Классные часы в начальных классах
Тема: Сказка о вежливости.
Цель: Прививать детям качества доброго, внимательного отношения к людям, товарищам.
Развивать умения культурно общаться друг с другом.
Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.
Планируемые результаты: понятия «сказка вежливость, поступок, добрый поступок, плохой
поступок, дракон внутри человека»,
Ход занятия.
1.Организационный момент
Наш сегодняшний классный час посвящен вежливости. Сегодня мы раскроем некоторые секреты дружбы и может быть те ребята, у которых ещё не очень получается дружить, смогут обрести друзей.
Не только детям, но и многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, все соседи и даже вовсе незнакомые люди всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, с уважением.
Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают.
Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!
2.Работа по теме.
. Нетрудно уступить в автобусе место пожилому человеку. Нетрудно здороваться при встрече. И говорить «до свидания», «всего хорошего» при расставании.
. Нетрудно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
Нетрудно помочь по дому старшим. Но вежливый человек должен выполнять не только эти правила. Их гораздо больше.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по городу Вежливости.
Нас ожидает первая остановка на улице «Неуважительной».
Стихи о школьнике одном. Его зовут… а впрочем, мы лучше здесь его не назовём.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
- Не говорит он ничего.
Произносить он не привык,
Или заявит на прощание:
Простого слова «извините»
«Ну я пошёл, пока, всего…»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече:
«Добрый день»,
Казалось бы, простое слово,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не скажет он друзьям по школе
Мы честно вас предупреждаем.
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Что имени его не знаем.
Своих друзей зовёт оно только
Но может быть он вам знаком
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
И вы встречались с ним где-либо,
Ребята, мы не можем тут
Тогда скажите нам о нём,
Сказать вам, как его зовут.
А мы.. Мы скажем вам «спасибо».
. Даже сто лет тому назад людей, не умеющих подобающим образом приветствовать окружающих, считали невеждами. Почти на каждый случай существовало своё приветствие: рыболовам говорили – «улов на рыбу»; работающему – «бог в помощь»; купцу – «чай да сахар»; в деревне за столом – «хлеб да соль».
И пусть многие из этих приветствий ушли в прошлое, но наше обычное «здравствуйте», «добрый день» надо произносить с уважением.
Слова: «До свиданья!», Слова эти очень
«Спасибо», «Простите», И очень важны.
«Пожалуйста», «Здравствуйте» - Они человеку
Щедро дарите! Как воздух
Дарите прохожим, Нужны.
Друзьям и знакомым. Без них невозможно
В троллейбусе, На свете прожить.
В парке, Слова эти надо
В школе и дома. С улыбкой дарить.
Станция «Добрая»
Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки.
А всегда ли вы готовы прийти на помощь другому человеку? Подумайте над этим вопросом.
Не забывайте, что только добрые, бескорыстные люди готовы помочь друг другу просто так, не ожидая за это расплаты.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Почему героя этого стихотворения не влечёт больше к другу?
Станция «Дружная»
Послушайте стихотворение Кузнецовой и оцените поступок девочки.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Станция «Товарищеская».
«Чепуха, а не марки…»
Папа подарил на день рождения Вове новые марки. Он показал их своему товарищу Славе и радостно сообщил:
- Вот какие марки. Редкие и красивые. Тебе нравятся?
- Да у меня таких навалом! – захохотал Слава. – Что в них особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх, ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош – в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе свои покажу?
Но Вова не захотел.
Почему Вова не захотел смотреть марки у друга?
В классе много таких ребят, которые по поводу и без повода жалуются на всех остальных учительнице и родителям. У них возникает привычка постоянно и порой несправедливо в чём-то обвинять товарищей, преувеличивая их действительные недостатки. Такие ребята становятся недоброжелательными, нетерпимыми, спесивыми по отношению к людям. Как правило, окружающие их не любят, надо хорошенько подумать, стоит ли так вести себя.
Послушайте стихотворение А. Барто «Сонечка».
Тронь её нечаянно – Сговорились мальчики!
Сразу: - Караул! - Мы откроем счёт:
Ольга Николаевна, Сосчитаем жалобы -
Он меня толкнул! Сколько будет в год!
- Ой, я укололась! – Испугалась Сонечка
Слышен Сонин голос. И сидит теперь тихонечко.
- Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Ребята, постарайтесь, чтобы вы не были похожими на Сонечку.
Станция «Драчливая».
. Ребята часто дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым оскорбляют человеческое достоинство. Иногда бывает и так. Во время перемены вы затеваете игру, но, постепенно входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку.
Послушайте стихотворение В. Лифшица «Два козла».
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой боднул приятеля немного побольней,
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
С кем сравнивает автор двух дерущихся козлов?
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Станция «Конечная»
Все вы, ребята, должны оставаться друзьями. Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас «ладошку» со своими пожеланиями. (Дети готовят письмо-ладошку: на листе бумаги обводят свою ладошку, вырезают, на одной из сторон пишут пожелание себе, друзьям, классу, а другую сторону раскрашивают).
Мы достанем ваши ладошки через 9 лет, когда вы будете в 11 классе.
Надеюсь, что вы вырастите настоящими людьми: добрыми и вежливыми.
Песня «Вместе весело шагать"
Тема: Сказка о вежливости.
Цель: Формирование нравственных личностных качеств воспитанников (доброта, желание помогать
людям и всему живому окружающему миру), этических норм поведения в обществе;
развитие эмоционально-ценностной сферы.
Планируемые результаты: понятия «сказка вежливость, поступок, добрый поступок, плохой
поступок, дракон внутри человека»,
Ход занятия.
1.Организационный момент
Сейчас я чувствую радость оттого, что мы собрались и что мы все вместе. И я говорю вам:
Ø Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу!
Ø Здравствуйте, кто любит учиться!
Ø Здравствуйте, все те, кто любит веселиться!
Ø Здравствуйте все те, кто любит играть на компьютере!
Ø Здравствуйте все те, кто любит танцевать!
Ø Здравствуйте все те, кто пришел к нам в гости!
Ø Здравствуйте все те, кто настроен участвовать в нашем кругу друзей и одноклассников!
- Как вы думаете, зачем я провела эту игру? Изменилось ли ваше настроение?
- Давайте поздороваемся с гостями необычно.
Ø Когда я скажу: «Здравствуйте, мальчики», мальчики похлопают в ладоши.
Ø А когда скажу: « Здравствуйте, девочки», девочки улыбнутся и помашут рукой.
- Поздоровались мы классно,
А теперь поговорим о прекрасном.
- О чём?.. Я думаю, вы догадаетесь, обратив своё внимание на экран.
Это ветка цветущей сакуры. В далёкой Японии на языке цветов цветущая сакура обозначает вежливость, доброту и благородство.
- Так о чём мы будем говорить?
- Правильно. Сегодня мы будем вести разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям и всему, что его окружает.
- А кто знает, сколько таких «Я» живёт на нашей планете?
- На нашей планете пять миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек- это целый мир. Всем людям хватает места на Земле, хватает солнца, воздуха, воды, пищи. И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся в состоянии войны. Почему это происходит?
- На Земле существует два мира: мир добра и мир зла. И каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить. Говорят, что если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.
- Ребята, а как думаете вы, что такое вежливость и доброта? (Ответы детей.)
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
«Вежливость» - соблюдение правил приличий.
Ученик:
Слово это серьезное,Главное, важное.То, что значит оно,Очень нужно для каждого.В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленьеНа помощь прийти вновь и вновь.-------------------------------------
Это качествоВ сердце у многих живетИ о боли другихПозабыть не дает.И оно поважнее,Чем лица красота.Догадались, что это?Сердец ДОБРОТА.
- Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (Ответы детей)
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
-Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.(слайд 4)
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
- Сегодня мы с вами попробуем создать сад вежливости и доброты.
Но для этого потребуется ваша вежливость, доброта, любовь, доверие.
- И так, друг за другом по тропинке, с весёлым настроением отправляемся создавать наш сад.
Динамическая пауза.
Потопаем немножко, похлопаем в ладошки,
Потом мы полетаем, как птицы высоко.
Представьте себе, представьте себе,
Как птицы полетаем.
Представьте себе, представьте себе
Нам весело, легко.
Потом потянем спинку, нагнёмся взять корзинку.
И топ-топ по дорожке в большой наш добрый сад.
Представьте себе, представьте себе,
В саду мы погуляем.
Представьте себе, представьте себе,
Тот сад полон чудес!
- И так. Наш «трудовой десант» высаживается на поляну.
Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад.
- Но прежде чем начать, мы с вами вспомним «Азбуку вежливости и доброты»
- Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово.
Игра «Не ошибись, пожалуйста!»
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!Поднимите руки!Будьте добры, похлопайте в ладоши!Потопайте.Попрыгайте, пожалуйста.Будьте любезны, руки вперед.Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов» (Слайд 9)
Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)!
Товарищи, твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Игра «Вежливо – невежливо»
- Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то хлопаем в ладоши, а если нет, то – топаем ногами.
1. Поздороваться при встрече… (вежливо).
2.Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
3. Не встать, обращаясь к взрослому…
4. Помочь поднять упавшую вещь…
5. Не уступить место пожилому…
6. Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…
7. Выкрикивать с места во время урока...
- Ребята, а какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей) (слайд11)
v Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.
v Добрый человек любит природу и бережёт её.
v Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
v Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми.
v Чья доброта помогает вам расти?
- Мы вспомнили азбуку, а теперь приступаем к заданиям.
«Где спряталось добро» (
Задание – вспомнить слова и словосочетания, в которых «спряталось добро». (Примеры: добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добрый день и др.)
Первое дерево «Где спряталось добро»
Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идёте ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие – либо домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей – разбойник, и представители добрых сил. Сейчас из волшебного сундучка будут появляться сказочные персонажи
Дерево третье «Добрые сказки»
Игра: «Доброе солнышко»
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
- Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.
Рефлексия.
- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. (Детям вручаются в подарок шарики-сердечки.)
Тема: Добро и зло в сказках
Цель: вспомнить вместе с ребятами любимые сказки, развивать желание больше читать и пополнять свои знания о сказках.
Оформление: название мероприятия; картинки с фрагментами сказок; музыкальное оформление («В мире много сказок).
Ход мероприятия
Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!
Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком идёт.
Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил.
В сказке солнышко горит, справедливость в нём царит!
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей…
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Потянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
(Михалков С.В.)
Ребята, сегодня у нас маленький праздник: мы в гостях у сказки. Мы собрались для того, чтобы вы вспомнили свои любимые сказки. Может быть, кто-то из вас узнает сегодня что-то новое для себя, а кто-то после нашей игры захочет прочитать новые сказки.
Для того, чтобы узнать, кто из вас больше и внимательнее читает сказки, у нас есть три команды, которые будут соревноваться между собой; есть болельщики, среди которых тоже будут проводиться конкурсы и есть жюри, которое будет строго оценивать команды. За плохую дисциплину жюри может снимать 3 очка со счета команды.
1. Итак, первый этап нашей игры – это представление команд.
2. Второй этап – разминка.
Командам поочередно будут задаваться вопросы, на которые они должны быстро давать ответ. Вопросы слушайте внимательно.
За каждый правильный ответ – 1 очко.
Кто пел: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» (Колобок)
В какой сказке средство передвижения – печка? (По щучьему велению)
Как звали женщину изо льда в сказке Г.Х. Андерсена? (Снежная королева)
Девочка из снега в русской народной сказке? (Снегурочка)
Как звали кота из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Матроскин)
В каких сказках исполняли желания рыбы? («О рыбаке и рыбке», «По щучьему велению»)
Какого мальчика звали «дядей»? (Дядя Федор)
Кто ходит в гости по утрам? (Винни Пух)
Как звали поросят из сказки «Три поросенка»? (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф)
Средства передвижения Бабы Яги? (Ступа и помело)
В чем смерть Кощея Бессмертного? (Игла-яйцо-утка-заяц-сундук-дуб)
Сказочные существа маленького роста? (Гномы, эльфы, тролли)
Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)
Какой породы был пес Артемон в сказке «Золотой ключик»? (Пудель)
Как называется город, в котором жил Незнайка? (Цветочный)
3. Портрет героя.
Молодцы! В следующем конкурсе участники должны угадать сказочного героя и нарисовать его портрет.
Однажды утром Малыш проснулся и с горечью вспомнил, что у него все-таки нет собаки. Папа и мама ушли в магазин, а единственный друг, с которым он так весело проводил время, шалил, пугал на крыше воров, перевоспитывал злую Фрекен Бок, улетел, и вот уже неделю не появляется. Его вспоминают в каждом доме, такого веселого, никогда не унывающего. (Карлсон)
Этот сказочный герой достался самому младшему сыну мельника. Но благодаря своему изворотливому уму, хитрости и ловкости, он сумел обмануть не только короля, но и злого волшебника и добился счастья не только для своего хозяина, но и для всех жителей села. Он очень любит мышей.(Кот в сапогах)
На долю этого сказочного героя выпало много испытаний: учиться он не хотел, но хитрость, сообразительность помогли ему справиться со своими врагами и на Поле чудес в Стране дураков, и в темном чулане, и убежать от директора кукольного театра, и открыть волшебную дверь…(Буратино)
В это время болельщики помогают своим командам.
Сказки просят:
– А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Отворили дверь козлята
И… пропали все куда-то!
(«Волк и семеро козлят»)
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня.
(«Гуси-лебеди»)
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
(«По щучьему велению»)
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…
(«Лиса и журавль»)
А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок…
(«Маша и медведь»)
Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…
(«Петушок Золотой гребешок»)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(«Снегурочка»)
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок»)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился…
(«Колобок»)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»)
Вот она какая,
Большая-пребольшая.
Вытащить ее решили.
Вшестером одну тащили.
Но уселась крепко.
Кто же это?
(«Репка»)
4. Игра «Чудесный мешочек»
1. Туфелька («Золушка»)
2. Ключик («золотой ключик, или приключения Буратино»)
3. Мыло («Мойдодыр»)
4. Горошина («Принцесса на горошине»)
5. Градусник («Айболит»)
6. Яйцо («Курочка Ряба»)
5. Разгадайте имена сказочных героев.
ймокачюоДв (Дюймовочка)
кялкопШа (Шапокляк)
никечП (Печкин)
срКанаяокчаШпа (Красная Шапочка)
инкаМторсток (кот Матроскин)
дедФядоря(дядя Федор)
В это время болельщики отгадывают загадки.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор…(Айболит)
Весел он как балалайка,
А зовут его… (Незнайка)
В сумке у меня не киска,
В сумке у меня Лариска.
Вредной быть люблю страсть как
И зовусь я… (Шапокляк)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Скорей подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)
Вместе с Карлсоном прыгал с крыш
Шалунишка наш… (Малыш)
Она красива и мила,
А имя ее от слова «зола». (Золушка)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
(Дюймовочка)
Он – кот – звезда экрана.
Практичен, мудр и деловит.
Сельскохозяйственными планами
На всю Россию знаменит.
(Матроскин)
Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда!
«Подайте мне плетку!», – гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Барабас)
В лесу жил в избушке смешной толстячок,
С ним был неразлучен сосед-Пятачок.
Читал он вопилки приятелю вслух.
Скажите, кто он? (Винни-Пух)
6.Конкурс «Угадай сказку по нескольким строчкам и назови автора»
«Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?»
(«Красная Шапочка», Ш. Перро)
«Если ты опоздаешь хоть на минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице».
(«Золушка», Ш. Перро)
«Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе».
(«Дюймовочка», Г.-Х. Андерсен)
«Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили…»
(«Царевна-лягушка»)
«Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами».
(«По щучьему велению»)
«Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка».
(«Снегурочка»)
Итог
Наше путешествие подходит к концу, члены жюри подводят итог.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит фея;
Не станет Горыныча Змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро!
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы-
Вдруг Сивка-бурка приснится.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Награждение
Список литературы:
Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников – Москва: ТЦ Сфера, 2003.
Блинова И.В. Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики в 104 классах – Волгоград: Учитель, 2006.
Мищенкова Л.В. Игровые программы и праздники в начальной школе – Ярославль: Академия развития, 2007.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия: 2 класс – Москва: ВАКО, 2007.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема: Добро и зло в сказках.
Цель: развитие читательского интереса,
расширение знаний детей о богатстве устного народного творчества.
Задачи:
развивать коммуникативные и артистические способности;
способствовать расширению кругозора детей, формированию речетворческих способностей, воображения, мышления, внимания и памяти у детей;
научить первоклассников способам преодоления страхов отрицательных сказочных персонажей через психокоррекционную работу со сказкой.
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества;
формирование позитивного мышления;
обучение умению контролировать свое поведение;
снижение уровня тревожности обучающихся.
План
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя на совместную работу и вхождение в сказку (ритуал произнесения волшебного заклинания).
В мире много сказокГрустных и смешных.И прожить на светеНам нельзя без них…
– Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста,а вы любите сказки? (Да.)
Конечно, сказки любят все!
Сказки любят все на свете,Любят взрослые и дети!Сказки учат нас добруИ прилежному труду.Учат нас, как надо жить.Чтобы всем вокруг дружить!
– Сегодня на занятии мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир русской народной сказки, где ждут нас сказочные герои.– Какие русские народные сказки вы знаете?– Чему учат нас сказки? – Во многих русских сказках присутствуют волшебные предметы, заклинания.– А какие волшебные предметы вы знаете? – Что такое заклинание? (Заклинание – это одна из древних техник магическоговоздействия,которая заключается в использовании силы слова.)– Какие заклинания из русских народных сказок вы помните?– Из каких народных сказок эти заклинания: «По щучьему веленью, по моему хотенью», «В добрый путь!», «Сивка-Бурка, вещий каурка». – Каждый из нас, хотя бы иногда, мечтал обладать волшебной палочкой или стать волшебником, чтобы защитить себя от неприятностей, прочитав всего лишь одно маленькое заклинание или взмахнув рукой. И тогда наша жизнь могла бы превратиться в сказку. Ну что ж, еще не все потеряно.– Предлагаю вам ненадолго стать волшебниками и совершить увлекательное путешествие в гости к сказке. А помогут нам попасть в эту страну волшебные предметы:ковер-самолет и волшебная палочка. Предлагаю занять свои места. Остаётся только вспомнить волшебное заклинание, которое поможет нам перенестись в страну сказок. (Варианты ответов).– Какие интересные заклинания! А я вам предлагаю произнести волшебные слова: «Земля прощай – в добрый путь!», но с разной интонацией: с удивлением, со злостью, со страхом, с грустью, с радостью. А вот теперь, ребята,полетели в сказочную страну! Произносим все вместе: «Земля прощай, в добрый путь!»– Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились в гостях у сказки.– Как здорово оказаться в сказочной стране!Оглянитесь вокруг и произнесите удивленно: «Вот это да!», «Ничего себе!», «Вот здорово!». (Звучит спокойная музыка, затем тревожная.)
2. Разминка: знакомство со сказочными персонажами
– Ой, ребята! А что происходит? Ничего не понимаю.– А, кто это? (Баба Яга.)– Вы правы, это Баба Яга – сказочная героиня и владелица первого летательного аппарата (ступы).Мы приземлились на её волшебном аэродроме. – Баба Яга предлагает вам познакомиться с жителями сказочной страны:
Мы из сказки – ты нас знаешь,Если вспомнишь – отгадаешь,А не вспомнишь – ну так что ж…Сказку заново прочтешь!
Интерактивный кроссворд. Загадки-перепутки от Бабы Яги
– Ребята, будьте внимательны! Не всегда ответ в рифму является правильным:
1.
В ступе летаю,Детей похищаюВ избе на куринойНоге проживаю,Красавица златокудрая,А зовут меня ...
Василиса ПремудраяБаба Яга
2.
В дремучем лесу, на болотеВы ее непременно найдете.Не рыбка она, не лягушка,Моя дорогая подружка.Стройная фигурка,Зовут ее ...
Снегурка Кикимора
3.
Есть еще в лесу одинОчень важный господин.Он весь шишками оброс,На лице лишь виден нос.Может быть пуглив, как зайка,А зовут его ...
НезнайкаЛеший
4.
Внутри него водица,С ним не хотят водиться,А все его подружки -Пиявки да лягушки!Водорослями заросДобрый дедушка ...
МорозВодяной
5.
Он живет глуши лесной,Сердца моего герой.Он костями громыхаетИ в округе всех пугает.Это что за старичок?Ну конечно, ...
Пятачок Кощей Бессмертный
Игра «Сказочное лото»
– А сейчас я предлагаю вам поиграть: из волшебного мешочка вытащить бочонок с номером сказочного персонажа, которого нужно изобразить с помощью жестов и мимики (без слов). Остальные ребята должны отгадать, кого именно изображает водящий.– А знаете ли вы, что многие дети боятся страшных сказочных героев? А бывало ли такое с вами, приходилось ли вам испытывать страх?– Все мы чего-то боимся. Что же такое страх? – Когда страшно, что с нами происходит?.Вспомните свои ощущения. Изобразите с помощью жестов и мимики – А как же избавиться от страхов? На сегодняшнем занятии мы с вами научимся это делать. – Итак, в путь!
Физминутка
В тёмном лесу есть избушка (шагают)Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)Нос крючком, (наклоны)Глаза большие, (показывают)Словно угольки горят. («Фонарики»)Ух, сердитая какая! (Бег на месте)Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
3. Прослушивание русской народной сказки«Баба Яга». Анализ сказки
– Давайте создадим образ самого известного страшного персонажа русских народных сказок –Бабы Яги.– Какой вы себе представляете Бабу Ягу. – Что помогло вам ее описать? – Сейчас я вам раздам листочки, на которых художник нарисовал портрет Бабы Яги. Ваша задача– дорисовать этот рисунок.– Пока вы будете рисовать, я прочитаю вам сказку«Баба Яга». Итак, начинаю чтение. Внимательно слушайте. – Понравилась ли сказка? О чём эта сказка?– Есть ли в сказке чудесный помощник? (Кот.)Как он помогает девушке? – По какой причине мачеха отправляет свою дочь к Бабе Яге? (Хочет избавиться от нее.)– Как заканчивается сказка? – Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Какой урок вынесли вы?– Какие пословицы выражают главную мысль сказки?
Делай добро и жди добра.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Добрым словом и бездомный богат.
4. Психокоррекционная работа со сказочным персонажем
– А знаете ли вы, как из страшного можно сделать нестрашное? (Страхи ненавидят, когда люди смеются над ними.)– Я вам открою один секрет: «Чтобы сделать нашу Бабу Ягу нестрашной – надо дорисовать ей какие-то смешные детали – бантики, косички,шляпку и прочее». Давайте попробуем. Подумайте,что могло бы обрадовать Бабу Ягу. Дорисуйте ей торт, воздушные шары или прилепите бантик.
Презентация работ «Картинная галерея»
– Те, кто нарисовал, могут подойти ко мне, для того, чтобы я повесила ваш рисунок в картинной галерее. Каждый из вас может по очереди стать экскурсоводом и рассказать о любой картине так,чтобы вызвать смех у одноклассников.
Обращение Бабы Яги (письмо с предложением дружбы)
– Ребята, что это? Это смс-сообщение от Бабы Яги!Вы хотите узнать, что там написано? Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Бабушка Ягушка. Узнала я, что многие дети меня боятся. Но на самом деле не такая уж я и страшная. И мне так хочется иметь друзей. Мне очень скучно и одиноко в лесу. Вот я иногда и балуюсь, пугаю детишек. Но если вы согласитесь со мной дружить, то я стану доброй и буду вам помогать. Вы станете моими друзьями?»
– Что мы ответим Бабушке Яге?
Музыкальная пауза
Частушки «Растяни меха гармошка»(видеоролик)
– Баба Яга со своими подружками приглашает вас на танец. (Дети повторяют движения и подпевают Бабкам Ёжкам.)
5. Подведение итогов и обобщение опыта приобретенного на занятии
– К сожалению, пришло время расставаться со сказкой. Наше сказочное путешествие подходит к концу.– Что нового, интересного вы узнали во время нашего путешествия? (Страхи можно победить.)– Что вы в себе изменили?– Какие новые способы вы теперь узнали, и будете применять в борьбе со страхами?– Кто, по вашему мнению, был самым важным, нужным человеком на сегодняшнем занятии?– У меня есть один сказочный предмет: волшебная шкатулка. Каждый из вас заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а может быть, и в мире. (Учитель подходит к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя.)– Вы удивлены? (Без каждого из вас наше сегодняшнее путешествие не состоялось бы!)– Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным? (Да.)
6. Выход из сказки с помощью специального ритуала прощания
–А теперь пришло время возвращаться домой. Садитесь, ребята, на ковёр-самолёт и в путь.А почему мы не можем взлететь? Покинуть страну сказок нам помогут волшебные слова: «Земля прощай – в добрый путь!», произнесённые с радостной интонацией.– Поздравляю вас с благополучным возвращением на родную землю.– Кому понравилось путешествие, поднимите 2 руки.Кому понравилось, но не очень – 1 руку. Кому не понравилось – «спрячьтесь в домик».– Спасибо всем за приятное путешествие! До новых встреч
Тема: Твои поступки и твои родители
Цель:воспитывать заботливое, уважительное отношение к членам семьи,
ответственность перед семьёй, гордость за свой род.
Задачи:
– возвышение роли семьи, ее статуса в нашем обществе;
– укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание;
– усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.
Планируемые результаты: объяснить понятие «родители», «уважение к родителям».
показать почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять
заботу и внимание к своим родителям
Организационный момент.
Учитель: Послушаем притчу:
Один старец призвал своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
-Что вы здесь видите? - спросил старец.-Точку, - ответил один.
-Черную точку, - подтвердил второй.
- Жирную черную точку, - уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в углу и заплакал.
Скажи нам, отче, о чем ты так горько плачешь?- удивились ученики.
Я плачу о том, что все мои ученики увидели только черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа.
Запишем на чистый лист бумаги крупицы народной мудрости.
Учитель: «О ком же пойдет речь»?
Ученики: «О родителях, об отце и матери».
Учитель: Правильно. Сегодня мы будем говорить о том, как вы относитесь к своим родителям, есть ли между вами взаимопонимание. Я хочу, чтобы вы задумались, а правильно ли вы ведете себя по отношению ксвоим отцу, матери, дедушке и бабушке, не обижаете ли вы их своими поступками, не делаете ли им больно своими словами. Ведь это самые близкие вам люди, которые дали вам жизнь и которые болеют за вас душой и сердцем.
Работа по теме занятия
Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью?
Это значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Не приносить тревог, огорчений, обид, позора семье. Забота о мире и покое в семье, о радости и счастье родителей должна стать главным желанием твоей жизни.
С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. В Нравоучениях от священного писания говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего, и не о печали его», «Почитай старших, благослови».
А может ли вера в Бога помочь в строительстве счастливой семьи? Главная божья заповедь говорит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», другая – учит хранить верность, третья – почитать отца и мать. Церковь против расторжения браков, поэтому православная семья самая крепкая. К сожалению, таких семей в России ещё очень мало.
Пожелание: Любите своих родителей. Ничего ближе и дороже у вас нет. Добрые дети – дому венец, худые дети (плохие) – дому конец! Видите, как много зависит от вас.
Учитель: Кто из старшего поколения для нас с вами самый близкий и родной человек? Конечно, это мама.
Я вам сейчас прочитаю сказку. В. А. Сухомлинский «Сказка о желтой гусыне».Послушайте её и скажите, чему учит эта сказка.
«…В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала своим деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.
Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мама. И вдруг каждому из них она стала нужна, ой, как нужна: они подняли свои маленькие головки и бросились к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла своих детей. Крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, — об этом известно каждой матери, — а потом уж для того, чтобы летать.
Под крыльями было тепло и безопасно… Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри тепло и сухо, а снаружи холодно и опасно.
Гусята слышали как будто издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.
Потом все утихло. Гусятам хотелось скорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали.
Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья, но не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова был радостным и добрым, солнышко сияло ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький, подошел к матери и спросил: «Что с тобой, мама? Почему у тебя изранены крылья?»
Гусыня тихо ответила: «Все хорошо, сынок!». Гусята рассыпались по траве, они были счастливы…»
Беседа с учащимися.
- Кого вам напоминает Гусыня? - Кого вам напоминают гусята? - Какова главная мысль этой притчи?
Вывод: Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не приноси им боли, огорчений, страданий. Все, что дают тебе отец и мать – это их труд, пот, усталость.
Я считаю, что воспитал настоящего человека, если воспитал сына (дочь), которому нужна мать не тогда, когда ему, сыну (дочери), трудно, а в любое мгновенье жизни.
Как часто слова любви и благодарности мы говорим своим мамам слишком поздно. Давайте говорить маме добрые и нежные слова. Пусть слова прощения за ошибки, которые мы совершаем, мамы услышат вовремя, а не тогда, когда это, к сожалению, поздно. И не забывайте говорить «прости меня, мама»! А еще помните про волшебные слова, которые нужно чаще говорить. Давайте вспомним их, отгадав загадки:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …(спасибо).
Когда бранят за шалости,
Мы говорим…(прости, пожалуйста).
Особое место в вашей жизни занимает ещё один человек – это отец. Отец продолжает, развивает себя в своём сыне или дочери. Ваши отцы – защитники Родины. Они будут защищать вас, всю вашу семью и весь народ. Помните, что в годы ВОВ погибли миллионы отцов, защищая Отечество. Быть храбрым, мужественным защитником – долг каждого мужчины. Быть достойным своего отца – твоя личная честь. Честь и достоинство отца надо умножать и оберегать.
Украинская народная мудрость гласит:
Итог внеклассного мероприятия.
Учитель: Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей.
И в завершении разговора я хотела бы прочитать небольшой стих:
Что может быть семьи дороже?Теплом встречает отчий дом.Здесь ждут тебя всегда с любовьюИ провожают в путь с добром
Отец, и мать, и дети дружноСидят за праздничным столом,И вместе им совсем не скучно,Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,Родители во всем мудрей,Любимый папа – друг, кормилец,А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!Оно рождается в семье,Что может быть её дорожена этой сказочной земле.
Благодарю за внимание!
Тема: Обязанности ученика в школе и дома
Цели:
познакомить учащихся с основным документом “Всеобщей декларацией прав человека”, отражающей права ребенка в обществе;
Планируемые результаты:
научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности;
определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе;
развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Ход занятия.
Ведущий:
Однажды Маленький Человечек нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Всеобщая декларация прав человека”, она была принята ещё 20 ноября 1959 года. В ней говорилось о том, что все люди должны относиться друг к другу с уважением. Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о правах человека.
Все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сестры.
Это слова из “Всеобщей Декларации прав человека”. Она написана для того, чтобы люди знали свои права.
Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4кг 500г, а мой сосед всего 3кг 100г.
: Послушайте! Рождаться равными – значит рождаться людьми. Ведь никто ещё не появлялся на свет Министром с портфелем или генералом с погонами.
: Допустим, но почему это я должен относиться ко всем как к братьям и сестрам. Я в семье единственный ребенок, и никаких братьев и сестер у меня никогда не было!
: У меня, их тоже не было. Но все мы – люди, и значит братья по разуму и происхождению… А ещё в “Конвенции ООН о правах ребенка” сказано:
Все люди имеют право собираться и вместе организовывать группы и союзы.
: Подождите, подождите, кажется, я знаю такие группы – это же наши классы. Наши родители привели нас в школу и записали к учителю, которого они выбрали по собственному желанию. А совсем недавно нас приняли в детскую организацию“Алые паруса”.
Ведущий: Наверное, ребята, у вас возник вопрос, почему же Декларация называется всеобщей?
: Позвольте, я скажу почему. Она называется “всеобщей, так как написана для всех.
Ведущий: Давайте вспомним, знакомые с детства произведения и рассмотрим на примерах ваши права приближенные к жизни современного школьника.
: В старые годы считали, что ребёнок без битья не выучится и что хорошие манеры и воспитанность надо вколачивать розгой, силой. Но теперь уже все поняли, что можно и нужно учить и воспитывать детей добром.
Ведущий: Я приведу вам сказочный пример:
“Ничего-ничего,– сказала фрёкен Бок, – у меня и дети и собаки быстро становятся шёлковыми”.
– Вспомните, какое имя придумал Малыш для этой Фрёкен Бок?
: Домомучительница.
Ведущий: Учитель, воспитатель должны уважать детей, быть добрыми и терпеливыми. Если ребенок плохо учится или шалит, его нельзя оскорблять, а тем более – бить.
Нельзя учить и поддерживать дисциплину в школе жестокостью и унижениями.
Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его, заставлять, требовать, чтобы он был как все. Если ребенок особенный, пусть таким и останется.
Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё неуклюжий и длинный и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая. Что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.
Ведущий: Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду… А он просто был не такой, как все. Зато когда он вырос, он стал…кем?
: Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.
Ребенок не обязан быть “как все”.
: Я точно знаю, что каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу ты помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.
Ведущий: Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мой вопрос. Папа Карло купил“Азбуку” с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А вот Буратино куда пошел?
Эта сказка называется “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Её автор А.Толстой.
Эх, знал бы он Конвенцию! Ведь в ней сказано:
Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.
А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.
– Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я её выломаю!
– Дом поросенка – это его крепость, – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.
Это сказка “Три поросенка”.
Ведущий: Кто в этой сказке нарушил Конвенцию? Конечно, волк!
Ведущий: Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности. Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:
Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.
Бывает, что детей приходиться спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их могут увезти далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.
Ведущий Послушайте следующий сказочный пример: “Из бедного, скромного домика бабушки снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Кто знает. Может быть, она хотела мальчику добра?” Как вы думаете, имела ли она право увозить Кая из родного дома? Что это за сказка и кто её автор?
: Это сказка “Снежная Королева”, её автор Ганс Христиан Андерсен.
: А вот что говориться об это в Конвенции:
Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.
Ведущий:
Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и всё, что думает, – высказать и даже напечатать. И не надо ему говорить: “Мал еще, помалкивай!” Ну и что, что мал, ведь бывает, и взрослые ошибаются! А в Конвенции так записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.
: Видите, не любят все страны – Члены Организации Объединенных Наций, когда дети грубят и ругаются!
И на этот случай у вас есть пример?
Ведущий: Конечно. Кто в сказке Г.Х. Андерсена“Голый король” не боялся сказать королю правду?
: Это был ребенок.
: А более точно это сформулировано так:
Ребенок имеет право на свое собственное мнение.
И может быть, у людей, которые знают свои права и чувствуют себя свободными, распрямляются плечи, появляется красивая осанка… И маленькие люди постепенно превращаются в Больших. Может кто-то скажет, что это невозможно.
Ведущий: Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего разговора. Накануне каждому классу было дано задание самостоятельно придумать памятку: “Как должен вести себя ученик с учеником” и “Как должен относиться учитель к ученику”. Посмотрим, что же у нас получилось.
Ученики:
1. В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг к другу.
2. Каждый ученик-это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому ученики должны помнить об этом.
3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.
4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.
5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.
6. Главное учитель не должен унижать достоинства ученика.
Ведущий:
Вы молодцы, и составленные вами правила поведения еще раз доказывают – вы правильно понимаете, что можно отнести к правам и обязанностям человека. Я уверена, что сегодняшний разговор не прошёл даром, и каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей.
Тема: Ты и твое здоровье
Цели: - формирование здорового образа жизни; - создание условий, позволяющие сохранить и улучшить здоровье учащихся и обеспечить
успешность их обучения.
Ход занятия
Ведущий:
Эй, ребята, выходитеПляску русскую начните!В этой пляске удалойПусть кружится шар земной!Эх раз, еще разПоклонимся мы сейчасНачинаем переплясПостараемся для вас!
(звучит музыка, дети танцуют)
Сегодня речь пойдет о вашем внешнем виде, чистоте, красоте, а главное – о здоровье.
Ведущий:
Мыло бывает разным-преразнымСиним, зеленым, оранжевым, краснымНо не пойму От чего же всегда Черной-пречерной бывает вода?
От простой воды и мылаУ микробов тают силы.
ПРАВИЛО.
РУКИ МОЙ ПОСЛЕ ИГРЫ И ПОСЛЕ ТУАЛЕТА С УЛИЦЫ ПРИШЕЛ - ОПЯТЬНЕ ЗАБУДЬ ПРО ЭТО.А ЕЩЕ ЗАКОН ТАКОЙ:РУКИ МОЙ ПЕРЕД ЕДОЙ!
А сейчас мы поиграем в игру “Кричалка”
Просыпаюсь утром раноВместе с солнышком встаюЗаправляю сам кроваткуБыстро делаю -------(зарядку)
Вот такой забавный случай!Поселилась в ванной туча.Дождик льется с потолкаМне на спину и бока.До чего ж приятно это!Дождик теплый. ПодогретыйНа полу не видно лужВсе ребята любят-------(душ)
Лечит маленьких детейЛечит птичек и зверейСквозь очки свои глядитДобрый доктор-------(Айболит)
Ускользает, как живое,Но не выпущу его я.Белой пеной пенится,Руки мыть не ленится-------(мыло)
Знает он про нас не мало:Как зовут, кто наша мама.Знает рост и знает весКто как спит и кто как ест.С нас не сводит строгих глаз,Потому что лечит нас------(врач)
Хвостик из кости.А на спинке - щетинки------(зубная щетка)
Учитель:
Подоспела новая игра.Нелегкое задание.За дело взяться нам пораИ проявить старание!
Волшебная щеточка”.
Жили-были 2 друга. Сегодня у Стаса грустный вид, у него болит зуб.
Ой-ой-ой!
А у меня зубы никогда не болят. У меня есть волшебная палочка, и поэтому мои зубы белые и крепкие и никогда не болят.
Покажи!
Да это просто зубная щетка! У меня точь-в-точь такая есть. Только я с ней не вожусь. Что тут интересного?
А тебе потому не интересно, что ты не умеешь чистить зубы. Хочешь, научу?
Зубы мне почистить нужноВ руки щеточку возьму,Зубную пасту нанесу.И за дело взявшись смело,Зубы чищу я умело…..
Спасибо! (чистит зубы)Чтобы зубы не болели,Вместо пряников, конфетЕшьте яблоки, морковку-Вот вам, дети, мой совет!
(Учащиеся исполняют частушки)
ЧАСТУШКИ
ЗАКОПЧЕННУЮ КАСТРЮЛЮЮЛЯ ЧИСТИЛА ПЕСКОМДВА ЧАСА В КОРЫТЕ ЮЛЮМЫЛА БАБУШКА ПОТОМ
ВСЕМ ЗНАКОМ ГРЯЗНУЛЯ ВАНЯОН НЕ ЛЮБИТ МЫТЬСЯ В БАНЕПЛАЧЕТ В БАНЕ ОН ВСЕГДА-ОЙ, ГОРЯЧАЯ ВОДА!
И ХОЛОДНОЙ ОН БОИТСЯПО УТРАМ НЕ ХОЧЕТ МЫТЬСЯСНОВА ПЛАЧЕТ ОН ТОГДА:-ОЙ, ХОЛОДНАЯ ВОДА!
В нашем распорядке Утром есть зарядка,Все без исключенияВспомним упражнения.
(звучит музыка - дети делают зарядку)
1.
Утром раньше поднимайся,прыгай, бегай, отжимайся.Для здоровья, для порядкаЛюдям всем нужна …….(зарядка)
2.
Дождик теплый и густой,Это дождик не простой:Он из туч, без облаковЦелый день идти готов.(душ)
3.
Хочешь ты побить рекорд?Так тебе поможет ……(спорт)
4.
Он с тобою и со мноюШел лесными стежками,Друг походный за спиноюНа ремнях с застежками. (рюкзак)
5.
В новой стене,В круглом окнеДнем стекло пробито, На ночь вставлено. (прорубь)
6.
Ясным утром вдоль дорогиНа траве блестит роса.По дороге едут ногиИ бегут два колеса. У загадки есть ответЭто мой …..(велосипед)
7.
Есть ребята у меняДва серебряных коня.Езжу сразу на обоих-Что за кони у меня? (коньки)
8.
Чтоб большим спортсменом стать.Нужно очень много знать.И поможет здесь сноровкаИ, конечно, ……..(тренировка)
Итог занития:
Тема: Праздничный этикет
цели:
учить употреблять слова из словаря вежливых и толерантных слов в речи; учить культуре поведения.
воспитывать доброе и вежливое отношение к сверстникам;
закрепить правила поведения культурного человека на практике;
приобщить учащихся к правилам хорошего тона.
План занятия
1.Сказке хочется начаться,Шелестят ее страницы,И сейчас она начнется.Вы хотите удивиться?
Совсем недавно Вы может быть не задумывались, как вырасти настоящими людьми: вежливыми, добрыми, смелыми и отзывчивыми, но немного повзрослев вы ощущаете потребность в освоении правил хорошего тона. Вам всюду приходится общаться с людьми: дома, на улице, в транспорте, в школе, в гостях.
А знаете ли Вы, что существуют правила, которые признаются всеми людьми? Оказывается – существуют! И называются они с древних времен – правилами этикета.
Сейчас мы проведем небольшую разминку и выясним знание волшебных слов.:
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов »)
Растет даже ледяная глыбаОт слова теплого - (Спасибо) Мальчик, вежливый и развитый,Говорит, встречаясь: (Здравствуйте)
Зеленеет старый пень,Когда услышит - (Добрый день) Когда нас бранят за шалости,Говорим: (Прости, пожалуйста)
Если больше мы не в силахСкажем маме мы: (Спасибо) И во Франции, и в ДанииНа прощание говорят: (До свидания)
Мы знаем, Вы любите игры,Песни, загадки и пляски.Но нет ничего интересней,Чем наши волшебные сказки.
1) Я хочу, чтоб все смеялись,Чтоб мечты всегда сбывались,Чтобы детям всей землиСнились радостные сны.Чтобы утро добрым было,Чтобы мама не грустила.
2) Только надо, надо добрым бытьИ в беде друг друга не забыть.И завертится Земля быстрей,Если будем мы с тобой добрей! 5) И если кому-то, кому-то поможетТвоя доброта, улыбка твоя.Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,Что годы живёшь ты не зря!
3) Добрым быть совсем непросто,Не зависит доброта от роста.Доброта приносит людям радость.И взамен не требует награды. 7) Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет.Если доброта как солнце светит,Радуются взрослые и дети.
4) Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рванутся на выручку нужноВ любую минуту всегда. 8) Добрым быть совсем, совсем не просто,Не зависит доброта от роста.Не зависит доброта от цвета,Доброта – не пряник, не конфета.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце-доброта. Добрый человек всегда помогает людям. Добрый человек любит природу и заботится о ней. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Сценка «Урок вежливости».
(Инсценировка стихотворения Б.Заходера«Очень вежливый индюк»).
Учитель:
Как вы думаете, почему к Индюку никто не пришёл в гости?
«Турнир вежливости».
Вы готовы? Тогда объявляем турнир начало турнира.
Вопрос:
откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
Ответ:
этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, одетые в доспехи. Входя в дом,рыцарь снимал шлем, как-бы говоря этим жестом хозяину дома: «Я не опасаюсь тебя».Суровые времена средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шапку –остался. Этим Вы показываете, что вы уважаете дом, в который вошли и живущих в нем людей, а это им приятно.
Вопрос:
откуда пришел к нам обычай –здороваться, снимая перчатки?
Ответ:
с тех рыцарских времен идет обычай – здороваться, снимая перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относиться к встречному доброжелательно.И сейчас мы снимаем перчатку или варежку из уважения и внимания к собеседнику.
Вопрос:
какие советы Вы можете дать товарищу, идущему в гости?
Ответ:
перед тем, как войти в дом,вытрите хорошенько ноги, чтобы не наследить.Если на улице дождь или снег, то отряхните шапку и пальто ещё на лестнице. Не входите в комнату, не постучавшись. Не стремитесь поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдет много времени. Не садитесь пока Вам не предложили. Если в комнату вошла девочка, уступите ей своё место, а себе возьмите другой стул.
Вопрос:
как вести себя за столом?
Ответ:
не хватайте первым блюдо и не дуйте в жидкое. Не разговаривайте, не проглотив куска. Не вытирайте губы руками и не пейте, пока не проглотили пищу. Не чавкайте, как поросенок, и не чешите головы,как собака.
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям,всему человечеству.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
Клятва рыцарей:
1) Понять и исполнитьЖеланье другого –Одно удовольствие,Честное слово.
3) Клянемся рыцарями быть!И лень, и грубость позабыть,Учиться этикету –Науку помнить эту.
2) Клянемся рыцарями быть!Всегда спасибо говорить,Добрый день, до свидания – Нет в мире выше звания 4) Клянемся рыцарями быть!В борьбе со злом добро добыть,Невежу сразить мечом волшебным,И строгим словом, и целебным.
Дорогие ребята! Наше занятие окончено, но мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей Земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь и защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные –настоящие рыцари.
Тема : Праздничный этикет
Цель: Формировать знания основных правил этикета..
Планируемые результаты: Познакомить с правилами поведения в транспорте. Познакомить с правилами поведения в гостях. Познакомить с правилами поведения в школе. Повторить «вежливые» слова. Развивать память.
Ход праздника:
1. Ох, нынче в нашем государстве худо..... Невеж полно... Да только вот откуда? Один не уступает старшим место, Другой опаздывает в школу в сотый раз... Что дальше с нами будет? Неизвестно! А потому я издаю указ: Отныне все становятся другими — Все вежливыми быть давно должны! Гораздо лучше, чем сейчас, — иными! Ведь все вы — жители моей страны!
Ребята, а вы знаете? Давайте с вами вспомним все «волшебные» слова, которыми вы пользуетесь! А какие слова мы называем «волшебными»?
Дети: «Вежливые» слова.
Игра «Волшебные» слова»,
Участники по очереди называют «волшебные» слова. Кто не находит, что сказать, выбывает из игры. Повторяться нельзя
Наверное, с этикетом вы немножко знакомы... Тогда я расскажу вам, что без Вежливости происходит в стране. Если ответите верно, как должно быть, Вежливость верну. Давай!
Игра «Как мы знаем этикет»
Читается часть стихотворения, в которой описаны не верные действия героев. Играющие должны сказать, что герои не должны делать.
: В классе «умный» ученик ?
Взял изрисовал дневник,
Стены тоже красить стал,
Стул ногою раскачал,
Дверь открыл пинком ноги,
Что неверно? Помоги!
Ну???
Нельзя рисовать на стенах в школе.
Нельзя качаться на стуле!
Нельзя открывать ногой дверь!
А кто еще знает правила поведения в школе?
—Нельзя портить школьные учебники!
— Нельзя бегать на переменах!
— Нельзя списывать!
— Нельзя обижать тех, кто младше!
— Нельзя болтать на уроках и есть!
Ну, вы даете — справились! Ладно, теперь задание посложнее. Слушайте:
Нет билета у ученика,
Школьник прячется, ведь контролера нет пока.
Зайцем он и всех боится!!! ?
От кондуктора в углу забился и таится!
Денег жалко, лучше «зайцем» стать!
И билет совсем не покупать!
— Нельзя высовываться в окно!
— Нельзя заходить в автобус с мороженым!
—Не надо разговаривать громко.
—Не наступай на ноги пассажирам!
Все верно. Следующая ситуация:
Пригласили в гости -
Двоечника Славу,
Стол накрыли вкусный,
Стол красив на славу!
Только Слава сообщил:
Ну и кислые же щи!
А салат из овощей
Имеет запах тех же щей!
Есть у вас не буду! )
Пусть голодным буду!Ну, это уж слишком. В гостях нельзя критиковать еду, наоборот, нужно хвалить хозяйку и ее кушанья.
Заяц: А еще в гостях нужно разуваться. Зрители: — Надо помочь после праздника убрать хозяйке со стола.
— Нельзя приводить с собой друзей, если позвали только тебя.
— Нехорошо опаздывать.
— Надо мыть руки перед едой.
— Нельзя мусорить в гостях.
— Не стоит надоедать своим присутствием и засиживаться допоздна.
Игра «Вставь словечко»
На доске написаны фразы. В них пропущены слова. Нужно вставить слова по смыслу, чтобы они соответствовали правилам этикета,
Девочка встретила учительницу и поздоровалась:«...».
Миша уходил от друга и сказал ему: «...» — а его родителям:«...».
Когда Света узнала, что Тамару Андреевну положили в больницу, она позвонила ей и спросила:«...».
В буфете Игорь нечаянно толкнул Олесю и произнес:«...».
После еды сын сказал маме:«...».
А теперь попробуйте все эти «вежливые» слова по казать жестами. " Например, «здравствуйте» — рукопожатие, «пока» машет рукой, «спасибо» — кивок головы, «извините» рука на сердце и так далее...
Все берутся за руки, танцуют и поют под мелодию песни
«Мы желаем счастья вам...»:
В мире, где добро и нет невеж,
Где любовь, забота, счастье, свет,
Где мы помогаем всем,
Не должны хамить...
Надо, чтобы Вежливость была,
Чтоб в душе у каждого жила,
тоб в душе у каждого жила,
Проще будет жить!!!