Программа Клуб исследователей невероятного по формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольников с разными возможностями (инклюзия)

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
Администрация Муниципального образования «Нерюнгринский район»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №60 «Огонек» города Нерюнгри
Нерюнгринского района
ОГРН 1031401723540;ИНН 1434028201,
пр. Дружбы народов 11/1, г. Нерюнгри
Республика Саха (Якутия), 678960
Тел.(41147) 6-73-75 ogonek @nerungri.edu.ru



13 EMBED PBrush 1415
САХА РЕСПУБЛИКАТА
«Нерюнгри оройуона»
Муниципальнай тэриллии дьаhалтата
Оскуола иннинээ5и саастаах о5олору уорэтэр муниципальнай тэрилтэ - 60 № дээх «Огонек» о5о саада

от «________»__________________20____г. № ______

исх. №________от «________»________________20____г.




Согласован: заместитель Утвержден: заведующей
руководителя Кийко О.В. МДОУ «Огонек» Грузд. М.С.
_____________________ _______________________










Программа
«Клуб исследователей «невероятного»»
по формированию опытно-исследовательской деятельности
дошкольников с разными возможностями (инклюзия)









Авторы: Конради О.А., воспитатель группы
компенсирующей направленности
Жулева Т.Н., воспитатель группы
общеразвивающей направленности





г. Нерюнгри, 2014г.
Проект программы

Наименование Программы
«Клуб исследователей «невероятного»» по формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольников с разными возможностями (инклюзия)

Разработчик Программы
Конради Ольга Александровна
Жулева Татьяна Николаевна

Исполнители Программы
Воспитатели, воспитанники группы компенсирующей направленности № 11, воспитанники группы №10, общеразвивающей направленности

Научно-методические основы разработки Программы
При разработке Программы использовались:
- Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования- Основная общеобразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения №60 «Огонек» Раздел: Социально-коммуникативное развитие

Этапы реализации Программы
I этап –установочный (апрель 2014г)
II этап – подготовительный (апрель-сентябрь 2014г.)
III этап – реализация проекта (сентябрь 2014г. – апрель 2016г.)

Цели и задачи Программы
Развивать у детей познавательный интерес , наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному к экспериментированию.


1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,
2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.
3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
4.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Приоритетные направления
Развитие познавательной активности, инициативности в совместной опытно-исследовательской деятельности детей с разными возможностями

Ожидаемые результаты
Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.

Срок действия
Долгосрочный (2014-2016гг.)


Структура Программы
Паспорт программы
Пояснительная записка - актуальность темы.
Цели, задачи, принципы проекта
Библиография
Перспективный план проекта «Клуб исследователей «невероятного»»

Оценка степени достижения запланированных результатов реализации
Мониторинг осуществляется ежегодно в мае. Форма - отчет - самоанализ о результатах освоения программы.




Актуальность темы
На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов», «планетологов» элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора.
Отрадно, что в последние годы в системе специального (коррекционного) образования все больше внимания уделяется изучению и внедрению интегрированного обучения детей с особенностями развития. На сегодняшний день наше дошкольное учреждение  разработало систему мероприятий, способствующих  успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка. Обеспечение процесса интеграции (инклюзии) для детей с разными возможностями психофизического развития ориентировано, прежде всего, на развитие познавательных, исследовательских интересов ребенка, раскрытие индивидуальных способностей и резервов каждого ребенка
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Опытно -экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.

Цель проекта:
Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,
2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.
3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
4.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.


Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года)
Время реализации проекта: сентябрь 2014г. – апрель 2016г.
Участники проекта: воспитатели, дети группы общеразвивающей направленности среднего возраста и дети группы компенсирующей направленности 4-5 лет



Предполагаемый результат:
Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.

Этапы реализации проекта:
I этап –установочный (апрель 2014г)
-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;
-Анкетирование родителей;
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

II этап – подготовительный (апрель-сентябрь 2014г.)
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории
-Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.
- Разработка игр, конспектов элементами экспериментирования.

III этап – реализация проекта (сентябрь 2014г. – апрель 2016г.)




























Библиография
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы.
2. Николаева С.Н.«Ознакомление дошкольников с неживой природой». Москва «Просвещение» 2005г.
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.
5.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. дом «Карапуз», 2001г.
7.Рыжова Н.А. Волшебница вода. М., 1997.
8.Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М., 1998.
9.Рыжова Н.А. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, 10.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2005, с.89.
11.Савенков. А. И. «Маленький исследователь». Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002г.
12.Акимова Ю.А.«Знакомим дошкольников с окружающим миром» ТЦ Сфера.
13.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет, Волгоград 2013г.
14. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013-2014 год.
15. Интернет ресурсы.






























Перспективный план первого года обучения

Сентябрь
«Путешествие к песочной фее»
1
Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.
Опыт 1. « Легко ли сыплется песок и глина?»
Опыт 2. «Из чего состоит песок и глина?
Опыт 3. «Легкие ли песчинки и частички глины?
Опыт 4. «Куда исчезла вода?»
Опыт 5. «Лепим из влажной глины и песка»
Опыт 6. «Пропускаем воду через песок, глину»



2
Интерактивная игра «Где используют песок и глину».

Октябрь

1
Создание «песчаных картин»



2
Эксперименты:
«Песчаные бури», «Норка для мышки»,
«Следы на песке», «Моем сапожки» (от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?)



3
Игра «Испечем пирожки для куклы Кати».
*Дидактическое упражнение «Узнай на ощупь».



4
Конкурс на лучшую постройку из песка.

Ноябрь
«Каменная страна»
1
Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.
Исследовательская деятельность
1.«Какие камешки бывают».
2. «Камни твердые»
3. «Может ли камешек плавать?»



2
Интерактивная игра «Волшебные камна»



3
Лепка «Разноцветные камешки и картины»



4
Рисование по замыслу «Волшебные превращение камней»

Декабрь
«Ходят капельки по кругу»

1
Цель: формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды
Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Опыт №1 Опыт №2
«Вода жидкая, она льется» «Прозрачная вода».
Опыт №3 Опыт №4
«У воды нет запаха и вкуса». «У воды нет формы»
Опыт №5 Опыт №6
«Вода – растворитель» «Что плавает в воде».
Опыт №7 Опыт №8
«Очистка грязной воды» «Три состояния воды»



2
Игра с водой «Тонет – не тонет»,
«Разноцветная вода»



3
Эксперименты «Цветочек распускается».
«Где быстрее исчезнет  вода: в тени или на солнце»



4
Интерактивная игра «Цепочки реки»

Январь
«Снежная страна»
1
Цель: Формировать представления о снеге и льде, их свойствах.
Опыт№1 «Замораживание воды»
Опыт №2 «Таяние снега»
Опыт №3 «В какой воде снег тает быстрее»
Опыт №4 «Сравнение кусочка льда  и кусочка снега»



2
Интерактивная игра «Пройди по следам на снегу»



3
Лепка «Снеговик» (из снега)




Февраль
«Воздух
вокруг нас»

1
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.
Исследовательская деятельность
Опыт№1«Воздух невидимка»
Опыт №2 «Чем мы дышим»
Опыт №3 «Что легче: воздух или вода?»
Опыт №4 «Как поймать воздух?»
Опыт №5 «Можно ли взвесить воздух?»
Опыт№6 «Загадочные пузырьки»
Опыт №7 «Воздух сжимается»



2
Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки».



3
Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями



4
Рисование «Нарисуй ветер»

Март
«Ветер, ветер, ты могуч!»
1
Цель: Познакомить детей с природным явлением – ветер, показать роль ветра в природе и в жизни людей. Исследовательская деятельность
Опыт №1  «Как рождается ветер»
Опыт №2 «Плывет, плывет кораблик»
Опыт №3 «Песчаные бури»



2
Фокусы: «Подводная лодка», «Упрямый воздух»



3
П/и «Попади в обруч» (с бумажными самолетиками)



4
Интерактивная игра «Догони ветерок»

Апрель
«Магнит – фокусник»

1
Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами
Исследовательская деятельность
Опыт№1 «Притягиваются – не притягиваются»
Опыт№2 «Намагничивание предметов»
Опыт №3 «Действие магнита через разные вещества»



2
Фокусы: «Как достать иголку со дна стакана, не замочив рук? »
«Можно ли найти металлические предметы в песке? »



3
Интерактивная игра «Чудо-чудеса»



4
Представление для кукол «Мы – фокусники».
Игры с магнитами.

Май
«Чудесная кладовая – почва»

1
Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах.
Исследовательская деятельность
Опыт №1 «В почве есть воздух»
Опыт №2 «Сжимание почвы»
Опыт №3 «Загрязнение почвы»




2
Опыты «Роль почвы в жизни растений»




3
Рисование «Что выросло на земле?»



4
Интерактивная игра «Очевидное-невероятное»












Перспективный план второго года обучения

Сентябрь
«Под нашими ногами»

2
«Почва»
Цель: уточнить состав и значение почвы
Опыт: раздели слои почвы.
Вывод: почва состоит из крошечных кусочков разрушенных или стершихся камней, перемешанных с остатками умерших растений.



3
«Песок, глина – наши помощники. Песочные часы»
Цель: уточнить представления о свойствах песка и
глины познакомить с песочными часами.
Дети называют сходства и различия между песком и глиной.
Вывод: песок сыпется, а глина нет.
песок может двигаться



4
«Сталактиты и сталагмиты»
Цель: выяснить, что такое кристаллы.
Опыт: вырасти кристалл. Дети называют различия между сталактитами и сталагмитами. Вывод: Кристаллы состоят из воды и растворенных в ней минералов.

Октябрь

1
«Подземные обитатели»
Цель: узнать, кто живет под землей
Дети называют подземных жителей. Вывод: многие животные обитают под землей или строят там свои дома.


«Мое тело»
2
«С головы до пят»
Цель: выяснить из каких частей и органов состоит тело человека.
Интерактивная игра «В операционной»



3
«История жизни»
Цель: узнать, как мы появляемся на свет, взрослеем, вырастаем и стареем.



4
«Функции тела»
Цель: выяснить, какие функции выполняют наши системы органов.
Интерактивная игра «Человек»

Ноябрь

1
«Чувства»
Цель: познакомить с органами чувств и их функциями.
Экспериментирование Опыт: «Узнай на вкус».
Дети называют функции органов чувств. Вывод: все органы чувств взаимосвязаны и выполняют необходимые для жизнедеятельности функции.


«Мир предметов»
2
«Мир ткани»
Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.
Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду.



3
«Мир бумаги»
Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная), формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.
Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее. Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить.



4
«Путешествие в мир стеклянных вещей»
Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы.
Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется.

Декабрь

1
«Металл и пластмасса»
Цель: помочь определить свойства металла и пластмассы, изделий из металла и пластмассы.
Опыт: «Тонет, не тонет».
Вывод: металлические предметы тяжелые, а пластмассовые легкие


«Вода-источник жизни»
2
«Вода, лед, туман»
Цель: формировать представления о свойствах и формах воды.
Опыты: «Испарение», «Растворение».
Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.
Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.



3
«Дождь, снег, град»
Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха, выявить свойства снега
Опыты: «Замерзает, тает», «Фильтрование».
Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед, снег бывает мокрый, липки, рассыпчатый.



4
«Кто живет в воде?»
Цель: закрепить знания детей о представителях водных животных, о значении воды в нашей жизни, в каком виде существует вода в окружающей среде
Дети наблюдают за процессом испарения воды Вывод: вода быстрее испаряется в тепле, процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Январь

1
«Путешествие капельки»
Цель: формировать представления о круговороте воды в природе.
Опыты: «Туча», «Дождь».
Выводы: вода, испаряясь с поверхности водоемов, собирается в тучу, идет дождь (снег) и вода опять попадает в водоем.


«Растения»
2
«От зародыша до взрослого растения»
Цель: закреплять представления о растениях, органах растений и их функциях.
Опыт: «Движение воды по растению». Рассматривание схемы строения растения. Вывод: растение дышит, питается, размножается.



3
«Как они живут?»
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения и выявить значение тепла, влаги и света для роста растений.
Опыты: «Колпак», «Лабиринт».
Дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя растениями, одно из которых находится на свету и поливается, другое - без воды на свету, а третья – без воды и света. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте, растение без воды жить не может.

Февраль

1
«Всех форм и размеров»
Цель: Знакомить с разнообразием растительного мира.



2
«Вершки – корешки»
Цель: Выяснить, что раньше появляется из семян, закрепить знания об овощах.


«Земля и космос»
3
«Этот удивительный воздух»
Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха, формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха
Опыты: «Почему не тонет?», «Надуй шарик», «Буря в стакане».
Вывод: воздух может быть чистым и грязным
Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.
Определить силу ветра с помощью флюгера



4
«Световой луч»
Цель: формировать представление о том, сто свет – это поток световых лучей, продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности.
Игровая деятельность: «Театр теней».

Март

1
«Термометр и температура»
Цель: Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре.



2
«Виды электричества»
Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством, понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета.
Опыты: «Веселая прическа», «Прилепи шарик».



3
«Соблюдение правил безопасности».
Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.



4
«Магнит и его свойства»
Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках, выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание
Опыт: «Собери металлические предметы».


Апрель

1
«Магнитные свойства Земли. Компас»
Цель: познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе, учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток.
Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.



2
«На орбите»
Цель: установить, что удерживает спутники на орбите, развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.
Опыт: «День - ночь».
Вывод: когда предметы крутятся, они не падают



3
Викторина «Что? Где? Когда?»


















Root Entry