Технологическая карта урока русского языка для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
СОГЛАСОВАНО:
Председатель МС
___________/ Кедровских Е. В./
«__»_______________20___г.
УТВЕРЖДАЮ:
И. о. директора ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат»
__________/ Цепелева О. Ф./
«__»___________20___г.
Технологическая карта урока русского языка
Ф.И.О. педагога
Кедровских Елена Васильевна
Дата проведения урока:
08.12.2016 г.
Класс:
9 (2 урок)
Тема:
«Правописание личных местоимений с предлогами».
Тип урока:
комбинированный
Цель:
создание условий для формирования у обучающихся знаний о правописании личных местоимений с предлогами.
Предметные результаты:
-формирование знаний о личных местоимениях 1, 2, 3-го лица; склонение личных местоимений, правило раздельного написания личных местоимений с предлогами и их употребление; умение находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.
Метапредметные результаты:
-формирование умений в постановке цели деятельности, планировании последовательности действий, осуществлении контроля, самокоррекции, оформлении своих мыслей в устной форме; слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.
Метод обучения:
метод проблемного обучения
Технология обучения:
технология уровневой дифференциации
Оборудование:
проектор, интерактивная доска, карточки для выполнения индивидуальной работы, сигнальные карточки.
Этап урока
Цели этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Форма
обучения
Результативность
1. Организационный момент.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку
Проверяют готовность рабочих мест.
Подготовка класса к работе.
Фронтальная
Личностные: настрой на позитивное начало урока.
Коммуникатив-
ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний.
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
- Я очень рада, что у вас такое хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. Пожелаем всем успешной работы. А по какой теме – попробуйте определить сами.
Я о себе такого мнения:
огромна роль моя.
Я делу отдаюсь сполна. Я заменяю имена.
-О какой части речи говорится в данном стихотворении?
- Какой теме будет посвящен наш урок?
- Какова цель урока?
- Что мы знаем о местоимениях?
Называют тему, определяют цель урока.
Работают в тетрадях, записывают дату и тему урока
Дают определение местоимения, бывают 1,2,3 –его лица.
Фронтальная,
коллективная,
индивидуальная
Регулятивные: планирование урока
Познавателные: анализ объектов с целью выделения признаков
3 Выявление места и причины затруднения
Выявление места и причины затруднения
-Прочитайте текст и выпишите из него все местоимения, определите род, лицо, число.
Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».
- Прочитайте запись:
У меня, к нему, до тебя, мне, за вами.
- Назовите лишнее в записи (мне).
- Почему?
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выписывают местоимения, определяют род, лицо, число.
Фронтальная,
коллективная,
индивидуальная
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению: проявляют способность к самооценке своих действий.
Познаватель-
ные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникатив-
ные: формулируют собственные мысли
4.Этап построения выхода из
затруднений по заданной теме
Совершенствование ЗУН.
- Как пишутся местоимения с предлогами?
-Докажите.
Устно просклонять местоимения я, вы, он( по колонкам)
Местоимения с предлогами пишутся раздельно., доказывают, составляют схему- помощницу, смотрят презентацию, склоняют местоимения
Фронтальная,
коллективная,
индивидуальная
Познаватель-
ные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников ,систематизиру-
ют собственные знания.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.
Коммуникатив-
ные:
строят монологические высказывания.
Физкульт-
минутка
Снять эмоциональ-
ную усталость, предупредить утомление
Немного отдохнём. Я читаю стихотворение, если вы слышите местоимение 1-го лица – делаете хлопок над головой,
2-го лица – приседаете, 3-го лица – делаете наклон вперед.
Петя драться любит очень,
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат,
Сам ты в этом виноват.
Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Вниз головой гимнаст летит,
Гимнастка на него глядит.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
После утренней зарядки
Мы работали на грядке –
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора
Выполнение физических упражнений
Фронтальная,
коллективная,
индивидуальная
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Развитие умения решать учебно- познавательные задачи
Упр. № 112
Списать, вставить местоимения в нужном падеже.
-Какую роль в тексте выполняют местоимения?
- А теперь закрепим наши знания, выполнив небольшой тест.
1. Укажи местоимения 1-го лица в родительном падеже.
1) я, мы 2) у меня, у нас 3) у тебя, у вас
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
1)я, мы 2) ты, вы 3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1)я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
Выполняют
упр .№ 112, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями
Фронтальная,
коллективная,
индивидуальная
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, делают обобщения, выводы
Регулятивные:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
Коммуникатив-
ные: уметь формулировать
собственное мнение и позицию.
6. Самостоятель-
ная работа в парах
Развитие умения решать учебно- познавательные задачи в парах
Самостоятельная работа в парах. Составить алгоритм выполнения задания
Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения, подчеркнуть их как члены предложения. Сделать вывод о синтаксической роли местоимений в тексте.
Текст.
Мальчик пришёл домой грустный. Все поняли, что . получил плохую оценку.
Мама с огорчением смотрит . . Она старается для семьи: готовит, прибирает в квартире, покупает сыну новые вещи, а нет благодарности.
Старшая сестра с осуждением смотрит на брата. Младший братишка посмеивается . .
И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась , сложила лапы хозяину на грудь.
- Как пишутся местоимения 3 лица после предлога?
Работают в парах, составляют алгоритм выполнения задания, вставляют местоимения, определяют их синтаксическую роль в тексте, делают вывод о правописании местоимений 3 лица после предлогов.
Коллективная,
индивидуальная
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия
Коммуникатив-
ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
7. Включение в систему знаний и повторение
Обобщение полученных на уроке сведений.
Игра «Четвёртое лишнее»
На доске записаны группы слов. Одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать.
Он,она,оно, ты.
Мы, вы, я,они.
Ты,к, от,за.
Мы, он, но, вы.
Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретённых знаний
Фронтальная,
коллективная,
индивидуальная
Познаватель-
ные:
приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности
Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникатив-
ные: формулируют собственные мысли.
8.Рефлексия учебной деятельности Итог урока.
Сформулировать личную ответственность за результаты деятельности.
-Чему должны были научиться на уроке?
- Как решали эту задачу?
- Достигли ли цели урока?
- В чем были затруднения?
-Над чем еще предстоит работать?
Заполняют таблицу:
Утверждения
Поставь знак
«+» , «-« или « ?»
1) Тема урока мне понятна.
2) Я достиг цели урока.
3) Я умею верно использовать местоимения в речи.
4) Я знаю,какие местоимения относятся к личным.
4) Мне необходимо поработать над
Определяют своё эмоциональное
состояние на уроке. Заполняют таблицу.
Фронтальная,
коллективная,
индивидуальная
Личностные:
стремятся к приобретению новых знаний и умений.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникатив-
ные: строят монологические высказывания.
9.Домашнее задание
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. Упр. 111,112,113
Дифференцированное задание для учащихся.
Учащиеся записывают в дневники задание.
Фронтальная
Самоопределение по выполнению домашнего задания.
15