Программа курса Детский правозащитный университет.

Программа объединения




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 13 – 15 лет


Руководитель объединения

Годжоева М.Н.




с.Унцукуль






Пояснительная записка

Программа объединения «Детский правозащитный университет» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с учетом дидактических требований к уровню подготовки подростков основных школ.
Программа включает важнейшие вопросы развития основ правовой культуры обучающихся, освоение знаний о правовых принципах, формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях.
Ученик, посещая занятия данного кружка, приобщается к различным сферам общественной жизни, а это является условием становления свободной и социально ответственной личности. Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает овладение умениями применять полученные знания и основные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, выбора моделей правомерных моделей поведения.

Цель программы: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.

Задачи состоят в том, чтобы:
повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;
активизировать гражданскую позицию, способствовать развитию волонтерского движения среди детей и молодежи;
сократить разрыв между теорией и практикой в правовом образовании школьников;
вовлечь детей в практическую правозащитную работу;
усилить диалог и сотрудничество между поколениями правозащитных организаций;
включить детей в процессы, направленные на развитие демократии в правовом государстве;
сформировать компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции. сформировать основы гражданско-патриотического сознания, нравственную позицию


Методы преподавания данного объединения определяются его целями и задачами. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения обучающихся опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. В перспективе планируется плотное взаимодействие с воспитанниками других объединений и администрацией МКОУ УДОД
Программа рассчитана на __ часа. Режим проведения занятий: в неделю три раза.

Возраст участников 13 – 15 лет, т.е. программа кружка предназначена для учащихся 7 - 9 классов.

Основными формами занятий являются групповая работа, ролевая игра, практикум, игра – тренинг, создание и защита проекта.

Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- право, его роль в жизни общества;
- норма права;
- понятие прав, свобод и обязанностей;
- понятие и виды юридической ответственности.
Учащиеся должны уметь:
выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;
создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;
строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
проводить самооценку собственных знаний и умений;
принимать решения, принимать ответственность на себя;
реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;
устанавливать конструктивные отношения с людьми;
приобретать навыки организации труда.

Итоги реализации данной программы:
- защита проекта;
- помощь педагогам в проведении правовых дней в ОУ.




















Учебно - тематический план


Название разделов
Всего
часов
Теория

Практика

Тема 1. Право и его роль в жизни общества




Тема 2. Международно - правовые документы по правам человека (ребенка). Конвенция о правах ребенка




Тема 3. Нарушение прав человека (ребенка). Защита прав человека (ребенка)




Тема 4. Кто защитит твои права. Уполномоченный по правам ребенка в России.




Тема 5. Правовое государство. Местное самоуправление и гражданское общество. Участие граждан в политической жизни страны, региона.




Тема 6. Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолетних, предусмотренные трудовым законодательством




Тема 7. Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда. Поощрения и взыскания




Тема 8. Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений




Тема 9. Статус ребенка в уголовных правоотношениях




Тема 10. Подросток как участник административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях




11. Милиция: структура, права и обязанности




12. Гражданские правоотношения. Правоспособность. Дееспособность несовершеннолетних




13. Защита проекта «Подросток и закон»




14. Правовой практикум
«Я - правозащитник»




Всего





Содержание программы

Тема 1. Право и его роль в жизни общества
 Право. Признаки права. Формы права. Виды нормативно-правовых актов. Структура права. Норма права. Роль права в жизни общества.
   Цель: объяснить значение понятия «право», обсудить роль права в жизни общества; соотнести ситуации с тем или иным значением права; сформировать установку на необходимость соблюдения правовых норм.
   Основные понятия: право, признаки права, нормативно-правовой акт, прецедент, правовой обычай, правовой договор, норма права, институт права,  отрасль права, гипотеза, диспозиция, санкция.
   Формы и методы проведения занятия: групповая работа - метод «Займи позицию», ролевая игра «О чем пишут газеты?»; практикум.

Тема 2. Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Конвенция о правах ребенка
   Цель: познакомить с историей создания международно-правовых документов о правах человека, объяснить значение понятий «декларация» и «конвенция»; сформировать представление об универсальности прав и свобод, содержащихся в международно-правовых документах, важности их принятия мировым сообществом.
   Оборудование: Международно-правовые документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция ООН о правах ребенка.
   Основные понятия: международно-правовой акт, декларация, конвенция.
   Формы и методы проведения занятия: групповая работа работа над притчей, работа с документами о правах человека, работа со схемой, экспресс-викторина, игра «Воображаемая страна»; практикум-игpa-тренинг «Правовое буриме».

Тема 3. Нарушение прав человека (ребенка). Защита прав человека (ребенка)
  Цель: рассмотреть случаи нарушения прав человек (ребенка), определить способы защиты прав человека, проанализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека и соотнести их с положениями международно-правовых документов.
  Основные понятия: право человека, геноцид, апартеид, расизм,  национализм, дискриминация, правозащитник, омбудсмен.
  Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа над понятиями, ролевые игры «Пострадавшие и правозащитники», «Заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы»; практикум – игpa-тренинг «Гигантские шаги».
 

Тема 4. Кто защитит твои права. Уполномоченный по правам ребенка в России.  
  Цель: познакомить учащихся с историей создания института Уполномоченного по правам человека (ребенка) в мире, в России; назвать направления деятельности омбудсмена; проанализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека (ребенка), в разрешении которых ведущую роль играет омбудсмен; найти пути решения проблем; соотнести ситуации с международно-правовыми документами по правам человека.
  Основные понятия: омбудсмен, свобода человека, правовое пространство, медиация, конфликт.
  Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами, методы «Мозговой штурм», «Ранжирование», моделирование с элементами обсуждения, ролевая игра «Медиация»; практикум - социологический опрос, тренинг «Переговоры».

Тема 5. Правовое государство. Местное самоуправление  и гражданское общество. Участие граждан в политической  жизни страны, региона.  
 Цель: назвать формы участия граждан в политической жизни страны, региона; дать характеристику деятельности общественных правозащитных организаций, действующих в интересах детей; выделить признаки, присущие правовому государству и гражданскому обществу.
  Основные понятия: гражданское общество, правовое государство, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, прямая демократия, выборы, пропорциональная и мажоритарная избирательная системы, референдум, гражданский форум.
  Формы и методы проведения занятия: групповая работа - работа с высказыванием, лекция с элементами обсуждения и работы с документами, ролевая игра «Съезд Советов», деловая игра «Выборы», Гражданский форум «Как снизить рост преступности и сделать жизнь в Малиновке безопасной», практикум.

Тема 6. Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолетних, предусмотренные трудовым законодательством
  Цель: познакомить с трудовым законодательством, рассмотреть льготы для несовершеннолетних, предусмотренные Трудовым кодек сом; проанализировать ситуации, связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с положениями трудового законодательства и найти пути решения проблемы.
  Основные понятия: право на труд, трудовые правоотношения, трудовая правоспособность, трудовая дееспособность, трудовое законодательство, труд.
  Формы и методы проведения занятия: работа с высказываниями по теме, над притчей, синквейн «Труд», работа с документа ми, ролевая игра «На приеме у юриста»; практикум - «Юридическая клиника».

Тема 7. Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда. Поощрения и взыскания
   Цель: познакомить учащихся с правилами приема на работу; от- практические навыки составления резюме и трудового договора, ведения переговоров с работодателем с целью успешного приема на работу, составления искового заявления по поводу нарушения трудового законодательства; проанализировать ситуации, связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с трудовым законодательством РФ.
  Основные понятия: рынок труда, работодатель, работник, дисциплина труда,  резюме, собеседование, трудовой контракт, исковое заявление, Трудовой кодекс РФ.
   Формы и методы проведения занятия: моделирование «В кадровом агентстве» (обсуждение ситуации); групповая работа «Ищу работу», презентация работы групп; деловая игра «Трудовой спор»; практикум.


Тема 8. Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений
   Цель: познакомить с основными положениями семейного законодательства РФ; анализировать и соотносить ситуации с нормами семейного права, решать юридические задачи.
  Основные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, брак, личные неимущественные и имущественные права супругов, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей.
  Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами; рассмотрение ситуаций в соответствии с нормами семейного права; практикумы - «Семейный адвокат», «Права и обязанности ребенка в семье».

Тема 9. Статус ребенка в уголовных правоотношениях
  Цель: определить отличительные признаки преступления, виды правонарушений; соотнести ситуации с нормами права, решить юридические задачи; отработать навыки составления заявления о преступлении.
  Основные понятия: правонарушение, преступление, юридическая   ответственность, вина,   соучастие, исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, Уголовный кодекс РФ, исковое заявление.
  Формы и методы проведения занятия: метод «Займи позицию)»; групповая работа; практикум.

 Тема 10. Подросток как участник административных  правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях
  Цель: рассмотреть отличие административных правонарушений от уголовных; охарактеризовать виды административных наказании, проанализировать ситуации и соотнести их с нормами административного права; решить юридические задачи.
  Основные понятия: административный проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, административный арест.
  Формы и методы проведения занятия: моделирование «Случай в кинотеатре», моделирование «Административный проступок».

Тема 11. Милиция: структура, права и обязанности
   Цель: познакомить со структурой правоохранительных органов РФ, определить права и обязанности милиции, обсудить проблемы российской милиции.
   Основные понятия: правоохранительные органы, уголовный розыск, патрульно-постовая служба ,ПДН, КДН.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа - обсуждение фотосюжетов, метод «Мозговой штурм», телепередача  «Времена» (тема «Проблемы российской милиции»); практикум.

Тема 12. Гражданские правоотношения. Правоспособность. Дееспособность несовершеннолетних
  Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права и соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договора, решить юридические задачи.
   Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.
   Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа, практикум.

Тема 13. Защита проекта «Подросток и закон»
   Цель: научить практическим навыкам разработки, исследования и презентации проектов, связанных с правовой тематикой.
  Основные понятия: исследование, социологический опрос, проект, анкетирование, интервьюирование, тестирование.
  Формы и методы проведения занятия: защита проекта, форум, «круглый стол».

Тема 14. Правовой практикум «Я - правозащитник»
  Цель: выявить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения   курса.
  Основные понятия: правозащитное движение, общественные организации, гражданское общество.
Формы и методы проведения занятия: тестирование, «юридическая клиника».































Информационные ресурсы

Всеобщая Декларация прав человека. http://www.un.org/russian/topics/humanrts/hrschool.htm
Гражданский кодекс РФ (извлечения)
Григорьева Н.А. Подготовка учащихся 9-11 классов к олимпиадам по праву.- Панорама, 2006
Иоффе А.И. Методические материалы по гражданскому образованию: учебное пособие – М.: 2003
Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечения)
Конвенция о правах ребенка (извлечения): http://www.hri.ru
Конституция Российской Федерации
Международный пакт о гражданских и политических правах (извлечения)
Международный пак об экономических, социальных и культурных правах (извлечения)
Мозаика граждановедения: учебно-методические рекомендации.- Брянск: 2005
Обществознание в таблицах и схемах/ сост. Т.Г.Сазонова – СПб, 2005
Пронькин В. Живое право. Курс практического права.- СПб, 2000
Семейный кодекс Рф (извлечения)
14. Степаненко С.Н.Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова – Волгоград: Учитель, 2009
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (извлечения)
Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет»:
методическое пособие/ сост. О.А.Северина., Е.Н.Сорокина; под ре. О.В.Козачек, В.В.Черникова.- М.: Глобус, 2007
900igr.net - Презентации по праву
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - детский сайт «Шаг навстречу»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Детский центр правовой информации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – методическая коллекция А.И.Чернова
http://www.uznay-prezidenta.ru/ - «Президент России гражданам школьного возраста»
http://www.rfdeti.ru/ - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
http://www.pravadetey.ru/index.html - «Права ребенка - твои права» - информационно-правовой ресурс для детей
Детский правовой сайт http://mir.pravo.by/
Школьный сектор ассоциации "Реларн" : правовая защита детей, новости для
детей, учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Детский правозащитный университетArial Black15