Разработка урока по русскому языку Повторение и обобщение темы Местоимение


Тема: Повторение и обобщение темы «Местоимение»
Цель: повторить и обобщить знания о местоимении; обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу «Местоимение»; совершенствовать навыки правописания местоимений; развивать речевые навыки и умения учащихся.

Ход урока
1.Слово учителя
- Представьте себе ситуацию, которая описана в стихотворении:
Имя Существительное,
Имя восхитительное,
Скрылось, улетело, унеслось!
Следом – Прилагательное,
Умное, внимательное,
Над Словами тоже лихо пронеслось.
Все слова в смятении:
Ищут объяснения.
Возвратятся? Может быть, авось
На Местоимение
Вдруг нашло затмение,
И безотлагательно было решено:
Станет вместо каждого и иного важного
Он, она, оно.

- Итак, ребята! Мы с вами познакомились со всеми разрядами местоимения. На следующем уроке у вас контрольная работа. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (повторять всё, что мы знаем о местоимении)

2. Повторение теории, используя приём «Закончи предложение»
1) Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предмет, но не называет его)
2) Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам)
3) В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим, дополнением)
4) Возвратное местоимение (себя) не имеет... (И.п., рода и числа)
5) Вопросительные местоимения служат... (для выражения вопроса)
6) В неопределенных местоимениях кое, то, либо, нибудь, пишутся ... (через дефис)
7) В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно? (когда между местоимениями и не/ни есть предлог)

2. Разминка «Лови ошибку» (найти ошибку в правописании местоимений, записанных на доске)
Ждать не кого, чтото обнаружил, с кем-то заговорил, коечто узнал, рассказать кому либо, некого не было, не скем поговорить, не которые личности, коекто из учеников, никому не сказал, ничего делать, отказать кому нибудь.

3. Игра «Найди местоимения»
- Ребята, из предложенных фразеологизмов выберите и запишите те, в которых есть местоимения.
Сидеть сложа руки И нашим и вашим
Ни в какие ворота Мерить на один аршин
Кусать себе локти Как в воду канул
Бог с тобой Взять себя в руки
Себе на уме Не в своей тарелке
Быть на седьмом небе Зарубить себе на носу
Знать себе цену Иголке негде упасть
Бежать сломя голову И никаких гвоздей
4. Работа в парах.
Задание № 1
Поставить местоимение в начальной форме, определить разряд, падеж. Моего - (мой) кого-то - (кто-то)
Никого - (никто) со мной - (я) Нашего - (наш) твоего - (ты) Ваши - (ваш) своему - (свой)
Никакому - (никакой) ему - (он)

Задание № 2
Запишите подходящее местоимение.
1) Личное местоимение, 1 л., ед.ч. Т.п. (со мной)
2) Неопределенное местоимение, Д.п. (чему-то?)
3) Указательное местоимение, П.п. (о той)
Возвратное местоимение, Р.п. с предлогом С (с себя)
Личное местоимение, З л., ед.ч., ж.р., Т.п. с предлогом О (о ней)

Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка, Если ты солдатик стойкий. Ногу левую – к груди,  Да смотри – не упади.  А теперь постой на левой,  Если ты солдатик смелый.
Какие местоимения встретились в физкультминутке?
(ты).
5. Работа в группах (для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями. Какая группа правильнее справится с заданием ).
Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.
Интересная загадка.
Однажды . шёл по лугу. Ко .. пристала ласточка. . кружилась около Ласточка задевала за плечо, кричала жалобно, словно .. отнял у . птенца, и ..просила отдать .. обратно. .. не понимал, что . нужно. Я рассказал об этом деду, а .посмеялся надо ..и всё объяснил.
Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет.. в траве, а ..летает около человека и ловит. на лету.
6. Редактирование текста
Найти и исправить речевые ошибки.
В доме у нас появился котёнок, котёнок был маленький и пушистый. Когда котёнка гладили, котёнок закрывал глазки и начинал громко урчать. За это мы серенького котёнка прозвали Моторчик.

7. Викторина
1. Какие три местоимения не имеют именительного падежа? (себя, некого, нечего)
2. Какое отрицательное местоимение перешло в имя существительное? (ничья)
3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?(оно, тот)
4. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному, чтобы получить много крупных плодов? (тыквы)
5. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?(он-но)


8.Рефлексия
- Как вы думаете, справитесь ли вы теперь с контрольной работой? (выбирают смайлики)

9. Подведение итогов. Оценка ответов учащихся.

Домашнее задание: составить загадки, ребусы, кроссворды, тесты по теме «Местоимение»



























 
·