Внеурочная деятельность по ФГОС. Рабочая программа кружка Художественный труд для 1-3 классов.

Внеурочная деятельность по ФГОС. Рабочая программа кружка "Художественный труд" для 1-3 классов.


Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Законы РФ и РТ «Об образовании»
Федерального Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования.,
-Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.
Примерной программы по внеурочной деятельности, с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Цель и задачи программы
Цель: раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребёнке.
Задачи:
Развивающая:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Учебная:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательная:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Занятия по программе 1час в неделю
33часа –в 1классе
34часа -во 2,3 классах
Программа состоит из 2- х разделов:
-изобразительная деятельность;
-работа с разными материалами.

Прогнозируемые результаты
-приобретение социальных знаний;
-получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
-получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия
Основным критерием результативности освоения программы кружка выступает критерий сформированности у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, показателями которого являются:
-наличие устойчивого интереса к изобразительному искусству;
-активная познавательная позиция младшего школьника;
- широкая информированность;
-овладение опытом самостоятельной творческой деятельности.
Особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно-пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
2-й год обучения 1 час в неделю, 4 часа в месяц.
3-й год обучения 1час в неделю, 4часа в месяц.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут (в 1 классе), по 35 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:



1год обучения
1.Теоретическая подготовка.
Должны знать:
-правила техники безопасности;
-название видов деятельности, которыми они занимаются;
-специальную терминологию по теме;
-название используемых материалов и инструментов.
2. Практическая подготовка
Должны уметь:
-пользоваться инструментами для рисования;
-владеть приемами работы красками, гуашью
3. Общеучебные умения и навыки
Должны уметь:
-организовывать рабочее место;
-соблюдать правила ТБ;
2 год обучения
1.Теоретическая подготовка.
Должны знать:
-правила ТБ при работе с красками;
-названия вновь изученных видов деятельности;
-значение специальной терминологии.
2. Практическая подготовка
Должны уметь :
-использовать простейшие народные мотивы.
3. Общеучебные умения и навыки
-пользоваться специальной литературой;
-самостоятельно работать по образцам.
3год обучения
1.Теоретическая подготовка.
Должны знать:
-специальную терминологию и широко использовать ее в работе;
-приемы работы со специальной литературой;
-теоретическую базу разных видов декоративно – изобразительного искусства.
2. Практическая подготовка
Должны уметь
-качественно владеть кистью;
-использовать навыки творческой деятельности;
-самостоятельно выполнять творческие композиции
3. Общеучебные умения и навыки
Должны уметь:
- организовывать и выполнять работу в группе;
-осуществлять проектную деятельность.

Учебно –тематический план по годам обучения


Вид деятельности
Кол –во часов, класс



1кл.
2кл.
3кл.

1
Введение
1
1
1

2
Изобразительная деятельность
16
16
16

4
Работа с разными материалами
15
16
16

5
Подведение итогов
1
1
1

6
Общее количество часов
33ч
34ч
34ч

Содержание программы

Вводное занятие.
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Работа с бумагой и картоном.
Знакомство с оригами.
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.
Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление настольных игрушек (по образцу).
Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
Работа с природным материалом
Игрушки из природного материала. Олень, ослик.
Изготовление игрушек по замыслу детей.
Работа с пластилином.
Лепка людей, животных, овощей (по образцу).
Пластилиновая папликация на картоне «Полёт на Луну», Ваза с цветами» (по образцу).
Лепка по замыслу детей.
Итоговые занятие.
Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

Тематическое планирование
1 год обучения – 33 часа)


Раздел программы
Тема
Материалы, инструменты
Колич.
часов

1
Изобразительная деятельность
Вводное занятие. Мои любимые цвета – раскрашивание цветка
Шаблоны цветов, краски, кисти
1

2
Работа с разными материалами
   Лепка по образцу предметов шаровидной формы («Гусеница»).
Пластилин, доска
1

3
Изобразительная деятельность
Рисование точек («Идет дождь»).
Альбом, краска, кисточка.
1

4
Работа с разными материалами
Открытка для бабушек и дедушек ко дню пожилых людей
Альбомный лист, цветная бумага, карандаши, ножницы, клей
1

5
Изобразительная деятельность
Рисуем портреты своих учителей
Альбом, цветные карандаши, краски, кисточки
1

6
Работа с разными материалами
Лепка из пластилина «Овощи в корзинке»
Пластилин, доска
1

7
Изобразительная деятельность
Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (лесенка, шахматная доска, окошки.)
Альбом, краски, кисточки.
1

8
Работа с разными материалами
Аппликация из природного материала «Бабочка»
Сухие листья, альбом, ножницы, клей.
1

9
Изобразительная деятельность
Шахматная доска. Занятие развития и коррекции умений и навыков.
Альбом, краска, кисточки.
1

10
Изобразительная деятельность
Рисование прямых наклонных линий разной толщины («Трава»).
Альбом, цветные карандаши, краски, кисточки
1

11
Работа с разными материалами
Лепка предметов, состоявших из нескольких частей («Неваляшка»).
Пластилин, доска.
1

12
Изобразительная деятельность
Овощи с натуры.
Альбом, краски, кисточка.
1

13
Работа с разными материалами
Лепка предметов, состоявших из нескольких частей («Неваляшка»).
Пластилин, доска
1

14
Изобразительная деятельность
Рисование по представлению знакомых детям предметов.
Альбом, цветные карандаши
1

15
Работа с разными материалами
Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги.
Цветная бумага, ножницы, клей.
1

16
Изобразительная деятельность
Новогодняя ёлка, игрушки.
Альбом, краски, кисточка.
1

17
Работа с разными материалами
Вырезаем из бумаги снежинки.
Белая бумага, ножницы.
1

18
Изобразительная деятельность
Овощи с натуры.
Муляж овощей, альбом, кисточка.
1

19
Работа с разными материалами
Аппликация из готовых геометрических фигур («Башенки»).
Цветная бумага, альбом, клей, ножницы.
1

20
Изобразительная деятельность
Рисуем «Валентинки»
Цветная бумага альбом.
1

21
Работа с разными материалами
Открытка Для пап ко дню 23 февраля.
Цветная бумага, альбомный лист, ножницы, клей.
1

22
Изобразительная деятельность
Рисуем военную технику
Краски, альбом, карандаши.
1

23
Работа с разными материалами
Поздравительная открытка для мам
Альбомный лист, гофрированная бумага, ножницы, клей.
1

24
Работа с разными материалами
Лепка мультипликационных героев.
Доска пластилин
1

25
Изобразительная деятельность
Рисование прямых линий различной толщины (Заборчик).
Альбом, краски, кисточки.
1

26
Работа с разными предметами
Лепим из пластилина героев сказки «Колобок».
Пластилин, доска.
1

27
Работа с разными предметами
Аппликация из геометрических фигур «Ракета» на день космонавтики
Цветная бумага, альбом, клей, ножницы
1

28
Изобразительная деятельность
Иллюстрация, к сказкам Г.Тукая.
Альбом, краски, кисточки
1

29
Работа с разными материалами
Складываем бумагу по технике оригами.Птицы.
Цветная бумага, ножницы.
1

30
Изобразительная деятельность
Подарок ветеранам. Рисуем букет цветов.
Краски, альбом, кисточки
1

31
Работа с разными материалами
Мозаика из цветной бумаги. Животные.
Шаблоны животных, клей, цветная бумага.
1

32
Изобразительная деятельность
Рисование «Здравствуй лето».
Альбом, краски
1

33
Подведение итога
Выставка самых хороших работ.

1


2 год обучения (34 часа)


Раздел программы
Тема
Материалы, инструменты
Колич.
часов

1
Изобразительная деятельность
Вводное занятие. Краски лета.
Альбом, краски Кисточки.
1

2
Работа с разными материалами
Складываем бумагу в технике оригами. Животные
Цветная бумага, ножницы.
1

3
Изобразительная деятельность
Рисование замкнутых круговых линий (клубок ниток, цепочка).
Альбом краски, кисточки.
1

4
Работа с разными материалами
Аппликация из гофрированной бумаги.
Гофрированная бумага, альбом, клей, ножницы.
1

5
Изобразительная деятельность
Рисуем портреты бабушек и дедушек.
Альбом, кисточки, краски.
1

6
Работа сразными материалами
Лепка из пластилина. Составление композиции «Домашние животные», (коллективная работа)
Доска, пластилин.
1

7
Изобразительная деятельность
Узор в полосе (веточка ели).
Альбом, краски, кисточки.
1

8
Работа с разными материалами
Мозаика «Весёлые узоры» ( с использованием семян, круп).
Альбом, клей, крупы, семена)
1

9
Изобразительная деятельность
Герои мультфильмов.
Кисти, краски, фломастеры.
1

10
Работа с разными материалами
Составление композиции из пластилина «Животные нашего леса» (коллективная работа)
Пластилин, доска.
1

11
Изобразительная деятельность
Рисуем мамин платок. Узоры.
Альбом, краски, кисточка, фломастеры
1

12
Работа с разными материалами
Поздравительная открытка. Мамочка любимая моя.
Альбомный лист, фломастеры, цветная бумага.
1

13
Изобразительная деятельность
Рисование снежинок.
Альбом, краски, кисточки.
1

14
Работа с разными материалами
Оригами кошка, собака.
Цветная бумага, ножницы.
1

15
Изобразительная деятельность
Рисуем деда мороза и снегурочку.
Альбом, краска, кисточки.
1

16
Работа с разными материалами
Изготовление новогодних игрушек.
Цветная бумага, ножницы, клей.
1

17
Изобразительная деятельность
Рисуем зимние игры.
Альбом, краски, фломастеры, цветные карандаши.
1

18
Работа с разными материалами
Лепка из пластилина героев сказки «Репка».
Доска, пластилин. Иллюстрации сказки «Репка».
1

19
Изобразительная деятельность
Рисование с натуры связки воздушных шаров.
Альбом, краска, кисточки.
1

20
Работа с разными материалами
Делаем закладки для книг своими руками.
Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы.
1

21
Изобразительная деятельность
Изготовление Валентинок из цветной бумаги.
Цветная бумага, клей, ножницы.
1

22
Работа с разными материалами
Поздравительные открытки для пап.
Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.
1

23
Изобразительная деятельность
Рисование военных самолётов.
Альбом, краска. кисточки.
1

24
Работа с разными материалами
Поздравительные открытки для наших любимых мам.
Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.
1

25
Изобразительная деятельность
Узор в полосе (веточка ели).
Альбом, краска, кисточки.
1

26
Работа с разными материалами
Лепка из пластилина «Учебные принадлежности».
Доска, пластилин.
1

27
Изобразительная деятельность
Рисуем скворечника.
Альбом, краска, кисточка.
1

28
Работа с разными материалами
Складываем бумагу в технике оригами. Подводный мир.
Цветная бумага, ножницы.
1

29
Изобразительная деятельность
Рисуем. «Ракета летит в космос».
Альбом, краска, кисточка.
1

30
Работа с разными материалами
Лепим из пластилина героев сказок Г Тукая.(коллективная работа).
Доска, пластилины.
1

31
Изобразительная деятельность
Открытка для ветеранов. «день Победы».
Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.
1

32
Работа с разными материалами
Аппликация «Цветочная поляна».
Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны.
1

33
Изобразительная деятельность
Рисование «Здравствуй лето!».
Альбом, краска, кисточка.
1

34
Итога года.
Выставка рисунков.

1



3 год обучения – (34 часа)

Раздел программы
Тема
Материалы, инструменты
Колич. часов

1
Изобразительная деятельность
Вводное занятие
Краски осеннего пейзажа
Тушь, гуашь, краски, кисти
1

2
Работа с разными материалами

Узор из осенних листьев
Сухие листья, клей, ножницы.
1

3
Изобразительная деятельность
Натюрморт «Дары осени»
Альбом, краски, кисти.
1

4
Работа с разными материалами
Букет цветов для наших бабушек и дедушек. Способ оригами.
Цветная бумага, клей, ножницы.
1

5
Изобразительная деятельность
Рисуем любимых учителей.
Альбом, краска, кисточка, Цветные карандаши.
1

6
Работа с разными материалами
Мозаика «Домашние животные»(с использованием семян, круп).
Шаблоны домашних животных, семена и крупы, клей картон.
1

7
Изобразительная деятельность
Осенний пейзаж.
Альбом, краски, кисточки.
1

8
Работа с разными материалами
Складываем бумагу по технике оригами. Подводный мир.
Цветная бумага, ножницы клей, альбомный лист.
1

9
Изобразительная деятельность
Техника параллельного низания. «Бабочка».
Цветная бумага, клей, ножницы, альбомный лист.
1

10
Работа с разными материалами
Лепка из пластилина героев мультфильма «Теремок»
Доска, пластилин.
1

11
Изобразительная деятельность
Дорожные знаки.

Альбом, краска, кисточки.
1

12
Работа с разными материалами
Поздравительная открытка с днём матери.
Альбом, цветная бумага, клей, ножницы.
1

13
Изобразительная деятельность
Иллюстрации к сказке «Репка».
Альбом, краска, кисточка.
1

14
Работа с разными материалами
Вырезаем разноцветные снежинки из салфетки.
Салфетки, ножницы.
1

15
Изобразительная деятельность
Рисуем «Зимние забавы».
Альбом, краска, кисточка.
1

16
Работа с разными материалами
Ёлочные игрушки своими руками.
Цветные бумаги, клей, ножницы.
1

17
Изобразительная деятельность
Узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
Альбом, краска, кисточка.
1

18
Работа с разными материалами
Лепим человека из пластилина.
Доска, пластилин.
1

19
Изобразительная деятельность
Рисование по памяти на тему: «Моя любимая игрушка»
Альбом, краски, кисточки,
1

20
Работа с разными материалами
Аппликация к сказке «Золотая рыбка»
Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.
1

21
Изобразительная деятельность
Делаем Валентинки для друзей.
Цветная бумага, фломастеры, ножницы.
1

22
Работа с разными материалами
Поздравительная открытка на 23 февраля.
Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.
1

23
Изобразительная деятельность
Рисуем военную технику.
Альбом, краска, кисточка.
1

24
Работа с разными материалами
Букет цветов на 8 марта из гофрированной бумаги.
Гофрированная бумага, шпажка, нить, ножницы.
1

25
Изобразительная деятельность
Рисуем портреты наших любимых мам.
Альбом, краска, кисточка.
1

26
Работа с разными материалами
Композиция разноцветные бабочки. Оригами.
Цветная бумага, ножницы.
1

27
Изобразительная деятельность
Рисуем « Весна наступает».
Альбом краски, кисточки.
1

28
Работа с разными материалами
Оригами «Грачи прилетели».
Цветная бумага, ножницы.
1

29
Изобразительная деятельность
Иллюстрация, к сказкам Г.Тукая.
Альбом, краска, кисточка.
1

30
Работа с разными материалами
Лепим из пластилина героев сказок Г. Тукая «Су анасы» и «Шурале».
Доска, пластилин.
1

31
Изобразительная деятельность
Рисуем «День Победы» или «Голубь мира».
Альбом, краска, кисточка.
1

32
Работа с разными материалами
Подарок ветеранам наши открытки.
Альбомный лист, цветная бумага.
1

33
Изобразительная деятельность
Рисование «Ура каникулы!».
Альбом, краска, кисточки
1

34
Подведение итога.
Выставка рисунков и поделок .
Работы обучающихся.
1


Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Умелые руки» необходимы следующие принадлежности:
Цветная бумага, картон, учебные принадлежности;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
Литература
1.Программы ля внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
2.Е. В. Шорохов «Методика преподавания композиции на уроках ИЗО». – Москва 1997
3. Е. Рожкова « ИЗО в начальной школе» -М. Просвещение 1998
4. Е.Маликова «Авторские разработки уроков»
5. С.Жегалова «Русская народная живопись» - М. Просвещение,1975
6. Т. Маврина «Городецкая роспись» -Л.Аврора, 1969
И. Ермакова «Гжель» -М. Планета,1993
7 В.Волина - Занимательное азбуковедение
8. Н.П.Костерин Учебное рисование
9.Варченко В.И. Радуга в компьютере. // Начальная школа. – 1997. -№10. – С92.
10.Волков И. П. Учим творчеству. –М., 1988.
11.Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. –1982. -№5.
12.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 л. –М.,1996.
13.Земнина Е.А. Играем, познаем, рисуем. –М., 1996.
14Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1994. –КОС.
15. Т.Н.Проснякова, Н.А.Цирулик. Умные руки- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
16. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Академия развития, 2006.




































° лђ Заголовок 115