Урок-экскурсия по литературному чтению с интегрированным уроком окружающего мира Красота в простом ( 2 класс)

Урок-экскурсия по литературному чтению с интегрированным уроком окружающего мира.
УМК « Перспективная начальная школа» 2 класс
Тема: Красота в простом.
Цель урока: научиться видеть красоту в простых, обыденных вещах, окружающих нас .
Задачи урока: выявить контраст между обыденным взглядом и поэтическим, показать разнообразие мира природы, которая окружает нас повсюду, прививать любовь к природе; вспомнить ,повторить , какие изменение происходят с приходом осени; развививать внимательность , воображение.
Примечание: целесообразно провести этот урок-экскурсию при изучении главы « В гостях у Барсука» после прочтения произведения С. Козлова «Красота»и посещения « Музейного дома» и анализа иллюстраций Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», А. Дюрера «Травы».
Оборудование: блокнот , цветные карандаши, лупа, карточки с заданием.

Орг. момент.
Обсудить с учащимися правила поведения на экскурсии. (Идти парами, не разбегаться, прислушиваться к инструкциям учителя, бережно относится к природе.)
Актуализация знаний.
Что у вас ассоциируется со словом «красота»? (тепло, нежность , любовь, удивление, переживание, любование).
Вспомните произведение, прочитанное нами на последнем уроке литературного чтения ? ( С. Козлов «Красота»).
Какова основная мысль произведения? ( Герои находили красивое в обычных вещах).
- Как вы думаете, какова цель нашей экскурсии? (Научится находить красоту в том, что находится вокруг нас).
3. Ход основного урока.
1)
- Напомните, какое сейчас время года? (Осень).
- Какие изменения происходят в природе с приходом осени? ( Солнце светит не так ярко, становится прохладнее, дни становятся короче, листья желтеют и опадают, перелётные птицы улетают на юг, животные начинают готовиться к зиме).

- Послушайте стихотворение об этом времени года «Лес точно терем расписной лиловый, золотой, багряный
- Какие краски использует поэт в описании осени?
- Оглянитесь вокруг, какие краски видите вы? Вспомните, а какого цвета были листья летом?
Многие поэты любят осень. В частности, А.С. Пушкин
·посвятил многие из своих произведений этому времени года. А кто из вас любите осень? За что?
-А давайте устроим соревнование, кто найдёт самый красивый или необычный осенний лист.(Ребята приносят листья и вместе определяем с какого дерева этот лист и какой самый на наш взгляд красивый лист или листья, аргументируя свой выбор).
- Попробуйте зарисовать лист какого-нибудь дерева. На что надо обратить внимание ?( на форму, прожилки , черешок, окраску).
А теперь встаём в круг и устраиваем поднимаем руки с блокнотиками высоко над головой и устраиваем выставку рисунков.
Физминутка- Любая игра в которую можно поиграть всем классом на свежем воздухе, напр. «Разрывные цепи».
2) Делимся на группы по 5 -6 человек и каждая группа получает задание понаблюдать за тем или иным объектом природы и ответить на вопросы:
- Что необычного или красивого вы видите в этих предметах и с чем вы их можете сравнить?
Например:
1 группа –деревья(напр.,разнообразие, форма и наклон стволов, ветвей, напоминают людей которые стоят одиноко или полуобнявшись, а ветки –цепкие лапы пауков)
2 группа –небо, облака.(напр., лошадки)
3 группа –земля устланная листьями (напр., ковёр)
Группы делятся друг с другом результатами наблюдений и обсуждений.
3)
- А какие органы чувств помогли вам это всё увидеть?(глаза).
Как вы думаете, а красоту природы можно только увидеть?(нет почувствовать , услышать)
Расскажите, какие звуки осени вы слышите сейчас? ( Шум ветра и листвы, шуршание листьев под ногами , крики птиц).
А что вы можете ощутить? (Дети разбегаются и трогают кору деревьев, веточки , траву, листья ,камешки).
Рефлексия.
Понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия?
Что вы сегодня узнали?
Удалось ли вам обнаружить красоту в обычных вещах, окружающих нас?
Что запомнилось больше всего?
Домашнее задание.
Нарисовать то, в чём вы обнаружили красоту или то,что поразило вас больше всего.