Исследовательская работа по литературе на тему Звук и смысл в стихотворении С. Есенина Идёт зима, аукает… (5 класс)



Научно-исследовательская работа
по литературе

Звук и смысл в стихотворении С.Есенина
«Поёт зима - аукает».






Выполнил: ученик 6б класса школы №30
г.Дзержинска Нижегородской области
Викулов Денис
Руководитель: педагог-психолог,
учитель русского языка и литературы
Викулова Ольга Анатольевна















2015год. Дзержинск

Вступление.

Тема, которую я выбрал, на мой взгляд, очень интересная, увлекательная и познавательная, ведь я очень люблю стихи С. Есенина. Стихотворение «Поёт зима, аукает» я выбрал неслучайно. Оно мне нравится тем, что оно очень звучное, красивое, доброе. Оно интересно тем, что звуки в нем не только образуют слова, из которых создаются картины и образы, но и существуют как бы сами по себе, отдельно от слов, создавая звучание каждого образа, а также музыку и ритм стихотворения в целом. Картины, которые созданы С. Есениным в этом стихотворении, можно не только прочувствовать и представить, но и услышать, потому что каждый звук в нем несет определенный смысл.

Я хочу проанализировать стихотворение С.Есенина «Поёт зима - аукает». Выяснить, какую роль играют звуки в этом произведении, какой смысл они вносят в общее содержание. Как помогают создать разные образы стихотворения, как меняют настроение автора и впечатление читателя. Поэтому цель моей работы - проследить, какие звуки использует поэт при создании разных картин и образов, и как звуки в разных сочетаниях влияют на смысл и настроение стихотворения.

















Главная часть.

В начале стихотворения представляется такая картина: зимний сосновый лес, высокие деревья, покрытые снегом, мохнатые сосны, среди которых ощущается красивая поступь Зимы.
Зима – это добрая женщина, она окутала снегом, как тёплым пуховым одеялом, деревья и поёт им, как своим детям, тихую колыбельную песню. Эхо повторяет её и разносит среди деревьев, которые отзываются сотнями звонких голосов.
Лес наполнен светом и звуком, вокруг всё искрится на солнце. Создаётся картина сказочного леса, где Зима выступает в роли доброй матери-хозяйки.
Есенин не случайно использует здесь повторение звуков [a], [y].

[ п а й’ о т з’ и м а а у к а й’ э т
м а х н а т ы й’ л’э с б а й’ у к а й’ э т
с т а з в о н а м с а с н’ а к а ]

Звук [а] показывает, как красива Зима, как необъятна её власть над природой. Огромную роль играют здесь гласные звуки, повторение которых не только создаёт образы стихотворения, но и показывает настроение лирического героя. В звуке [у] слышится равномерное качание веток сосен, звон эха над куполом их вершин и в то же время завывание и поскрипывание мороза.
Эти звуки сливаются в гармоничный ассонанс заботливой матери-Зимы и мохнатого ребёнка-Леса и создают настроение заботы, спокойствия. Кажется, что в следующих строках перед нами откроется сказка.
Но уже в четвёртой строке настроение меняется: взгляд устремляется вверх, и мы видим облака, которые уплывают в какой-то другой мир, о котором ничего неизвестно. И, видя, какие они серые, скучные, тяжёлые, мы можем сказать, что они состарились и покидают этот мир, поэтому на душе становится грустно. И это состояние помогает передать повторение звука [о] в последних строках первой строфы.

[ К р у г о м с т а с к о й’ г л у б о к а й’ у
п л ы в у т ф с т р а н у д а л’ о к а й’ у
с’э д ы й’э а б л а к а ]
Звук [о] вступает в ассонанс со звуками [а] и [у] . Вместе они создают размеренность и напевность звучания, помогают передать загадочность, таинственность уплывающих вдаль облаков.
Во второй строфе поэт переносит читателей в один из городских дворов, и здесь таинственность окончательно исчезает, ожидание сказки не оправдалось: несмотря на появление нового образа – олицетворения (метелицы), мы видим вполне реальную картину.
Двор, покрытый снежным ковром. Небольшая стайка воробышков, приютившихся на одном из окон.
Новый смысл вносит здесь звук [и]. Он помогает поэту выразить отношение к маленьким воробышкам – милым маленьким пташкам, которые для лирического героя, как детки сиротливые, озябли и прижались у окна.
Повторение звука [а], который лейтмотивом проходит через всё стихотворение, несет теперь совершенно иной смысл: теперь он характеризует не действие матушки – Зимы, а состояние воробышков.
Звук [у] также присутствует при описании образа голодных замерзающих пташек. Но, в отличие от первой строфы, где [у] и [а] сливались в гармоничное звучание, в третьей строфе [у] противопостоит звукам [а] и [и].

[ а з’ а б л’ и п т а ш к’ и м а л ы й’ и
г а л о д н ы й’и у с т а л ы й’ и
и ж м у ц ц а п а п л а т н’ э й’ ]

Почувствовать состояние замерзших голодных воробышков помогают также согласные звуки [ж] и [ц]. Они передают дрожание крылышек нахохлившихся и прижавшихся друг к другу птичек: при[ж]ались, [ж]му[цц]а.

Интересно проследить появление новых образов в стихотворении –
Метелицы и Вьюги. Обе они порождение Зимы, но совершенно разные по характеру и звучанию. При описании действия Метелицы Есенин использует различные гласные: здесь есть и [а], и [э], и [и], и [ы], [o] – как будто хочет показать, какой разной может быть Метелица. Неоднократное повторение звуков [а] и [и] создаёт впечатление, что она добрая, поэтому и воробышки ведут себя, как шаловливые дети. Неслучайно звук [и] повторяется в словах
[ м’и т’ э л’и ц а] , [ с т’э л’ и цц а], [ и г р’и в ы й’ и].

Но звук [о] звучит диссонансом и тем самым разрушает образ доброй Метелицы, предостерегает, что она обманчива:

[А п о д в а р у м’и т’э л’и ц а
К а в р о м ш э л к о в ы м с т’э л’и цц а
Н о б о л’ н а х а л а д н а]

- не мама она вовсе, а мачеха, которая не согреет, а заморозит, поэтому воробышки

[К а к д’э т к’и с’и р а т л’и в ы и
П р’и ж а л’ и с’ у а к н а]

Вьюга, в отличие от Метели, ещё более сурова, да она этого и не скрывает, поэтому поэт характеризует её действие не гласными, а согласными звуками [ш], [ч], [ц]: бе[ш]еным, сту[ч]ит, зли[цц]а.

Но своим бешеным ревом и стуком Вьюга убаюкивает пташек. Холод им не страшен. Уверенность и спокойствие слышатся в звуках [р] и [ж], которыми поэт характеризует прижавшихся друг к другу нахохлившихся воробышков.

[ д р’э м л’ у т н’э ж н ы й’ и]
[ в’и х р’и с н’э ж н ы й’ и]

В четвёртой строфе снова появляется ассонанс [а] и [у], который уступает место несколько раз повторяющемуся звуку [и]. Этот звук принадлежит новому образу стихотворения – образу Весны, которая появляется в самом конце стихотворения, но её приход чувствуется уже в начале четвертой строфы в звуках [р], [ц], [а]. Эти звуки придают спокойствие и уверенность птичкам, а также показывают красоту приближающейся Весны.

[ И д р’э м л’ у т п т а ш к’ и н’э ж н ы й’ и
П а д э т’и в’и х р’и с н’э ж н ы й’ и
У м’о р з л а в а а к н а
И с н’и цц а и м п р’и к р а с н а й’а
В у л ы п к а х с о н ц а й’а с н а й’а
К р а с а в’и ц а в’э с н а]

Я заметил, что одни и те же звуки в разных сочетаниях имеют разное звучание и несут совершенно разное смысловое значение.

Шипящие согласные в сочетании с гласными [о], [и], [э] передают завывание вьюги, веют холодом.

[а в’у г а с р’о в а м б’э ш э н ы м
с т у ч’и т п а с т а в н’а м с в’э ш э н ы м
и з л’и цц а ф с’о с’и л’н’э й’]

А в сочетании с гласным [а] они помогают почувствовать состояние маленьких милых воробышков, которые, «как детки сиротливые», жмутся друг к другу.

[а з’а б л’и п т а ш к’и м а л ы й’э
г а л о д н ы й’э у с т а л ы й’э
и ж м у цц а п а п л а т н’э й’]

Чаще всего в стихотворении повторяется звук [а]. Но в каждой новой строфе он разный, он передаёт новый смысл и имеет другое звучание. В начале стихотворения звук [а] – это часть колыбельной песни. Он тихий, слабый, безударный:

[А у к А й’э т]
[б А й’у к А й’э т]

В конце строфы он создает рифму и звучит уверенно, открыто, он ударный. Он как бы переключает слух на зрение и заставляет посмотреть на сосны, затем поднять голову и увидеть зимнее небо:

[с А с н’А к А]
[А б л А к А]
Во второй строфе [а] звучит открыто, сильно. Он как бы «замораживает» и с помощью неточной рифмы разрушает равновесие и гармонию зимнего леса:

[х А л А д н А]
[у А к н А]

В третьей строфе звук [а] характеризует пташек:

[А з А б л’и] [п т А ш к’и] [г А л о д н ы й’э]

а в рифмующихся словах он обобщает состояние всех маленьких существ, которые оголодали, измучились, устали от холода, и пробуждает жалость к ним:

[м А л ы й’э]
[у с т А л ы й’э]

В последней строфе стихотворения звук [а] несёт свет солнца и тепло наступающей весны:

[п р’э к р А с н А й’А]
[й’А с н А й’А]

Здесь, как и во второй строфе, неточная рифма со словом «окна». Многократное повторение звука [а] и последний ударный слог -на несут в себе настроение уверенности. Чувствуется что-то теплое, радостное:

[А к н А]
[к р А с А в’и ц А в’э с н А]

Несмотря на то, что в стихотворении изображены картины зимы, от него веет теплом, радостью, надеждой на что-то хорошее.





Выводы.

В стихотворении С.Есенин намеренно использует некоторые гласные и согласные звуки, которые помогают увидеть качание веток сосен в лесу, снежные сугробы во дворе, движение облаков по небу, услышать чириканье воробышков, завывание вьюги, поскрипывание оконных ставней, скрежет птичьих лап по карнизу, уловить движение ветра и шуршание птичьих крылышек. Разные сочетания звуков помогают представить заботливую Матушку-Зиму, юную проказницу Метель, злую, холодную Вьюгу, а также почувствовать настроение лирического героя. Звуки в стихотворении С. Есенина не только создают слова, но и вносят свой неповторимый смысл в каждое предложение, в каждую строку, в каждую картину и образ стихотворения, имеют свой неповторимый облик. Звуки, как и слова в языке, многозначны, и в разных сочетаниях они несут разный смысл. Каждый звук в стихотворении не случаен. Он не только «слышимый», но и видимый, и осязаемый - он живой, как сами стихи великого русского поэта С. Есенина.
Работая над этой темой, я сделал для себя важные открытия. Внимательно вчитываясь в это стихотворение, я стал по-другому относиться к русскому языку. Я на практике увидел его богатство и красоту. Думаю, что внимательное отношение к звуковой стороне речи будет полезно всем, кто любит русский язык.
















Список литературы
Буквица. Пособие по изучению древнерусского языка. Соликамск, 2009.
С.Есенин. Собрание сочинений в трёх томах. М.,1970.
Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн.для учащихся/ Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.,1985.
Рез З.Я. Изучение лирики в школе. М.,1988.
Маймин Е.А. Теория и практика литературного анализа. М., 1994.
Шаталов С.Е. Литература – вид искусства. М., 1989.
























13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915