Занятие по внеурочной деятельности Я — ученик духовно — нравственной направленности : А мы такие разные


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа сельского поселения
«Село Лесопильное»
Номинация «Лучшее внеурочное занятие духовно – нравственной направленности»
Занятие по внеурочной деятельности
«Я – ученик»
1 класс
Развивающая программа Л.В.Занкова
Тема занятия: «А мы такие разные»


Автор: Новикова Лариса Николаевна,
учитель начальных классов первой
квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа курса «Край, в котором я живу» состоит из трех самостоятельных разделов: «Я – ученик» (1 класс), «Я – гражданин» (2 класс), «Я – дальневосточник» (3-4 классы). Программа реализовывается через внеурочную деятельность. Раздел «Я – ученик» рассчитан на освоение младшими школьниками в 1 классе.
Внеучебная  работа по направлению: «Я – ученик», является одной из форм организации свободного времени учащихся и составной частью учебно - воспитательного процесса. Главное в этом направлении: характер взаимодействия учителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основаны на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности учителя и детей. Ребята знакомятся с жизнью школы, создают законы своего класса, в игровой форме изучают правила поведения, учатся выполнять режим дня, культурно общаться со взрослыми и сверстниками, терпеливо относиться к окружающим, учатся видеть в других хорошее, помогать и прощать.
Здесь имеется хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе с целью создания ученического коллектива. Работа имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, способствует решению задач нравственного воспитания.
Содержание программы для каждого раздела распределено по темам. Занятие «А мы такие разные» входит в тему «Мы, наш класс и наша школа».
Список используемой литературы и Интернет-ресурсы
Посмитная С.Л. «Я – ученик». Региональное учебно–игровое пособие для младших школьников.
Программа и методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котрром я живу» С.Л.Посмитная 2008 г.
Баныкина С. Конфликты в школе — можно ли их избежать?
//Воспитание школьников. 1997. № 2.
http://raduga-class.ucoz.ru/index/skazki_o_shkolnykh_ konfliktakh/0-99
http://exist.h1.ru/pr_psy/karneg.htm
http://www.granitegrok.com/pix/Schoolhouse3.jpg
http://gifportal.ru/162.html
Цель: Формировать способность толерантного поведения.
Задачи:
Образовательные:
формирование представлений о различных вариантах человеческого общения.
Развивающие:
развитие познавательного интереса учащихся;
развитие коммуникативных качеств;
развитие мышления и устной речи.
Воспитательные:
воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
учить увидеть в другом то, за что его можно похвалить, быть внимательными друг к другу;
формирование социально одобряемых норм поведения;
помочь осознанию неодинаковости людей, учить различия между людьми принимать как положительный факт;
создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, мировоззрению).
Оборудование:
Компьютер.
Колонки.
Интерактивная доска.
Аудиозапись физминутки « Ха – ха! Хи – хи!».
Аудиозапись песни - игры «В этом зале все друзья».
Книга с пазлами.
Смайлики (да- с улыбкой, нет - грустный) для игры «А я считаю так…».
Игрушка Слоненок.
Доска звезд, звезды.
Ход занятия:
1. Эмоциональный настрой
Учитель: Настроение каково?
Ученики: Во!
Учитель: Все такого мнения?
Ученики: Все без исключения!
Учитель: Может вы уже устали?
Ученики: Мы с собой таких не брали!
Учитель: Может, сядем, отдохнем?
Ученики: Нет, занятие начнем!
Учитель: А сейчас, ребята, улыбнитесь друг другу, нашим гостям и начнем занятие.

Игра «А я считаю так…»
На доске два смайла один – согласен, другой – не согласен. Учитель зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (да), если не согласен на ту сторону, где (нет), если у вас нет мнения по данному вопросу, остается на месте. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.
зима лучше лета;
самый классный мультфильм - «Фиксики»;
самый важный предмет – математика;
играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;
самое прекрасное домашнее животное – кошка;
заниматься рыбалкой – неинтересно;
учиться читать легко;
война – это всегда плохо.
Учитель: Мнения ребят разделились. Кому – то нравится зима, кому – то лето. Кто- то
любит математику, кто – то физкультуру, а кто – то технологию. Все люди
разные, у всех разное мнение на одни и те же вещи.
Пазлы. Чего не хватает? (показ книги с пазлами)
Учитель: Что такое пазлы?
Ученики: Это детская игра, в которой из маленьких кусочков собирают в целое разные
картинки.
Учитель: Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл,
составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и
нужен. Но мы все разные. Может ли один человек сказать, какой я?
Давайте все вместе покажем сказку «Слон и мудрецы».
Инсценирование сказки «Мудрецы и слон»
(игрушка Слоненок)
«Давным-давно в маленьком городке жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. И захотели они его увидеть. Но как?
– Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.
– Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы будем знать, какой он.
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед и назад.
– Слон похож на веер, – закричал первый мудрец.
Второй потрогал ноги слона.
– Он похож на дерево, – воскликнул он.
– Вы оба неправы, – сказал третий, он похож на верёвку. Он ощупывал хвост.
– Слон похож на копьё! – закричал четвёртый.
– Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена!
Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец дёргал слоновий хобот. «Вы все неправы, – сказал он, – слон похож на змею!»
– Нет, на верёвку.
– На змею!
– Стена!
– Вы ошибаетесь!
– Нет, я прав!
Шестеро слепых мудрецов кричали друг на друга целый час. Но они так и не узнали, как выглядит слон.
Обсуждение сказки:
Учитель: Почему мудрецы так и не узнали, какой слон?
Ученики: - Каждый думал, что он знает, на что похож слон.
- У каждого было свое мнение о слоне.
- Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Учитель: У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и
ту же вещь или ситуацию все видят по-разному. Так случилось и с
мудрецами: каждый из них увидел слона по – своему.
Физкультминутка: « Ха – ха! Хи – хи!»
Беседа «Театр и роли».
(запись на доске: «КТО Я?»).
Учитель: Жизнь – это театр, у каждого свои роли. Какие роли играете в жизни вы?
Дети называют: ученик, сын внук, друг, помощник и т.д.
(Если дети затрудняются, учитель помогает вопросами: например, кем вы являетесь по отношению к родителям? – сыном)
Учитель: Можно наверняка к списку ролей добавить и «сосед», и «знакомый», и
«пассажир»… У каждого из нас, их много. Одни роли приходят и уходят,
другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них
скорее избавиться.
Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он ещё маленький, не подумал», а сосед скажет: В семь лет мог бы догадаться, что стекло разобьётся, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.
- А как мы сами ведём себя по отношению к чужим людям и родственникам? Например, мы увидели, что соседка несёт тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит сходить в магазин, или помыть посуду? Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?
Сценка «Мама и дочка»
Мама: Доченька, сходи за хлебом!
Дочка: Что? Опять я? Что, кроме меня некому?
Вывод: Если бы мы с большей долей терпения, уважения,
симпатии, понимания относились друг к другу,
то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.
«Сходства и различия».
Учитель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру, которая покажет, какие
мы разные. Но потом вы скажете, что, же нас объединяет?
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей
категории:
Хлопают . . .
только те, кто любит мороженое;
только мальчики;
только девочки;
только те, кто любит вкусно поесть;
только те, у кого голубые глаза .
только те, кто родился зимой;
только те, кто не любит каникулы;
только те, у кого темные волосы;
только те, кому нравится играть в футбол;
только те, у кого прекрасное настроение.
только те, кому 7 лет
только те, кто учится в 1 классе
все присутствующие в классе;
Учитель. Мы все такие разные: взрослые и дети, брюнеты и блондины, добрые и
злые, толстенькие и худые, с хвостиками и без них…
И все же мы должны жить и понимать друг друга.
Но в чем, же мы похожи? Что нас объединяет?
Это наша страна. Наш город. Наша школа. Наш класс.
Класс -  это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и понимание. Что же для этого нужно?  
Давайте послушаем притчу « Ладная семья»
Притча «Ладная семья» (рассказывает учитель)
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.
Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь Прощение Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
Обсуждение притчи:
Учитель: Что же для этого нужно, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и
понимание.
(Дети высказывают свое мнение.)
Творческая работа: «Доска звезд»
Учитель зачитывает высказывания, а учащиеся называют имена учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу и крепят к фотографии ученика звезды.
самый веселый, самый скромный,
самый спортивный самый высокий
самый добрый
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас
ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей,
чувствовать их настроение, стараться никого не обижать, быть
внимательными друг к другу, увидеть в другом то, за что его можно
похвалить.
Учитель: Ребята, а кому из вас нравится, когда вам говорят или о вас говорят
хорошие, красивые и добрые слова?
Ну а теперь немного отдохнем и поучимся дарить друг другу
комплименты.
«Комплименты»
Все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент, кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу. Начинает учитель.
Учитель: Наше занятие подошло к концу. Закончить его мне хочется
следующими словами:
«МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО ВСЕ - ТАКИ МЫ ВМЕСТЕ! МЫ - ДРУЗЬЯ!»
11. Дети читают стихи:
1. Все мы очень разные!
Но все мы при этом равные!
2. Мы все имеем право,
Смеяться и грустить.
3. Нам ссориться не нужно!
Живем мы в классе дружно!
Исполнение песни – игры: «В этом зале все друзья»
Рефлексия.
Учитель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Давайте покажем, какое настроение у
вас.
На доске – два солнышка, одно грустное, другое веселое. Дети выходят к доске и прикрепляют к солнышку лучи, выбирая то солнышко, которое соответствует настроению.