Адаптированная рабочая программа по географии VIII вида 7 класс по географии

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССА
VIII вида
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные  документы  для  составления рабочей  программы:
Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года
№ 1089;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарт;
Федеральный перечень учебников;
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения/ Автор Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа, по которой работает учитель: специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, М: Просвещение, 2010
Учебники, по которым работают учащиеся: Авторы: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География России - М.: Просвещение, 2013
Литература для учащихся:
География. Справочник школьника. – Москва, 1996
Современная школьная энциклопедия. География. – М.: Росмэн, 2008
Поспелов Е.М. Топонимический словарь. – М.: Астрель, 2005
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Великие путешествия. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
Я познаю мир: Детская энциклопедия: География. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Страны и народы. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1997
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Города мира. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Сокровища Земли. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Чудеса природы. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
Максимов Н.А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение, 1988
По материкам и странам. – М.: Просвещение, 1988
История географических открытий. – М.:Авнта+, 2000
Всемирная география. – М.: «Росмэн», 1995
Серия «Эрудит». Физическая география. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
Серия «Эрудит». Строение Земли. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007
Серия «Эрудит». Мир животных. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006


Сайты Интернет:
Каталог сайтов по географии -[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (данные ссылки помогу подготовить доклад, реферат по географии, а также просто полистать страницы сайтов и узнать что-то новое, расширить свой кругозор)
География [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
Географические карты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Географические сайты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
История географии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Географические карты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Науки о Земле [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Путешествия и открытия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке - "географии". Здесь можно найти информацию обо всех странах мира, почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету, узнать особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние новости об экологии Земли... Иными словами, здесь можно познать мир!
CD Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 7 класс.
CD Электронные уроки и тесты. География в школе. Северная и Южная Америка.
CD Великие чудеса света.Чудеса природы.
CD Великие чудеса света. Великие творения людей.
CD Великие чудеса света. Чудеса священные и загадочные.
CD –Энциклопедия кругосвет 2005 – 2006
CD - 3D атлас Земли.
Место предмета в учебном плане: обществознание
Количество часов в неделю по учебному плану:1
Общее количество часов в соответствии с программой:34
Цели и задачи курса:
Планирование содержит обязательный минимум содержания основных образовательных программ и направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаниями об основных географических понятий природы, населения, хозяйства и экологическим проблем России
Овладение умениями показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природной зоны, пользуясь картами.
Формирование навыков к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни
Воспитание любви к своей местности, своей стране; экологической культуре.
Получение знания учат абстрагироваться и развивают воображение учащихся






Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; пояса освещенности, в которых расположена наша страна; природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
основное население и его занятия в каждой природной зоне и в своей области;
особенности географического положения своей местности и ее природы;
основные мероприятия по охране природы в России, в своей области; правила поведения в природе;
расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Учащиеся должны уметь:
показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь планом и картами;
показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
выполнять простейшие зарисовки географических объектов; делать несложные макеты изучаемых природных зон; принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.

Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать: положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; пояса освещенности, в которых расположена наша страна; природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря; природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; расположение географических объектов на территории России, указанных в программе. Учащиеся должны уметь: показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами; показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту; устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся); делать несложные макеты изучаемых природных зон; принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.
Форма промежуточной и итоговой аттестации:
Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.
Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения).
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.
Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Коррекция устойчивости внимания.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.
Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).
Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя.
Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки.
Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).
Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
Коррекция восприятия времени.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.










Календарно – тематическое планирование 7 класса

п/п
Четверть, количество часов
наименование раздела, темы
Кол – во часов
Практические работы
Номенклатура
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Дата







По плану
По факту


ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
(общая характеристика)
8






1. 
Географическое положение России на карте мира.
1


Учащиеся должны знать:
положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
природные зоны России;



2.
Европейская и азиатская части России.
1






3. 
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения.
1






4. 
Климат России. Водные ресурсы России, их использование.
1






5. 
Население России. Народы России.
1






6. 
Промышленность основа хозяйства, ее отрасли
1






7. 
Особенности развития сельского хозяйства и транспорта.
1






8. 
Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.
1







ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ







МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ (по теме «Природные зоны России»)
Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного мира, охрана растений (естествознание).
Города нашей родины (природоведение 5класс).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).
Свойства древесины - лесная зона (столярное дело). Свойства металлов - полезные ископаемые (слесарное дело). Различение цвета и оттенков (изобразительное искусство).


Зона арктических пустынь
3






1.9.   
Положение на карте зоны арктических пустынь.
1






2.10.   
Особенности природы. Растительный и животный мир зоны арктических пустынь.
1
Практические работы
Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе-приложении к учебнику.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий в рабочей тетради на печатной основе для 7 класса.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Моря: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские.




3.11.   
Население и его основные занятия.
1







Зона тундры
4






1.12.   
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые зоны тундры.
1
Практические работы
Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе-приложении к учебнику.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий в рабочей тетради на печатной основе для 7 класса.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России). Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Остров: Новая Земля.
Полуострова: Таймыр, Кольский, Чукотский.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.
Учащиеся должны знать:
  природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
  типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
  хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
  экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
  правила поведения в природе;
  названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Учащиеся должны уметь:
  показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
  показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе;
  устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
  делать несложные макеты изучаемых природных зон;
  принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
  выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).



2.13.
Климат. Водоемы тундры. Растительный и животный мир зоны тундры.
1






3.14.
Население и его основные занятия. Хозяйство.
1






4.15.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.
1







Лесная зона
9






1.16.   
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые лесной зоны.
1

Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Валдайская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Реки: Волга, Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Амур. Каналы: Москвы, Волго-Балтийский. Озера: Ладожское, Онежское.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Нижний Новгород, Красноярск, Иркутск, Владивосток.




2.17.   
Климат. Особенности природы лесной зоны.







3.18.   
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).







4.19.
Смешанные и лиственные леса.







5.20.
Животный мир. Пушные звери.







6.21.
Центральная Россия.







7.22.
Северо – Запад России.

Практические работы
Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе-приложении к учебнику.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий в рабочей тетради на печатной основе для 7 класса.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России). Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Валдайская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Реки: Волга, Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Амур. Каналы: Москвы, Волго-Балтийский. Озера: Ладожское, Онежское.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Нижний Новгород, Красноярск, Иркутск, Владивосток.
Учащиеся должны знать:
  природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
  типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
  хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
  экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
  правила поведения в природе;
  названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Учащиеся должны уметь:
  показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
  показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе;
  устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
  делать несложные макеты изучаемых природных зон;
  принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
  выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).



8.23.
Западная и Восточная Сибирь.







9.24.
Дальний Восток.








Зона степей
4






1.25.   
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки зоны степей.
1
Практические работы
Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе-приложении к учебнику.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий в рабочей тетради на печатной основе для 7 класса.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России). Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Реки: Дон, Волга, Урал. Канал: Волго-Донской.
Города: Курск, Воронеж, Саратов, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Ставрополь, Краснодар, Оренбург, Омск.




2.26.   
Растительный и животный мир зоны степей.
1






3.27.   
Хозяйство. Население и его основные занятия.
1






4.28.   
Города лесостепной и степной зон
1







Зона полупустынь и пустынь
3






1.29.   
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки зоны полупустынь и пустынь.
1
Практические работы
Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе-приложении к учебнику.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий в рабочей тетради на печатной основе для 7 класса.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России). Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Озеро: Каспийское море. Города: Астрахань, Элиста.
Учащиеся должны знать:
  природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
  типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
  хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
  экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
  правила поведения в природе;
  названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Учащиеся должны уметь:
  показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
  показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе;
  устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
  делать несложные макеты изучаемых природных зон;
  принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
  выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).



2.30.   
Растительный и животный мир зоны полупустынь и пустынь.
1






3.31.   
Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь.
1







Зона субтропиков.
1






32.   
Положение на карте. Климат. Особенности природы. Курортное хозяйство.
1

Города: Сочи, Туапсе, Новороссийк.





Высотная поясность в горах

1






1.33.   
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат горных районов. Горы России.
3

Горы: Кавказские, Уральские, Алтайские, Саяны. Озеро: Байкал.
Города: Пятигорск, Нальчик, Владикавказ, Махачкала, Грозный, Екатеринбург, Челябинск, Барнаул.




2.34.   
Обобщающий урок по географии России.
1