Конспект урока литературного чтения (с презентацией) по теме: Ф.И. Тютчев Зима недаром злится, Весенние воды.
Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ.
Нижневартовский район.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Конспект урока литературного чтения
по теме:
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»
2 класс
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Приготовила: Комалова Любовь Александровна
Категория: 1
2015 - 2016 учебный год
Тема: Стихи Ф.Тютчева о весне «Зима не даром злится...» и «Весенние воды»
Цель: познакомить учащихся со стихотворениями Ф.Тютчева о весне;
Задачи:
учить анализировать произведения, воспринимать в них чувства, настроения;
учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формировать навыков беглого чтения и правильной речи.
развивать умение выполнять задания по аналогии, мыслительные операции: обобщение, анализ; восприятие внимание слуховое и зрительное;
воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности, умение работать в паре.
Формирование УУД:
-самостоятельно организовывать рабочее место; учитывать правило в планировании способа решения;
-определять эмоциональный характер текста; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;
-участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
-ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
-соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей;
- учить оценивать себя и товарищей на уроке;
-личностные: проявлять познавательный интерес к литературному чтению, самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
-предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Тип урока: урок открытие нового знания
Оборудование: презентация, учебник «Школы России» Литературное чтение 2 класс 2 часть с 110
Формы работы: парная рудование: мультимедиа, дидактический материал, аудиозаписи, презентация.
Этап урока
Деятельность учителя
Слайды
1. Оргмомент
С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и читать!
Слайд 1
2. Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение.
Вот уж снег последний в поле тает.Теплый пар восходит от земли. И кувшинчик синий расцветает.И зовут друг друга журавли.
- О чём это стихотворение? ( о весне)
- Чтобы увидеть точно картины, которые нарисовал словами поэт, подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
-Прочитайте выразительно.
Слайд 2
3.Постановка темы и цели урока.
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? Чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться?
-Да, сегодня мы продолжим изучать новый раздел. Откройте стр.110 учебника. Определите цели урока.
Кто сформулирует тему урока.
Слайд 3
4. Проверка домашнего задания.
Какое домашнее задание вы выполняли?
5. Изучение нового материала.
Знакомство с биографией автора
Выполним первую цель нашего урока - познакомимся с биографией поэта.
Посмотрите на портрет Фёдора Ивановича Тютчева. Как думаете, он наш современник? Почему? Верно, он жил в 19 веке.
Слайд 4
Родился Ф. И. Тютчев 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
Слайд 5
Родители Тютчева принадлежали к старинному, но не очень богатому дворянскому роду. По преданию Тютчевы вышли в Россию из Италии в 14 веке.
Слайд 6
Первое образование получил в домашних условиях под руководством поэта Семёна Раича. С 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет.
Слайд 7
Затем учился в Московском университете, после работал в русском посольстве в Мюнхене.
Слайд 8
Благодаря знакомству с А. С. Пушкиным его стихи печатали в известных журналах. А в 1850 году вышел его первый сборник стихотворений. В 1858 году он назначен председателем комитета иностранной цензуры.
Слайд 9
Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
Слайд 10
Проверка прослушанного (тест «Да» или «Нет»)
1.Ф. И. Тютчев родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской, но не богатой семье.
2.Первое образование получил в гимназии.
3.С 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения.
4.Первое стихотворение написал в 14 лет.
5.Благодаря знакомству с А. С. Пушкиным его стихи печатали в известных журналах.
6.Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
Слайд 11
А)Чтение стихотворения учителем.
Слайд 12-13
Б) Первичное восприятие.
- Какие времена года встречаются в стихотворении?
- Какие отношения между зимой и весной?
- Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы?
- На чьей стороне автор?
Слайд 14
- Как автор представил своих героинь?
-
·Он превратил их в людей, поэтому и имена людей написаны с заглавной буквы.
- Такой приём называется олицетворением.
Слайд 15
- Почему в этом стихотворении поэт использовал много глаголов?
-Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны.
Весна Зима
Хохочет хлопочет
Шумит ворчит
Умылася взбесилась
Румяней стала пустила снежок
- Что вы заметили? Какие слова - ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы.
(Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою)
- Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы - наоборот. Как Тютчев относится к Зиме, Весне.
- Такое яркое противопоставление называется в литературе контраст.
Слайд 16
- Какая следующая задача урока?
Подготовка к выразительному чтению (ищем паузы, ставим логическое ударение, определяем темп чтения, тон).
- Сколько строф в стихотворении? (пять)
- Сколько продолжительных пауз? (четыре)
Слайд 17
1 строфа
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- Почему Зима злится?
- Подберите синонимы к слову «недаром» (Не зря, не напрасно).
- Прочтите 2 последние строки, объясните, как вы их понимаете. (Весенняя пора совсем близко).
- Какие слова главные в этой части? (Недаром, прошла, Весна, гонит).
- Какие слова необходимо выделить голосом?
Слайд18
2 строфа
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
- Назовите признаки весны, описанные автором.
- Объясните смысл высказываний «все засуетилось", "все нудит"
- Что подразумевает автор под словом «все»? (Солнце, ручьи, с крыш капель, птицы)
- Какие слова главные? (Засуетилось, нудит, жаворонки)
- Обратите внимание на последние две строки, в них очень часто встречаются звонкие звуки «ж, в, н, б», именно они позволяют нам услышать пение птиц.
Слайд19
3 стр
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
- Прочтите слова, передающие настроение Зимы и Весны (хлопочет, ворчит, хохочет, шумит).
- Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение?
- А как шумит Весна? (Ручьями, шумом ветерка, птичьим криком).
- Подберите синоним к слову пуще? (Сильнее)
Слайд 20
4 строфа
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
- Прочтите слова, доказывающие противостояние Зимы. (Взбесилась, пустила убегая).
- Как поэт называет Зиму? Весну?
-Что значит «дитя»?
- Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение?
Слайд 21
5 строфа
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
- Что значит «и горя мало»? Как понимаете «наперекор врагу»?
- Какие слова мы выделим при чтении?
- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
Слайд 22
Самостоятельное чтение
Чтение стихотворения учащимися вслух четверостишьям, по очереди.
Предлагаю познакомиться со следующим стихотворением Ф. Тютчева.
Прослушивание аудиозаписи «Весенние воды».
Слайд 23
6. Физминутка
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени)
Качаем головой (головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе, ноги врозь.
7. Продолжение работы
над новым материалом.
Тютчеву так хорошо ведомы тайны природы! Что же ещё можно увидеть, услышать в его стихах?
Анализ стихотворения:
- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (радости, ликования, ожидания тёплых дней)
- Какие слова создают радостное настроение весенних ручьёв? (сонной)
- Какой была природа до появления весенних ручьёв? (сонной)
- Почему ручьям удалось пробудить природу? (они шумели, кричали, пели)
Как называют весенние воды?
- Кто обычно посылает гонцов?
- Почему он сравнивает весенние воды с гонцами?(они быстрые как гонцы)
- Как называется такое сравнение? (метафора)
- Найдите в стихотворении слова, которые передают движение? (бегут, будят)
- Что обозначают слова – «брег, гласят, гонцы, толпятся»?
-О каком хороводе он говорит?
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
-Прочитайте стихотворение выразительно.
Слайд 24
8. Итог урока
Понравились ли вам эти стихотворения?
Кто автор этих стихотворений?
Какое стихотворение описывает более раннюю весну?
С кем сравнивает автор зиму и весну в этих стихотворениях?
Вспомни, как называется такой прием в литературе.
Какие ещё приёмы использует автор?
Слайд 25
9. Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
В тетради изобразить понравившегося героя из стихотворения.
Стихотворение «Весенние воды»
-Прочитайте стихотворение «Весенние воды» с.111
-Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям.
Брег-... .
Гласят- .
Молодая весна- .
-Прочитайте еще раз внимательно это стихотворение.
-Можно ли услышать в стихотворении шум весенней воды?
Как поэт добился этого?
-Кого поэт называет гонцами?
Слайд 26