Проект Мой любимый уголок родного города
Паспорт проекта
Перемены, произошедшие в России, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации. Меняется парадигма образования – с формирующей на развивающую. И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить. Таковым являются педагогические технологии, которые имеют целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированного получения запланированных результатов обучения обучаемыми, то есть поиски ответов не только на вопросы "чему учить?" и "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?". [1].
Одной из таких является технология проектной деятельности учащихся. Её главная идея – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно – значимой и социально – детерминированной проблемы. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель. [4].
На протяжении трёх лет в проектной деятельности мне помогают занятия факультатива «Первые шаги в науку», где дети работают с рабочей тетрадью «Учусь создавать проект», рассчитанную на 36 занятий в год. [2].
Каждое занятие помогает ребёнку шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед аудиторией, расширяет кругозор и обогащает словарный запас ребёнка новыми понятиями из мира проекта.
Свои наблюдения учащиеся оформляют в виде альбомов-проектов, а также в виде презентаций с участием учителя. Весь материал является хорошей методической копилкой для уроков окружающего мира, технологии, внеурочной деятельности.
Организация проектной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
В процессе организации проектной деятельности с младшими школьниками я смогла помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: «Что мне интересно? Могу ли я заниматься этим в дальнейшем?», помогла учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал. Дети с радостью включаются в работу над проектами, сами предлагают темы для исследования.
Результаты работы с детьми позволили увидеть, что у учащихся моего класса удалось сформировать первоначальные навыки и умения проектной деятельности.
Опыт работы показал, что дети, участвующие в проектной деятельности, характеризуются более высоким уровнем познания, любознательностью, оригинальностью мышления. Под руководством учителя, вместе с родителями, частью самостоятельно, с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации. Учащиеся становятся активными читателями школьной и городских библиотек. Посещение библиотек, беседы с людьми, очевидцами тех или иных событий даёт богатейший навык общения, расширяет эрудицию и кругозор.
Проблема:
Бытует мнение, что занятия проектной деятельностью не нужны, -занимают много времени. Своей работой мы доказали обратное. Учащиеся открывают новое для себя, а не получают всё в готовом виде. Дети ощущают себя первооткрывателями, и обучение для них приобретает больший личностный смысл. Что повышает мотивацию к обучению.
Общей темой одного из проектов по окружающему миру во внеурочной деятельности была: «Мой любимый уголок родного города».
Актуальность проекта:
В этом году нашему городу исполнится 450 лет. Солидный возраст! Но наш город с каждым годом становится всё краше и краше. Появляются новые современные комплексы, жилые дома, парки и скверы, реконструируются старые здания. Сейчас в городе полным ходом идет подготовка к праздничным мероприятиям. Мы не можем пока «украсить» свой город, но узнать о нём больше, вспомнить о людях, которые прославили, защищали его, мы обязаны.
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности, воспитания гражданина и патриота. Проект позволил привлечь к поиску информации о родном крае, заинтересовать в пропаганде культурно-исторических наследий малой Родины, вовлечь членов семьи в совместную деятельность, что в наше время очень важно.
Цель:
формирование активной гражданской позиции и чувства ответственности за настоящее и будущее города у детей и взрослых.
Задачи:
Личностные:
- воспитывать чувство патриотизма, чувства гордости за достижения земляков;
- воспитывать бережное отношение к наследию родного края.
Познавательные:
-изучать историю родного города;
- развивать умения рассказывать о своем городе;
- выделять и анализировать информацию из различных источников.
Регулятивные:
- планировать действия с поставленной целью;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Коммуникативные:
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- аргументировать и отстаивать своё мнение, отвечать на вопросы одноклассников.
Гипотеза:
если мы создадим данный проект, ученики включатся в поисковую работу, и каждый ребенок сможет сначала рассказать о том, что ему дорого, а затем визуально познакомить с дорогим ему в городе местом, что поможет поделиться личным со своими сверстниками, формированию активной гражданской позиции и чувству гордости за свою малую Родину.
Ресурсы
Данный проект осуществлялся в тесном взаимодействии учителя и родителей, с использованием имеющейся материально-технической базы МБОУ:
1. проектор;
2. экран;
3. компьютер.
Были использованы:
фотографии с видами города
презентация
справочный материал, толковый словарь
Выставка книг, рисунков, поделок.
Информационное обеспечение:
1.А.И. Лысенко, О.Н. Попов «Орёл вчера и сегодня», Орёл: издательство Вешние воды,2006.
2. А. Бельский "Город Орёл". Краеведческий словарь.
Орёл: Издательство ОГУП "Орловская областная типография "Труд", 2000.
3."Живая связь времен" (Памятники, мемориальные доски г. Орла) Орёл: Издательство "Вешние воды", 2004.
4. Мой любимый город Орёл ok.ru/myorel - YouTube.
5. orel-adm.ru6.Фильм-рассказ « Про мой самый любимый город Орёл»
Описание этапов работы над проектом.
Уровень владения учениками проектной технологией начальный (ученики выполняли подобную работу первый раз)
Этапы работы
Этап 1. Погружение в проект.
Цель этапа : подготовка обучающихся к работе над проектом.
Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и учащихся.
Этап 2. Планирование деятельности.
Цель этапа : разработка перечня конкретных действий и результатов.
Задачи: Определить источники информации. В начальных классах главным редактором является учитель. Это связано с тем, что ему необходимо будет осуществлять контроль, планировать, рецензировать, корректировать поступающие материалы.
Этап 3. Реализация. Осуществление деятельности. Исследование.
Цель этапа : научить детей систематизировать и анализировать всю полученную информацию в ходе работы.
Учащимся было предложено участвовать в школьной конференции и представить свой проект учащимся младших классов нашей школы.
Этап 4. Оформление проектной работы
Цель: оформление проектов.
Задачи: структурировать полученную информацию, разместить её, интеграция полученных знаний, умений, навыков.
Этап 5. Презентация результатов
Цель: защита проекта.
Результаты представляются на обсуждение учащимся.
Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Цель : оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.
Критерии оценки работы:
1. Актуальность выбранной темы, цель и задачи работы над проектом.
2. Полнота и глубина изучения и изложения материала.
3. Творческий подход к работе
4. Защита проектной работы.
5.Умение отвечать на вопросы при защите проекта.
6. Качество оформления материала.
7.Рефлексия.
Этап 7. Составление маршрута экскурсии.
Цель : составить маршрут для экскурсии по городу Орлу(Прил.5).
Этап 8. «Путешествие». (Прил.2).
Цель : во время экскурсии самим побывать в роли экскурсоводов.
Каждый этап рассчитан на одну учебную неделю. Работа над всем проектом апрель-май 2014 г.
Поэтапный план реализации проекта
2013-2014 уч.г.
Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Ответственный (ФИО, должность)
Этап 1. Погружение в проект.
Учащиеся с помощью учителя формулируют проблему, цель и задачи своих проектов; организуется поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущего проекта, определяют свои потребности. 1-ая
неделя апреля
Чёткая формулировка темы, цели, задач индивидуальных работ. Москалева М.В.
- учитель
Этап 2. Планирование деятельности.
Вовлечение в работу помощников- родителей, которые готовы работать с нами по проекту.
Разработка перечня конкретных действий и результатов. 2-ая
неделя
апреля
Планы индивидуальных работучащихся.
Москалева М.В.
- учитель
Этап 3. Реализация. Осуществление деятельности. Исследование.
Сбор информации о разных уголках города Орла, подборка фотографий.
Просмотр документального фильма о городе с целью: научить детей систематизации и анализу всей полученной информации в ходе предшествующей данному этапу работы. Представление детьми сообщений, фотографий. Подведение итогов проделанной работы. 3-ая неделя апреля
Предоставление отобранных материалов и сообщений «теоретической» части. Москалева М.В.
- учитель
Этап 4. Оформление проектной работы.
Структурирование полученной информации, размещение её, интеграция полученных знаний, умений, навыков.
Творческое оформление работ. (Прил. 3) 4-ая неделя апреля
Творчески оформленные работы детей. (Прил. 3) Москалева М.В.
- учитель
Этап 5. Презентация результатов
Защиту проектов, ответы на вопросы слушателей и выступление в роли экспертов.
1-ая неделя мая
Защита всех работ.
Выступление на школьной научной конференции.
(Прил. 2)
Представление лучших проектов учащимся младших классов нашей школы. Москалева М.В.
- учитель
Этап 6.
Оценка результатов и процесса проектной деятельности Классный час. Осуществление оценивания деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения и самоанализа. 2-ая неделя мая
Оценочные листы. (Прил. 1) Москалева М.В.
- учитель
Этап 7. Составление маршрута экскурсии. Совместное с родителями Составление маршрута экскурсии. 3-ая неделя мая
Разработанный маршрут (Прил.5) Москалева М.В.
- учитель
Этап 8. «Путешествие». Экскурсия по городу. (Прил. 2) 4-ая неделя мая Москалева М.В.
- учитель
Конечный продукт проекта: сборник детских творческих работ. (Прил.3)
Перспективы развития проекта
После защиты работы решили не останавливаться на достигнутом, а создать картины к празднику 450-летия города для украшения класса и школы. (Прил.4)
Результаты проекта
Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения
На подготовительном этапе: формулировка задач для выполнения работы над проектом.
На этапе исследования источников информации: отбор самого значительного из множества сведений, отбрасывая второстепенное.
На этапе оформления: краткое изложение своими словами мыслей авторов.
Данные затруднения преодолевались с помощью старших товарищей, родителей, проведения обучающих занятий, памяток для работы.
На что следует обратить внимание при проведении проекта
В первом классе трудно выполнять долгосрочный проект – теряется интерес к деятельности. Дети не могут работать с источниками информации в полной мере.
Поэтому необходимо:
1) оказание помощи при работе с литературой, оформлении работы;
2) необходимость поддержания интереса к деятельности;
3) дозирование информации.
Отзывы учеников:
«Работать над проектом понравилось, но было трудно искать информацию.» «Мне понравилось защищать проект, но трудно было отвечать на вопросы одноклассников.»«Самое интересное было слушать про то, о чем ты сам рассказывал и задавать умные вопросы.»« Мне понравилось искать информацию с мамой и папой.»Вывод
Проект «Мой любимый уголок родного города» создавался два месяца. В результате достигнуты все задачи, которые мы ставили. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. Участники проекта расширили свой кругозор об истории и достопримечательностях родного города, узнали о людях прославивших его, узнали, в честь каких известных людей названы улицы. Ребята научились сотрудничать со сверстниками, родителями, добивались взаимопонимания. Поняли роль наблюдений, книг и других источников информации в познании окружающего мира. Научились использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о родном городе.
В конце учебного года дети выступили на школьной научной конференции и перед учениками первых классов со своими проектами.
Список литературы:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002.
Учусь создавать проект. Рабочая тетрадь для 1 класса. Автор: Сизова, Селимова.
nsportal.ru›USER/667/PAGE/UCHEBNYY-PROEKTfestival.1september.ru›articles/417564/ppt4web.ru›pedagogika…v…nachalnykh-klassov.html