Рабочая программа по русскому языку 9 класс Бархударов.
Учебно-тематическое планирование по русскому языку 9-й класс (105 часов)
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.
Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко.
Учитель русского языка и литературы
Россихина Елена Николаевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
105 часов (3 часа в неделю)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 2012 года.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени.
Вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, об орфографии и пунктуации; перечень орфограмм и пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 9 класса.
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), что соответствует учебному плану на 2015 - 2016 учебный год.
2. Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе:
Учебники
Учебные пособия
Методические пособия
С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык. 9класс. М.: Просвещение, 2006г.
Таблицы по русскому языку для 9 класса. – М.: «Просвещение», 2009 г.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс: Методические советы. – М.: «Вако», 2006 г.
3. Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Учебно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Виды контроля измерители
Планируемые результаты освоения материала
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
1
Международное значение русского языка.
1
Урок усвоения новых знаний
Коллективная, самостоятельная работа
Анализ текстов о языке
Понимать, какую роль играет русский язык в современном мире, объяснить причины его авторитета. Понимать необходимость изучения родного языка.
Повторение изученного в 5-8 классах
2
Фонетика
1
Повторительно-обобщающийурок
Коллективная, самостоятельная работа
Фонетический разбор слов
Закрепить знания о фонетике, полученные в предыдущих классах.
3
Лексика и фразеология
1
Повторительно-обобщающийурок
Коллективная, самостоятельная работа
Анализ текста
Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, употреблять в речи фразеологизмы.
4
Морфемика и словообразование
1
Повторительно-обобщающийурок
Коллективная, самостоятельная работа
Практическая работа
Закрепить навыки разбора слова по составу и словообразовательного разбора слова.
5-6
Морфология.
Орфография.
2
Повторительно-обобщающийурок
Коллективная, самостоятельная работа
Морфологический разбор слов в предложениях.
Закрепить теоретические знания по теме «Морфология». Уметь распознавать изученные части речи на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли.
7-8
Словосочетание.
Простое предложение.
2
Повторительно-обобщающийурок
Коллективная, самостоятельная работа
Разбор словосочетаний, определение типа связи. Анализ простого предложения.
Закрепить навыки разбора словосочетания и простого предложения.
9-10
Синтаксис простого предложения. Текст.
2
Повторительно-обобщающийурок
Коллективная, самостоятельная работа
Разбор простых предложений. Определение стиля текста.
Закрепить навыки расстановки знаков препинания в простом предложении. Уметь определять тип стиля текста.
11-12
Диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта.
2
Урок контроля.
Диктант.
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение.
13-14
Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.
2
Повторительно-обобщающийурок
Практическая коллективная работа.
Анализ предложений. Составление таблицы «Основные виды сложных предложений»
Иметь общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП и СБП.
15-16
Р/р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.
2
Урок усвоения знаний, развитие речи.
Практическая коллективная работа.
Работа с текстом упр.№55.
Знать способы сжатия текста, уметь выбирать в тексте основную информацию.
17-18
Р/р. Сжатое изложение.
2
Урок развития речи.
Практическая коллективная работа.
Уметь писать изложение, отбирая основную информацию.
Сложносочиненные предложения.
19-20
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.
2
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная работа.
Синтаксический, пунктуационный разбор предложений.
Расширить знания о ССП. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
21-22
Р/р. Рецензия.
2
Урок развития речи.
Практическая коллективная работа
Написание рецензии на стихотворение. Упр. №75.
Уметь писать рецензии.
Сложноподчиненные предложения
23
Сложноподчиненные предложения. Строение ССП. Подчинительные союзы и союзные слова.
1
Повторительно-обобщающийурок
Практическая коллективная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений.
Закрепить знания о СПП, его строении. Научиться различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки.
24
Строение СПП. Схемы СПП.
1
Повторительно-обобщающийурок
Практическая коллективная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений.
Научиться представлять структуру СПП в виде схем, совершенствовать пунктуационные навыки.
25
Р/р. Урок развития речи. СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП.)
1
Урок развития речи.
Практическая коллективная работа.
Работа с текстами сборника изложений.
Использовать СПП в речи, развивая навыки устного пересказа.
26-27
Р/р. Изложение.
2
Урок развития речи.
Самостоятельная работа.
Изложение.
Развитие умения письменно излагать услышанный текст, самостоятельно мыслить, анализировать текст, развивать творческие способности.
28-29
Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными.
2
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Иметь представление о группах СПП по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных; совершенствовать пунктуационные навыки.
30-31
СПП с придаточными изъяснительными.
2
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Сформировать понятие о придаточных изъяснительных; совершенствовать пунктуационные навыки.
32
СПП с придаточными обстоятельственными.
1
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Получить представление о придаточных обстоятельственных. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
33
СПП с придаточными степени и образа действия.
1
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Получить представление об особенностях СПП с придаточными степени и образа действия, смысловых различий этого вида придаточных предложений; развивать творческие способности. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
34
СПП с придаточными места.
1
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Получить представление об особенностях СПП с придаточными места. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
35
СПП с придаточными времени.
1
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Получить представление об особенностях СПП с придаточными времени. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
36
СПП с придаточными условными.
1
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Получить представление об особенностях СПП с придаточными условными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
37
СПП с придаточными причины.
1
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Получить представление об особенностях СПП с придаточными причины. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
38
СПП с придаточными цели.
1
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Получить представление об особенностях СПП с придаточными цели. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
39
СПП с придаточными сравнительными.
1
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Получить представление об особенностях СПП с придаточными сравнительными, уметь отличать их от других придаточных, сравнительных оборотов. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
40
СПП с придаточными уступительными.
1
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Получить представление об особенностях СПП с придаточными уступительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
41-42
СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными..
2
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Получить представление об особенностях СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
43-44
Контрольная работа «Виды придаточных предложений»
2
Урок контроля.
Самостоятельная работа.
Диктант с грамматическим заданием.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, конструировать СПП разных видов, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма.
45-47
СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.
3
Урок закрепления изученного.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными.
48-49
Р/р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине.
2
Урок развития речи.
Самостоятельная работа.
Сочинение-рассуждение.
Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.
50
Р/р. Деловые бумаги.
1
Урок развития речи.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Составление деловой бумаги.
Уметь оформлять различного рода деловые бумаги в официально-деловом стиле, применять термины, стандартные обороты речи.
Бессоюзные сложные предложения
51-52
Бессоюзные сложные предложения
2
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания.
53-54
БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.
2
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывая свой выбор.
55-56
Двоеточие в БСП.
2
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые причины (причины, пояснения, дополнения).
57-58
Тире в БСП.
2
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Знать условия постановки тире в БСП, выявлять смысловые причины (противопоставления, времени, условия и следствия).
59-60
Р/р. Реферат.
Сообщение на лингвистическую тему.
2
Урок развития речи.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Составление плана, отбор рабочего материала к реферату на лингвистическую тему.
Уметь понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников.
Сложные предложения с различными видами связи.
61-65
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
5
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений
Углубить представление о структуре сложных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
66-67
Р/р. Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи.
2
Урок развития речи.
Практическая самостоятельная работа.
Сочинение.
Развитие речи, творческих способностей. Закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи и навыки постановки знаков препинания в них.
68
Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение».
1
Урок-повторение.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Обобщение изученного материала.
Закрепить знания и умения по пройденной теме, подготовиться к контрольной работе.
69-70
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
2
Урок контроля.
Самостоятельная работа.
Диктант с грамматическим заданием.
Уметь различать разные виды сложных предложений, производить синтаксический и пунктуационный разборы, правильно ставить знаки препинания, правильно воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма.
Общие сведения о языке.
71
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.
1
Урок усвоения знаний.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Работа с текстами.
Иметь представление о роли языка в жизни общества, о развитии языка в связи с историческим развитием общества.
72-73
Русский литературный язык и его стиль.
2
Повторительно-обобщающийурок.
Практическая коллективная работа.
Работа с текстами.
Углубить понятие о стилях языка, сферах его применения, совершенствовать навыки анализа текста.
74-75
Контрольный тест по программе 9 класса.
Анализ работ.
2
Урок контроля.
Самостоятельная работа.
Тест.
Обучить навыкам работы с тестами.
Повторение.
76-77
Повторение. Фонетика. Графика. Орфография.
2
Повторительно-обобщающийурок.
Практическая коллективная работа.
Выполнение практических заданий.
Обобщить знания по фонетике, углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии.
78-79
Повторение.
Лексика. Фразеология. Орфография.
2
Повторительно-обобщающийурок.
Практическая коллективная работа.
Работа со словарем.
Обобщить знания по лексике и фразеологии, совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей.
80-81
Повторение.
Состав слова и словообразование. Орфография.
2
Повторительно-обобщающийурок.
Практическая коллективная работа.
Выполнение практических заданий.
Обобщить знания по разделу «Состав слова и словообразование», совершенствовать орфографические навыки.
82-84
Повторение. Морфология. Именные части речи.
3
Урок-семинар.
Практическая коллективная и самостоятельная работа.
Сообщения учащихся. Морфологический разбор.
Обобщить знания по морфологии именных частей речи, совершенствовать навыки морфологического разбора.
85-86
Повторение. Морфология. Глагол. Орфография.
2
Повторительно-обобщающийурок.
Практическая коллективная работа.
Морфологический разбор.
Обобщить знания по морфологии глагола и его форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.
87-88
Повторение. Морфология. Причастие. Деепричастие.
2
Повторительно-обобщающийурок.
Практическая коллективная работа.
Морфологический разбор.
Обобщить знания по морфологии причастий и деепричастий и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.
89-90
Повторение. Морфология. Наречие. Категория состояния.
2
Повторительно-обобщающийурок.
Практическая коллективная работа.
Морфологический разбор.
Обобщить знания по морфологии наречия и слов категории состояния и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.
91-92
Повторение. Служебные части речи.
2
Повторительно-обобщающийурок.
Практическая коллективная работа.
Морфологический разбор.
Обобщить знания по морфологии предлога, союза, частицы и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.
93-94
Р/р. Сжатое изложение.
Подготовка к ГИА
2
Урок развития речи.
Самостоятельная работа.
Изложение.
Совершенствование навыков изложения текста, формирование самостоятельно мыслить, анализировать текст, развитие творческих способностей.
95
Анализ изложения
1
Урок развития речи
Практическая работа
Работа над ошибками
Развитие творческих способностей
96-97
Повторение.
Синтаксис. Словосочетания и предложения. Пунктуация.
2
Повторительно-обобщающийурок.
Практическая коллективная работа.
Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
Закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения.
98
Употребление знаков препинания.
1
Урок обобщение
Практическая коллективная работа.
Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
Систематизировать сведения о различных случаях употребления знаков препинания, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
99-100
Р/р Сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА.
2
Урок развития речи
Самостоятельная работа
Сочинение
Развитие навыков изложения текста, развитие письменной речи
101
Анализ сочинения
1
Урок развития речи
Практикум
Работа над ошибками
Развитие творческих способностей
102-104
Пробная ГИА
3
Урок контроля
Самостоятельная работа
105
Резерв
1
Заголовок 1Заголовок 3ђЗаголовок 515