Какого цвета осенняя листва
Какого цвета осенняя листва?
Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве»
Цели и задачи:
Ознакомить с видами художественной деятельности, понятием «цветовой круг», порядком расположения в нем оттенков;
развить чувство цветовой гармонии, умение увидеть красоту в окружающем мире;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Для учителя – репродукции картин «Золотая осень» И. Левитана, «Опавшие листья» И. Бродского, «Осень» И. Шишкина; рисунки Мастеров Изображения, Украшение, Постройки;
таблица «цветовой круг»;
Аудиозапись «Сентябрь» П. Чайковского;
Для учащихся – два плотных альбомных листа, гуашь, палитра, осенние листья.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Беседа по теме урока, повторение пройденного материала.
-Ребята, сегодня мы познакомимся с тремя Мастерами – волшебниками, которые помогают всем желающим освоить и понять изобразительное искусство. Один из волшебников поможет нам вернуть деревцу потерянный наряд. Итак, к нам в гости спешат Мастера…
-Знакомьтесь. Это – Мастер Изображения, здесь мы видем Мастера Украшения, а этот Мастер Постройки. Как вы думаете, почему у них такие имена? (они украшают, строят, рисуют, радуют людей своими работами.)
--Правильно! Каждый Мастер делает свою работу, но при этом помогает другому. Посмотрите на эти предметы (ваза, игрушка, пенал); сначала Мастер Изображения их придумал, нарисовал, потом Мастер Постройки сделал, а Мастер Украшения все украсил.
-Друзья Мастера что- то нам сегодня принесли. Что же это такое? «ученики могут предположить, что это мяч, зонтик, шарик и другое) -Перед вами, ребята, цветовой круг. Посмотрите, кажется, что краски взялись за руки и водят хоровод. У каждой краски есть свое место в этом хороводе.
-Найдите в этом круге основные цвета. Почему зеленый цвет стоит между желтым и синем? Где место оранжевой краски? Какой цвет стоит между синем и красным? Почему ? Я думаю, что сейчас все вспомнили основные и составные цвета. Спасибо нашим Мастерам.
_А сейчас Мастер изображения приглашает всех в осенний лес.
(Звучит музыка П. Чайковского «Сентябрь» (из цикла «Времена года»)).
-Послушайте стихотворение И. Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной.
-Кто же расписал терем- лес? (Осень – художница.)
-Что за цвета: лиловый, золотой, багряный? (Лиловый- цвет сирени, фиалки; золотой –блестяще –желтый; багряный –темно- красный.)
-Посмотрите, какие цвета выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени.
(Просмотр репродукций, обсуждение выбранных художниками цветов.)
-Очень важно не только увидеть красоту природы, суметь ее изобразить, найти нужные цвета, но и сохранить для будущего. Если люди будут бездумно вырубать леса, не соблюдать правила поведения в лесу (очень часто гибнет из –за пожара), то , возможно, в будущем мы сможем любоваться лесом только на картинках. Поэтому очень важно помнить, что красоту, которая нас окружает , нужно беречь, охранять и восхищаться ею.
-Посмотрите, как красивы осенние листья! Попробуйте определить, на каких деревьях они выросли. Рассматривая листья, что вы можете о них сказать: одинаковой ли они формы, цвета. Какой формы листья? (Треугольной, овальной, круглой.)
-Расскажите о строении краев листьев, прожилках, окраски. Выберите самый красивый листок, в какие цвета он окрашен? Обратите внимание, некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько оттенков разных цветов. Какие мы видим оттенки? Попробуйте определить эти нарядные цвета.
3.Творческая практическая деятельность учащихся.
-Мастер Изображения, гуляя по лесу, увидел вот это грустное дерево. (Изображение обнаженного дерева вывешивается на доске)
-Почему дерево загрустило? Я предлагаю вам стать волшебниками и вернуть озябшему деревцу потерянный осенний наряд. Для этого нарисуйте на каждом листе бумаги один осенний лист. Можно изображать листья с любого дерева, потому что наше дерево волшебное.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1.Разместить листок на плоскости бумаги, наметить место изображения (высоту, ширину).
2.Определить форму, на какую геометрическую фигуру похож изображенный листок. Нарисовать ее.
3. Провести по середине геометрической формы линию (ось симметрии).
4. Оформить края листочка (волнистые, зубчатые и т.д.), нарисовать прожилки.
5.Окрасить листочек в нужный цвет, используя разные оттенки.
6. Подсушить рисунок, вырезать.
Ученики, которые выполнят работу первыми, собирают вырезанные листочки и приклеивают их на дерево.
Итог урока:
Выставка и анализ работ;
Обобщение темы урока
Уборка рабочего места.