Разработка урока музыки в 3 классе по теме Настрою гусли на старинный лад Критской, Сергеевой
План-конспект урока музыки «Настрою гусли на старинный лад»
3 класс
Уровень образования: основное общее образование
Тема урока:«Настрою гусли на старинный лад»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко.
Задачи:
- обобщить представления обучающихся о жанре оперы на примере фрагментов оперы Глинки «Руслан и Людмила», оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»; расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;
- развивать эмоционально-образную сферу обучающихся;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, учебник «Музыка» 3 класс Е.Д. Критская Г. П. Сергеева.
Краткое описание:
Урок проводится в 3 классе III четверти, раздел "Гори, гори ясно". Урок посвящен получению новых знаний о былинах, расширению знаний о богатырях.
Цель урока: формирование представления о былине, как об эпическом жанре народной песни, их классификации.
Задачи урока:
1) обучающие
-расширить представление о былинах;
- сформировать представление о декламации, как приёме художественного и музыкального исполнения;
- учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме;
2) развивающие
-развитие творческого воображения, интонационно- образного мышления, эмоциональной памяти через восприятие, а также пластическое интонирование;
3) воспитательные
- посредством музыки воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю;
- воспитывать у младших школьников интерес к народной музыке;
-напомнить о былинах, как, источнике мудрости.
4) коммуникативные: - находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.
Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: былина, декламация, богатырь, Боян, Садко, М.И. Глинка, Н.А. Римский -Корсаков
План урока:
1. Орг. момент. Активизация внимания.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме урока.
3. Открытие новых знаний.
4. Проверка усвоения нового материала
5. Вокальная работа.
6.Закрепление знаний и умений обучающихся по изучаемому материалу.
7. Подведение итогов урока.
Урок посвящен получению новых знаний о былинах, расширению знаний о богатырях.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, игровая технология, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.
Ход урока
ХОД УРОКА
Хронометраж
Вход в класс под «Былинные наигрыши» Слайд 1
1 этап Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Рада вас видеть на уроке. Сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся.
Учитель: Под какую музыку мы с вами вошли в класс?
Дети: Звучали гусли.
Учитель: Внимание на экран.
Слайд 2 Звучит вступление к былине о Добрыне.
Учитель: Как вы думаете, ребята, что сейчас прозвучало?
Дети: Былина
Учитель: Как вы догадались? (ответы)
- Как её читали? (не спеша, напевно)
- Легко ли читать былины? Почему? (ответы) (Главное качество при исполнении былины – напевный характер текста)
Учитель: Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы вернёмся на многие века назад и встретимся с удивительным музыкальным искусством русского народа
5 минут
45 сек.
2 этап Работа в группах: Слайд 3
Учитель: Сейчас вам предлагается попробовать прочитать, как можно лучше, фрагменты из былины «Добрыня Никитич». На работу даётся 4 минуты, вместе с выступлением.
I группа
II группа
Матушка Добрынюшке говаривала,
Матушка Никитичу наказывала:
«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!
Ты не езди тко на гору сорочинскую,
Не топчи тко там ты малыих змеенышев,
Не выручай же полону там русского,
Не куплись ка ты во матушке Пучай реки;
Тая река свирипая,
Свирипая река, сердитая:
Из за первоя же струйки как огонь сечет,
Из за другой же струйки искра сыплется,
III группа
IV группа
Из - за третьей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит да сам со пламенью».
Молодой Добрыня сын Никитинич
Он не слушал да родители тут матушки,
Честной вдовы Офимьи Александровной,
Ездил он на гору сорочинскую,
Топтал он тут малыих змеенышков,
Выручал тут полону да русского.
4 минуты
Учитель: Трудно было справиться с заданием?
Подводим итог, у кого получилось, кто справился с заданием.
Учитель: Напомните, под какой инструмент вы вошли на урок? (под гусли)
Слайд №4
Учитель: Как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока?
Слушаю высказывания, подвожу к названию темы. Слайд №5
Учитель: Тема урока «Настрою гусли на старинный лад»
2 м.34 с.
3 этап Работа с учебником.
Учитель: Давайте вспомним, что такое – былина? (народная песня-сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины)
Слайд №6
Самым древним жанром русских народных песен являются былины, им более 1000лет.
– Когда-то давным-давно слова «былина» не существовало, а вот песни, которые рассказывали о подвигах и делах минувших лет, называли старинками или старина, что означало «быль», то есть правдивое повествование. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали.
Итак, былины – это русские народные песенные сказания.
Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или в непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель нараспев сказывал:
Вы послушайте-ка, люди добрые,
Да былину мою, правду-истину.
Первые былины сложились еще в Киевской Руси. Дольше всего, почти до наших дней, былины сказывались на Севере – в деревнях и селах по побережью Белого моря, по берегам северных рек и озер.
Особенно много былин сложил народ о подвигах богатырей, защищавших Русь.
IV этап Открытия новых знаний
Учитель: Из глубины веков дошла до нас «Былина о Добрыне Никитиче». А известный русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыкальное произведение к этой былине.
Слайд №7
Мы услышим в 2 исполнениях, какое исполнение вам будет ближе.
Слайд №8,9
Слушаем.
Анализируем, распеваемся, поём с нотным текстом.
Не каждому давалось исполнять былины. Сказитель – исполнитель былин, который наперевес с гуслями ходил по деревням, селам, городам и приносил новости. На Руси певцы несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. Самым известным певцом – сказителем, чьё имя дошло до нашего времени, был Баян.
"Все смолкли, слушают баяна"...
·10
Учитель: - В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель: - Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов создал картину, которая называется «Баян».
- Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна - автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли.- Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков.. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников. Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать. Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое. В целом,
- картина В.М. Васнецова «Баян» - «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.
Послушайте «Песнь Баяна» из оперы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Руслан и Людмила» и опишите прозвучавшую музыку в песне.
Слайд №11 Портрет композитора М.И. Глинка
Слайд №12 СЛУШАНИЕ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.
Учитель: У известного русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, есть удивительная опера, которую он создал на основе былины «Садко».
- Садко ещё один былинный герой. Садко - певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель, он мечтал о счастье всех людей, поэтому отправился искать птицу счастья в далёкое морское путешествие.
И мы прослушаем 2 фрагмента песен из оперы «Садко»
«Ой, ты тёмная дубравушка»
Слайд №13 СЛУШАНИЕ Песни «Ой, ты тёмная дубравушка»
Ой, ты, тёмная дубравушка
1.Ой, ты, тёмная дубравушка
Расступись, дай мне дороженьку,
Сквозь туман, слезу горючую
Я не вижу света белого.
2.Всколыхнися, ты трость – дерево,
Разбуди – ка Ильмень – озеро!
Людям стали уж не надобны
Мои гусельки яровчаты.
3.Слушай ты, волна зыбучая,
Ты, раздольице широкое,
Про мою ли участь горькую,
Да про думушку заветную.
- Какое впечатление произвела на вас эта песня?
- Какое настроение у этой песни? (протяжная, задумчивая, тоскливая, напевная)
- Почему грустное настроение? (А настроение грустное, печальное, потому что Садко поёт её вдали от родного дома)
- Композитору Римскому-Корсакову очень близко такое настроение, потому, что ещё до того, как стать композитором, он так же был мореплавателем, и по долгу службы, ему часто приходилось быть в разлуке со своими близкими.
Слайд №14
- Садко, однажды, попав, в гости к морскому царю, поразил его своей великолепной игрой.
"Заиграйте, мои гусельки!" – так называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова. Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.
Слайд №15
Учитель: Какая эта музыка?
Дети: удалая, задорная
Учитель: Какой жанр музыки звучал?
Дети: танец – пляска
Учитель: Услышали ли вы звучание гуслей в этом произведении?
Обратите внимание, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.
ВЫВОД о прослушанных произведениях
Учитель: Мы послушали с вами песни Садко.
Учитель: Кто её композитор?
Дети: Николай Андреевич Римский - Корсаков
Учитель: Как вы думаете, какая из этих мелодий – подлинный былинный напев?
Дети: «Ой ты, тёмная дубравушка»
Итог урока
На уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины. Подводя итог, давайте ответить на несколько вопросов:
На каждой парте у детей заготовлены буквы, из которых ребята должны быстро составить слова, которые являются ответом на ?
С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.)
Какой музыкальный древний русский народный инструмент стал главным героем нашего урока? (Гусли)
На уроке прозвучала музыка русских композиторов. Каких? (Глинки и Римского-Корсакова).
На уроке мы познакомились с картиной русского художника XIX века (Васнецова)
Мы познакомились с вами с русскими народными песенными сказаниями, как они называются? (Былины)
- Спасибо, ребята, за то, что вы были внимательны, хорошо слушали и работали.
РЕФЛЕКСИЯ
- А теперь дайте оценку своей работе. Каждый поднимет ладошку с кол-вом пальцев, в соответствии с «5», «4» или «3»
Домашнее задание: прочитать «Былину о Добрыне Никитиче»
Оценки за урок, их комментирование.
Учитель: Спасибо за урок. Хорошего дня!
№8 1 м.10 с
№9 2 м.40 с.
2 м.05 с. (выключить)
2 м. 20 с.
1 м.10 с.
–
Список литературы, используемой при подготовке, в том числе ресурсов сети Интернет
Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. М.: Планета, 2010 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
2ђЗаголовок 1VђЗаголовок 415