Урок музыки по теме: Русская народная музыка 
Конспект урока музыки в 1 классе
Тема урока: «Русская народная музыка»
Цель: Развитие творческих способностей обучающихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с русской народной музыкой.
Задачи:
- развивать художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору России; 
-передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
-проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении русской народной музыки.
1.Дети входят в класс под мелодию русской народной песни «Как на тоненький ледок». 
Учитель читает отрывок из стихотворения «Песня русская» Эльвиры Осиповой:
               Песнями богата родина моя.               Прославляет песня милые края.               Звонкая, веселая, грустная порой               Льется по России вольною рекой.                                        Песня русская-русская душа!                         До чего ж ты, песня, хороша!                         От рожденья до последних дней                         С нами песня-друга нет верней!- Ребята, можете вы определить тему сегодняшнего урока?
Вы правильно определили тему урока 
2. - Вы вошли в класс под музыку. Прозвучало знакомое вам музыкальное произведение? Назовите его. 
- Русская народная песня «Как на тоненький ледок» 
Предлагаю вам послушать песню со словами и одновременно рассмотреть репродукции картин художников и выбрать те произведения живописи, которые, на ваш взгляд, соответствуют содержанию песни.
/Обучающиеся слушают русскую народную песню «Как на тоненький ледок» со словами и на экране через проектор рассматривают слайды с репродукциями картин художников/: 
1. И.Ф.Шультце «Зимнее утро в Энгадине»  
2. Б.Ольшанский «Алёша Попович и Елена Краса» 
3. В. Г. Цыплаков «Мороз и солнце»
- Почему выбрали первую репродукцию? 
-Почему выбрали третью?
-Почему не выбрали вторую?
3. – Сейчас предлагаю вам исполнить песню «Как на тоненький ледок»
- Подумайте, как мы будем исполнять 1 куплет? (Как на тоненький ледок выпал беленький снежок)
-Задорно, весело, звонко, легко
- Почему легко?  
Исполнение 1 куплета.
- Оцените своё исполнение
-Как будем исполнять 2 куплет?
(Выпал беленький снежок, ехал Ванечка дружок)
- Характер меняется или сохраняется? 
- Что изменится? Почему?
- Мы будем исполнять куплет в быстром темпе, значит, должны хорошо работать язычок, губки, зубки, чтобы слова были понятны, для этого согласные звуки произносим отчетливо, а гласные – протягиваем, пропеваем. 
Исполнение 2 куплета.
Оцените своё исполнение. 
- А как исполним 3 куплет? 
(Зима снежная была, все дороги замела)
- Тяжело и в медленном темпе.  
–Почему?
Исполнение 3 куплета.
-Получилось исполнить песню, как мы задумали?
- Молодцы, вы очень старались и справились с поставленной задачей.
4.  - А чтобы наша песня прозвучала ещё ярче и звонче, я предлагаю вам исполнить её под аккомпанемент музыкальных инструментов. А на каких музыкальных инструментах будем аккомпанировать, вы узнаете, отгадав загадку:
           За обедом суп едят,           К вечеру «заговорят»           Деревянные девчонки,           Музыкальные сестрёнки.           Поиграй и ты немножко           На веселых, звонких...  (ЛОЖКАХ)
Мы будем аккомпанировать на ложках и выделять сильную долю. 
- Что такое сильная доля в песне?   Как по-другому можно сказать?
/ударение в музыке, самые яркие, ударные звуки в песне/
Исполнение песни с аккомпанементом на деревянных ложках.
- Какая получилась задорная, весёлая, звонкая песня. 
5. - А знаете ли вы, что в старину деревянные ложки не были музыкальным инструментом?
Учитель рассказывает «Сказку про умные и полезные вещи»
Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, трещотка и дудочка.
Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. 
Дудочка вместе с хозяином дома ранним утром выгоняла стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывала всё стадо домой. 
Трещотка охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
(Примечание: во время рассказа учитель показывает эти инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).
Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них балалайка, бубен, коробочка, бубенцы и колокольцы.
   Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки скоморохов, потешавших народ.
   Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. 
«Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. 
«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и дудочка.
Тут в разговор вступил бубен. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим!». 
«Ой!», - воскликнула трещотка. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». 
«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - прозвучали колокольцы и бубенцы. 
С тех самых пор путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И стала семья их называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов. 
Слушание музыки
- Прозвучала русская народная песня «Светит месяц, светит ясный» в исполнении оркестра русских народных инструментов  
- Ребята, какое настроение создала эта музыка? 
- Как вы думаете, почему такое настроение? 
6. Предлагаю вам поработать в парах
На рисунке изображены музыкальные инструменты. 
Обсудите, посоветуйтесь друг с другом и выберите только русские народные инструменты. Карандашом проведите стрелочки от заголовка к инструментам. 
Ответы детей.
-Какие инструменты вы не выбрали? Почему? 
 Вы совершенно правы. 
7. Послушайте музыкальное произведение и вспомните его название. 
Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла» 
- Эта песня хороводная. Что означает слово ХОРОВОД?  
-Давайте посмотрим значение слова ХОРОВОД в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:
Хоровод - народная игра -движение людей по кругу с пением и пляской.  
- Ребята, как мы будем водить хоровод? Вспомним правила.
- Я приглашаю вас в хоровод. 
- В старину хороводы водили на лугу, на полянке, пели хором без сопровождения музыкальных инструментов, а с помощью движений изображали то, о чем поется в песне. 
- Мы сегодня будем водить хоровод как в старину.
Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» в хороводе.
8. Мы остались на нашей поляне, где растут красивые цветы. Но цветы – необычные. На каждом цветке написано слово с заданиями, которые вы выполняли на уроке. Выберите цветок с тем заданием, которое вам больше всего понравилось и на этот цветочек посадите бабочку.
-Посмотрите, как оживилась наша полянка – какая она стала красочная, нарядная! 
- Ребята, я благодарю вас за работу на уроке. Наш урок окончен.
Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла», обучающиеся выходят из класса.