Статья Формирование экологической культуры дошкольников на базе музея природы областного центра экологии, краеведения и туризма
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ МУЗЕЯ ПРИРОДЫ ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА ЭКОЛОГИИ,
КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА
Бойко Светлана Владимировна, государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма».
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Формирование экологической культуры дошкольников связано прежде всего с конкретным предметно-природным окружением: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
В решении данной проблемы играет музей природы, созданный на базе Областного центра экологии, краеведения и туризма, где возможно использование разнообразных видов познавательной, воспитательной и научной деятельности.
Задачами музея являются:
- использование экспонатов и фондов музея для развития детей;
- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
- охрана и пропаганда природы родного края;
- активная экскурсионно-массовая работа.
Функции музея (по Н.А. Рыжовой):
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
В музее природы Центра имеются следующие экспозиции: зимующие птицы, птицы леса, города, открытых и околоводных пространств Саратовской области; естественные и искусственные гнездовья; животные Саратовской области (суслик, сурок-байбак, слепыш, выхухоль); полезные ископаемые; коллекции насекомых; продукты жизнедеятельности животных (погрызы лося, бобра, жуков-короедов, жилища насекомых); палеонтологические находки (белемниты, аммониты, зубы акул, фрагмент бивня мамонта); наши каши.
В Центре имеется большая коллекция объектов живой природы: более 40 видов животных и более 50видов растений.
Среди животных: лиса, заяц-русак, еж, шиншиллы, кролики, морские свинки, хомяки, лабораторные крысы, хорек, игуана, утки-кряквы, фазаны, перепела, коршун, цесарки, попугаи, геккон, сухопутные и водяные черепахи, паук-птицеед, улитки и др. Дети знакомятся с особенностями жизни животных в естественных условиях, кормовой базой, способами защиты, учатся понимать зависимость образа жизни животного и способа его передвижения от строения и приспособленности к среде обитания, а так же с правилами содержания их в живом уголке.
В оранжерее дети знакомятся с растениями тропиков и субтропиков, пустынь и полупустынь. Увидят, как растет мандарин, банан, инжир, лавр, фейхоа и др. Они узнают происхождение понятия «оранжерея», из каких растения древние египтяне изготавливали папирус, из сока какого растения получали резину.
Музей природы – это не только «вместилище» животных, растений и других объектов, это лаборатория для выработки у дошкольников практических умений и навыков. Здесь дети учатся наблюдать, сравнивать, обобщать. Важно помнить о воспитательном значении общения детей с объектами природы.
В программу работы музея входят изучение флоры и фауны Саратовской области, знакомство с особо охраняемыми природными территориями, животными и птицами, занесенными в Красную книгу и др.
Формы работы с детьми в музее природы разные, учитывающие интерес как больших групп, так и не многочисленных.
Основной формой работы с детьми является проведение обзорных и тематических экскурсий.
Именно экскурсия может стать первым этапом в привлечении детей к изучению живой природы. Экскурсия для дошкольников проводится в виде беседы. В беседе дети часто используют собственный опыт и наблюдения. Рассуждая, они быстрее приходят к познанию изучаемого объекта, а полученные знания отличаются большей прочностью. В проведении экскурсий так же используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации.
Проводятся занятия-экскурсии, игровые занятия и тематические мероприятия.
Общение с детьми в процессе занятия построено в форме диалога, ребенок становится активным его участником. Вопросно-ответный метод активизирует внимание и память ребенка, он особенно ценен, когда создается проблемная ситуация. Например, во время занятия «Внимание, черепаха!», дети знакомятся с сухопутной и болотной черепахами, а комплекс вопросов, позволяет им самим сделать вывод, почему одна темная, а другая светлая, у одной есть перепонки, а у другой нет.
В занятия включены игры. Игра - это естественное состояние детей дошкольного возраста, поэтому методика игры активно используется в ходе экологических занятий.
В своей работе используем игры: дидактические («Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?», «Чьи следы?»), предметные («Найди по листу дерево», «Найди такой же по цвету», «Среда обитания», «Третий лишний», «Цепи питания», «Поймай и назови», «Чей клюв, лапы, дом»), словесные («Назови, кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто кем был?»), подвижные («Ходят капельки по кругу», «Мышеловка», «Почва», «Поземка»), игры-путешествия («Путешествие с растениями», «По страницам Красной книги»).
Для детей дошкольного возраста разработан цикл занятий и тематических экскурсий, посвященных редким и исчезающим видам животных и растений Саратовской области, занесенным в Красную книгу: «Береги первоцветы», «Дрофа - живой символ Саратовской области», «Хохуля» и др.
На занятии «Береги воду!», приуроченном к Всемирному дню воды, рассказывается о важности воды как основы всего живого, о необходимости охраны водных ресурсов.
Разработан цикл занятий, посвященных Птице года, которую ежегодно выбирает Союз охраны птиц России.
В музее природы Центра проводится ряд ежегодных экологических праздников: выставка «Зверьё моё», посвященная дню защиты животных; День птиц, День Солнца, День Земли, День Кошек.
Для того, чтобы сделать мероприятие наиболее интересным для детей, в программу праздников включены викторины и конкурсы. Фильмы, презентации, мастер-классы помогают получить и усвоить новую для детей информацию.
Мероприятие, посвященное Всемирному Дню охраны окружающей среды. В основу мероприятия заложена увлекательная игра-путешествие. Дети демонстрируют свои знания природы Саратовской области, выполняя сложные испытания.
В рамках Всемирного Дня охраны окружающей среды дошкольники принимали участие в региональном мероприятии Всероссийского фестиваля «Эколята - дошколята», где вручались знаки юного эколога.
Важно не только дать детям различные представления и знания, но и закрепить их. Для этого используются тематические викторины, отгадывание загадок, составление картинок. Иногда после занятия для закрепления полученных знаний детям предлагается что-либо нарисовать, например животное, которое им больше всего понравилось. Из рисунка можно сделать вывод, что ребенок лучше всего запомнил, что почерпнул для себя в результате этого занятия.
Музейные предметы используются в качестве учебных пособий на занятиях, дети имеют возможность рассмотреть их, подержать в руках, поработать с ними. Изучая объект, дети разглядывают его, воспринимают форму, цвет, что делает обучение более убедительным и достоверным. Музейный предмет содержит много полезной информации и с ее помощью можно добиться хороших результатов в формировании экологического мышления и поступков. Он вызывает у детей интерес, восхищение, желание узнать о нем больше.
Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Это логические задания по определению качественных признаков предмета, мастер-классы по лепке, оригами.
В музее организуются выставки: фотографий о природе Саратовской области, детских рисунков, плакатов, работ из природных материалов.
В работе используются: простейшее экспериментирование (изучение строения птичьего пера, опыты с водой), элементы моделирования, решение простейших ситуаций.
Использование компьютерных технологий в работе музея помогают увидеть и понять красоту окружающего мира, развить и проявить способности, заложенные природой, изменить мировоззрение у ребят, осознание ими необходимости сохранения природы и соблюдения природоохранных законов.
Таким образом, разнообразие средств, методов и приёмов работы музея природы Центра влияют на уровень знаний дошкольников о явлениях и объектах природы родного края, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним. Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.
Литература
1.Бычкунова Е.Б. Методические рекомендации по формированию практических навыков учащихся в курсе эколого-географического краеведения с учетом ФГОС: методическое пособие / Е.Б.Бычкунова - Саратов: Новая книга, 2012.-
188 с.
2. Гвоздева О.А. Экологические праздники в Государственном Дарвиновском музее. Методическое пособие / - М.: Альфа-Принт, 2003. - 288 с.
3. Копелянская Н. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / - М.: 2012. - 176 с.
4. Корнеева О.П. Ребенок в музее / Таймырский окружной краеведческий музей. Музейный вестник. Выпуск 2. - Дудинка, КП плюс, 2002. - с. 62 - 70.
5. Молодчая Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№6.-С.4-9
6.Турилова Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89
7.Харитонова А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77
8. Экологическое образование музейными средствами. Сборник статей и методических материалов. Саратов. Изд-во Локатор, 2006, 247 с.
15