Статья Современные образовательные технологии в преподавании математики как эффективный механизм введения ФГОС

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ВВЕДЕНИЯ ФГОС


СУВОРОВА Т. В.
учитель начальных классов
МАОУ гимназии №76 г. Челябинска

Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей.
Д.Пойа

Образовательные стандарты, вошедшие в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на основе Закона Российской Федерации об образовании, рассматриваются сегодня как средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного развития, связанного с изменяющимися сегодня запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства в сфере образования.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ. Стандарт ориентируется не только на предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.) как это было раньше, но и на метапредметные (способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) и личностные результаты (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т.п.).
Работа в рамках новых стандартов предполагает использование определённых образовательных технологий.
Концептуальная основа нового стандарта - деятельностный подход в обучении.
Реализовать деятельностный подход в работе с учащимися учителям начальной школы гимназии помогает эффективное использование современных образовательных технологий: технология модульного обучения, технология развития критического мышления через чтение и письмо, исследовательская технология обучения, технология педагогической мастерской, игрового обучения, обучение в сотрудничестве, кейс-технология, проектное обучение, ИКТ-технологии, дебаты.
Одной из эффективных образовательных технологий, используемой в преподавании математики при введении ФГОС, мы считаем технологию проектной деятельности, которая включает в себя в начальной школе решение проектных задач, работу над проектами.
Основополагающие концептуальные положения образовательной системы «Школа 2100 соответствуют идеям и концепциям ФГОС. Организация проектной деятельности с младшими школьниками заложена в образовательной программе «Школа 2100».
Прообразом проектной деятельности для младших школьников являются проектные задачи. С помощью построения системы проектных задач можно решать современные проблемы начального образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе. Например, предметные проектные задачи для 1-го класса «Конструирование игровой площадки для детского сада» и игровой проект «Путешествие на планету Математикус», с помощью которых учитель вводит один из способов группового взаимодействия.
Цель, которую должны достичь дети в этом проекте: помочь жителям планеты Математикус с помощью математики преодолеть проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Помогая инопланетянам в решении ряда задач, учащиеся демонстрируют уровень своей дошкольной готовности к изучению курса математики и одновременно знакомятся с важнейшими понятиями, изучаемыми в 1-м классе, - с различными признаками объектов, их взаимным расположением, некоторыми величинами и отношениями между ними.
Представляя результаты своей работы, учащиеся впервые изготавливают карточки-помощники – одно из важных средств формирования «умения учиться». Итогом работы над проектной задачей является «карта движения», которая в схематической форме отражает всё, чем занимались учащиеся в процессе решения задачи. По мере продвижения в предмете эта «карта движения» будет достраиваться, корректироваться и поможет детям видеть свой путь в изучении математики.
На решение данной проектной задачи отводится 4 дня. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека, возможна помощь старшеклассников, которые являются консультантами-организаторами. На последнем занятии обсуждается, с какими понятиями дети работали, что узнали нового. Обсуждается, что карта далеко не полна и будет дополняться в течение года.
Содержание учебников Образовательной программы «Школа 2100» также включает в себя проектную работу. В 3-м классе текст учебника разбит на 6 содержательных модулей, названных «путешествиями». Все тексты задач и заданий содержательных модулей соотнесены с сюжетами детских книг. Например, Элли, Страшила, Железный Дровосек и Бастинда из сказки «Волшебник Изумрудного города», или Мишка, Костик, Лика из известной книги Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».
Текст учебника 4-го класса разбит на 5 содержательных модулей, но они теперь названы «Турниры», которые также предполагают применение проектной технологии.
Работа над проектом и решение проектных задач осуществляется и на уроках и во внеурочной деятельности (проект «Бабушкин сундук»).
Планируемые результаты работы над проектом:
а) личностные: упорство в стремлении в поставленной цели, умение достигать этой цели в ситуации плодотворного сотрудничества с другими людьми.
б) предметные: закрепление изученного материала (умение решать задачи, навыки счёта), презентация модели машины времени, знакомство с важнейшими моментами российской истории.
в) метапредметные: умение извлекать нужную информацию, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей
План работы над проектом:
1) Чтение страницы с материалами проекта (дома).
2) Обсуждение прочитанного текста.
3)Постановка цели: сделать машину времени, описанную в учебнике, похожую на космический корабль.
4) Сбор информации.
5) Чтение и обсуждение плана, заданного в учебнике.
6) Обсуждение ролей (обязанностей) участников в каждой творческой группе.
7) Определение времени работы и срока презентации проекта.
8) Презентация проекта.
Оценка осуществляется в ходе совместного обсуждения учащимися и учителя результатов и процесса работы над проектом.
Следующие современные образовательн
·ые технологии, используемые в преподавании математики при введении ФГОС – информационные. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
овладевать практическими способами работы с информацией;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
В своей работе мы используем работу с мультимедийным оборудованием, ЦОРами, интерактивными средствами обучения: готовыми и те, которые разрабатывают учителя.
Один из видов работы по этой технологии – тренажёры. При проведении устного счёта учитель даёт задания, с которыми дети ещё не знакомы и считают, что их можно решить только с помощью письменных вычислений. Создаётся проблемная ситуация. Тогда учитель предлагает понаблюдать и вывести устный способ решения (быстрый, удобный). В результате ученики выводят такие приёмы, как: «Дополни до 100», «Лишь 100», «Способ десятка», «Умножение чисел, близких к 1000», «Умножение и деление на 5, 25, 125» и т.д. Затем эти приёмы отрабатываются во время устного счёта, математических диктантов и тренажёров, которые разработали для начальной школы учителя информатики.
Так же развитие вычислительных навыков по математике отрабатывается с помощью программы «Raduga».
Планируемые результаты при использовании информационных технологий:
а) личностные: учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи
б) предметные: находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание); решать простые задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания.
в) метапредметные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Дети приходят в школу из детского сада, где ведущая деятельность - игровая. Учителю необходимо продолжать осуществлять эту деятельность на учебных занятиях и во внеурочной работе. Эффективными технологиями здесь также будут являться ИКТ и проектные технологии, которые так же направлены на достижение планируемых результатов.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, одна из них в формате «Своя игра» разработанная учителями нашей гимназии. (рис.1).
Планируемые результаты при этой работе:
а) личностные: воспитывать стремление к установлению дружеских отношений с одноклассниками, стремление к контролю за своим поведением
б) предметные: закреплять навыки счёта, умение решать задачи
в) метапредметные: стремление к познанию нового, создание условий для формирования универсальных учебных действий
Одним из способов реализации деятельностного подхода является учебная ситуация. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Пример 1.
Например, при изучении цифры 5, детям даётся задание: найти эту цифру в школе, дома, на улице и рассказать в классе.
Пример 2.
Заканчивая физминутку на уроке математики, учитель просит сначала сесть детям с определённым цветом глаз, волос, туфель, девочек с бантиками и т.д. Эта ситуация тоже является учебной: работа с данными. В данном случае она является элементом здоровьесберегающей технологии.
Часто изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации.
Пример 3.
Например, №7 на стр.43 учебника математики 1-го класса (автор Демидова Т.Е., II часть). Дети должны понять закономерность и придумать задание к рисунку.
Пример 4.
В № 6 стр.35 того же учебника предлагается переформулировать данное задание и придумать новые задания.
В 4-м классе учебной ситуацией является выполнение таких заданий как: составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д.
Планируемые результаты при использовании учебной ситуации:
а) личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
б) предметные: знание названий и обозначений операций сложения и вычитания; находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание); решать простые задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания.
в) метапредметные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты
Все представленные технологии связаны между собой и на одном учебном занятии учитель использует не одну, а несколько.
В заключение можно сказать следующее: применяя в начальной школе при обучении математике современные образовательные технологии, мы достигаем планируемых результатов, заложенных в примерной образовательной программе ФГОС.


Заголовок 115