ПРОГРАММА КУРСА внеурочной деятельности «Чемпион» Направление: спортивно – оздоровительное для 1 класса


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
имени Ю.А. Гагарина
Утверждаю:______________
директор МОУ СОШ №13
Молокостова Л.А.
«___» _____________20___г.
Рассмотрена
на совещании при зам. директора по ВР
Протокол №___
от «___» __________ 20___г.
ПРОГРАММА КУРСА
внеурочной деятельности
«Чемпион»
название курса (кружка)
Направление: спортивно – оздоровительное
для 1 класса
Составитель:
Власова Светлана Анатольевна
учитель начальных классов,
высшей категории
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база внеурочной деятельности
Федеральные документы
Конституция Российской федерации
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция ООН о правах ребенка
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 г. № 373 );
Приказ МОиН РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373№;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников;
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Гигиенические требования, Москва, 2009г.
Региональные документы
Письмо МОиН Челябинской области от 18.07.2011 г. «О введении федерального государственного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011 – 2012г.»
Методическое письмо МОиН Челябинской области от 10.07.2012г. №24/5135 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012 – 2013 учебном году» Приложение 21 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»
Методическое письмо МОиН Челябинской области от24.07.2013г. №03-02/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013 – 2014 учебном году» Приложение 1 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году»
Муниципальные документы
Письмо МУ «Управления образованием Кыштымского городского округа» от 07.07.2010г. «Методические рекомендации по организации дополнительного образования в ОУ в части введения часов внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
Локальные документы
Уставом МОУ СОШ №13
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №13 имени Ю.А. Гагарина на 2011 – 2015гг.
Воспитательная система школы «Полет к созвездию личность»
Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в МОУ СОШ №13 в классах, работающих в условиях введения ФГОС НОО (Протокол педсовета №1 от 30.08.2012г.)
Положение о программе курса внеурочной деятельности МОУ СОШ №13 в условиях введения ФГОС НОО (Протокол педсовета №1 от 30.08.2012г.)
Положение о классном руководителе МОУ СОШ №13 (Протокол педсовета №1 от 30.08.2012г.)
Положение о НОУ (Протокол педсовета №1 от 30.08.2005г.)
Положение о Портфолио учащихся (Педсовет №3 от15.11.2010г);
Правилами внутреннего трудового распорядка
Должностная инструкция руководителя кружка
Актуальность и назначение программы
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.
Дети научатся играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Цель:
физическое развитие личности, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
Программа рассчитана на детей 7 - 8 лет. В 1 классе ведётся 2 часа в неделю, всего 66 часов. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Структура и содержание курса
Темы, разделы курса Количество часов Содержание разделов, перечень универсальных действий обучающихся
Русские народные игры 12ч. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Неоценимым национальным богатством являются народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников. Через игровую деятельность закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают сознательную дисциплину, волю, настойчивость в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры на развитие психических процессов. 12ч. Проведение игр на развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы личности)
Подвижные игры 28ч. Подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно- мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое
значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную,
преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Подвижная игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных
эмоций, обладающий великой воспитательной силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
.
Спортивные игры 14ч. Обучение технике игры в баскетбол, футбол. Последовательность изучения приемов игры в нападении и защите.Обучение тактике игры. Развитие специальных физических способностей. Последовательность изучения тактических действий в нападении и защите.
Итого: 66ч. Предполагаемая результативность курса (кружка)
Ожидаемый результат:
-у учащихся начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.

Результаты изучения курса
Личностными результатами :
– проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;
- оказание помощи своим сверстникам и уважение к ним.
- воспитание сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Метапредметными результатами :
– обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления;
– общение и взаимодействие со сверстниками;
– обеспечение защиты и сохранности природы во время спортивных мероприятий, турпоходов и др.;
– занятия физическими упражнениями с учетом требований безопасности;
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- знать о системе дыхания, о работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- знать об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- знать о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
- знать о причинах нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;
- знать правила и уметь организовать подвижные игры (3-4);
- знать не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Предметными результатами
– организация отдыха и досуга средствами физической культуры;
– измерение показателей физического развития (рост, вес, масса тела);
– бережное обращение с оборудованием и инвентарем.
Учебно-тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Содержание занятия Дата
проведения
Тема (Раздел): «Русские народные игры» 1-2 Русская народная игра «У медведя во бору» 2
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 3-4 Русская народная игра «Филин и пташка». 2 Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. 5-6 Русская народная игра «Горелки». 2 Правила игры. Проведение игры. 7-8 Русская народная игра «Кот и мышь». 2 Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. 9-10 Русская народная игра «Блуждающий мяч». 2 Правила игры. Проведение игры. 11-12 Русская народная игра «Зарница» 2 Правила игры. Проведение игры. Эстафета. Игры на развитие психических процессов. 13-14 Игры на развитие восприятия. 2 Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». 15-16 Упражнения и игры на внимание. 2 Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». 17-18 Игры на развитие памяти. 2 Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». 19-20 Игры на развитие воображения. 2 Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». 21-22 Игры на развитие мышления и речи. 2 Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». 23-24 Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. 2 Игры «Баба Яга», «Три характера».
Подвижные игры 25-26 Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». 2 Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. 27-28 Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» 2 Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. 29-30 Игра с мячом «Охотники и утки». 2 Комплекс ОРУ с мячом. Строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. 31-32 Весёлые старты с мячом. 2 Гимнастические упражнения. Эстафеты. 33-34 Игра «Волк во рву» 2 Игры с мячом: ловля, бросок, передача. 35-36 Весёлые старты со скакалкой 2 Комплекс ОРУ со скакалкой. 37-38 Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» 2 Правила игры. Проведение игры. 39-40 Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». 2 Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр.
Метание снежков в цель. 41-42 Игра «Белки, волки, лисы». 2 Правила игры. Проведение игры. 43-44 Игра «Совушка». 2 Правила игры. Проведение игры. 45-46 Игра «Удочка» 2 Игры со скакалкой, мячом. 47-48 Игра «Перемена мест» 2 Построение. Строевые упражнения6 перемещение. 49-50 Игра «Салки с мячом». 2 Правила игры. Проведение игры. 51-52 Игра «Прыгай через ров» 2 Совершенствование координации движений. Спортивные игры 53-54 Футбол 2 Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 55 Баскетбол. 2 Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. 56 Футбол 1 Проведение игры. 57 Спортивный праздник. 1 Игры, эстафеты, Весёлые минутки.
58 Развивающие игры. 1 Отработка игровых приёмов. 59 Игры на свежем воздухе. 1 Правила игр на улице. 60-66 Весёлые старты
Подвижные игры на свежем воздухе. 7 Эстафета. Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
В. К. Шурухина. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г.
Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников 1-3 кл. М. Физкультура и спорт.1985г.
Е.М.Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.
В.Г. Яковлев , В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
Г.А. Воронина . Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО , 2007 г.
«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А. А. Зданевич; Москва:«Просвещение»,2010
«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва:
«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
«Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
Оборудование:
Мячи футбольные, баскетбольные мячи, гимнастические маты, магнитофон, эстафетные палочки, кубики, флажки, мешочки с песком, кегли, лыжи и лыжные палки.