Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда


Предмет: природоведение
Класс: 5
Тема: Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Задачи:
формировать представление о звездах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды; познакомить обучающихся с созвездиями; научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Кассиопеи;
развивать активную познавательную деятельность (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы).
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.
Формирование УУД:
Предметные:
Почему звёзды разного цвета.
Почему мы видим звёзды в виде светящихся точек.
Что такое созвездия, распространённые названия созвездий.
Личностные действия:
стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры.
Регулятивные действия:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Познавательные действия:
работать с дополнительной литературой, готовить сообщения.
Коммуникативные действия:
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
уметь высказывать своё мнение.
Оборудование: презентация «Созвездия. Солнце», рисунки с изображением созвездий, карта звёздного неба, материал к заданиям.
Ход урока
Организационный момент.
Прием «Смайлики».
Предлагается ребятам оформить небо, согласно своему настроению т.е. прицепить на небо смайлик, который соответствует настроению.
19926302032000
Мотивация учебной деятельности.
Видеоэкскурсия «Звезды и Солнце».
О чем идет речь в видео?
Для чего нам нужны звезды?
Для чего нам Солнце?
Как вы думаете, что случится если не будет звезд и Солнца?
Актуализация опорных знаний.
Работа в парах. Подобрать к предложенным картинкам соответствующие названия.

4516755106680Метеорит
Вселенная
Солнечная система
Звезда
Комета
0Метеорит
Вселенная
Солнечная система
Звезда
Комета


Прием «Узнай меня». Обучающимся предлагается выступить от имени определенного объекта, не называя сам объект. Остальным обучающимся нужно узнать о чем идет речь.
Планета Земля.
Луна
Ю. Гагарин.
III. Изучение нового материала.
Прием «Информационная минутка» (материал учителя + сообщения ребят)
В древности наиболее яркие и заметные звезды были объединены в группы и созвездия. На звездных картах созвездия изображались красивыми рисунками. В созвездие объединялись не все звезды. Поэтому некоторые астрономы выделяли на небе все новые и новые созвездия. Чтобы ликвидировать создавшуюся путаницу, 90 лет назад, в 1922 году Международный астрономический союз постановил оставить только 88 созвездий с их традиционными названиями и принял решение называть созвездием всю область неба, находящуюся в пределах установленных границ. Все звезды, видимые в данной области как невооруженным глазом, так и в телескоп, считаются принадлежащими этому созвездию.
Какие созвездия вы знаете?
Итак, 88 созвездий и 33 из них носят название животных. Земля, словно конек в карусели летит вокруг Солнца по большому кругу. Затрачивая на один оборот ровно год, она каждый месяц встречает новое созвездие. Большинству из них древние греки дали название животных. Вот и получился круг животных или по-гречески – зодиак.
Названия очень многих созвездий пришли к нам из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. Сейчас нам ребята расскажут легенды о некоторых созвездиях. (выступления детей).
О каких созвездиях вы узнали?
Прием «Словарь»
Звезды – это огромные пылающие шары, которые различаются между собой по размерам, цвету, яркости, температуре.
Созвездие – это небольшое скопление звезд.
Прием «Практическая лаборатория».
Посмотрите на карту звездного неба. Что вы видите на ней? Найдите созвездие Кассиопея, его 5 звездочек похожи на букву «М». Вокруг Кассиопеи расположились пять других созвездий Каких? (Цефей, Персей, Андромеда, Пегас, Кит).
С этими созвездиями у древних греков связана красивая легенда об Андромеде послушайте ее.
«В те далекие времена правил страной Эфиопией царь Цефей. Была у него красивая жена, Кассиопея. Но стала она хвастаться своей красотой перед волшебницами Нереидами. Обиделись Нереиды и пожаловались морскому царю Посейдону. Разгневанный Посейдон послал к берегам Эфиопии огромного кита. Как задобрить кита, чтобы оставил он бедную страну в покое? Посоветовали мудрецы Цефею отдать киту самую прекрасную девушку страны, свою любимую дочь Андромеду. Привезли Андромеду на берег моря, приковали цепями к скале, оставили одну. В это время далеко от Эфиопии смелый воин Персей готовился совершить замечательный подвиг. Он пробрался на уединенный остров, где жили горгоны. Это были страшные чудовища, похожие на злых женщин. Вместо волос у них на голове копошились змеи. Каждый, кто видел их, застывал от страха и превращался в камень. Персей подкрался к горгонам, когда они спали, и одной из них отрубил голову, при этом из тела Медузы вылетел крылатый конь Пегас. На волшебных крыльях-сандалиях помчался персей по воздуху к себе на родину, спрятав в сумку отрубленную голову Медузы. Пролетая над Эфиопией, увидел Персей на берегу моря прикованную Андромеду. А кит в это время уже подплывал к берегу и готовился схватить Андромеду. Персей бросился к киту и показал ему страшную голову Медузы. И всемогущее чудовище окаменело от ужаса. Кит стал островом у берегов Эфиопии, а Персей освободил прекрасную Андромеду от цепей и отвез ее к отцу. Царь Цефей несказанно обрадовался и в благодарность отдал Андромеду в жены герою Персею»
О каких созвездиях говорилось?
С чем связано имя Цефея? (о Кассиопее) Что за созвездие Персей? (победитель горгоны Медузы)
Пегас - крылатый конь Персея. Откуда он появился? (из головы горгоны Медузы).
Работа с учебником.
Что вы можете сказать о Солнце? (Солнце имеет форму шара. Оно находится в небе, значит это небесное тело).
Что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений? (Солнце дает нам свет и тепло. Наша жизнь на Земля возможна лишь благодаря Солнцу).
Прочитай текст, выдели самые главные мысли о Солнце. (Солнце освещает и согревает нашу планету. Без солнечного света и тепла была бы невозможна жизнь на Земле. )
5. Работа в парах.
Используя текст, впиши недостающие данные:
Солнце - ближайшая к Земле. . . (звезда). Это огромное. . . (раскалённое) космическое тело. Солнце имеет форму. . . (шара). Диаметр Солнца в. . . (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в. . . (3 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров.
Сформулируйте кратко полученные знания о Солнце.
Первичное закрепление изученного материала.
Прием «Практическая лаборатория»
Согласно таблицы, обучающимся предлагается определить свой знак зодиака, найти на карте звездного неба и изобразить его в тетради.
Прием «Блиц-опрос»
Что такое звезда?
Что такое солнце?
Признаки звезды?
Приведите примеры созвездий.
Значение Солнца для планеты Земля?
Подведение итогов.
Прием «3 предложения».
Что узнал нового?
Что наиболее впечатлило?
Что хотел бы узнать еще?
Оценивание.
Рефлексия. Прием «Смайлики». Предлагается ребятам продолжить оформление неба, согласно своему настроению к концу урока т.е. прицепить на небо смайлик, который соответствует настроению.
Домашнее задание.
Проработать материал учебника.
Творческое задание: придумать свое созвездие, его историю, изобразить его.