Час общения Язык мой враг или друг?
Час общения: Язык мой: враг или друг?
Цель: показать, какую роль играет владение культурной речью в облике современного человека в целом и профессионала в частности.
Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями о языке, DVD-плейер, диск с фильмами «12 стульев», «Джентльмены удачи», ноутбук, интерактивная доска.
Ход часа общения
Воспитатель: Дорогие друзья! Тема нашего разговора сегодня «Язык мой: враг или друг». Мы
поговорим о том, какое значение имеет речь в жизни человека. У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми – в училище, на улице, в библиотеке, в спортзале, в магазине. И я думаю, что всякий раз ваше настроение, самочувствие, работоспособность зависят от того, приветливы ли были с вами окружающие вас люди, проявили они доброжелательность или были раздражены и грубы? Мы живем среди людей, и наши слова, жесты и поступки тем или иным образом влияют на окружающих. И прежде всего это относится к нашей речи, к нашему языку. Язык возвышает человека над миром всего живого. Вы наверное согласитесь, что жизнь людей немыслима без языка, без речи. Язык – это средство общения между людьми, способ обмена информацией. Владение языком ценится в обществе очень высоко. Эта способность является частью общей культуры человека. Нередко мы судим о людях по тому, что и как они говорят, какими собеседниками являются, как доносят до окружающих свои мысли. Правильным языком можно укрепить человека в вере и надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно и ,наоборот, внести в его душу неуверенность, привести к беде.
А сейчас послушайте вот такую притчу.
(Демонстрация слайда с портретом Эзопа)
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете блюдом какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, Ксанф приказал приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. Эзоп оправился на базар и купил языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?». Словом, этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
Воспитатель: В самом деле, не зря ведь существует поговорка: «Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно народ за собой повести».
Как быстро словом можно ранить
Как быстро словом можно ранить,Еще быстрее им убить.Но тяжелее все исправить,И невозможно все забыть.Как острым лезвием по венам.Скользнет неосторожное словцо.Как раны свежие на теле.Затянутся потом рубцом.Сделать мир добрее очень важно,Относитесь бережно к словам.Чтобы в человеке каждом.Было милосердия 100 грамм.
Дина Беспутина
Воспитатель: Вот какое большое значение имеют слова в нашей жизни. А теперь представьте, что к вам на улице подходит хорошо одетый симпатичный мужчина с портфелем, в галстуке и говорит: «Эй, чувак, где здесь бабло поменять можно?». Конечно, вы поймете его речь, но, не сомневаюсь, что ваше впечатление о его культуре изменятся. Вот и получается, что о культуре человека мы можем судить не только по его внешнему виду, а по тому, как он говорит, какие слова употребляет.
Древний поэт Саади сказал так:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы,
Пока ты слова не сказал.
Таким образом, мы с вами поняли, что каждому человеку очень важно говорить правильно, употребляя культурные слова. Однако значение правильной речи состоит не только в том, чтобы подчеркнуть культуру человека, а в том, чтобы помочь людям понимать друг друга. А теперь давайте обратимся к речи современного подростка
Сценка
Лифт поднимается вверх. В кабине – пожилая женщина и подросток.
Женщина задает подростку вопрос:
- Как дела?
- У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка! Клево, да?
-А что, там лошадь была? – спрашивает женщина.
- Какая лошадь? – недоумевает подросток.
У женщины нарастает потребность разобраться, понять и переработать «поток информации».
- Ну-ка, давай все сначала, – то, предлагает она.
- Ну давайте. И чего Вы не поняли?! Значит, один фитиль...
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету...
- Он на чем подкатил, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета был.
- У какого шкета?
- Ну, шибздик один. Вы его знаете, ходит здесь, вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, попилил он.
- Ну и как, распилил?
- Что распилил?
- Ну, велик?
- Чем?
- Ну, этим самым, шнобелем.
- Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.
- А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?
- Да не было там никакой зимы, там училка была.
- Учительница, ты хочешь сказать?
- Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но самая-то укатка, что велик гикнулся.
- Как гикнулся?
- А так – накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?
- Понятно! – ответила собеседница.
Воспитатель: Итак, вы услышали, что женщина не могла понять то, о чем говорил подросток. Как вы думаете, почему?
Ответы воспитанников: «Он употреблял жаргонные слова».
Воспитатель: Как вы думаете, почему такие слова преобладали в речи подростка? Да, это сленг, жаргонизмы. Они очень сильно засоряют нашу речь. Зачастую подростки только с их помощью и могут выражать свои мысли, и окружающие их не всегда понимают. Хорошо ли это?
Не напоминает ли это вам Эллочку-Людоедку? Вспомним фрагмент из фильма «12 стульев». (Демонстрация видеофрагмента)
Можем ли мы называть эту даму культурной? Может ли общение с ней быть интересным? Человек, который использует мало слов, напоминает нам неразвитых древних людей из племени Мумбо-Юмбо, которые знали только 300 слов.
Так почему подростки и молодые люди зачастую не хотят сделать свою речь красивой, выразительной без всякого словесного мусора?
Ответы воспитанников
Воспитатель: Может быть, изобретая свой язык, вы хотите отличаться от нас, взрослых?
Может быть, у вас маленький словарный запас? Вы не знаете значения произносимых вами слов? Или вы часто бываете агрессивны и злы по отношению к вашим товарищам?
По-видимому, по всем этим причинам ваша речь не всегда такая, какой она должна быть у культурного человека, у человека с чувством собственного достоинства, то есть уважающего себя и окружающих его людей.
Особо это относится к общению юношей и девушек. Странно бывает слышать диалог юноши и девушки, которые употребляют грубые и, что самое плохое, нецензурные слова, или, как их называют ученые, «ненормативную лексику».
Послушайте же балладу о Прекрасной Даме и постарайтесь ответить на вопрос, есть ли сейчас настоящие Рыцари и Прекрасные Дамы. И если их осталось мало, то почему?
Баллада о Прекрасной Даме
Богу неведомо, людям незнамо,
Где пропадает Прекрасная Дама,
И неизвестно, что делает с ней
Этот похитивший даму злодей.
Где же тот верный и преданный рыцарь,
Что к этой даме на помощь стремится,
Воду топча, презирая огонь,
Где его добрый и преданный конь.
Где ж, наконец, и копье боевое,
Вечно готовое к правому бою,
Доблесть мужская и женская честь,
Я призываю вас именно здесь.
Но не является рыцарь тот смелый,
Конь ускакал, и копье заржавело,
Да и Прекрасная Дама не там,
Где ее видеть хотелось бы вам.
И ничего не случилось с нею,
Просто она загуляла у Змея,
Непутевая дочь, да поможет ей Бог,
Кончится ночь, и взойдет на порог.
Евгений Бачурин
Вспомним, кто встречается нам среди окружающих нас людей. К сожалению, среди них мы видим не только культурных и вежливых, а также бомжей, тунеядцев, алкоголиков. Можем ли мы их назвать Рыцарями?
А ведь Рыцарь – это человек чести, слова, верный, чистый, бескорыстный, справедливый.
Чем меньше среди нас Рыцарей, тем меньше Прекрасных Дам, так как “даме” не надо стараться быть лучше, чтобы понравиться “рыцарю”
И вот сейчас необходимо обсудить вопрос о чрезмерном употреблении жаргонных слов и недопустимости нецензурной брани, которую можно, к сожалению, услышать из ваших уст!
Какие вы предлагаете способы борьбы со словесным мусором и ненормативной лексикой?
Работа по карточкам. Обсуждение ответов воспитанников.
Какие Вы предлагаете способы борьбы с ненормативной лексикой (подчеркните)
каждому самому следить за своей речью;
принять закон, запрещающий сквернословить, а нарушителей не только штрафовать и подвергать аресту, но и наказывать телесно (порка);
прививать культуру речи разными способами (чтение книг, искусство, СМИ);
выплачивать премию и повышать зарплату тем, кто не сквернословит;
не общаться с людьми, употребляющими ненормативную лексику, сделав их изгоями;
не обращать внимание на сквернословие;
никак не бороться, так как это бесполезно;
Ваши предложения _______________________________________
Воспитатель: Почему же мы затронули эту тему, привлекли вас к её обсуждению. В будущем вы – штукатуры-маляры и в процессе вашей работы вы должны будете общаться с заказчиком, с коллегами по работе при совместном выполнении производственного заказа, уметь договариваться. От вас потребуется знание многих профессиональных терминов, а также простых обиходных слов. Насколько вы к этому готовы?
Выполнение практических заданий:
Произнесите правильно: алфавит, документ, квартал, красивее, договор, кухонный.
Употребите слова правильно: кто крайний – кто последний; мороженка – мороженое; пирожки с повидлой – пирожки с повидлом;
Назовите во множественном числе в родительном падеже:
блюдце – блюдец
дело – дел
место – мест
сапоги – сапог
полотенце – полотенец
яблоко – яблок
апельсин – апельсинов
кочерга – кочерёг
баржа – барж
туфля – туфель
Анализ ответов воспитанников.
Воспитатель: Ребята, вам необходимо пополнять свой словарный запас, читать больше книг, чтобы в дальнейшем успешно взаимодействовать с коллегами по работе. На этом наше занятие закончено. Я благодарю всех участников за работу. До новых встреч!
Список литературы
Говорите правильно Эстетика речи: книга для учащихся / Е.В. Язовицкий. – Л. Просвещение, 1969.- 304 с.
Мы живем среди людей: Кодекс поведения / авт.-сост. И.В. Дубровина. – М.: Политиздат, 1989. – 383 с.
Энциклопедия этикета / сост. Н.Л. Рукавчук. – СПб: Мим- ЭКСПЕСС, 1996. – 352 с.