеству Сергея Есенина 1 Комбинированный. Индивидуальная и творческая работа при подготовке к семинару. Индивидуальная самостоятельная работа. Комментированное чтение.
29 В.В.Маяковский. Творческая биография. Сатира Маяковского 1 Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Доклад ученика, творческое чтение, составление хронологической таблицы.
30 Патриотическая лирика Маяковского 1 Изучение нового материала урок-лекция. Выразительное чтение стихотворений Маяковского. Отзыв о прочитанных стихотворениях. Выразительное чтение стихотворений, их анализ.
31 Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского 1 Изучение нового материала урок-лекция. Выразительное чтение стихотворений Маяковского Работа по содержанию прочитанных стихотворений
32 Громада-любовь в творчестве В.Маяковского. Подготовка к сочинению по творчеству Маяковского 1 Комбинированный. Частично поисковый Комментированное чтение стихотворений, их интерпретация. Исследование вопроса о новаторстве поэта в раскрытии данной темы.
33 А.А.Фадеев. Страницы жизни писателя. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. 1 Урок изучения нового материала. Работа с книгой. Работа с текстом, поиск языковых и художественных средств.
34 Левинсон как руководитель и просто человек. Проблема гуманизма в романе. Перерождение Морозки. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе. 1 Комбинированный урок. Проблемное изложение (литературная беседа) Работа с текстом (письменный опрос)
35 «И судим был каждый по делам своим». Жизнь и творчество М.А.Булгакова. 1 Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Сообщения, подготовленные учащимися. Составление хронологической таблицы по материалу лекции.
36 «Стать бесстрастно над красными и белыми». Роман М.Булгакова «Белая гвардия». 1 Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы Индивидуальные сообщения учащихся. Участие в беседа по содержанию произведения.
37 История создания романа «Мастер и Маргарита». Жанр и особенности композиции. Философско-этические проблемы в романе. 1 Урок изучения нового материала. Исследовательский. Составление тезисов по материалам лекции. Аналитическая беседа.
38 Сатирико-бытовой пласт романа. Разоблачение московского обывателя. 1 Комбинированный урок Работа с текстом, беседа по содержанию.
39-40 Романтический пласт произведения. Сюжетная линия Мастера и Маргариты. Мастер и его ученик. Истории духовного взросления Ивана Бездомного. Тема преемственности в романе. Проверочная работа. Тест. 2 Комбинированный урок Работа с текстом произведения, аналитическая беседа., выступления учащихся.
41 А.н.Толстой. Тема русской истории в творчестве писателя. 1 Изучение нового материала. Лекция учителя. Беседа. Выступления учащихся. Составление хронологической таблицы по материалам лекции.
42 Панорама русской жизни в романе «Пётр Первый». Образ Петра первого в романе. 1 Изучение нового материала. Работа с текстом. Анализ эпизодов, задания по группам. Создание киноверсии эпизода. Характеристика героя произведения.
43 Оставаться человеком!.. Жизненный и творческий путь А.Платонова. Осмысление революционной действительности в повести «Сокровенный человек» 1 Изучение нового материала. Демонстрация презентации. Сообщение учащегося. Беседа. Составление хронологической таблицы по материалам лекции и выступления одноклассника.
44 Мир утраченных иллюзий в повести «Котлован». Характерные черты времени. 1 Урок совершенствования ЗУН. Беседа. Ответы на вопросы учителя. Выборочная проверка на проблемный вопрос.
45-46 «Мне дали имя при крещении – Анна». Тема Родины в лирике Ахматовой. Тема народного страдания в поэме Ахматовой «Реквием» 2 Урок изучения нового материала. Лекция Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве А.Ахматовой. Сообщение учащегося. Анализ поэтического текста.
47 Основные мотивы и темы лирики марины Цветаевой. 1 Урок совершенствования и углубления знаний. Работа с текстом, составление тезисов статьи учебника, анализ стихотворений
48 М.Шолохов. штрихи к биографии. М.А.Шолохов «Донские рассказы» 1 Изучение нового материала. Лекция. Составление хронологической таблицы и плана лекции.
49 Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон» 1 Урок совершенствования ЗУН. Работа с текстом произведения, работа по карточкам. Беседа о жизни семей. Сопоставление с романом Толстого «Война и мир»
50 Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Нравственная позиция автора. Путь Григория Мелехова в романе 1 Урок совершенствование ЗУН Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов. Пересказ эпизодов.
комментированное чтение, работа по карточкам
51-52 Григорий и Аксинья .Сочинение по творчеству М.А.Шолохова 2 Урок совершенствование ЗУН Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов. Характеристика героев.
53 А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «Василий Тёркин». Жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти» 1 Изучение нового материала Заслушивание сообщения, составление хронологической таблицы.
54 Литература 50-90-х годов.
Судьба А.Солженицына. Конфликт временного и вечного в рассказе «Один день Ивана Денисовича» 1 Изучение нового материала. Лекция. Выступления подготовленных учащихся. Запись лекции, составление хронологической таблицы.
55 Невероятная явь войны. Повести В.Быкова. «Момент истины» Тема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников» 1 Урок совершенствования ЗУН. Урок-семинар Знакомство с биографией писателя, составление плана, выступления по прочитанным произведениям.
56 Там, на войне. Повесть, «написанная кровью сердца». К.Воробьёв «Это мы, Господи» 1 Урок совершенствования ЗУН Аналитическая беседа, работа с текстом повести.
57 «Тихая лирика» Николая Рубцова 1 Изучение нового материала. Запись основных положений лекции, знакомство со стихотворениями Н.Рубцова, их анализ. Сообщения подготовленных учеников
58 Тема родины в лирике Н.Рубцова 1 Комбинированный урок Работа над содержанием стихотворений, аналитическая беседа
59 В.Распутин. Страницы жизни. Живое слово В.Распутина. «Женский разговор» 1 Комбинированный урок Выступления учащихся, беседа по ранее прочитанным произведениям, запись основных положений биографии. Комментированное чтение
60 Апокалипсис, сотворённый людьми. Повесть «Прощание с Матёрой» 1 Комбинированный урок Комментированное чтение отдельных эпизодов, аналитическая беседа, характеристика героев.
61 Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок» 1 Совершенствование ЗУН. Конференция. Поисковый. Выступления с подготовленными заданиями.
62 Сопричастный всему живому. Штрихи к портрету В.П.Астафьева. 1 Изучение нового материала. Лекция. Запись основных положений лекций.
63-64 Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах «Царь-рыба» 2 Урок обобщения и систематизации, полученных ЗУН. Эвристическая беседа. Работа с текстом. Комментированное чтение.
65 Авторская песня. 1 Изучение нового материала. Литературный салон. Сообщения учащихся, чтение стихов, слушание музыки
66 Обобщающий урок по русской литературе XX века. 1 Контрольный Тест
67-68 Современная литературная ситуация. 2 Изучение нового материала. Обзорная лекция Запись основных положений лекции
69-70 Резервные уроки. 2