Урок по окружающему миру по теме С кем дружит ель

Разработка урока по предмету
«Окружающий мир»
с элементами НРК
2 класс.
Тема « С кем дружит ель»
Автор учебника А.А. Плешаков
«Мир вокруг нас»

Учитель: Марченко Нелли Николаевна

.
Методический комментарий: данный урок является продолжением в системе уроков, связанных с изучением таких природоведческих понятий, как природа, растение, животное и их особенности, ставших базовыми для изучения нового материала.
На этапе актуализации опорных знаний была проведена работа по воспроизведению опорных знаний детей - это основные группы деревьев (лиственные, хвойные) их особенности; понятия «птицы» и «звери», их отличительные особенности.
Наличие необходимых предпосылок позволили определить тип урока и его структуру. Это урок изучения нового материала.
Изучение нового проводилось на основе проблемно-поискового метода в сочетании со словесными, наглядными, практическими.
На этапе работы по выявлению особенностей ели, как источника существования животных, с целью активизации познавательной деятельности была использована проблемная ситуация. Учащиеся в течение урока на основе имеющихся знаний, разнообразных видов деятельности решали познавательные задачи урока. Метод наблюдения, применяемый на уроке, позволил учащимся накопить факты о жизни животных, и установить закономерности, взаимосвязь между растениями и животными. На уроке была организована деятельность с различными источниками информации-это чтение текста, работа с рисунком, схемой, просмотр видеоролика, электронной презентации, слушание познавательных текстов в виде сценок, стихов, высказываний. Эвристическая беседа активизировала учащихся при работе по определению существенных признаков изучаемых объектов.
Задачи по реализации НРК решались через:
Знакомство учащихся с животным и растительным миром родного края;
Включение в урок видеоролика о г.Ноябрьске и его окрестностях;
Воспитание бережного отношения к ели, сохранение ели, как части природного сообщества родного края.
Формированию устойчивой мотивации к изучению нового способствовал прием актуальности – предстоящий Новый год, игровые ситуации, ситуации игрового моделирования «Прочтем книгу», «Угадай животное», сигнала SOS!, создавшего ситуацию нравственного сопереживания за судьбу ели; элементы театрализации: сценки «Чиж и клест», «Заяц и мышь», коллективное творческое дело – изготовление плаката «С Новым годом!». Все эти разнообразные приемы способствовали реализации задач урока.
Изучение нового организовано вокруг игрового сюжета «Прочтем книгу». Каждая страница – этап работы, содержание которого дети предугадывают и определяют познавательную задачу. Для решения познавательной задачи по определению «друзей» ели, учащимся предложена самостоятельная работа, в результате которой возникла проблемная ситуация. Решению возникших противоречий и была организована дискуссия в течение урока.
Контроль за деятельностью учащихся осуществлялся через самостоятельную работу, сигналы обратной связи (цветовых, знаковых), самоконтроль, рефлексию.
Об эффективности данного урока можно судить по результатам диагностической работы, проведенной на следующем уроке.
Результаты таковы: с заданием 1 уровня сложности справились 100% учащихся, что говорит об овладении учащимися необходимыми опорными знаниями и предметными умениями; с заданием 2 уровня сложности справились 85% учащихся, данная группа учащихся освоила тему на уровне применения полученных знаний и предметных умений в нестандартной ситуации; с заданием 3 уровня сложности справились 35% учащихся, что свидетельствует об усвоении темы данной группой учащихся на творческом уровне.

Тема: С кем дружит ель

Задачи:
1. Определить особенности ели и животных (белка, дятел, клёст и др.), связанных с этим деревом.
2.Создать условия для формирования личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.
3.Воспитание бережного отношения к природе, способствовать сохранению ели, как части природного сообщества родного края.

Оборудование: Мир вокруг нас. Учебник (авт. А.А. Плешаков) 1класс; Презентация: рисунки деревьев (ель, сосна, дуб, береза), схемы, высказывание М. Пришвина, видеоролик и о Ноябрьске и его окрестностях, запись песни о елочке; гербарии – ель, сосна; шишки ели, сосны; раздаточный материал с изображением ели и животных; Толковый словарь русского языка; макет книги.
План:
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока. Определение задачи.
III. Работа над новым материалом.
1.Актуализация опорных знаний;
2.Самостоятельная работа, создание проблемной ситуации;
3.Открытие нового знания;
4.Физкультминутка.
5.Первичный контроль.
6.Обобщающая беседа.
IV. Итог.
V. Домашнее задание.
Конспект урока
I. Организационный момент. II. Введение в тему урока. Определение темы, задач урока.
Учитель.
- Урок Ознакомления с окружающим миром. Для чего нам нужен этот урок?
Ученик.
-Знать обо всем, что нас окружает, о жизни животных и растений.
Учитель.
- Связаны ли между собой растения и животные? Как?
Ученики.
-Растения обеспечивают животных пищей.
- Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев.
Учитель.
-Сегодня мы с вами попытаемся проследить, как связана жизнь одного замечательного дерева с животными, которые обитают рядом с ним. Что же это за дерево? Прежде чем перейти к открытию нового на уроке прошу ответить мне на несколько вопросов.
Какое сегодня число? Какой месяц? (20 декабря)
Про декабрь говорят, что он зиму начинает, а год кончает.
Какой праздник отмечаем в конце декабря? (Новый год). - Без чего не возможен Новый год? ( Без елки).
-Перед новогодним праздником люди приносят в дом ёлочки. Спору нет, украшенная ёлка в доме - радость. Вот и наши друзья Сережа, Надя и их папа тоже ждут Новогодний праздник и чем-то озабочены.
Детям предлагается сценка.

Сережа: Папа, скоро Новый год. Купи нам живую елку.
Папа: Купить, конечно, можно. Но сначала ответьте на такой вопрос:
«С кем дружит ель?»
Надя: Как это дружит?
Папа: Прочитайте эту книгу и узнаете (выносит книгу, на обложке
заглавие «С кем дружит ель»).
Учитель: По названию книги вы сможете определить тему урока.
(дети читают). Назовите тему урока.
Ученики: С кем дружит ель.
Учитель: Как вы думаете, можно ли по заглавию этой книги догадаться, о чем нам предстоит узнать сегодня на уроке, на какие вопрос мы должны ответить? (обобщаю ответы детей и предлагаю прочитать задачи урока на стр учебника и сравнить с предложенными детьми).

Учитель: Сегодня мы познакомимся с животными, жизнь которых связана с елью. Нам предстоит ответить на вопрос: « Почему жизнь этих животных невозможна без ели?».

III. Открытие новых знаний.
1. Актуализация опорных знаний (открывается первая страница книги)
1 страница. Что это за дерево? (изображена ель).
Учитель. Судя по заглавию и рисунку, можете ли вы определить, о чем
необходимо вспомнить? (Мы сейчас вспомним все, что знаем о ели).
Учитель. Определим, к какой группе деревьев относится ель. Посмотрите на картинки и разделите деревья, изображенные на них, на две группы. Дайте название этим группам.
(На доске гербарии: берёза (1), дуб (2), сосна (3), ель(4) (гербарии пронумерованы).
Ученики. Хвойные и лиственные .
Учитель.
- Какие хвойные деревья вы видите? (ель и сосна). Покажите, под каким номером сосна, ель. ( Дети показывают сигналы с цифрами). Чем отличаются эти деревья от лиственных? (У них листочки хвоинки, которые они не сбрасывают на зиму).
-Чем отличается хвоя ели от хвои сосны? А ветки? (Хвоя у ели короткая, ветки пушистые, почти до земли)
- Какое значение для диких животных имеют такие ветки? (Служат укрытием).
На слайде появляется схема: Ель(укрытие.
Практическая работа с шишками сосны и ели.
Учитель.
- Чем отличаются шишки с семенами? (Дети рассматривают
натуральные шишки ели, сосны.).
- Чем могут служить семена в шишках для животных? (питанием)
На слайде появляется схема: Ель(питание.
Вывод.
-Какую роль играет ель в жизни животных леса? (Ель-укрытие от врагов и холода, а так же источник питания)
На слайде появляется схема укрытие
Ель
питание

2 страница книги-макета. Дети читают: «Кто они? Кто дружит с елью?»
Учитель. Какое открытие нам предстоит сделать? (Для кого ель является укрытием и источником питания?)
Работа с дидактическим материалом.
Рассматривание животных на картинке дидактического материала к учебнику.
- Каких животных вы видите рядом с елью? (заяц, дятел, лиса, белка, клест, мышь, королек).
- На какие группы можно разделить этих животных (звери, птицы).
- Назовите отличительные признаки зверей и птиц. ( У зверей - шерсть, у птиц-перья).
- Как вы думаете, какие птицы и звери дружат с елью?
2. Создание проблемной ситуации.
а) самостоятельная работа в парах
Для ответа на вопрос детям предлагается в парах обсудить и обозначить фишками животных, с которыми, по их мнению, могла бы дружить ель. (Дети работают с картинками дидактического материала, на которых изображены ель и животные: заяц, мышь, дятел, клест, белка, лиса, королек).

б) проверка, организация дискуссии, открытие нового
Каждая из пар называет выбранных животных и доказывают, почему они считают, что эти животные дружат с елью. Остальные с помощью сигналов (+), (-) выражают свое согласие или несогласие.
Учитель. Дружит ли ель с белкой? ( Все дети показывают сигнал (+) (-) и доказывают)
Ученики. Белка питается семенами еловых шишек, дупло на ели - дом для неё. В подтверждение правильности ответа, на искусственной ёлке открываем картинку с белкой.
Учитель. Дружит ли ель с зайцем? (Дети показывают сигнал (+), (-) и высказывают суждения).
Ученики. Заяц прячется от врагов под пушистыми еловыми ветками. Ель для него укрытие.
Учитель. Дружит ли ель с мышью? ( Дети показывают сигналы (+),(- ), высказывают свое мнение, предположения. Мнения противоречивые, возникает разногласие. Что бы рассеять сомнения предлагаю послушать разговор зайца с мышью.
Сценка. (Дети в шапочках зайца и мыши).
Заяц: Здравствуй, лесная мышь!
Мышь: Здравствуй, заяц - длинные уши.
Заяц: Как живёшь, поживаешь? Как от голода, холода спасаешься?
Мышь: Лучше всех живу, горя не знаю. От холода прячусь в норке, под корнями матушки- ели. А проголодаюсь, найду семян еловых шишек и подкреплюсь.
После прослушивания дети анализируют свои предположения и делают вывод.
-Мышь и заяц дружат с елью, так как ель-источник питания укрытие для этих животных. (Открываю на ёлке картинки с изображением зайца и мыши).
Учитель. - Дружит ли ель с дятлом? (Дети высказываются). - Дятел питается семенами еловых шишек, живет в дупле на ели. Он лечит ель, спасает её от вредных насекомых).
- Дружит ли ель с клестом? (Мнения детей противоречивы, многим эта птица не знакома, предлагается сценка для проверки сомнений и предположений). Сценка (дети в шапочках клеста и чижа).
Чиж: Клест, чего визжишь? Обидели тебя что ли?
Клест: Да, нет, Чижик, это я радуюсь.
Чиж: Нашел время радоваться.

Клест: Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики
вывелись.
Чиж: В этакий-то мороз? Да они живыми не останутся.
Клест: Еще как останутся. Будут жить - поживать! Я им еловые
семечки таскаю, а мать - клестиха греет их, вроде
печечки, и тепло им и сытно и от моей песенки весело.
Учитель. Почему радовался клест? Почему он не побоялся вывести птенцов посреди зимы. (У него вывелись птенцы. Он не побоялся их вывести зимой так как зимой достаточно корма, семян еловых шишек).
Учитель. Посмотрите на клюв клеста и подумайте, зачем ему такой клюв? Почему концы клюва перекрещиваются? (Чтобы легче было выковыривать семена из еловых шишек).
Учитель. Ребята, Словознайка пришёл вам сообщить, почему птица клест получила такое название.
Словознайка: Птица клёст получила такое название из-за своего носа. Клест от слова клестить, что означает сжимать, сдавливать, стискивать (вывешиваю табличку). От этого же слова образовано и слово клещи (показываю клещи, находим сходство с клювом клеста).
После полученной информации учащиеся анализируют свои предположения и делают вывод: Ель дружит с клестом. Она является для него источником питания и домом. (Открываю на ёлке картинку с изображением клеста).
Учитель. Ребята, посмотрите на ель. У неё есть ещё один друг. Что это за
птичка?(открываю картинку на елке с изображением птицы). Что особенного вы
заметили? ( На голове хохолок, словно корона). Как же она называется? У кого какие предположения? (высказываются).
Проверить предположения нам поможет учебник. Откройте учебник на стр.138, найдите изображение этой птички на картинке и прочитайте, как она называется (дети читают).
Учитель. Как называется эта птичка? Такой ли была ваша догадка? (Королёк). Как вы думаете, почему у неё такое название? (У неё хохолок-корона, как у короля, король-королёк). Почему она дружит с елью? (Наверное, она питается семенами еловых шишек и прячется в её ветвях )
Проверим ваши предположения. Послушайте стихотворение. (Рассказывает ученик).
Королек.
Шелестит в уборе елей
Желтоватый королек.
Быстро крылышками машет
Над янтарною смолой.
Видит крошка- королек:
Вязнет в капле червячок.
Вот из капельки блестящей
Он червя за спинку тащит.
Ловко вытащить сумел
Только вытащил и съел.
Королек такая птица - лечит елку, не ленится.

Дети анализируют свои предположения и делают вывод.
- Ель дружит с корольком, так как ель - жилье, источник питания для птицы, а птица за это лечит дерево).
Обобщение. Вновь обращаю внимание детей на название страницы «Кто они?» Дети называют зверей и птиц, которые дружат с елью (изображение их дети видят на ёлке), ставят правильно фишки на карточках, где были допущены ошибки в начале урокаи отвечают на вопрос «Почему?» Повторяют по схеме:
питание
Ель
укрытие
4.Физкультминутка Дети изображают дятла, елочку, зайца.
Дятел вертит головой. Елочка наклоняется влево, вправо, вперед, назад. Заяц прыгает.

5. Самостоятельная работа (первичный контроль)
Задание 1. Угадай друзей ели.
На ёлке вися т «шиш к и - загадки». Внутри каждой шишки изображены части животных- друзей ел и. У белки - хвост, у клеста - клюв и т.д. Дети с помощью цифр обозначают в тетради номер шифра животного, (шифровка на доске: белка-1, королек-4 , дятел-3 мышь-2 .)
Задание 2 . Выбери верное утверждение:
а ) Белка, дятел, клест королек, заяц ,мышь дружат с елью, потому что она растет в лесу .
б) Белка, дятел, клест, королек ,заяц, ,мышь дружат с елью потому что она красива,
в) Белка, дятел ,клест, королек, заяц ,мышь дружат с елью, потому что она для них является источником питания , местом укрытия.
Проверка., самооценка.
На слайде размещаю правильные ответы. С помощью сигналов красного и зеленого цвета дети показывают правильность выполнения. Определяю детей, допустивших ошибки, выполнивших работу без ошибок .
Предлагаю учащимся оценить свою работу и нарисовать солнышко, если они очень довольны своей работой, цветочек – довольны, облачко – не очень довольны. На основании результатов проверки , проведенной рефлексии хвалю учащихся и предлагаю выразить чувство удовлетворения аплодисментами.
6. Заключительная беседа о бережном отношении к ели.
Учитель . Мы с вами установили, что ель -- источник питания , место укрытия для птиц и зверей. (Обращаю внимание на полученную ранее схему и дополнение в ней в виде вопроса ) А чем еще замечательна ель? Дополним схему. (Предлагаю детям видеоролик о г. Ноябрьске, в котором имеются кадры с изображением ели). Дети узнают знакомые места, любуются их красотой и делают вывод о том, что наш город красив от зелёных насаждений, среди которых ели. В результате на схеме вместо вопроса появляется слово «красота». Хором читают:
питание
Ель укрытие
(?) красот а
Учитель . Вы правы . Ель приносит пользу животным., человеку и является им настоящим другом. Но всегда л и ель окружают друзья? Узнаем об этом на следующей страничке книги. (Открываю третью страницу книги-макета ).
3 страница. (Надпись- SOS) Учитель. Что обозначает сигнал SOS? (просьба о помощи, спасении). О чем сейчас пойдет речь?(Видимо елочку кто-то обидел и она просит о помощи).- Проверим ваше предположение. Послушайте строчки.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Жильем и кормом елочка
Для птиц, зверей была
Чу, снег по лесу частому под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровишки, на дровнях - мужичок.
Срубить он хочет елочку под самый корешок.
Учитель. Почему елочка просит о помощи? Объясните мужичку, почему нельзя рубить елочку? (Ель-питание, дом для птиц и зверей, украшение природы). Как вы думаете, станут ли теперь Надя и Сережа просить у папы
купить живую елочку после того, как узнали о значении ели в жизни животных и человека, прочитав вместе с нами 1 и 2 страницы нашей книги? (Дети высказываются). Что произойдет в природе, если люди начнут безжалостно вырубать ели к Новому году? Давайте помешаем мужичку и всем, кто хочет срубить в лесу самые красивые, самые лучшие ели. Как можно помешать?
(При въезде в лес поставить знак запрета). Какой знак вы бы повесили? ( Дети предлагают свои варианты знаков. (предлагаю варианты запрещающих знаков, дети выбирают, вывешиваю на доску знак «Нельзя рубить елку!»).

Учитель. А как же встретить Новый год без елки? (дети предлагают).
Проверим ваши предположения и найдем ответ на этот вопрос на стр.138 (читают). Чем можно заменить елку? (Искусственной). А если нет искусственной? ( Дети предлагают свои варианты. Можно сделать красивый Новогодний плакат и повесить в комнате),
Учитель. Что можно на плакате нарисовать или наклеить? (Украшенную елку). А что написать ? (С Новым годом!)
Коллективная творческая работа.
Учитель предлагает смастерить плакат к Новому году. (Звучит песенка про елочку. Дети приклеивают заготовки на основу, радуются коллективно выполненной работе). Вывод:
Учитель. Почему мы решили нарядить искусственную елку, сделать плакат к Новому году? (Нужно беречь еловый лес, потому что он является домом для птиц и зверей, кормит их, украшает природу) .
Учитель читает.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Дети читают хором со слайда слова М.Пришвина «Охранять природу - значит охранять Родину!»

IV. Итог.
Учитель. Вот мы и « прочли» книгу « С кем дружит ель». О чём вы узнали на уроке? С кем дружит ель? Теперь вы, наверняка ,сможете ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Почему жизнь, названных вами животных, не возможна без ели? Почему нужно беречь ель, природу?»( дети отвечают).
Оценка работы на уроке. Детям предлагается оценить свою работу на уроке с помощью смайликов.
V. Домашнее задание.
* Работа по дидактическому материалу на стр.34. Вырезать и наклеить на ель фигурки тех животных, которые дружат с елью.(1 уровень)
*Рассказать о том, почему ель дружит с этими животными?(2 уровень).
*Придумать сказку «О чем думает ель в новогоднюю ночь?»(3 уровень )