Конспект урока с применением модульной технологии по теме Разложение квадратного трёхчлена на множители
Учитель математики Емелина Лариса Александровна, СОШ №5 г. Лысково Нижегородская область
2016
Урок алгебры в 8 классе
с применением модульной технологии
Тема: «Разложение квадратного трёхчлена на множители»
Аннотация
Применение технологии модульного обучения позволяет учителю перевести собственную деятельность из режима информирования в режим консультирования и обеспечить каждому ученику возможность выбора пути изучения модуля и оперирования содержанием учебного материала. На всех этапах педагог выступает как организатор и руководитель учебного процесса, а учащиеся как самостоятельные исследователи ряда проблем, разрешение которых приводит к определенной структуризации их знаний и умений.
При работе с модульной технологией обучения деятельность учителя заключается в разработке модулей, составлении инструкций, заданий (основного и корректирующего), рекомендаций для учеников, а также в осуществлении контроля и коррекции усвоения школьниками необходимых знаний и умений.
Деятельность ученика при этом можно описать следующей схемой.
Ученик выполняет указание
Решает основное задание
Осуществляет самоконтроль
(проверку по эталону)
Переходит к следующему Выполняет коррекцию
учебному элементу
Осуществляет самоконтроль
(проверку по эталону)
Обращается за помощью к учителю
К занятию учитель готовит не только список задач, но и эталоны решений и ответов к ним, а также оценочный лист.
При модульной технологии обучения оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются, на их основе выставляется итоговая оценка за работу с модулем.
При разработке каждого учебного элемента необходимо заготовить ученику советы по работе и указание на то, что надо делать на том или ином этапе. Такое указание может быть в виде схемы. Например, в зависимости от суммы k заработанных баллов ученику предлагается либо выбрать корректирующее задание (КЗ), либо перейти к следующему элементу (УЭ-2). Соответствующая схема выглядит так.
k <4
k >4
КЗ
УЭ-2
Тема урока: Разложение квадратного трёхчлена на множители
Тип урока: комбинированный (2 урока непрерывной работы).
Форма урока: урок с применением модульной технологии обучения.
Цель урока: формирование у учащихся знаний способов разложения квадратного трёхчлена на множители, умений применять его при решении задач;
в направлении личностного развития: формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; развитие интереса к математике;
в метапредметном направлении: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
в предметном направлении: выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических задач; развить умения использовать символический язык математики для иллюстрации, интерпретации и аргументации.
Задачи:
включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность;
создать для каждого школьника режим наибольшего благоприятствования (предоставление ему возможности продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе);
сформировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.
Методы:
проблемно-поисковый;
самостоятельная работа.
Технология: модульная технология обучения.
Оборудование к уроку:
учебник «Алгебра 8 кл» авторов Ю.Н.Колягин и др.;
опорный план-конспект по изучению нового материала для учащихся (приложение 1);
учебный модуль;
инструкции для учащихся (приложение 2);
эталоны решений заданий и ответов к ним (приложение 3);
оценочный лист (приложение 5);
анкета (приложение 4).
мультимедийный проектор (для консультации учащихся)
Учебный модуль
Содержание уроков
Учебный элемент-0
Совет по изучению. Внимательно ознакомьтесь с целями урока.
Цели. По результатам работы над данным модулем вы должны:
знать способ разложения квадратного трёхчлена на множители;
уметь применять его при решении задач.
Учебный элемент -1
Входной контроль
Цель: оценить исходный уровень ваших знаний о решении квадратного уравнения и сокращении дробей и умения применять их при решении простейших упражнений.
Совет по изучению. Работайте самостоятельно.
Основное задание
Подбором найдите корни уравнения:
а) х2 – х – 12; (0,5 балла)
б) х2 – 8х + 7; (0,5 балла)
в) х2 + 8х + 15; (0,5 балла)
Найдите корни уравнения:
а) 4х2 + 5х – 6 = 0;(1 балл)
б) - х2 - х +20 = 0; (1 балл)
Сократите дробь:
а) 13 EMBED Equation.3 1415(0,5 балла)
б) 13 EMBED Equation.3 1415;(0,5 балла)
в) 13 EMBED Equation.3 1415(0,5 балла)
Указания. Оцените уровень ваших знаний (эталоны для проверки - приложение 4) и следуйте схеме.
k < 3 k
· 3
КЗ УЭ-2
Проанализируйте свои ошибки. Отчитайтесь перед учителем.
Корректирующее задание
Подбором найдите корни уравнения:
а) х2 –3 х + 2; (0,5 балла)
б) х2 +4х -12; (0,5 балла)
в) х2 + 11х + 10; (0,5 балла)
Найдите корни уравнения:
а) 2х2 - 5х +3 = 0; (1 балл)
б) - х2 + х +12 = 0; (1 балл)
Сократите дробь:
а) 13 EMBED Equation.3 1415(0,5 балла)
б) 13 EMBED Equation.3 1415;(0,5 балла)
в) 13 EMBED Equation.3 1415(0,5 балла)
Учебный элемент - 2
Цель: изучить способ разложения квадратного трёхчлена на множители, используя терему о разложении квадратного трёхчлена на множители.
Совет по изучению. Работайте с учебником и опорным планом-конспектом.
Основное задание
Изучите способ разложения квадратного трёхчлена на множители, используя терему о разложении квадратного трёхчлена на множители по опорному плану-конспекту. (2 балла)
Разберите и научитесь выполнять задачу 6 из §29 учебника, а также применять теорему о разложении квадратного трёхчлена на множители.(4 балла)
Изучите опорный план-конспект. (Приложение 1)
Указание. Оцените уровень ваших знаний и следуйте схеме.
k<2
2
·k
·3
k=4
Вернитесь к плану-конспекту и учебнику
Обратитесь за консультацией к учителю
УЭ-3
Учебный элемент -3
Промежуточный контроль
Цель: проверить свои умения применять теоретические знания на практике.
Советы по изучению. Обменяйтесь мнением о решении каждого примера с соседом по парте. В случае расхождения мнений обратитесь за консультацией к учителю.
Основное задание
[№ 457].Квадратный трёхчлен разложить на множители:
х2 – 5х + 6; (1 балл)
- х2 - 5х + 24; (1 балл)
2х2 – х – 1; (1 балл)
-6х2 + 7х – 2. (1 балл)
Указание. Оцените уровень ваших знаний и следуйте схеме.
k< 3 k
· 3
Обратитесь
за консультацией УЭ-4
к учителю
Корректирующее задание
Квадратный трёхчлен разложить на множители:
х2 + 3х - 28; (1 балл)
- х2 + 5х + 14; (1 балл)
3х2 + 7 х + 2; (1 балл)
10х2 - 7х + 1. (1 балл)
Учебный элемент -4
Цель: закрепить навык разложения квадратного трёхчлена на множители, используя терему о разложении квадратного трёхчлена на множители
Советы по изучению: смотри опорный план-конспект. Работайте с учебником (задача 7 § 29):
Основное задание
Задача. [№ 458]. Сократить дробь:
1)13 EMBED Equation.3 1415; (1 балл)
2) 13 EMBED Equation.3 1415; (1 балл)
3)13 EMBED Equation.3 1415. (1 балл)
Задача. [№ 461]. Сократить дробь:
1) 13 EMBED Equation.3 1415; (1 балл)
2) 13 EMBED Equation.3 1415; (1 балл)
Указание. Оцените уровень ваших знаний и следуйте схеме.
k< 3 k
· 3
Обратитесь
за консультацией УЭ-5
к учителю
Корректирующее задание
Сократить дробь:
1) 13 EMBED Equation.3 1415; (1 балл)
2) 13 EMBED Equation.3 1415; (1 балл)
3) 13 EMBED Equation.3 1415. (1 балл)
Задача. [№ 461]. Сократить дробь:
1) 13 EMBED Equation.3 1415; (1 балл)
2) 13 EMBED Equation.3 1415; (1 балл)
Учебный элемент -5
Цель: продолжить применять полученные знания на практике.
Совет по изучению. Смотри опорный план-конспект.
Основное задание
Задача. [№ 460]. Разложить на множители:
1) х3 – 3х2 + 2х; (1 балл)
2) х3 + 5х2 – 24х; (1 балл)
Задача. [№ 462]. Упростить:
1) 13 EMBED Equation.3 1415 + 13 EMBED Equation.3 1415;(1 балл)
2) 13 EMBED Equation.3 1415 - 13 EMBED Equation.3 1415. (1 балл)
Указания. Оцените уровень ваших знаний и следуйте схеме.
k< 3 k
· 3
КЗ УЭ-6
Отчитайтесь перед учителем.
Корректирующее задание
Разложить на множители:
1) х3 +4х2 - 5х; (1 балл)
2) х3 - 12х2 +27х; (1 балл)
Упростить:
1) 13 EMBED Equation.3 1415 + 13 EMBED Equation.3 1415;(1 балл)
2) 13 EMBED Equation.3 1415 - 13 EMBED Equation.3 1415. (1 балл)
Учебный элемент -6
Цель: подведение итогов.
Указание. Подсчитайте количество заработанных баллов, оцените свой труд.
Если по результатам работы вы набрали:
не менее 20 баллов, то ваша оценка «5», от 12 до 19 баллов - «4», от 6 до 11 баллов «3», менее 5 баллов - «2».
Если вы не достигли желаемого результата, не огорчайтесь! На следующем уроке у вас будет возможность попробовать его улучшить!
Ответьте (письменно) на вопросы анкеты. (Приложение 3)
В конце урока дается разноуровневое домашнее задание из учебника:
учащимся, получившим оценки «4» и «5» - №№ 460(2,4), 461(2,4), 462(2,4).
учащимся, получившим оценки «2» и «3» - №№ 457(2,4,6,8), 458(2,4,6).
Дополнительное задание: в справочник записать теорему о разложении квадратного трёхчлена на множители и примеры её применения по опорному плану-конспекту.
Приложение 1
Опорный план-конспект
Проблемный вопрос: можно ли сократить дробь 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415?
1 способ. Разложим числитель дроби на множители:
x2 - x – 12 = x2 - 4x + 3х - 12 = х (х -4) + 3(х-4) = (х – 4) (х + 3).
Следовательно, 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = х -4.
Многочлен, а x2 +в x +с, где, а
· 0, называется квадратным трёхчленом.
При решении задачи о сокращении дроби квадратный трёхчлен был разложен на множители способом группировки. Его можно также разложить на множители, используя терему о разложении квадратного трёхчлена на множители:
ТЕОРЕМА. Если х1 и х2 – корни квадратного уравнения а x2 +в x +с = 0, то при всех х справедливо равенство а x2 +в x +с = а (х – х1)(х – х2).(1)
Преобразуем выражение, стоящее в правой части равенства (1):
а (х – х1)(х – х2)= а x2 – ах х1 – ахх2 + ах1х2 = а x2 – а (х1 + х2) + ах1х2. (2)
Так как х1 х2 – корни уравнения а x2 +в x +с =о, т.е. уравнения х2 + 13 EMBED Equation.3 1415х + 13 EMBED Equation.3 1415 = 0,то по теореме Виета
х1+ х2 = -13 EMBED Equation.3 1415, х1х2 = 13 EMBED Equation.3 1415,
откуда а (х1 + х2)= -в, ах1х2 = с.
Подставляя эти выражения в равенство (2), получаем формулу (1).
2 способ. Разложим числитель дроби на множители, используя терему о разложении квадратного трёхчлена на множители:
Так как х1 = -3, х2 = 4 корни квадратного уравнения x2 - x – 12 = 0, то
по теореме x2 - x – 12= (х – 4)(х + 3).
Следовательно, 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = х -4.
Задача 1. Разложите квадратный трёхчлен х2 + 8х +12 на множители:
Решаем уравнение х2 + 8х +12 = 0; х1 = -6; х2 = -2; тогда
х2 + 8х +12 = (х +6)(х +2).
Задача 2. Разложите квадратный трёхчлен 4х2 - 3х - 1 на множители:
Решаем уравнение 4х2 - 3х - 1 = 0; х1 = -13 EMBED Equation.3 1415; х2 =1; тогда
4х2 - 3х - 1 =4 (х - 1)(х +13 EMBED Equation.3 1415) = (х – 1)(4х+ 1).
Задача3. Разложите квадратный трёхчлен - х2 + 6х +16 на множители:
Решаем уравнение - х2 + 6х +12 = 0; х1 = 8; х2 = -2; тогда
- х2 + 6х +16 = - (х -8)(х +2) =(8 – х) (х + 2).
Задача4. Разложите квадратный трёхчлен -10х2 – 3х +1 на множители:
Решаем уравнение -10х2 – 3х +1 = 0;
D = 9 +40 = 49, х1 = -13 EMBED Equation.3 1415; х2 =13 EMBED Equation.3 1415;
Тогда -10х2 – 3х +1 = -10(х +13 EMBED Equation.3 1415) (х - 13 EMBED Equation.3 1415) = 2(х +13 EMBED Equation.3 1415)
·(-5)(х - 13 EMBED Equation.3 1415) =
= (2х +1)(1–5х).
Вывод: мы изучили способ разложения квадратного трёхчлена на множители, используя терему о разложении квадратного трёхчлена на множители, применили его при решении конкретной задачи.
Приложение 2
Инструкции для учащегося:
Инструкция №1 (учебный элемент №1).
Познакомьтесь с целями урока.
Решите основное задание (учебный элемент №1). Работайте самостоятельно.
Осуществите самоконтроль (проверка по эталону №1а,). Отчитайтесь перед учителем.
Выполните коррекцию или перейдите к учебному элементу №2. Осуществите самоконтроль коррекции (проверка по эталону №1б). Отчитайтесь перед учителем или обратитесь к учителю за консультацией.
Инструкция №2 (учебный элемент №2).
1)Изучите опорный план-конспект (учебный элемент №2).
Изучите терему о разложении квадратного трёхчлена на множители и способ разложения квадратного трёхчлена на множители, используя изученную терему. Работайте с учебником и опорным планом-конспектом.
Оцените уровень ваших знаний или обратитесь к учителю за консультацией.
Инструкция №3 (учебный элемент №3).
1)Решите основное задание (учебный элемент №3). Смотрите в опорный план-конспект. Обменяйтесь мнением о решении каждого примера с соседом по парте. В случае расхождения мнений обратитесь за консультацией к учителю.
2)Осуществите самоконтроль (проверка по эталону №2а). Отчитайтесь перед учителем.
3)Выполните коррекцию или перейдите к учебному элементу №4. Осуществите самоконтроль коррекции (проверка по эталону №2б). Отчитайтесь перед учителем или обратитесь к учителю за консультацией.
Инструкция №4 (учебный элемент №4).
1)Решите основное задание (учебный элемент №4).Смотрите в опорный план-конспект. Работайте с учебником (задача 7 § 29).
2)Осуществите самоконтроль (проверка по эталону №3а). Отчитайтесь перед учителем.
3)Выполните коррекцию или перейдите к учебному элементу №5. Осуществите самоконтроль коррекции (проверка по эталону №3б). Отчитайтесь перед учителем или обратитесь к учителю за консультацией.
Инструкция №5 (учебный элемент №5).
1)Решите основное задание (учебный элемент №5). Смотрите в опорный план-конспект.
2)Осуществите самоконтроль (проверка по эталону №4а). Отчитайтесь перед учителем.
3)Выполните коррекцию или перейдите к учебному элементу №6. Осуществите самоконтроль коррекции (проверка по эталону №4б). Отчитайтесь перед учителем или обратитесь к учителю за консультацией.
Инструкция №6 (подведение итогов).
Подсчитайте количество заработанных баллов, оцените свой труд. Если по результатам работы вы набрали:
не менее 20 баллов, то ваша оценка «5», от 12 до 19 баллов - «4», от 6 до 11 баллов «3», менее 5 баллов - «2».
Если вы не достигли желаемого результата, не огорчайтесь! На следующем уроке у вас будет возможность попробовать его улучшить!
Инструкция №7(отвечаем на вопросы анкеты).
Ответьте (письменно) на вопросы анкеты. (Приложение 3)
Приложение 3
Анкета
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Прочитайте еще раз цели урока. Какие из них удалось достичь, а какие нет?
3 Что интереснее: самому открывать новые знания или слушать объяснения учителя?
Было ли у вас на уроке время на посторонние занятия?
Хотелось бы вам чаще проводить уроки самообучения?
Приложение 4
Эталон для проверки: карточка №1а.
Подбором найдите корни уравнения:
а) х2 – х – 12; Ответ: х1 = -3; х2 = 4;
б) х2 – 8х + 7; Ответ: х1 = 1; х2 = 7;
в) х2 + 8х + 15; Ответ: х1 = -3; х2 = -5;
Найдите корни уравнения:
а) 4х2 + 5х – 6 = 0; Ответ: х1 = -2; х2 = 13 EMBED Equation.3 1415;
б) - х2 - х +20 = 0; Ответ: х1 = -5; х2 = 4;
Сократите дробь:
а) 13 EMBED Equation.3 1415 = х-3;
б) 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415;
в) 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415.
Эталон для проверки: карточка №1б.
Подбором найдите корни уравнения:
а) х2 –3 х + 2; Ответ: х1 = 1; х2 = 2;
б) х2 +4х -12; Ответ: х1 = -6; х2 =2;
в) х2 + 11х + 10; Ответ: х1 = -1; х2 =-10;
Найдите корни уравнения:
а) 2х2 - 5х +3 = 0; Ответ: х1 = 1; х2 = 1,5;
б) - х2 + х +12 = 0; Ответ: х1 = -3; х2 = 4;
Сократите дробь:
а) 13 EMBED Equation.3 1415 = х +13;
б) 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415;
в) 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415.
Эталон для проверки: карточка №2а.
[№ 457].Квадратный трёхчлен разложить на множители:
х2 – 5х + 6 = (х-2)(х-3);
- х2 - 5х + 24 = -(х-3)(х+8) = (3-х) (х+8);
2х2 – х – 1 =2(х-1) (х+13 EMBED Equation.3 1415 = (х-1)(2х+1);
-6х2 + 7х – 2 = -6(х -13 EMBED Equation.3 1415(х-13 EMBED Equation.3 1415 = (3х-2)(1-2х) = (2-3х)(2х-1).
Эталон для проверки: карточка №2б.
Квадратный трёхчлен разложить на множители:
х2 + 3х – 28 = (х+7)(х-4);
- х2 + 5х + 14 = -(х-7)(х+2) = (7-х) (х+2);
3х2 + 7 х + 2 = 3(х+2)(х+13 EMBED Equation.3 1415 = (х+2)(3х+1)
10х2 - 7х + 1 = 10(х -13 EMBED Equation.3 1415(х-13 EMBED Equation.3 1415 = (2х-1)(5х-1).
Эталон для проверки: карточка №3а.
Задача. [№ 458]. Сократить дробь:
1)13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 =х+2;
2) 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415;
3)13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415.
Задача. [№ 461]. Сократить дробь:
1) 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415;
2) 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415;
Эталон для проверки: карточка №3б.
Сократить дробь:
1) 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = х-3;
2) 13 EMBED Equation.3 1415 =13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415;
3) 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 =13 EMBED Equation.3 1415.
Задача. [№ 461]. Сократить дробь:
1) 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415;
2) 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415;
Эталон для проверки: карточка №4а.
Задача. [№ 460]. Разложить на множители:
1) х3 – 3х2 + 2х=х (х-2)(х-1);
2) х3 + 5х2 – 24х=х (х+8)(х-3);
Задача. [№ 462]. Упростить:
1) 13 EMBED Equation.3 1415 + 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 + 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415;
2) 13 EMBED Equation.3 1415 - 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 - 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 =13 EMBED Equation.3 1415.
Эталон для проверки: карточка №4б.
Разложить на множители:
1) х3 +4х2 - 5х = х (х + 5)(х -1);
2) х3 - 12х2 +27х = х (х – 3)(х -9);
Упростить:
1) 13 EMBED Equation.3 1415 + 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 + 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415;
2) 13 EMBED Equation.3 1415 - 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 - 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415= 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415 .
Приложение 5
Оценочный лист
Учебный
элемент (УЭ)
Основное
задание (0З)
Корректирующее задание (КЗ)
Сумма
баллов (л)
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
УЭ-4
УЭ-5
Итого
Самооценка
Оценка учителя
13PAGE 15
13PAGE 141815
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native