Программа по вариативному компоненту во второй младшей группе Мир на кончиках пальцев

СОГЛАСОВАНО:
Экспертный совет ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Темиртау» ____________________
« »__________________2013 года
УТВЕРЖДАЮ:
Директор КГКП «Ясли-сад № 6
«`яша» акимата города
Темиртау Отдела образования,
физической культуры и спорта
города Темиртау»
Жуматова С.Е. _____________
« »__________________2013 года









ПРОГРАММА
вариативного компонента
для детей дошкольного возраста от 3-4 лет
«Мир на кончиках пальцев»
КГКП «Ясли-сад №6 «`яша» акимата
города Темиртау Отдела образования,
физической культуры и спорта города Темиртау»




Автор: Филиппова Анастасия Николаевна
Воспитатель без категории
Стаж работы – 7 лет








Темиртау 2013


Пояснительная записка.
Работа с бумагой – весёлое и увлекательное занятие. Именно через творчество ребенок выражает свое миропонимание, мироощущение, эмоции, отношение ко всему окружающему, получает огромное эмоциональное удовлетворение, развивается всесторонне и гармонично.
Актуальность: работа с бумагой – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность.
Для детей 3 – 4 лет необходимо способствовать развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Задачи:
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой; учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
-развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятия; развитие речевых навыков;
-воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой; желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Ожидаемые результаты: решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.






Тематическое планирование

п/п
Тема
занятия
Задачи
Количество занятий
Дата

1
1
«Мы слепили колобка» (коллективная работа).
Учить детей работать с ватными дисками различной величины. Развивать глазомер. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.
1
Сентябрь


2
«Игрушки - неваляшка»
Учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине. Закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
1
Сентябрь


3
«Покормим птичек».
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону. Развивать глазомер. Воспитывать интерес и положительное отношение к аппликации.
1
Сентябрь


4
«Веселые мячики».
Формировать умение изготавливать в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; развивать зрительный ориентир; воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.
1
Сентябрь


5
«Осенние листочки».
Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, Развивать умение приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада; воспитывать интерес к окружающему миру.
1
Октябрь


6
«Дождик, дождик – кап, кап»
Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого. Развивать моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
1
Октябрь


7
«Яблоки в корзине».
Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону. Развитие сенсоматорики. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
1
Октябрь


8
«Ветка рябины» (коллективная работа).
Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.
1
Октябрь


9
«Конфетки».
Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; развивать глазомер; воспитывать интерес и положительное отношение к аппликации.
1
Ноябрь


10
«Мороженное в вафельном стаканчике».
Учить последовательно выполнять работу: скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
1
Ноябрь


11
«Разноцветные шары».
Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы. Развивать аккуратность при закрашивании, не выходя за контур карандашом. Воспитывать интерес к аппликации.
1
Ноябрь


12
«Петушок-золотой гребешок» (коллективная работа).
Учить детей в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Развивать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). Воспитывать терпение и умение доводить начатое дело до конца.

1
Ноябрь


13
«Сугробы, снег на деревьях» (коллективная работа).
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы. Развивать воображение.Воспитывать аккуратность при наклеивании на основу (на крону деревьев, на землю).

1
Декабрь


14
«Мы слепили снеговика» (коллективная работа).
Учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. Воспитывать интерес к аппликации.
1
Декабрь


15
«Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки».
Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, развивать умение сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.
1
Декабрь


16
«Новогодняя елочка».
Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям.
1
Декабрь


17
«Зайка беленький сидит» (коллективная работа).
Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения

1
Январь


18
«На полянку на лужок тихо падает снежок» (коллективная работа).

Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца. Воспитывать интерес к аппликации.
1
Январь


19
«Покормим птичек».
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации; воспитывать положительные эмоции.
1
Январь


20
«Волшебная снежинка»
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону. Развивать глазомер. Воспитывать интерес и положительное отношение к аппликации.
1
Январь


21
«Котенок по имени Гав»
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Развивать интерес и заботливое отношение к домашним животным. Воспитывать эстетический вкус к тёплым цветовым сочетаниям.

1
Февраль


22
«Кудрявый барашек».
Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, развивать умение использовать бумагу в зависимости от ее качества, воспитывать интерес к работе с бумагой.
1
Февраль


23
«Игрушки - пирамидка».
Учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
1
Февраль


24
«Летят самолеты» (коллективная работа)
Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Развивать умение аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать умение радоваться общему результату.
1
Февраль


25
«Цветы в подарок маме».
Учить передавать настроение яркими тёплыми тонами, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление; воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.
1
Март


26
«Смотрит солнышко в окошко».
Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.
1
Март


27
«Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки (коллективная работа 2 занятия).
Развивать умение скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.
1
Март


28
«Подснежники»
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы. Развивать воображение.Воспитывать аккуратность при наклеивании на основу (на контур изображения).

1
Март


29
«Облака – белогривые лошадки».
Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие фантазии и эстетического восприятия.
1
Апрель


30
«Белые кораблики» (коллективная работа)
Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой.
1
Апрель


31
«Веселый клоун».
Учить изготавливать в технике бумаго - пластики мячи для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.
1
Апрель


32
«Колобок - румяный бок».
Учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета; развивать фантазию; Воспитывать интерес к аппликации.
1
Апрель


33
«Праздничный салют» (коллективная работа).
Продолжать учить детей наклеивать бумажные шарики на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.
1
Май


34
«Божья коровка - лети на небо».
Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, развивать умение составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям
1
Май


35
«Гусеница»
Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым.
1
Май


36
«Одуванчики в траве» (коллективная работа).
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.
1
Май



Всего:


36

















Список литературы:
Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.
Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.
НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.






















Конспект занятия на тему «Мы слепили колобка».
Задачи: Учить детей работать с ватными дисками различной величины. Развивать глазомер. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.
Демонстрационный материал: ширма, персонажи кукольного театра к сказке «Колобок», грузовая машина на поводке.

Ход занятия
Дети сидят перед ширмой. Воспитатель:
- Ребята, кто у меня в руках?
Дети:
- Колобок.
Воспитатель:
- Кто его испек?
Дети:
- Бабушка.
Воспитатель:
- Кого колобок встретил в лесу? Показывается зайчик.
Дети:
- Зайчик.
Воспитатель:
- А еще кто? Показывается лиса.
Дети:
- Лиса.
Воспитатель:
- Хитрая лисичка сьела колобка. Дедушка расстроился, ведь бабушка для него испекла колобок.
- Ребята, а давайте развеселим дедушку покажем ему как мы умеем делать разминку.
У медведя дом большой (дети разводят руки в стороны)
А у зайки маленький (дети приседают)
Вот медведь пошел домой (дети идут вприпрыжку)
А за ним и зайки (дети прыгают на двух ногах).
Воспитатель:
- Хорошо, детки. Но посмотрите дедушка наш не повеселел. А, давайте для нашего дедушки большого колобка слепим. Будут они потом играть, вместе песни петь, весело им будет.
Воспитатель провожает детей за столы. Показывает приёмы работы со спонжиками
- Берем, скатываем его кругообразными движениями ладоней в шарики. Показ детьми приема скатывания спонжиков в воздухе.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель:
- Ах, какие красивые колобки получились у вас, ребята. Круглые. Какого цвета колобки?
Дети:
- Белого.
Воспитатель:
-Давайте покрасим их в жёлтый цвет.
Дети закрашивают колобков.
- Колобки могут спеть красивую песенку. Давайте им поможем.
Я Колобок! Колобок!
У меня румяный бок!
Воспитатель:
- Видите, дети, как дедушка радуется, что у него так много колобков появилось.
Воспитатель:
- Ребята, давайте покатаем всех колобков на машине. Сажайте их в машину. У нас был один колобок, а стало много! Вместе споем песню:
Машина, машина, идет, гудит,
В машине, в машине Колобок сидит
В машине, в машине едут друзья
Весело всем! Ура! Ура!





























Конспект занятия на тему: «Игрушки - Неваляшка»
Задачи: Учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине. Закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал к занятию: игрушка – неваляшка, листы белой бумаги, заготовки для аппликации, салфетки, кисточки, клеенки, цветные карандаши, клей. 

Предварительная работа: рассматривание игрушек, игры с игрушками. 

Ход занятия:

Дети стоят около воспитателя. 
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте, о какой игрушке я вам говорю. 
Влево – вправо, 
Влево – вправо 
Весело качается. 
Влево – вправо 
Влево – вправо 
На пол не роняется. (Неваляшка) 
Воспитатель: А где же она? Спряталась. Давайте найдем ее. 
Игра «Найди, где спряталась?» 
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему ее назвали неваляшка? (не валяется, не падает). 
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая неваляшка грустная. Как вы думаете, почему? (ответы). Как помочь неваляшке? (нужно найти ей подружек). 
Воспитатель: Давайте сделаем для Неваляшки подружек и ее развеселим. 
Воспитатель: Сначала давайте посмотрим игрушку. Из чего состоит неваляшка? (туловище, голова, руки). Из шаров. Какой формы части тела? (круглой). А по величине они одинаковые или разные? Туловище ? – больше, голова? – поменьше, а руки – маленькие. 
Воспитатель: А теперь мы будем выполнять аппликацию. Но прежде чем приклеивать детали, мы должны их сделать. Посмотрите, как я буду это делать. (Показывает как из салфетки смять круглую деталь)
Воспитатель: Сначала я беру большой круг– это туловище и кладу его внизу. Затем какой берем круг? – поменьше. Это голова. И теперь выкладываем руки – это два маленьких круга (обращаю внимание на расположение рук). 
Воспитатель: После того как мы выложили все детали, мы начинаем их приклеивать. Сначала берем, какую деталь? – туловище (показываю и напоминаю процесс приклеивания. Чтобы приклеить голову, приглашаю Дашу В.. Помогаю ей приклеить деталь (то же самое и с руками). 
Воспитатель: Получилась у нас неваляшка. Вот какая красивая Неваляшка. 
Воспитатель: Подойдите все к стульчикам. 
Пальчиковая гимнастика: 
Раз, два, три, четыре, пять 
Вышли пальчики гулять 
Раз, два, три, четыре, пять 
В домик спрятались опять. 
Работа детей 
Напоминаю детям о последовательности выполнения задания. Обращаю внимание на осанку детей. Помогаю детям. Выставляю законченные работы на фланелеграф. 

Воспитатель: ребята, посмотрите, какие веселые получились неваляшки. И наша Неваляшка повеселела. 
Вам понравилось делать поделки? Почему? 
Какое у вас настроение? А почему? 
Занятие окончено.



































Конспект занятия «Покормим птичек».
Задачи: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону. Развивать глазомер. Воспитывать интерес и положительное отношение к аппликации.

Материал: Двусторонняя коричневая бумага; лист картона; клей ПВА; кисточка для клея; тряпочка или салфетка; игрушечная птичка; цветные карандаши.

Подготовка к занятию. Сделайте заготовки для аппликации – нарисуйте на листе бумаги контурные изображения 1-2 птичек.  

Ход занятия
Покажите ребёнку игрушечную птичку и предложите покормить её хлебными крошечками. Для этого дайте ребёнку небольшие кусочки коричневой бумаги – хлебушек. Покажите , как нужно отщипывать - аккуратными движениями большого и указательного пальцев правой руки отщипывать от нее небольшие кусочки.
Воспитатель читает стихотворение:
 
Приглашу сегодня я
                   Птичек к себе в гости:
Прилетайте поскорей
                   И меня не бойтесь.
Я насыплю вам пшена,
                    Хлебушка горбушку.
Прилетайте поскорей,
                    Птички, к нам в кормушку.
 
Воспитатель предлагает деткам покормить других птичек, раздаёт заготовки.
Демонстрирует, как при помощи кисти нанести клей на основу для аппликации (капнуть небольшое количество клея на картон и размазать его равномерным слоем от центра к краям), разложить на ней кусочки бумаги и слегка примять их кончиками пальцев.
(Можно включить песенку про птиц, или звуки птиц.)
После того как аппликация будет готова, а клей подсохнет, можно предложить детям раскрасить птичек.










Конспект занятия «Веселые мячики».
Задачи: Формировать умение изготавливать в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; развивать зрительный ориентир; воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.

Материалы и оборудование. Шары пластмассовые (красные, жёлтые, зелёные); разнос; 3 одинаковые корзины с цветным ориентиром (ленточки красного, жёлтого и зеленого цветов); лист белой бумаги формата А1 с изображением грустного клоуна, карточка с нарисованной на ней улыбкой для клоуна; вырезанные кружки разного цвета, клей, кисти, салфетки; коробка с надувными шарами; аудиозапись В. Шаинского «Цирк».

Ход занятия.
Дети заходят в группу. На большом разносе лежат пластмассовые шары разных цветов.
Воспитатель: Ребята, что это? (Шары). – Как их много. А какие они красивые! – А кто мне скажет, какого цвета эти шары? (Ответы детей)
Индивидуальные вопросы:
– Тимофей, покажи шар красного цвета. – А ты, Алёна, покажи шар жёлтого цвета. – Ну, и шар зелёного цвета нам покажет Дима.
(Воспитатель хвалит детей).
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а шарики рассыпались (высыпать на пол шары).  Наверно они хотят поиграть с вами.
Какие они разные Жёлтые и красные, Сейчас мы им поможем.
В корзинки все их сложим.
Предложить ребятам собрать шары. И положить в корзинку шары такого цвета, какого ленточки на корзине. Проверить вместе с детьми, все ли шарики лежат в своей корзинке. 
Стук в дверь.
Воспитатель: Кажется, к нам кто-то пришёл.
(Открывает дверь и заносит панно с изображением грустного клоуна).
Клоун. (Грустно) – Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются с клоуном.
Воспитатель: Какое настроение у клоуна? (грустное, печальное). А как вы думаете, почему? (Ответы детей).
– А грустный он потому, что ему хочется играть, но у него нет шариков. Поможем ему развеселиться? У вас на столе лежат разноцветные кружки – шарики и всё необходимое, чтобы их наклеить. Сделать это надо красиво – так, чтобы шарики окружали нашего клоуна. Тогда он станет весёлым.
– Покажите, как клоун будет жонглировать шариками. (Дети имитируют движение).
– А сейчас приступим к работе.
В процессе работы уточнить у детей, куда они будут наклеивать шары (вверх, вниз, над клоуном, под клоуном). По окончании работы воспитатель (незаметно для детей) приклеивает на лицо клоуна карточку с улыбкой. 
Воспитатель: Посмотрите на выражение лица клоуна. Что вы заметили? (Ответы детей). Какое у него сейчас настроение? (Весёлое, радостное).
– Да, он нам улыбается и говорит вам спасибо за красивые, разноцветные шарики.


















Конспект занятия «Осенние листочки».

Задачи: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, Развивать умение приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада; воспитывать интерес к окружающему миру.

Материалы и оборудование: листа ватмана с нарисованной на нем осенней композиции: деревья без листьев, солнышко, тучи и т. п. ; бумажные салфетки зеленого, красного, желтого, оранжевого цветов (можно ограничиться желтым и красным цветом) ; клей-карандаш; клееночки и влажные салфетки на каждого ребенка.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулках за листопадом, сбор осенних листьев, игры с ними, пение песенок про осень, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия
Воспитатель приглашает всех детей посмотреть на красивый букет из осенних листьев, проговаривая цвет и размер листочков.
Воспитатель. Прошло лето, наступила осень. Осенью на улице холодно, листья на деревьях теперь не только зеленые, но и какие? (желтые, красные)  Небо осенью темное, на нем тучи, наверное пойдет дождь. Дует ветер, и листья слетают с деревьев. Читает стихотворение В. Шипуновой «Осенний букет»:
Соберем букет осенний
Бабушке на день рожденья.
Лист зеленый, лист бордовый,
Вот зеленый листик снова,
Желтый лист, лист золотой
Отнесем мы их домой.
Много листьев надо нам.
Пусть еще нападают.
Воспитатель раздает каждому ребенку по два осенних листочка и предлагает потанцевать с ними. Дети выполняют движения под музыку С. Майкапара «Осенью» в соответствии с текстом стихотворения (кружатся, бегают, приседают) .
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят.
Воспитатель показывает на ватман с нарисованным осенним пейзажем и предлагает из бумажных салфеток разного цвета сделать осенние листочки и украсить рисунок. А чтобы осенний ветерок не сдул их с рисунка, намазать листочки клеем и приклеить.

Дети сначала разрывают салфетки на разные части, затем сминают. Готовые комочки (осенние листочки) дети по одному намазывают клеем и приклеивают в разные части панно: вверх, на деревья, вниз (листочки летают, кружатся в воздухе, падают на землю).

Во время выполнения этих действий воспитатель уточняет у каждого ребенка: «Какого цвета твой листик, он большой или маленький? ».
Воспитатель оказывает помощь детям, которые затрудняются при выполнении того или иного задания. Дети вместе с воспитателем любуются созданной картиной, украшают ею свою группу (вешают на стену) .






Рисунок 1Конспект занятия по конструированию с элементами аппликации. «Мятые картинки»Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 515