Рабочая программа по трудовому обучению для 3 класса коррекционной школы 8 вида
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11
VIII вида для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Рассмотрено Согласовано Рассмотрено Утверждено
На заседании м/о заместитель директора на заседании Директор школы-интерната №11
учителей________ по учебной работе педагогического совета _______________ Полякова С.З.
протокол № _____ _______Фахрутдинова ЕА. Протокол № 1
от «__»_________2014 г. От «__»________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Егоровой Татьяны Николаевны, учителя начальных классов
по учебному курсу « Трудовое обучение»
3 класс
Казань 2014/2015Объяснительная записка
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Предусмотрены следующие виды труда:
- работа с глиной и пластилином;
- работа с природными материалами;
- работа с бумагой и картоном;
- работа с текстильными материалами;
- работа с проволокой и металоконструктором;
- работа с древесиной.
Основные задачи
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
Уважение к людям труда;
Сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
Формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом во вспомогательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
Ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
Предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделано работе);
Контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Основные требования
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.
Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью. Учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
1 четверть
№
Тема урока
Цель урока
Методы проведения урока
Количество часов
Дата по плану
Дата фактически
Наглядность, оборудование
1
Экскурсия в лес за природным материалом
1.повторить и обобщить знания детей о взаимосвязи природы и человека, о пользе леса для общества;
2.показать детям многообразие, красоту леса и богатство природного материала;
3.воспитывать любовь к природе;
4.корригировать наблюдательность внимание.
Беседа, объяснение
1 час
Коробка, пакетик, гербарная папка, аптечка
2
Сортировка и закладка на хранение собранного материала.
1.учить правильно засушивать листья, сортировать по размерам и видам;
2.познакомить с правилом сортировки и первичной обработки природного материала, правил их хранения;
3.вызывать интерес к работе, желание выполнять её качественно;
4.корригировать мелкую моторику пальцев рук.
Беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа
1 час
План работы, листья, ножницы, газеты, образец
3
Плоская композиция из засушенных соцветий на открытке из альбомной бумаги.
1.учить детей составлять композицию из засушенных соцветий;
2.развивать творческие способности учащихся;
3.воспитывать трудолюбие;
4.корригировать мыслительную деятельность.
Беседа, демонстрация, объяснение, практическая работа
1 час
Образец, альбомный лист, засушенные листья и цветы, простой карандаш, ножницы, кисточки, план выполнения работы
4
Плоская аппликация из семян на картонной основе.
1.познакомить с правилами приёмами приклеивания семян на картонную основу;
2.учить выполнять аппликацию из семян на картоне без разметки;
3.развивать воображение учащихся;
4.корригировать зрительную память.
Демонстрация, беседа, практическая работа
1 час
План работы, альбомный лист, засушенные листья, клей, ножницы, кисточка, карандаши, изделие
5
Работа с природным материалом. Аппликация из чешуек шишек.
1.учить детей делать плоскую аппликацию из природного материала;
2.развивать творческие способности и воображение;
3.воспитывать аккуратность;
4.корригировать мышление, память, мелкую моторику пальцев рук.
Беседа, демонстрация, практическая работа, объяснение
1 час
Шишки, семечки, картон, клей, ножницы, карандаш, образец изделия
6
Работа с природным материалом. Объёмное изделие. Оленёнок.
1.познакомить детей с приспособлениями для обработки природных материалов, правилами безопасности при их использовании;
2.формировать умение использовать дары леса для изготовления сувениров;
3.коригировать речевую деятельность.
Беседа, практическая работа
1 час
Жёлуди, шишки, веточки, пластилин, ножницы, инструкции, образец изделия
7
Изготовление изделий из природных материалов. Совёнок.
1.продолжать знакомить детей с видами изделий из природного материала;
2.совершенствовать умения и навыки работы с природным материалом;
3.воспитывать добросовестное отношение к труду;
4.корригировать слух.
Беседа, практическая работа
1 час
Ножницы, образец изделия, подкладная доска
8
Работа с пластилином и природным материалом. Восемь вишен.
1.учить читать чертёж и составлять план работы вместе с учителем;
2.совершенствовать навык правильной работы с пластилином и природным материалом;
3.воспитывать уважение к людям труда;
4корригировать моторику пальцев рук.
Беседа, демонстрация, самостоятельная работа
1 час
Демонстрационный материал, брусок пластилина красного цвета, нитка, хвоя, мел, линейка, клеёнка
9
Лепка овощей из пластилина.
1.учить детей правильно лепить из пластилина овощи;
2.познакомить с обозначением и значением чертёжных линий;
3.воспитывать любовь к труду;
4.коригировать речь, мелкую моторику пальцев рук.
Беседа, демонстрация
1 час
Пластилин жёлтого и зелёного цветов, нитка, линейка, клеёнка, мел, демонстрационный материал
10
Лепка фруктов из пластилина.
1.учить детей составлять план работы самостоятельно;
2.развивать умение читать чертёж;
3.воспитывать организованность;
4.коригировать речь, наглядно-образное мышление.
Беседа, самостоятельная работа
1 час
Пластилин, стека, линейка, нить, клеёнка
11-12
Работа с пластилином. Дымковская игрушка. Свистулька.
1.познакомить с видами дымковской игрушки, её историей возникновения;
2.учить лепить свистульку;
3.воспитывать уважение и гордость за нашу Родину;
4.корригировать мыслительные операции.
Беседа, демонстрация, объяснение, практическая работа
2 часа
Пластилин, демонстрационный материал, наглядный материал игрушки
13
Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур. Ракета.
1.учить анализировать и составлять аппликацию из геометрических фигур;
2.развивать умение работы с бумагой и ножницами;
3.воспитывать целенаправленность и законченность работы;
4.корригировать математическое мышление.
Беседа, демонстрация, самостоятельная работа
1 час
Квадрат, цветная бумага, картон, клей, ножницы, демонстрационный материал
14
Тематические композиции из разных полуфабрикатов. Коллективная работа.
1.учить приёму оклейки сблокировки спичечных коробков;
2.развивать умение самостоятельно размечать разметку;
3.воспитывать коллективизм, дружбу;
4.корригировать координацию движений.
Беседа, объяснение, самостоятельная работа
1 час
Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, линейка, простой карандаш, клей, фломастеры, кисточка, образцы
15-16
Окрашивание бумаги набрызгом.
1.познакомить с порядком оборудования рабочего места;
2.расширить круг знаний о способах окрашивания бумаги;
3.воспитывать дисциплинированность;
4.корригировать мыслительную деятельность.
Беседа, объяснение, демонстрация
2 часа
Образцы, зубная щётка, ванночки для окраски, белая бумага, ёмкость для краски, зубная щётка, шаблоны с трафаретами
17-18
Разноцветная стайка. Птичка с гофрированными крыльями и хвостом.
1.учить самостоятельно собирать изделие по карте и схемам;
2.отрабатывать алгоритм складывания гофра из прямоугольника без разметки;
3.воспитывать аккуратнос
ть и опрятность при работе;
4.корригировать глазомер.
Беседа, объяснение, практическая работа
2 часа
Образец, подкладная доска, шило, инструкции, бумага, картон, нитки, клей, ножницы, фломастеры, кисточка
1-2
Мозаика из обрывных листочков бумаги.
1.познакомить детей с выполнением мозаики из обрывных листочков;
2.совершенствовать умения работы с бумагой;
3.развивать чувство формы, пространства, воображения, мышления;
4.воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Беседа, показ, упражнение
2 часа
Цветная бумага, клестер, карандаши, альбомные листы, подкладная клеёнка
3-4
Мозаика из фольги.
1.учить детей работать с фольгой;
2.развивать осознанные знания, касающиеся интеллектуальной деятельности на уроке труда;
3.воспитывать самостоятельность;
4.корригировать координацию движений рук, глазомер.
Беседа, самостоятельная работа
2 часа
Фольга, клестер, карандаши, подкладная клеёнка
5
Объёмная мозаика.
1.учить детей выполнять объёмную мозаику из цветной бумаги;
2.развивать художественный вкус, фантазию;
3.воспитывать целеустремлённость;
4.корригироватьречь.
Беседа, объяснение, самостоятельная работа
1 час
Образец, подкладная клеёнка, цветная бумага, план работы
6
Подвеска «Воротник Пьерро».
1.учить детей способу гофрированной бумаги;
2.расширять знания детей о бумажной пластике;
3.воспитывать трудолюбие и внимательность;
4.корригировать моторику пальцев рук.
Беседа, объяснение, показ
1 час
Простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка для клея, клей, игла, нитки, фальцовка
7
Фигурки из бумажных салфеток.
1.учить детей алгоритму сгибания квадрата в различные формы;
2.формировать умение самостоятельно изготавливать фигурки;
3.воспитывать эстетический вкус и правила хорошего тона за столом, умение видеть прекрасное в быту.
Беседа, практическая часть
1 час
Салфетки, ножницы, образцы фигурок из бумажных салфеток, плотная бумага
8
Основные свойства бумаги, области его применения.
1.познакомить детей с различными видами бумаги, её свойствами и областью её применения;
2.расширить кругозор ребят в этой области;
3.воспитывать внимательность, заинтересованность;
4.корригировать речь, слух детей.
Беседа, наблюдение, практическая часть
1 час
Ножницы, карандаш, линейка
9
Фигурки из бумажных салфеток: простой конус, двойной конус.
1.учить детей алгоритму складывания салфеток конусом, двойным конусом;
2.развивать умение читать предметную карту;
3.воспитывать правила хорошего тона;
4.корригировать наглядно-образное мышление.
Беседа, практическая работа
1 час
Салфетки, ножницы, образцы готовых изделий
10-11
Ёлочная подвеска«Фонтанчик».
1.учить правилу по месту надрезания заготовки на одинаковые полоски до одного уровня;
2.формировать навык использования линейки при разметке;
3.воспитывать аккуратность;
4.корригировать точность, скоординированность движений рук.
Беседа, пояснение, самостоятельная работа
1 час
Фольга, цветная бумага, нитки, клей ПВА, карандаш, линейка, ножницы, кисточка для клея
12.
Работа с бумагой. Вырезание снежинки.
1.учить детей складывать квадратную заготовку;
2.развивать творческую способность детей;
3.воспитывать чувство прекрасного;
4.корригировать мыслительную деятельность.
Беседа, анализ, пооперационный диктант, самостоятельная работа
1 час
Цветная бумага, ножницы, фальцовка
13-14
Гирлянда из цветной бумаги.
1.учить детей надрезать сложенную заготовку,
2.закрепить приём изготовления квадрата из прямоугольника;
3.воспитывать в детях правило доводить начатое дело до конца;
4.корригировать глазомер, координацию рук.
Беседа, обсуждение, практическая работа
1 час
Цветная бумага, клей ПВА, линейка, карандаш, кисточка
1-2
Аппликация «Зимние цветы».
1.развивать творческие способности детей;
2.ознакомить со свойствами бархатной и металлизированной бумаги;
3.формировать умения использовать такую бумагу для изготовления сувениров;
4.корригировать мелкую моторику пальцев рук.
Беседа, анализ, практическая работа
2 часа
Бархатная бумага, клей ПВА, 2 листа тетрадной бумаги
3-4
Аппликация «Аквариум».
1.обучить приёму «прищипывания»;
2.совершенствовать умение работы с бумагой, отрабатывать мышечную ловкость рук;
3.развивать терпение, речь учащихся, чувство формы, объёма, пространственного воображения, расширить знания детей о бумажной пластике;
4.воспитывать чувство коллективизма и ответственности перед товарищами.
Беседа, анализ, объяснение, практическая работа
2 часа
Лист ватмана с нарисованным фоном аквариума, цветная бумага, клей ПВА, кисточка, салфетка
5-6
Изготовление белой кувшинки.
1.формировать эстетически развитую, нравственную, адаптированную личность;
2.обеспечить освоение техники объёмной аппликации;
3.развивать художественный вкус, фантазию;
4.корригировать наблюдательность, аналитическое мышление, моторику рук.
Беседа, практическая работа
2 часа
Иллюстрации с изображением белой кувшинки, цветная бумага, ножницы, клей
7
Мозаика из обрывных кусочков.
1.научить делать мозаичную аппликацию;
2.закрепить навык разметки, соблюдая правила наклеивания деталей;
3.воспитывать аккуратность во время работы и по её окончании;
4.корригировать мышление.
Беседа, пояснение, самостоятельная работа
1 час
Цветная бумага, шаблоны цветка, ножницы, клей ПВА, карандаш, нитки, игла, ткань
8
Косой обмёточный стежок.
1.познакомить с косым обмёточным стежком, со строением ткани и её видами;
2.учить правилам гигиены и безопасности при шитье;
3.воспитывать самостоятельность;
4.корригировать зрение, речь, мышление.
Беседа, объяснение, практическая работа
1 час
Ножницы, нитки, иголки, ткань
9
Закладки из ткани.
1.познакомить с назначением иглы, её устройством и видами;
2.учить работать соответственно правилам безопасной работы с иглой;
3.формировать навык раскроя ткани по разметкам;
4.корригировать моторику пальцев рук.
Беседа, анализ, практическая работа
1 час
Иглы, игольница, ткань, ножницы, линейка
10
Плетёный кожаный пояс.
1.научит разметки симметричных деталей по половине шаблона;
2.учить размечать деталь из двойной заготовки, собирать изделие из звеньев;
3.прививать художественный и эстетический вкус;
4.корригировать мелкую моторику пальцев рук.
Беседа, анализ, практическая работа
1 час
Обрезки кожи, карандаш, ножницы, скрепки
11
Декоративная салфетка, расписанная гуашью.
1.познакомить с порядком подготовки ткани для нанесения рисунка гуашью;
2.учить украшать свой быт;
3.воспитывать чувство прекрасного;
4.корригировать терпение, аккуратность, творческую фантазию.
Объяснение, практическая работа
1 час
Ткань белая, клей ПВА, гуашь, копировальная бумага, кисточка, подрамник
12-13
Двойная поздравительная открытка.
1.научить очерёдности операции открытки с круглым окном;
2.учить выполнять разметку циркулем;
3.совершенствовать чертёжно-графические умения;
4.корригировать сообразительность, конструктивность мышления.
Беседа, анализ, практическая работа
2 часа
Альбомный лист, лист цветного картона, клей ПВА, циркуль, линейка, кисточка, шаблоны
14-15
Салфетка с вышитом узором.
1.учить раскраивать ткань по разметке;
2.формировать умение выполнять шов «вперёд иголку»;
3.воспитывать эстетический вкус при оформлении салфетки с бахромой;
4.корригировать умения по соблюдению правил гигиены безопасности при шитье.
Беседа, анализ
2 часа
Линейка, карандаш, ножницы, игольница, нитки
16-17
Бусы из трубочек.
1.совершенствовать умение детей использовать в работе линейку, как приспособление при резании па равные части;
2.научить собирать на нитку бусы, нанизывать и прокалывать детали;
3.воспитывать терпение, настойчивость, хороший эстетический вкус;
4.корригировать мелкую моторику пальцев рук.
Беседа, анализ, объяснение, практическая работа
2 часа
Плотная бумага, цветная бумага, клей ПВА, кисточка, линейка, простой карандаш, ножницы, зубочистки, лак
18-19
Работа с бумагой и картоном «Плетёный коврик».
1.учить детей выполнять коврик путём переплетения бумажной основы полосками цветной бумаги;
2.совершенствовать навык подбора по цвету полосок;
3.развивать художественный вкус;
4.корригировать мыслительную деятельность детей.
Беседа, анализ, самостоятельная работа
2 часа
Полоски цветной бумаги, образец, ножницы, клей, кисточка, клеёнка
20
Аппликация из геометрических фигур.
1.развивать пространственное воображение, конструктивность и гибкость мышления;
2.совершенствовать координацию движения рук;
3.воспитывать самостоятельность;
4.корригировать зрительное восприятие.
Беседа, практическая работа
1 час
Шаблоны, альбомный лист, цветная бумага, клей ПВА, образец
1
Работа с бумагой.
1.познакомить с видами и свойствами бумаги;
2.развивать умение и навык работы с бумагой;
3.воспитывать терпеливость в работе, усидчивость;
4.корригировать эстетический вкус.
Беседа, практическая работа
1 час
Набор бумаги-разного вида, учебники
2-3
Прищипанные аппликации.
1.учить детей приёму прищипывания;
2.совершенствовать умения работы с бумагой;
3.воспитывать самостоятельность, терпеливость;
4.корригировать отработку мышечной ловкости рук.
Беседа, самостоятельная работа
2 часа
Обрезки цветной бумаги, альбомный лист, клей ПВА, кисточка, салфетка, копировальная бумага
4-5
Прорезная ажурная закладка.
1.учить правильно делать разметку деталей;
2.совершенствовать приёмы работы с бумагой;
3.воспитывать трудолюбие;
4.корригировать глазомер и координацию движений пальцев.
Беседа, обсуждение, объяснение, практическая работа
2 часа
Альбомный лист, цветная бумага, ножницы, простой карандаш
6-7
Оригами «Ворона».
1.учить детей приёму изготовления оригами квадратным способом сгибания;
2.совершенствовать прём работы в технике оригами;
3.воспитывать усидчивость;
4.корригировать способность работы руками и творческую способность.
Беседа, рассказ, демонстрационная практическая работа
2 часа
Технический рисунок, образец, цветная бумага, ножницы
8
«Картонное кружево». Урок – лекция.
1.познакомить детей с техническими возможностями простого и гофрированного картона;
2.расширить представление об условной форме и природной первооснове форм оригами;
3.воспитывать интерес к предмету;
4.корригировать координацию движений и глазомер.
Беседа, рассказ, демонстрационно-практическая работа
1 час
Образцы изделий, ножницы, подкладочная доска, губка, вода, лист горфокартона
9
«Картонное кружево». Урок – практикум.
1.закрепить навык нарезания полос из гофрированного картона;
2.совершенствовать умение выклеивать из них контурные узоры;
3.воспитывать устойчивый интерес к художественному труду;
4.корригировать координацию движений рук при работе с ножницами.
Беседа, показ, объяснение, практическая работа
1 час
Образцы изделий, ножницы, доска, губка, вода, лист гофрокартона
10-12
Объёмные игрушки из природных материалов.
1.ознакомить детей с правилами подготовки шишек к работе, с правилами использования и хранения их;
2.учить самостоятельно выбирать композицию из шишек и соединению деталей пластилином, клеем на ватном тампоне;
3.воспитывать внимательность, бдительность;
4.корригировать мелкую моторику пальцев рук путём соединения деталей пластилином.
Беседа, анализ, практическая работа
3 часа
Шишки, орехи, семечки, вата, пластилин, цветная бумага
13-14
Колобок из нитяного помпона.
1.учить правильному наматыванию ниток на шаблон для помпона;
2.познакомить с новым видом применения шерстяных ниток;
3.воспитывать целеустремленность;
4.корригировать мелкую моторику пальцев рук и творческую фантазию.
Беседа, анализ, практическая работа
2 часа
Толстые шерстяные нитки, обрезки цветной бумаги, картона, клей ПВА, карандаш, фломастер, ножницы, кисточка
15
Декоративное украшение «Весёлые струйки».
1.учить детей размечать прямоугольник для цилиндра;
2.развивать смекалку и сообразительность;
3.воспитывать аккуратность;
4.корригировать мыслительную деятельность.
Беседа, объяснение, практическая работа
1 час
Картон, цветная бумага, клей ПВА, вата, прямоугольник, цилиндр, карандаш, кисточка
16
Декоративные настольные куклы из цилиндров.
1.учить выполнять игрушки из цилиндров;
2.закрепить навык разметки прямоугольника для цилиндра;
3.развивать творческое воображение;
4.корригировать глазомер.
Беседа, практическая работа, анализ
1 час
Картонные трубочки, бумага, клей ПВА, вата, калька, линейка, карандаш, циркуль, ножницы
17
ОПТ. Папки для сушки склеенных плоских изделий.
1.закрепить знания о разновидностях картона его свойствах;
2.учить надрезать картон до половины глубины, складывать картонную заготовку;
3.воспитывать аккуратность при работе;
4.корригировать координацию движений рук.
Беседа, практическая работа
1 час
Гофрокартонный лист, доска подкладочная, клей ПВА, кисточка, аппликация
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр
для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
2.Козлина, А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий.- М.: Мозаика- Синтез, 2005.- 64с.
3.Колесник, С.В. Азбука мастерства. 2 класс.- Саратов: Лицей, 2005.- 64с.
4.Крылова, О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению. 2 класс. Учебное пособие/ О.Н. Крылова, Л.Ю.Самсонова.- М.: Издательство
«Экзамен», 2006.-254с.
5.Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. Составители: Н.Н.Николаенко, С.Н.Худоярова,
Т.Н.Николаенко._М,: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2005.- 304с.
6.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы.
Содержание учебного курса
3 класс 2014/2015 уч. год.
Количество часов по трудовому обучению
Класс
В неделю
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Выполнено
3 класс
2014/2015
15