Урок литературы Е.Елубаев Легенда о ласточке 3 класс

Литература Класс: 3 Дата проведения: 17.09.16 Урок № 9

Тема: Е.Елубаев Легенда о ласточке

Цель обучения (когнитивная): Формировать представление о творчестве Е.Елубаева, совершенствовать навыки чтения и анализа литературного произведения; учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения. Развивать связную речь, память, творческое воображение, способность к самоанализу, совершенствование умения высказывать свои мысли. Воспитывать чувство взаимопомощи, эмоциональную отзывчивость, внимательное отношение к историческому прошлому своей Родины.

Цель личностного развития: формировать взаимодействие в парах и группах

Ожидаемый результат:
Ученик
А – знает, что такое легенда
В – находит сходства и различия между сказкой и легендой
С – составляет характеристику герою, анализируя его поступки

Этап
Ресурсы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оценивание
Модуль

I.
Мотивационный этап.














Тренинг «Сделай как я»
Цель: создание положительного настроения, повышение сплоченности группы.



«Жужжащее чтение»
«Знаешь сам, расскажи другому»

Актуализация знаний Отгадайте загадку:
Угадайте, что за птичка-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два ряда.
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает.
Если к нам летит она,
Значит, началась весна. (ласточка)
-Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:
Ласточка под кровлю – к счастью.
Ранняя ласточка – к счастливому году.
-Сегодня мы будем читать произведение Е.Елубаева «Легенда о ласточке». Потом вы сделаете вывод о том, почему ласточка – одна из любимых в народен птиц.

Постановка целей и определение темы урока.
Я узнаю Я смогу Я научусь
Дети встают в шеренгу. Ведущий, показывает несложные движения, которые остальные участники повторяют. В роли ведущего попеременно выступают все участники.

5 минут читают
Пересказывают в парах



















Высказывания детей



Самооценка.

«Словесная оценка»

Техника «20 секунд».

«Сигналы
рукой».

НП
ОдО
КМ
УиЛ
ВО
ТиО


II.
Операционный этап.




-Что называют легендой?
Легенда –это предание о каком-либо историческом событии, изложенное в художественной, поэтической форме.
Наша страна прошла нелегкий путь, сложные этапы становления. На ее пути к независимости, полном побед и поражений, произошло много исторических событий.

Биография писателя
Ассоциации к слову «Ласточка».
Первичное чтение учителем.
Проверка восприятия:
-Где и когда происходили события, описанные в легенде?
-Кто из героев произведения вам понравился больше и почему?
-О каком древнем поверье идет речь в легенде?
Повторное чтение учащимися.
Анализ произведения..




Рассматривание иллюстраций в учебнике.
-Какими словами из легенды их можно подписать? А что нарисовали бы вы?

Определение идеи произведения.
-Прочитайте по ролям разговор хана со стариком. Оцените поступок главного героя легенды. Подберите слова для составления его словесного портрета

Физкультминутка

Игра «Задай вопрос»




Фронтальная работа











Работа в группах
1группа: Прочитать первую часть и ответить на вопросы: №1 –Как называется плодотворная долина, «куда сбегали семь прозрачных рек»?
2группа: Прочитать 2 часть и ответить на вопрос №2 – Опишите время, когда происходили события в легенде.
3группа: Прочитать 3 часть и ответить на вопрос№4 – Опишите, как «стонала степь» под копытами «вражеских полчищ с востока».
4группа: Прочитать 4 часть и ответить на вопрос №6 – Как автор характеризует хана?

Работа в паре


Работа в группах - Составление вопросов к стихотворению:
1 группа использует вопросы: Почему? Где?
2 группа – Как? Когда?
3 группа –Что было, если бы..? Какой?
4 группа – Кто? Для чего?

«Словесная оценка»

«Сигналы
рукой».

Техника «20 секунд».

НП
ОдО
КМ
УиЛ
ВО
ТиО
ИКТ

III.
Рефлексия.








стикеры
-Что нового узнали?
-Чему учит произведение Елубаева?
-Какие чувства вызвало у вас это произведение?
-Если бы у вас спросили, как научиться забывать о себе ради других, что бы вы ответили?
-Напишите письмо главному герою легенды. Начните его словами «Доброе сердце о чужой беде болит».

Домашнее задание: Стр.6 – 13, выразительное чтение, нарисовать иллюстрацию к тексту, составить словесный портрет старика.

Отвечают на вопросы.

Высказывания детей

13 EMBED PBrush 1415






НП
ОдО
УиЛ
ВО
ТиО





13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Легенда о ласточке.
В сокращении.
Давным-давно, В суровый грозный век,
Меж гор крутых В долине плодородной,
Куда сбегали Семь прозрачных рек,
Жил-был народ, Несчастный, но свободный.
Он хлеб растил, В горах отары* пас,
Ровнял поля И подводил к ним реки...
Но всё опустошали Каждый раз
Захватчиков Жестокие набеги...
И в той долине В тот суровый век,
Когда отвыкли Люди веселиться,
Глава семейства, Старый человек,
Поставил юрту Около границы.
Цветным ковром Весна в степи цвела,
Отары пыль вздымали Над дорогой...
А ласточка Гнездо себе свила
Над самой юртой, Старой и убогой.
А вскоре из гнезда, разинув рты, Птенцы округу
Криком огласили. Без устали
С утра до темноты Горланили, трещали, голосили...
Ворчали все, Едва заслышав крик:
«Что за напасть – Иметь гнездо с птенцами!»,
Но трогать Не давал гнездо старик.
Он мог украдкой Слушать их часами.
Седой старик, А свято верил в то,
Что справедливо Древнее поверье:
«Коль ласточка на крыше Вьёт гнездо,
То счастье непременно Входит в двери!»...
Надежды лучик Снова тлел в душе...
Старик поверил: Счастье недалёко...
Но под копытами Стонала степь уже –
Шли Вражеские полчища с востока.
И ворвалась в долину Злая весть
Поверить трудно, Но нельзя не верить –
Они идут! Их лошадей не счесть!
Их жадность И жестокость не измерить!
Сворачивали юрты Впопыхах, Сжигали всё,
Что увезти не в силах...
И шли искать Пристанище в горах,
Чтоб не найти Пристанища в могилах.
Вот к юрте старика Спешат гонцы:
«Скорее собирайся – И в дорогу!»
Старик в ответ: «Я не могу! Птенцы! Куда их деть?
Они летать не могут!»
«Ты что, старик?! Ты не в себе, видать!
При чём тут ласточки, Скажи на милость?
Врагов идёт Неслыханная рать...»

А ласточка Над юртою носилась.
Наверное, почуяла - Беда!
И вот ещё была какая странность:
Птенцы Не голосили из гнезда.
Старик подумал И сказал:


«Останусь!»...
Гонцы поворотили жеребцов.
Жена и дети Принялись за дело:
«Коль хочешь, так умри из-за птенцов!
А нам пока что Жизнь не надоела!»
Пожитки погрузили на арбу,
Их в пыль свою Укутала дорога...
Старик остался Ждать свою судьбу,
Хранить птенцов, Надеяться на бога...
А поутру в долину Смерчем* злым
Захватчики ворвались за добычей,
Но их поживой Стали только дым
Да голые поля, И гомон птичий.
Носились в бешенстве Враги вдоль синих рек,
Лишь пустота Встречала их в селеньях.
Вдруг видят - юрта, Рядом - человек
О чём-то шепчет, Стоя на коленях.
И к старику летят, Летят на всём скаку,
Нагайки* свищут, Грозно блещут сабли...
Пора прощаться с жизнью старику,
От страха Ноги у него ослабли.
«Где твой народ? – Спросил с усмешкой хан
- Опять свободу Добывает бегством?»
Старик стоял, Молчал, как истукан*,
Напуганный Невиданным соседством.
«Я жду! Иначе эти молодцы
Нагайками Тебе почешут спину...»
Старик чуть слышно прошептал:
«Птенцы... Мне страшно, хан, Но как я их покину!
Никто не вправе Разорять гнездо
И рушить жизнь чужую В одночасье.
К тому же, хан, Я твёрдо знаю, что
Нам ласточки Несут на крыльях счастье!
Меня - убей! А их, прошу, не тронь...»
И голову старик Склонил седую...
Под ханом бил копытом Резвый конь,
А всадник теребил В раздумье сбрую.
Притихли все.
Свой взгляд Простёр вперёд
Искусный и отважный полководец,
Шепча под нос: «Да, здесь живёт народ,
А я ведь думал, Так себе - народец!»
Он отступать Без боя не привык.

А тут сказал:
«Уйдём, пока не поздно! Велик народ,
В котором есть старик,
Готовый жизнь отдать За птичьи гнёзда!»
И хан ушёл отсюда навсегда, Увёл свои войска
В иные дали...
И вдруг птенцы Взлетели из гнезда,
Как будто Только этого и ждали!

Бегут года, Течёт за веком век...
Меж гор крутых В долине плодородной,
Куда сбегают Семь прозрачных рек,
Живёт народ - Счастливый и свободный...

О чём же тут Велась так долго речь?
Задумайся!
Но не спеши с ответом.
О том, что нужно Ласточек беречь?
Наверное...
Но только ли об этом?..



1.     Как называется плодородная долина, «куда сбегали семь прозрачных рек»? В каком произведении ты уже читал об этой земле?
2.     Опиши время, когда происходили события в легенде. Охарактеризуй тот «суровый грозный век».
3.     О каком древнем поверье говорится в легенде? Почему старик не смог покинуть птенцов?
4.     Опиши, как «стонала степь» под копытами «вражеских полчищ с востока». Расскажи о жадности и жестокости захватчиков, используя слова из легенды.
5.     Найди и прочитай отрывок о встрече старика с врагами. Как ты оцениваешь поведение главного героя?
6.     Как автор характеризует хана? Объясни слова хана:
«Да, здесь живёт народ,
А я ведь думал, так себе - народец!»
7.     Прочитай последние строчки легенды. Ответь на вопрос, который в них содержится.










Root Entry