РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Геология и грунтоведение для специальности среднего профессионального образования 08.02.06 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Геология и грунтоведение
для специальности среднего профессионального образования
08.02.06 Строительство и эксплуатация автомобильных
дорог и аэродромов
Уфа,2016
РАССМОТРЕНА
МЦК профессиональных
дисциплин
Протокол №__1_
от «__19__»__09__2016___г
Председатель
_____________/Р.Р. Абдуллин/
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Уфимский автотранспортный колледж
Разработчик: 1.Крючкова А.С. - преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ Уфимский автотранспортный колледж
Рецензент:
1.Абдуллина Рима Нуховна, главный геолог отдела инженерно-геотехнических и инженерно-экологических работ (ОГТЭР) ЗАО «ЗапУралТИСИЗ»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». Рабочая программа предназначена для преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов по специальности Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ОП.4 НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙГОД
Изменение №1 от 10.09.2016 г., стр №
БЫЛО
5. Основная литература по практическим работам (раздел Геология): Бондарев В.П.. Геология пратикум, Москва – ИНФРА, М., 2012 год.
СТАЛО
5. Основная литература по практическим работам (раздел Геология) Чернышев С.Н., Чумаченко А.Н., Ревелис И.Л. Задачи и упражнения по инженерной геологии, Москва, Высшая школа. 2012 год.
Основание: учебник (Бондарев В.П.) предназначен для студентов, обучающихся по геологическим специальностям.
Чернышев А.Н. предназначен для обучающихся по строительным и горно-геологическим специальностям.
Преподаватель специальных дисциплин А.С.Крючкова
Изменение №2 от 10.09.2016 г стр №
БЫЛО
ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация
СТАЛО
ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация
БЫЛО
ГОСТ 30672-99 Грунты. Полевые испытания. Общие положения
СТАЛО
ГОСТ 30672-2012 Грунты. Полевые испытания. Общие положения
БЫЛО
ГОСТ 30416-96 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения
СТАЛО
ГОСТ 30416-2012 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения
Основание: Актуализация ГОСТов
Преподаватель специальных дисциплин А.С.Крючкова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
5
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Геология и грунтоведение
1.1. Область применения программы
Учебная программа дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих: 13302 Лаборант по физико-механическим испытаниям.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить инженерно-геологические обследования при изысканиях, строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов;
определять основные виды и разновидности грунтов и их важнейшие физико-механические свойства;
обоснованно выбирать грунты для возведения земляного полотна автомобильной дороги;
разбираться в геологических процессах и инженерно-геологических явлениях, оценивать их и выдавать рекомендации по защитным инженерным мероприятиям;
беречь и защищать окружающую природу;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
элементы общей геологии;
основные сведения о грунтах, их прочностных, деформационных, физических, водно-физических и механических свойствах;
механику грунтов;
инженерно-геологические характеристики различных грунтов, почв, слабых и вечномерзлых грунтов;
инженерно-геологические особенности условий строительства в различных природных условиях;
инженерно-геологические обследования дорожной полосы, поиски и разведку дорожно-строительных материалов; основные задачи экологии геологической среды;
мероприятия при проведении изыскательских работ.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 144 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 96 часов;
самостоятельной работы обучающихся 48 часов.
2. СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
144
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
96
в том числе:
лабораторные занятия
20
практические занятия
20
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48
В то числе: подготовка рефератов, докладов, сообщений,
презентаций, решение задач, ответы на контрольные
вопросы
Итоговая аттестация: в форме экзамена
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Геологии и грунтоведения»;
лаборатории «Испытаний физико-механических свойств грунтов»;
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие столы, стулья для обучающихся;
- рабочее место для преподавателя;
- комплект наглядных учебных материалов;
- технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Перечень лабораторного оборудования:
- образцы минералов и горных пород;
- набор грунтов для лабораторных работ;
-прибор Н.П. Ковалева (нож, ведро, режущий цилиндр, насадка, сосуд, поплавок с крышкой);
- ступки с пестиками;
- комплект сит;
- весы с разновесами;
-сушильный шкаф;
- балансирный конус А.М. Васильева с подставкой;
-цилиндры, чашки;
- прибор стандартного уплотнения;
-фильтрационный прибор СОЗДОРНИИ (ПКФ);
- комплект плакатов, комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-методической документации с мультимедийным сопровождением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Учебники
1. Ананьев В.П., Потапов А.Д. Инженерная геология, М, Высшая школа,2011
2. Бабаскин Ю.Г. Дорожное грунтоведение и механика земляного полотна. М., ИНФРА-М, 2013
3.Бондарев, В.П. Геология. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2016
4. Долматов Б.И. Механика грунтов, основания и фундаменты (включая специальный курс инженерной геологии, Лань, 2012
5. Чернышев С.Н., Чумаченко А.Н., Ревелис И.Л. Задачи и упражнения по инженерной геологии. М, Высшая школа, 2012.
6.Платов, Л.А. Основы инженерной геологии. М.: ИНФРА- М, 2014
2. Нормативная литература:
ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация
ГОСТ 30672-99 Грунты. Полевые испытания грунтов
ГОСТ 30416-96 Грунты. Лабораторные испытания грунтов
СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги
Справочники:
Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог/ Под. ред. С.Г. Цупикова. –М.: Инфраинженерия, 2005.-928с.
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
Г.А. Федотов. Проектирование автомобильных дорог. Справочник инженера- дорожника.- М.: Транспорт, 1989.
Отечественные журналы:
«Автомобильные дороги»
«Мир дорог»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Обьем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.Общая геология
Тема 1.1.Земля – планета солнечной системы
Содержание учебного материала.
2
1
1.
Значение предмета «Геология и грунтоведение». Общие сведения о составе и строении Земли. Геосферы Земли. Литосфера, состав и строение литосферы. Химические элементы в строении Земли. Роль отечественных ученых в геологии. Значение геологии в дорожном строительстве.
2
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа –не предусмотрено
Контрольная работа – не предусмотрено
Самостоятельная работа
1
Доклады, сообщения: Земля космическое тело. Собрать интернет материал. Сравнение планеты Земля (химический состав) с другими космическими телами
Тема 1.2. Геологическая хронология
Содержание учебного материала.
4
1
1
Главнейшие геологические события по эрам и периодам. Развитие
органической жизни, окаменелости древних организмов. Древние
складчатости. Образование Уральских гор.
2
2
Геологическая карта России.
Образование полезных ископаемых по эрам и периодам.
2
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа – не предусмотрено
Контрольная работа – не предусмотрено
Самостоятельная работа
2
Собрать дополнительный материал по геологическому строению Республики Башкортостан. Образование Уральских гор в общей стратиграфической шкале. Полезные ископаемые РБ . Подготовить доклады, сообщения, рефераты по исторической геологии Республики Башкортостан.
Тема 1. 3. Минералы земной коры.
Содержание учебного материала.
4
3
1
Общие сведения о минералах земной коры. Классификация минералов. Габитус минералов. Химический состав и физические свойства минералов. Главнейшие породообразующие минералы и их диагностика.
2
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа:
1
Диагностические свойства минералов. Физические свойства минералов. Определение минералов.
2
Контрольная работа – не предусмотрено
Самостоятельная работа: Характеристика любого класса минералов по выбору. (Индивидуальные занятия в геологическом музее).
2
Тема 1.4. Горные породы
Содержание учебного материала.
4
3
1
Горные породы. Классификация горных пород по генезису. Магматические горные породы, их характерные признаки. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Использование горных пород в дорожном строительстве.
2
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа:
1
Определение горных пород в полевых условиях. Занятие в геологическом музее.
2
Самостоятельная работа: Работа с коллекцией горных пород в музее. Рассмотреть горные породы по генезису. Обратить внимание на структуру и текстуру горных пород. Оформить практические работы в лабораторной тетради.
2
Тема 1.5. Геологическая деятельность эндогенных сил Земли.
Содержание учебного плана.
2
1
1
Геологическая деятельность эндогенных процессов Земли. Вулканизм и землетрясения. Залегание горных пород. Роль эндогенных сил в формировании рельефа. Строительство в сейсмических областях. Сейсмические станции.
2
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа – не предусмотрено
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
1
Написать рефераты по темам (по выбору): «Огненное кольцо планеты», «Сейсмические районы России», «Действующие и потухшие вулканы», «Сейсмическая карта России». Приготовиться к выступлению по докладам.
Тема 1.6. Геологические процессы на земной поверхности.
Содержание учебного плана.
10
2
1
Выветривание. Виды выветривания. Геологическая работа поверхностных текучих вод, рек; формирование элювиальных, делювиальных аллювиальных отложений.
2
2
Геологическая работа ветра, ледников, озер; формирование морены и эоловых отложений.
2
3
Гравитационные процессы Земли: оползни, обвалы, осыпи; формирование коллювия.
2
4
Суффозионные и карстовые процессы. Роль геологических процессов при строительстве автомобильных дорог.
2
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа
1
Чтение геологических карт. Геологические процессы на геологической
карте
2
Контрольная работа – не предусмотрено
Самостоятельная работа:
5
Работа с физической и геологической картой РБ. Выявление связи внешних форм рельефа с геологическим строением. Явления суффозии и карста в РБ (рефераты, доклады, сообщения).
Тема 1.7. Основы гидрогеологии.
Содержание учебного плана.
6
3
1
Круговорот воды в природе. Происхождение подземных вод. Классификация подземных вод по залеганию, по гидравлическим признакам, химическому составу, температуре.
2
2
Законы движения подземных вод. Фильтрационные свойства воды. Закон Дарси. Методы искусственного понижения уровня грунтовых вод.
2
Лабораторная работа- не предусмотрено
Практическая работа.
1
Решение задач. Определение скорости грунтового потока. Расчет расхода ламинарной воды. Расчет гидравлического радиуса.
2
Контрольная работа не предусмотрено
Самостоятельная работа:
3
В лабораторной тетради выполнить решение задач. Вычертить схему влияния подземных вод на земное полотно и вычисленный гидравлический радиус.
Тема 1.8. Природные строительные материалы.
Содержание учебного плана.
2
1
1
Строительные материалы. Применение различных горных пород в древности: Великая китайская стена, Египетские пирамиды, облицовочный камень древних городов. Строительная классификация обломочных горных пород. Роль камня в современном мире. Применение горных пород в строительстве автомобильных дорог.
2
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа – не предусмотрено
Контрольная работа –не предусмотрено
Самостоятельная работа:
Поделочные камни РБ: яшма, гранит, мрамор, порфириты, известняки (реферат, доклады, сообщения). Спрос на природные камни в мировом рынке - сделать анализ роста спроса на поделочные камни за последние 15-20 лет, объяснить причину роста спроса.
1
1.9 Общие сведения о геоморфологии.
Содержание учебного плана.
3
1
1.
Рельеф земной поверхности. Основные формы рельефа. Формирование
современного рельефа. Геоморфологические карты и схемы.
2
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа – не предусмотрено
Контрольная работа –не предусмотрено
Самостоятельная работа:
1
изучение геоморфологической карты Республики Башкортостан
Контрольная работа по разделу «Общая геология».
1
Раздел 2. Грунтоведение
2.1.Общие сведения об инженерно-геологических изысканиях
Содержание учебного материала
2
1
Место инженерно-геологических изысканий в системе инженерных изысканий для строительства. Основные цели и задачи
2
1
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа – не предусмотрено
Контрольная работа – не предусмотрено
Самостоятельная работа
Ознакомление составлением договоров. Суть технических заданий.
1
Тема 2.2.Общие сведения о свойствах грунтов
Содержание учебного материала
4
1.
Составные свойства грунтов. Характеристика грунтов. Классификация грунтов. Строительные свойства грунтов.
2
2
Минеральный состав крупнообломочных, песчаных, глинистых грунтов. Коллоидно-химические свойства грунтов
2
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа – не предусмотрено
Контрольная работа – не предусмотрено
Самостоятельная работа: Составить схему последовательности изменения минералогического состава грунтов в результате физического, химического выветривания (составление схемы, таблицы).
2
Тема 2.3 Водные свойства грунтов
Содержание учебного материала
12
3
1
Природная влажность грунтов. Вода в грунтах . Категории и форма связи воды в грунтах. Движение воды в грунтах в зависимости от температуры. Водопроницаемость и влагоемкость грунтов.
2
Лабораторные работы.
1
Определение природной влажности грунтов весовым методом.
2
2
Определение границы раскатывания и влажности на границе раскатывания
2
3
Определение границы текучести. Определение влажности на границе текучести.
2
4
Определение полной влагоемкости песчаных грунтов.
2
Практическая работа (расчетно-графическая):
1
Консистенция грунтов ее определение. Определение разновидности пылеватых и глинистых грунтов по консистенции. Решение задач.
2
Контрольная работа – не предусмотрено
Самостоятельная работа: Оформление лабораторных и практических работ в лабораторной тетради. Подготовка к защите.
6
Тема 2.4. Гранулометрический состав грунтов
Содержание учебного материала
8
3
1
Понятие о гранулометрическом составе грунта. Строительная
классификация грунтов. Устойчивые, упругие свойства грунтов в
зависимости от гранулометрического состава грунтов.
2
Лабораторная работа
1
Определение гранулометрического состава грунтов ситовым методом
2
2
Определение гранулометрического состава пылеватых и глинистых грунтов полевым методом
2
3
Определение коэффициента неоднородности
2
Контрольная работа
Самостоятельная работа: Оформление лабораторных и практических работ в лабораторной тетради. Подготовиться к защите.
4
Тема 2.5. Физические свойства грунтов
Содержимое учебного материала.
8
3
1
Физические свойства грунтов: плотность, природная влажность, пластичность, липкость, набухание, усадка грунтов. Роль воды в грунтах, влияние их на физические свойства в зависимости от времен года.
2
Лабораторная работа.
1
Определение плотности связных грунтов с природной влажностью и ненарушенным сложением методом гидростатического взвешивания
2
2
Определение плотности грунта методом режущего кольца.
2
Практическая работа.
1
Расчет плотности сухого грунта. Расчет пористости грунта. Решение
Задач.
2
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление лабораторных и практических работ в лабораторной тетради. Подготовиться к защите.
4
Тема 2.6. Механические свойства грунтов.
Содержание учебного материала.
8
3
1
Основные закономерности механики грунтов. Сжимаемость грунтов.
Понятие устойчивости грунтов под нагрузкой. Зависимость между давлением и пористостью. Закон уплотнения грунтов
2
2
Трение и сцепление. Предельное сопротивление грунтов сдвигу. Определение оптимальной влажности и максимальной плотности. Закон Кулона.
2
Лабораторная работа.
1
Определение угла естественного откоса песков.
2
Практическая работа
1
Расчет угла внутреннего трения по углу естественного откоса. Решение задач.
2
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
4
Оформление лабораторных и практических работ в лабораторной тетради.
Тема 2.7. Инженерно-геологические обследования грунтов при изысканиях автомобильной дороги.
Содержание учебного материала
4
1
1
Почвенные зоны России. Зональные и интразональные почвы. Мерзлотные и многолетнемерзлые грунты. Дорожно-климатические зоны России. Строительство а/дорог в районах многолетней мерзлоты.
Новые и новейшие технологии при строительстве автомобильных дорог в зоне вечномерзлотных грунтов.
2
2
Общие приемы геологических работ и полевых исследований грунтов. Обследование грунтов вдоль трассы в целях устройства земляного полотна.
2
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа – не предусмотрено
Самостоятельная работа:
3
Готовят презентацию «Природные зоны России». Определяют по карте дорожно-климатических зон России.
Тема 2.8. . Поиск и разведка ДСМ.
Содержание учебного материала.
8
3
1
Поиск и разведка ДСМ. Предварительная разведка. Подсчет запасов ДСМ.
2
Лабораторная работа –не предусмотрено
Практическая работа:
1
Определение коэффициента эффективности. Подсчет запасов ДСМ.
Определение категории запасов.
2
2
Геологическая колонка. Геологические разрезы.
2
3
Построение продольно-грунтового разреза по оси трассы.
2
Контрольная работа – не предусмотрено
Самостоятельная работа
4
На миллиметровой бумаге вычертить геологические колонки (задание индивидуальное), площадь участка, согласно заданию, геологические разрезы, оформить таблицу подсчета запасов дорожно-строительных материалов.
2.9. Мониторинг опасных геологических процессов
Содержание учебного материала.
2
1
1
Мониторинг опасных геологических процессов. Основные виды работ в
составе мониторинга.
2
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа – не предусмотрено
Контрольная работа – не предусмотрено
Самостоятельная работа
1
Ознакомление Единой государственной системой экологического мониторинга
Тема. 2.10.Охрана окружающей среды.
Содержание учебного материала.
3
1
1
Охрана окружающей среды. Глобальные проблемы человечества.
Загрязнение окружающей среды при строительстве автомобильных дорог.
2
Лабораторная работа – не предусмотрено
Практическая работа – не предусмотрено
Контрольная работа по разделу «Грунтоведение»
1
Самостоятельная работа
Презентация студентов по проблемам охраны окружающей среды.
1
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умение
Уметь проводить инженерно-геологические обследования при изысканиях, строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов;
Оценка умений по критериям учебной практики
Уметь определять основные виды и разновидности грунтов и их важнейшие физико-механические свойства;
Оценка умения по критериям лабораторных и практических работ.
Уметь выбирать грунты для возведения земляного полотна автомобильной дороги;
Оценка умения по критериям лабораторных и практических работ.
Оценка умений на экзамене
Уметь разбираться в геологических процессах и инженерно-геологических явлениях.
Оценка умений на экзамене
Уметь оценивать инженерно-геологические явления и выдавать рекомендации по защитным инженерным мероприятиям;
Оценка умений по критериям учебной практики
беречь и защищать окружающую природу;
Оценка умений на экзамене
Знания:
- элементы общей геологии;
Оценка умений на экзамене
- основные сведения о грунтах, их прочностных, деформационных, физических, вводно-физических и механических свойствах;
Оценка знаний по критериям лабораторных и практических работ. Оценка знаний по критериям контрольных работ.
- механика грунтов;
Оценка знаний по критериям лабораторных и практических работ, контрольной работы.
-инженерно-геологические характеристики различных грунтов, почв, слабых и вечномерзлых грунтов;
Оценка правильности выполнения по критериям лабораторных работ и
учебной практики
-инженерно-геологические особенности условий строительства в различных природных условиях;
Оценка правильности выполнения по критериям лабораторных работ и
учебной практики
-инженерно-геологические обследования дорожной полосы, поиски и разведка дорожно-строительных материалов; основные задачи экологии геологической среды;
Оценка правильности выполнения по критериям практической индивидуальной работы.
-мероприятия при проведении изыскательских работ
Оценка знаний по критериям учебной геологической практики.
13PAGE 15
13PAGE 14115
УТВЕРЖДЕНА
Методическим советом
Протокол №_1___
от «__22_»____09____2016г
Председатель
_____________/О.И.Кобелева/
Заголовок 115