Разработка урока по русскому языку на тему: Сочинительные и подчинительные союзы. 
План – конспект урока №  12  по  русскому языку
Тема: « Как баскетбол получил свое название». Подчинительные союзы и  сочинительные союзы.  Дата    ____ / ____
              ____ / ____ Класс   ____ «____»
             ____ «____»
Цель:    
Научить  отличать сочинительные союзы от подчинительных.
  Вводный урок + Урок изучения нового материала   Урок обобщения и систематизации знаний Урок повторения полученных знаний
Интегрированный урок Урок  закрепления и развития ЗУН Бинарный урок
 +  Комбинированный урок Урок формирования и закрепления ЗУН Урок проверки и оценки ЗУН Тип 
урока
Образовательные Развивающие Воспитательные
Закрепить умение грамотного правописания союзов, овладение приёмами различения сочинительных и подчинительных союзов,       Развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля,    Воспитывать желание узнавать новое.    
Задачи: 
таблицы сборник упражнений иллюстрации,  портреты писателей, ученых + стикеры
схемы + раздаточный материал  сборник дидактических материалов ТСО
+ учебник + карточки с заданиями маркеры, листы А-4, А-3, ватман тесты
Оборудование урока и дидактический материал:  
        
Ожидаемые результаты обучения:
                                  ученики смогут   Ученики   смогут  отличить  сочинительные союзы от подчинительных.
Новые понятия : вразнобой, размеренный, представить себе, неистовый фантаст, булыжник, вообразить
                                                                      Ход урока
                                                                          Содержание  урока Активные формы, 
используемые на уроке / 
Используемые техники 
и стратегии Оценивание
I. Побуждение 
Организационный этап  //  Положительный настрой  //  
-Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.
Желаю вам успехов и хороших оценок.
 Деление класса на группы. ( с помощью стикеров // Правила работы в группе)
II. Реализация
1. Повторение материала, изученного на прошлом уроке
А) Работа с предложениями.
- Вы уже обратили внимание на предложения, оформленные на доске.
Давайте приготовимся к уроку и настроимся на изучение новой темы.
Вы вспомните материал прошлого урока, а я объясню вам новую тему.
Вы должны хорошо знать тему прошлого урока, для того чтобы новый материал хорошо усваивался.
- Какой частью речи являются выделенные слова? (союзами).
- Какую роль они выполняют в предложениях? (соединяют однородные члены и простые предложения в составе сложных).
- В каком предложении есть главная и зависимая части? (в третьем).
(Учащийся выходит к доске и делает разбор третьего предложения).
2. Начало урока  (вызов). Постановка темы, цели и учебных задач
  - Исходя из анализа данных предложений, какой вывод о союзах можно сделать? (союзы не однородны по своему значению, они могут выполнять разные роли в предложениях).
- Союзы могут выполнять разные роли в предложениях, следовательно, они относятся к разным группам.
(На слайде появляется тема урока «Союзы сочинительные и подчинительные»  )
А) Записать число, тему урока, познакомиться с целью и задачами урока:
- Ребята, как вы думаете, какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?
Цель: формирование умений и навыков, предусмотренных данной темой.
Задачи:
- познакомить с сочинительными и подчинительными союзами;
- закрепить знания о союзах, об их грамматических признаках и роли в предложении;
- сформировать умения находить союзы в тексте, различать сочинительные и подчинительные союзы;
- познакомиться с правописанием союзов;
- развить речевые навыки, орфографическую зоркость;
- развить умение работать самостоятельно и в парах, вырабатывать навыки само- и взаимоконтроля.
3. Актуализация знаний
Вывод. Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного предложения. Такое сложное предложение называется сложносочиненным.
 Птицы улетели в теплые края, потому что наступили холода.
- Выделите союзы, подчеркните как члены предложения все элементы, которые соединяют союзы.
- Какую роль выполняют союзы в предложениях? (соединяют простые предложения в составе сложного).
- Попробуйте от одного предложения ко второму задать вопрос.
4. Подача нового материала
А) Работа в парах. Внезапно налетел ураган, и все вокруг смешалось в одну серую массу.
Мальчик крепко держал раненого птенца, чтобы он не выпорхнул и не улетел.
Завтра мы хотели сходить в кинотеатр, но планы наши неожиданно изменились.
Когда наш класс вышел на улицу, все учащиеся уже стояли в строю.
То душно, то прохладно вдруг становится под вечер.
5. Закрепление
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной  связью.
И мороз(1), и непогода не испортят нам хорошего настроения.
Мы все-таки выбрались за город(2), но небо заволокло тяжелыми тучами.
Не отдам(3), пока не попросишь прощения.
Солнце зашло за тучу(4), когда мы собрались домой.
Моросит веселый дождик(5), и светит солнышко.
Сергей побежал дальше(6), а ребята возвратились домой.
Ответ: 2, 5,6.
(Учащиеся в тетрадях указывают варианты правильных ответов, потом меняются тетрадями и проверяют друг друга. Объясняют друг другу ошибки).
Итоговый тест. 
1) В каком ряду все союзы подчинительные?(Г)
а) также, или, чтобы;б) точно, потому что, не только – но и;в) а, но, либо;г) так как, если, словно.
2) Найдите сложноподчиненное предложение:(Б)
а) На улице уже пахнет весной, а в лесах появились первые проталины.б) Пока дети были в школе, мать навела порядок в квартире.в) В классе стояла тишина, а за окном щебетали птицы.г) Либо ты пойдешь со мной в театр, либо мы оба останемся дома.
3) Найдите сложносочиненное предложение:(А)
а) Не только дети радовались празднику, но и взрослые не скрывали своих эмоций.б) Учащиеся и учителя приветствовали участников конференции.в) Закаляйся, если хочешь быть здоров.г) В парке отдыхают и дети, и взрослые, и пожилые люди.
III. Рефлексия
Подведение итогов урока: 
Беседа с учащимися о качестве урока.
1.Что узнали нового на уроке?
2.Что получилось лучше всего?
3.Что вызвало затруднение?
4.Достигли ли вы собственной цели?5.Какую оценку поставили себе за работу?
Оценить работу группы   //  Заполнить листы оценивания    //  Выставить оценки за урок     
2) Домашнее задание:   
Повторить. Упражнение 4 письменно .
                   Положительный настрой 
Деление на группы
Групповая работа
«Мозговой штурм»
Целеполагание
 
Прием «ЗХУ»
 
 
 
 
Работа в парах
Комментированное объяснение
(Учащиеся заполняют лист самооценки).
Самооценивание.
Взаимооценивание
Самопроверка.