Доклад на заседании МО ЕМЦ Тема: «Внедрение технологии проблемного обучения на уроках физики как средства самоопределения и самореализации учащихся»
Внедрение технологии проблемного обучения на уроках физики как средства самоопределения и самореализации учащихся
Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый. Данную мысль могут повторить большинство учителей-предметников, работающих в старших классах. Каждый из нас встречается с такой ситуацией на уроке, когда учащиеся открыто, не принимают участия в учебной работе (перешёптываются с соседом, перелистывают книгу, смотрят в окно, и т.д.). Такое явление имело место на всех занятиях, на которых рассматривается сложный и объёмный материал. Причём не только на этапах проверки, закрепления и повторения изученного, но и при изучении нового учебного материала. При выявлении причин такой пассивности детей я выяснила закономерную связь творческой активности воспитанников с используемыми на занятиях средствами, методами и формами обучения. Это заставляет меня пересматривать фонд используемых форм и методов организации обучения, а также искать пути внедрения в практику работы наиболее активизирующие деятельность детей формы и методы обучения, заставляет работать над созданием таких условий, которые способствовали бы самоопределению и успешной самореализации учащихся в образовательном процессе. Выпускники современной школы заинтересованы в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны им для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. На современном этапе в работе школы очень важно обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания. Перед школой, наряду с формированием системы знаний, стоит задача развития творческой личности ученикаВысокий уровень преподавания физики в школе может быть достигнут благодаря внедрению в учебный процесс новых методов обучения и воспитания. Одним из таких методов является проблемное и развивающее обучение. Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой определённых знаний, но мало направлено на развитие памяти, внимания, логического мышления, навыков анализа, синтеза, обобщения, навыков самостоятельной деятельности. Проблемное и развивающее обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес, создаёт предпосылки для развития памяти, внимания, логического мышления у учащихся, навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации и т.д. Проблемность в обучении рассматривается как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся. Проблемным называют обучение не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем и "открытия" новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Значительное место в проблемном обучении занимает решение проблемных задач. Проблемные задачи позволяют ученику даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить его к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Такие задачи позволяют ученикам сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом, сделать выводы, задуматься.Примером таких задач могут быть следующие: Задача 1. Определить сопротивление реостата, произведя необходимые измерения и расчеты (количество витков, площадь поперечного сечения провода, радиус керамического основания). Задача 2. Наэлектризовать разноименно два электроскопа, не прикасаясь к ним заряженным телом. Задача3: Дан электрозвонок постоянного тока, гальванический элемент, провода. Как соединить провода, чтобы замыкание цепи вызвало только один удар молоточка о звонковую чашку? Решение таких задач опытным путем дает возможность учащимся изученные закономерности применить к анализу реальных явлений. Проблемное обучение, основанное на закономерностях развития мышления, учит учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Когда перед учащимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно. При использовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.Работа по решению поставленных проблем требует от учащихся самостоятельности, нестандартности в подходе к решению, фантазии и творчества.Эта система охватывает все этапы урока: изложение нового материала, закрепление, обобщение, систематизацию ранее изученного, а также все виды деятельности: лабораторные, экспериментальные работы, решение задач, исследовательские экспериментальные задачи, а в некоторых случаях и выполнение домашних заданий.На уроках я использую следующие способы постановки и решения учебных проблем.На этапе изучения новой темы – это проблемное изложение материала, т.е. словесная формулировка проблемы или ряда проблем (даже тема урока формулируется в форме вопроса), которые ставит учитель и решает вместе с учащимися. Рассуждая вслух, выдвигая гипотезы по теме, отвергая одни и аргументируя выбор других, я стараюсь учить учащихся логике рассуждений, анализу поставленных проблем. Такое изложение целесообразно, если материал совсем новый или очень сложный для коллективного обсуждения.Проблема может быть поставлена и в форме задачи. При изучении темы «Работа газа и пара при расширении», предлагаю расчетную задачу: «На какую высоту может подняться килограммовая гиря, если бы удалось использовать всю энергию, выделившуюся при конденсации 100 г стоградусного пара, если не учитывать сложности технического характера». Расчеты дают 23 км. Здесь важно сделать акцент на колоссальных запасах внутренней энергии и проблемах её использования, на низком К.П.Д. при использовании тепловых машин – это вызывает удивление и интерес у учеников.Другой способ развития познавательной активности – поисковая беседа, т.е. разрешение проблемы с помощью системы вопросов. Этот способ использую, когда у учеников уже имеются необходимые начальные знания и представления о предмете разговора.При изучении явления электромагнитной индукции перед учащимися ставлю задачу обратную той, что они доказывали в предыдущей теме: «Если магнитное поле создается электрическим током, то может ли магнитное поле вызвать появление электрического тока? При каких условиях это возможно?»Ученики получают проволочный моток, постоянный магнит и прибор, фиксирующий ток малой величины. Они получают подтверждение данного предположения и исследуют зависимость полученного индукционного тока от различных условий его возникновения (от скорости относительного движения мотка и магнита, от величины магнитного поля).Проблемные экспериментальные задания возможны при изучении гармонического колебания, эти задания позволяют установить зависимость или независимость периода математического и пружинного маятников от условий и параметров колебательной системы.В разделе «Оптика» построение изображений в линзах усваивается легко, и интерес быстро падает из-за кажущейся легкости. Подстегнуть активность, т.е. дать понять, что нельзя останавливаться на достигнутом, можно проблемными задачами и заданиями.Предлагаю построить изображение предмета в собирающей линзе, и, по условию задачи, половина линзы закрыта. Каким будет изображение на экране? После обсуждения – экспериментальная проверка с разными по виду экранами. Обращаю внимание на характер гипотез, они не должны быть интуитивными, необходимо их обоснование. Проблемные задания на построение изображений в линзе требуют творческого подхода в нестандартной ситуации.Построить дальнейший ход луча, не используя известные случаи построения лучей в линзах».Проблемный эксперимент и экспериментальные задания дают более глубокое понимание изучаемого и, как следствие, стимулируют познавательную активность. Но эксперименты не должны уподобляться фокусу. При постановке проблемы должна быть сформулирована конкретная задача, выполнение которой и разрешит данную проблему.Но более широкое использование задач-проблем удаётся на уроках закрепления и систематизации знаний, после достаточно хорошего усвоения материала.Это могут быть задачи с открытым вопросом. Например, на доске изображается цепь, содержащая несколько резисторов смешанного подключения с заданными сопротивлениями и силой тока или напряжением в цепи. Учащиеся должны определить все, что можно. Такие задания очень нравятся учащимся, они очень активно работают , получают результаты. Проблемное обучение может дать положительные результаты в развитии познавательной активности учащихся, если ведется в системе и охватывает все виды деятельности.
Решение проблемных задач находит свое отражение на различных этапах урока, позволяет развивать критичность мышления и часто требует знаний всех нюансов темы. Чаще оно составляет основу блока отработки материала и его глубокого усвоения. В старших классах среди проблемных задач использую задачи, в которых в решении заранее заложена ошибка. То, что раньше методика запрещала, проблемно-модульная технология культивирует: Найдите ошибку в решении задачи, в рассуждениях или, что сказано неправильно? Это правило реализуется через систему карточек, через взаимопроверки работ. Найти ошибку в решении бывает порой труднее, чем самому решить задачу.Наконец, последний важный, но очень хлопотный и трудоемкий принцип построения проблемного обучения – это индивидуализация и дифференциация обучения. Динамичность обучения позволяет представить содержание курса в 3-х вариантах: для слабых, средних и сильных учащихся.Осуществлять такую индивидуализацию в полном объеме довольно сложно. Кроме колоссальной подготовительной работы требуется техническая оснащенность компьютерами и копировальной техникой, поэтому данный принцип реализую на этапе отработки материала через дифференцированные, уровневые задания, рейтинговые контрольные работы.Как и в любом деле в использовании данной технологии есть свои плюсы и минусы.Позитивным можно считать направленность данной технологии на мобильность знаний, а вариативность структуры и дифференциация содержания учебного материала позволяет подстроиться к уровню подготовленности учащегося.Положительны индивидуализация учебной деятельности, а так же разнообразие форм и методов обучения, это позволяет уйти от традиционных уроков. Структурирование содержания позволяет видеть физическую картину в целом, систематизировать знания, расширить круг решаемых задач.Но! К минусам данной инновации можно отнести следующие:
Новые технологии связаны с огромными экономическими затратами, очевидна трудоемкость составления и разработки проблемных задач.
Большой удельный вес самостоятельной работы, что не очень сознательными учащимися и учащимися класса, в котором предмет изучается на базовом уровне воспринимается, как предоставленность самим себе, как повод для безделья.
Количество часов (2ч) в базовых классах, не позволяет в полной мере использовать тренировочные задания, проблемные задачи для эффективного развития мыслительной деятельности учащихся.
К плюсам данной инновации можно отнести и следующие достижения:
Повышение мотивации учащихся.
Понимание необходимости внедрения инноваций и формирование умений реализовывать эту готовность на практике.
Формирование рефлексивной оценки собственной деятельности у всех участников проекта, а также умения проектировать свою последующую работу с учётом этой рефлексивной оценки.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Помогает устранять пробелы в знаниях учащихся.
Готовить детей к олимпиадам и сдаче ЕНТ.
В этом году мною начата работа над темой по самообразованию «Новые подходы в преподавании физики»
Итогом данной работы должно стать следующее:
Создание банк разработок уроков-конспектов по физике 7-11 класса
Разработка дидактический раздаточный материал по развитию мыслительных операций, обучающие и контрольные тестовые задания
Изучение опыта педагогов и новых методов и технологий преподавания физики в школе.
КГУ «Ново-Урицкая средняя школа»
Доклад на заседании МО ЕМЦ
Тема:
«Внедрение технологии проблемного обучения на уроках физики как средства самоопределения и самореализации учащихся»
Докладчик: Ващенко Наталья Викторовна
учитель физики
2014-2015 учебный год
15