Открытый урок по русскому языку «Существительные множественного числа родительного падежа с шипящей на конце»(7 класс)
ГБОУ школа-интернат с. Неверкино
Конспект
открытого урока по русскому языку
в 7 классе
Тема:
«Существительные множественного числа родительного падежа
с шипящей на конце».
Учитель русского языка и чтения:
Хуснетдинова Р.З.
Цели урока:
создать условия для повторения правописания ь знака в именах существительных с шипящей на конце;
познакомить с правописанием существительных в родительном падеже, множественного числа с шипящей на конце слова.
Задачи урока:
коррекционно- образовательные:
отрабатывать навык написания существительных в родительном падеже, множественного числа с шипящей на конце слова;
учить ребят понимать и выполнять инструкции учителя.
коррекционно-развивающие:
развивать зрительную память, орфографическую зоркость;
способствовать развитию мышления;
продолжать формировать умение делать выводы, обобщать.
коррекционно - воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к работе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], дифференцированные (вариативные) карточки-задания, сигнальные карточки, опорные схемы.
ХОД УРОКА:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация начала урока.
Задачи этапа: организация внимания учащихся.
Приветствует ребят и гостей. Проверяет готовность класса к уроку.
-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Читает стихотворение.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Слушают, настраиваются на работу.
Проверка домашнего задания.
Задачи этапа:
выяснить степень усвоения заданного на дом материала.
Задает вопросы, проверяет выполнение домашнего задания, делает комментарии.
-Что было задано на дом?
-Откройте тетрадки, я посмотрю, как вы выполнили домашнее задание.
-О чём говорили на прошлом уроке?
-Какие окончания имеют существительные множественного числа в форме родительного падежа?
Отвечают на вопросы.
-На прошлом уроке мы говорили про родительный падеж имён существительных множественного числа.
-Существительные множественного числа в форме родительного падежа имеют окончания:
-ов, -ев, -ей и окончаний не имеют (для неодуш. )
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задачи этапа:
организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся; сообщить цели урока.
Активизирует учащихся, настраивает на работу.
-Ребята, сегодня у нас урок необычный. Мы с вами отправимся в путешествие по облакам.
«Облака» (Слайд №1)
-Посмотрите, как облака похожи на мягкую пухлую подушку. Выберите себе облачко. Выбрали? А теперь расположитесь на нём поудобней и представьте, что ваше облачко медленно поднимается в синее небо. Здесь в облаках может произойти что-то чудесное и волшебное. Это произойдёт чуть позже, а пока проверим, всё ли у нас готово к путешествию? (тетрадка, ручка, учебник) Удобно сидим?
-Откроем тетради, запишем число.
Четвертое декабря.
-Если у нас всё готово, мы можем продолжить путешествие. А сопровождать нас в облаках будет быстрокрылая птица СТРИЖ (Слайд №2), а мы, следуя за ним, будем выполнять задания, которые он нам приготовил.
-Сегодня, во время путешествия мы, повторим всё, что знаем о правописании ь знака в именах существительных с шипящей на конце и познакомимся с новой орфограммой. А с какой, узнаете чуть позже. Но сначала повторим пройденный материал.
Слушают, настраиваются на работу; записывают число, день недели.
Актуализация знаний.
Задачи этапа:
повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала; посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала;
актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового: сравнение, анализ, обобщение.
Музыкальная физкультминутка «Если нравится тебе, то делай так»
Проводит фронтальный опрос по разделу «Имя существительное». Работу по актуализации знаний учащихся сопровождает показом слайдов, на которых отображены задания.
-Первое облако, куда прилетел стриж, так и называется
«ПОВТОРЯЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ»
(Слайд №4)
-Какую часть речи изучаем?
-На какие вопросы отвечают имена существительные?
-Как изменяются имена существительные?
-Какого рода бывают имена существительные?
-Приведите примеры имён существительных мужского, женского и среднего рода.
-Как определяем род имён существительных?
Молодцы!
-Продолжаем путешествие. Следующее облако, так и называется «СТРИЖ»(Слайд№5)
-Какой частью речи является слово СТРИЖ?
-Какого рода имя существительное?
-На какую согласную оканчивается слово?
-Что вы знаете про эту букву?
-Какие ещё буквы в алфавите обозначают шипящие звуки?
На доске: Ж Ч Щ Ш
Обращается к ученику.
-Ваня, повтори, как называются эти звуки? (шипящие)
-Почему их так называют?
-Правильно, молодец!
- Пока мы разбирались с шипящими звуками, стриж уже перелетел на другое облако.
-И это облако называется
«ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО» (Слайд №6).
Задание с частичным комментарием. По ходу идет проверка с записью на доске.
Знакомит с заданием, даёт установку по его выполнению.
-Чтобы выполнить это задание, вам сейчас нужно будет вспомнить, что вы знаете о правописание ь знака в именах существительных с шипящей на конце слова.
-Я буду читать словосочетания, а вы будете добавлять подходящее по смыслу слово с шипящей на конце и записывать его к себе в тетрадь. Ответы будем комментировать.
-Ребята, при комментарии не забывайте алгоритм объяснения орфограммы. Во-первых, вы называете какая это часть речи, во- вторых род имени существительного и в третьих, нужно сказать, пишется или не пишется ь знак на конце слова. Не забывайте подчеркивать шипящие буквы.
-Всё понятно, тогда начали.
Бывает тупой или острый
После вечера наступает
Бывает устная и письменная
Верный, преданный
Он бывает на реке и море
Бьёт из под земли
Правда лучше, чем
(Слайд №7) Нож, ночь, речь, товарищ, пляж, ключ, ложь.
-Итак, давай те ещё раз прочитаем слова, которые у нас вышли.
-Какой частью речи являются слова?
-На какую согласную оканчиваются слова?
-Итак, почему же в одних словах после шипящих пишется Ь знак, в других словах после шипящих не пишется Ь знак?
-Итак, условно это можно изобразить следующим образом.
Вывешивает на доску опорные схемы.
ОПОРНАЯ СХЕМА №1
У сущ. ж. р., ед. ч.
после
ж ш ч щ
ь
ОПОРНАЯ СХЕМА №2
У сущ. м. р., ед. ч.
после
ж ш ч щ
ь
-Давай те прочитаем их.
Проводит физкультминутку, вместе с учениками выполняет движения под музыку.
Думают, размышляют, отвечают на поставленные вопросы.
Воспроизводят знания, умения и навыки, необходимые для «открытия» нового знания.
Выполняют предложенные задания, закрепляют свои знания о правописании ь знака в именах существительных с шипящей на конце слова, в форме единственного числа.
Выполняют физкультминутку, согласуя слова с движениями.
Этап усвоения новых знаний. Задачи этапа: добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний,
усвоения способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН; применить наглядность для более полного понимания материала.
Обращает внимание учащихся на опорные схемы, которые прочитали. Знакомит с новым правилом.
-Эти правила относятся к существительным только в единственном числе, а для существительных множественного числа тоже есть правило, с которым мы сейчас и познакомимся.
-Посмотрите на слова, которые плывут на облаках:
ЗАДАЧА
ТУЧА
РОЩА
ГАЛОША
- Определите число и род этих существительных.
- Эти слова единственного числа, женского рода.
- Давайте поставим эти существительные в множественное число. Эту работу выполняем устно.
ЗАДАЧА – ЗАДАЧИ
ТУЧА – ТУЧИ
РОЩА – РОЩИ
ГАЛОША – ГАЛОШИ
- Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали.
Открывает следующее облако, закрывающий этот столбик.
- Да, правильно. А теперь посмотрите на вопросы-подсказки и поставьте эти существительные в форму родительного падежа, множественного числа.
ЗАДАЧА – ЗАДАЧИ (нет чего?) ЗАДАЧ
ТУЧА – ТУЧИ (нет чего?) ТУЧ
РОЩА – РОЩИ (нет чего?) РОЩ
ГАЛОША – ГАЛОШИ (нет чего?) ГАЛОШ
Открываю последнее облачко до конца.
- А теперь посмотрите, как пишутся эти слова в родительном падеже множественного числа. Что вы заметили?
- У всех этих слов нет на конце слова мягкого знака.
- Что ещё вы заметили?
- У всех этих слов нулевое окончание.
- Правильно.
Даёт установку.
Откройте стр.95 и прочитайте правило, когда же не пишется ь знак?
Обращается к ученице:
- Юля, скажи нам мягкий знак, когда не пишется?
-Итак, условно это можно изобразить следующим образом.
На доску вывешивает опорная схема №3
ОПОРНАЯ СХЕМА №3
У сущ. мн.ч. в Род. п.
после
ж ш ч щ
ь
-Давай те прочитаем ёё.
- Ребята, зарисуйте эту опорную схему к себе в тетрадь.
Знакомятся с новой орфограммой, поэтапно выполняя инструкции учителя.
Открывают учебник, читают правило.
Ответ Юли:
- Мягкий знак у существительных на конце слова после шипящих НЕ ПИШЕТСЯ в мужском роде единственного числа и родительном падеже множественного числа
Зарисовывают опорную схему в тетрадь.
Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала.
Задачи этапа:
установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий проверить глубину понимания учащимися изучаемого материала
Активизирует учащихся, настраивает на работу с применением полученных знаний.
Работа по карточке №1.
-Давайте посмотрим, как вы поняли новую тему, спишите предложения с карточки, подчеркните существительные, которые стоят в форме родительного падежа множественного числа.
-Кто хочет поработать у доски?
-Кто понял, самостоятельно выполняет упражнение у себя в тетради.
Слушают установку учителя, работают по карточке №1.
У доски работает один ученик, комментируя своё письмо.
Этап первичного закрепления нового материала. Задачи этапа:
закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.
Предлагает задания для закрепления знаний, полученных на уроке. Даёт установку к работе с карточкой №2.
-Итак, продолжим работу по новой теме.
-Найдите на столах – карточку №2.
-Прочитайте задание. Что нужно сделать?
-Работаете самостоятельно, потом проверим.
-Кто затрудняется, поднимайте руку.
Проверяет самостоятельную работу учащихся. При проверке даёт возможность выступить каждому ученику.
Слушают установку, самостоятельно выполняют задания по карточке. По завершению проверяют выполненную работу.
Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Задачи этапа:
сообщить учащимся о домашнем задании, обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения д/з.
Сообщает учащимся о домашнем задании, даёт инструктаж по его выполнению.
-Вот мы и на последнем облачке, под названием «Домашнее задание».
(СЛАЙД 9) Открыли дневники и записали задание на дом:
-Упр.124 (по образцу ) , правило стр. 95
Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.
Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Задачи этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели,
дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Подводит учеников к подведению итога урока.
-О чём говорили на уроке?
- Какие существительные пишутся с мягким знаком?
- Какие существительные пишутся без мягкого знака?
- Когда ещё не пишется мягкий знак?
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Стриж благодарит ребят _______________за активную работу и получают оценки.
-Спасибо всем за урок
Вместе с учителем подводят итоги урока, отвечая на вопросы учителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.
КАРТОЧКА №1.
1. Сбросил боярин с плеч_ дорогой кафтан.
2. Отправился атаман на поиски сокровищ_.
3. Мы решаем много интересных задач_.
4. Из-за туч_ показался месяц.
-Спишите предложения с карточки, подчеркните существительные, которые стоят в форме родительного падежа множественного числа.
КАРТОЧКА №2 .
1. Правильная реч..., много туч..., острый нож..., без груш..., вкусная дич..., ужасный смерч..., из-под крыш..., сильная фальш..., морской пляж..., без встреч..., звонкий мяч..., тысячи тысяч..., мягкий плюш..., лесная глуш... .2. Верный товарищ..., около пастбищ..., ужасная гореч..., у куч..., сладкая лож..., много детских передач..., нет лыж..., прелестный малыш..., без удач..., золотая рож..., лунная ноч..., много Даш... и Маш... .3. Великая суш..., колючий ёж..., красивая брош..., голосистый чиж..., надёжная помощ..., без галош..., горький плач..., сильная теч..., щит для афиш..., вкусный борщ..., нужная вещ..., у луж..., нет задач... .4. Мелкая дрож..., сердитый сыч..., у дач..., подземный ключ..., увидел мыш..., много училищ..., около рощ..., луч... солнца, хитрая мыш..., на месте пожарищ..., много Саш..., около круч..., тяжёлый багаж..., остров сокровищ... .
-Найдите и правильно выпишите только существительные множествен числа, родительного падежа.
Самоанализ урока русского языка и развития речи в 7 классе.
Характеристика класса: в классе 11 человек, среди них:
со средним уровнем развития –7
со слабым уровнем развития – 4
Тема урока: «Существительные множественного числа родительного падежа с шипящей на конце».
Цели урока:
создать условия для повторения правописания ь знака в именах существительных с шипящей на конце;
познакомить с правописанием существительных в родительном падеже, множественного числа с шипящей на конце слова.
На уроке решались следующие задачи:
коррекционно- образовательные:
отрабатывать навык написания существительных в родительном падеже, множественного числа с шипящей на конце слова;
учить ребят понимать и выполнять инструкции учителя.
коррекционно-развивающие:
развивать зрительную память, орфографическую зоркость;
способствовать развитию мышления;
продолжать формировать умение делать выводы, обобщать.
коррекционно - воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к работе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы урока. Традиционный урок.
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
1.Организационный момент, где осуществлялась организация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку с использованием художественного слова.
2. Этап проверки домашнего задания. Целью данного этапа было: выяснить степень усвоения заданного на дом материала.
3.Подготовка к активной познавательной деятельности. На этом этапе шла работа по организации и направлению к цели познавательной деятельности учащихся; сообщение целей урока.
4. Этап актуализации знаний учащихся. С целью повторения основных сведений, необходимых для восприятия нового материала, проводился фронтальный опрос по разделу «Имя существительное». В ходе выполнения предложенных заданий, учащиеся воспроизводили ранее полученные знания.
Для снятия мышечного напряжения проводилась музыкальная физкультминутка.
5.Этап усвоения новых знаний. На данном этапе учитель знакомит учащихся с новой орфограммой. На основе приобретаемых знаний учащиеся вырабатывали соответствующие ЗУН. Для более полного понимания материала, эффективно применялся разнообразный наглядный материал: дифференцированные (вариативные) карточки-задания, сигнальные карточки, опорные схемы.
6.Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала. Чтобы проверить глубину понимания учащимися изучаемого материала были предложены соответствующие задания.
7.На этапе первичного закрепления нового материала, учащиеся закрепляли умение применять на практике полученные знания. С этой целью были предложены дифференцированные задания по карточкам, с последующей проверкой.
8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, на котором было мотивирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
9. Этап подведения итогов урока. Рефлексия. На этом этапе были подведены итоги урока, продуктивное самооценивание собственной деятельности учителем и учащимися.
Формы работы на уроке:Фронтальная – краткий опрос, работа по опорным схемамИндивидуальный –работа по карточкам.
Виды контроля:
фронтальный – ответы на вопросы, чтение опорных схеминдивидуальный – карточки-задания.
Самостоятельная работа на уроке:Индивидуальная, дифференцированная.Организация работы со слабыми учащимися:Ответы на вопросы, индивидуальные задания.
Количество опрошенных учащихся:
Этап актуализации знаний учащихся- 6 чел.
Этап усвоения новых знаний – 1 чел.Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала-1 чел.
На этапе первичного закрепления нового материала-7 чел.
На уроке использовалось следующее оборудование и наглядность: компьютер, проектор, дифференцированные (вариативные) карточки-задания, сигнальные карточки, опорные схемы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к уроку. Здоровьесберегающие технологии: музыкальная физкультминутка Материал построен в соответствии с типом урока. Урок насыщенный, климат на уроке доброжелательный Домашнее задание дифференцированно.Уровень знаний соответствует возрастным особенностям учащихся. Оценки выставлены и прокомментированы.
Рисунок 1C:\Users\user\Desktop\ЗАСТАВКИ ДЛЯ ДОКУМЕНТОВ\картинки на школьныю тему\Рисунок16.pngРисунок 3C:\Users\user\Desktop\фото работа\фото с флешки\Фото0046.jpgЗаголовок 115