НОД для детей подготовительной группы Память о войне давно седая — нам детей блокады не забыть
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 3 «Белоснежка»
Конспект интегрированного занятия
на тему:
«Память о войне давно седая – нам детей - героев не забыть!»
для детей подготовительной группы.
Городской конкурс «Учитель года – 2010»
Мельникова
Ирина Валентиновна
воспитатель 1 кв. к.
г. Мирный,
2010 г.
Цель:
Формирование у детей осознанного отношения к взрослым и детям, оказавшимся в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
Обобщить представления детей о Великой Отечественной войне, детях военных лет.
Показать, как тяжело было детям пережить блокадное время.
Обогащать речь детей новыми словами.
Вызвать желание иллюстрировать страничку к книге «Дневник рядового Данилова» на тему «Мечта ребенка блокадного Ленинграда».
Учить детей коллективно составлять сюжетную композицию по теме, используя индивидуальные работы в технике объёмной аппликации каждого ребёнка;
Развивать внимание, мелкую моторику рук.(симметричное вырезывание)
Воспитывать чувство сострадания к детям блокадного Ленинграда, патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир.
Словарная работа: блокада, дети-герои, «дорога жизни», продовольственные карточки, мир, дневник солдата, ветеран войны.
Предварительная работа:
Знакомство с детьми подготовительной группы «Я воспитатель МДОУ №3», показ портфолио своей группы.
Методическое обеспечение: Вымышленный дневник солдата, начатая книга «По страницам дневника рядового Данилова», иллюстрации с изображением праздника Дня Победы. Иллюстрация «Дети блокады», фотографии фронтовых писем.
Лист ватмана (А1) с изображением фрагмента Ленинграда в технике «рисование по мокрому», цветная и белая бумага с контурными изображениями, гофрированная бумага, ножницы, клеящие карандаши по количеству детей.
Технические средства: магнитофон, диск с записями «Детство», муз.Чичкова, «Пусть всегда будет солнце», муз. А.Островского, «День Победы», муз. Д.Тухманова, проектор к ПК, презентация по теме «Блокада Ленинграда»,фотоаппарат.
Мотивация: предложить детям иллюстрировать одну из страниц книги «По страницам рядового Данилова», начатую сверстниками МДОУ №3, с целью подарить её ветеранам к юбилейному Дню Победы.
Ход занятия.
1.
Дети входят в зал под музыку Б. Чичкова "Детство".
Воспитатель: Здравствуйте дети, я очень рада встрече с вами, наше занятие сегодня пройдёт в музыкальном зале, его будут смотреть гости, давайте поздороваемся с ними!
Дети здороваются и садятся на стульчики.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
Ответы детей. (обратить внимание детей на плакаты)
Воспитатель: В этом 2010 году исполняется 65 лет со дня Победы, это – юбилейный День Победы в Великой Отечественной войне.
А что же такое война? (Как вы понимаете слово война?)
Ответы детей.
Воспитатель: Да, Великая Отечественная война была самой тяжёлой и жестокой из всех войн.
Война! Жестче нет слова!Война! Печальней нет слова!Война! Святее нет слова!
..(Запись метронома)
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили, что началася война.
Нарушив мирный договор, Германия начала войну с нашей страной. Люди мужественно сражались с врагом.
Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом, проявлением самоотверженности и стойкости, верности Родине.
Воспитатель: Я смотрю, вы немного знаете о войне, а от куда мы можем е больше узнать о ней? (ответы детей)
Если дети затрудняются, педагог (обращаясь к иллюстрациям) наводящими вопросами подводит детей к тому, что о событиях ВОВ могут рассказать сами участники, очевидцы ВОВ - ветераны (дать детям понятие этого слова)
Воспитатель: Да, правильно, вы заметили, что о многом нам могут рассказать те люди, которые видели войну – ветераны. Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, ветеранов осталось очень, очень мало. Но сохранились письма (демонстрирует) и записи тех времён, из которых можно больше узнать о войне.
Вот детям подготовительной группы, с которыми я работаю, посчастливилось получить одну из таких записей. Это дневник солдата Данилова Родиона Васильевича, (демонстрирует), который прошёл всю войну от начала до конца. В своем дневнике он записывал все события войны, свое отношение к ним.
Мои «подготовишки» решили сами издать книгу по записям этого дневника. (закрепить дневник на мольберте) На занятиях дети читают дневник и оформляют к нему по одной страничке, вот что им удалось уже сделать (демонстрация книги и фото и читает последнюю страницу книги) А вы хотели бы принять участие в оформлении этой книги?
Ответы детей
Воспитатель: Следующая страница дневника солдата (беру дневник) посвящена детям войны. (читает)
«Вторые сутки едем в сторону Ленинграда, уже слышна линия фронта, значит, скоро будем на месте. В нашем вагоне едут дети, едут на фронт
Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легли невзгоды, бедствия, горе военных лет. А они не согнулись, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее, они сражаются рядом со старшими – отцами и братьями. Они воюют повсюду: в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. Слышал по радио о детях Ленинграда – тяжёлая судьба – голод, холод, вокруг враг, постоянные бомбёжки»
Воспитатель:
Действительно, ребята, дети воевали, многие из них даже посмертно получили звание «Героя Советского Союза».
Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько тягостей вы пережили,
Благодарность вечная вам всем.
Погибшим –Быть бессменно на посту,Им жить в названьях улиц и в былинах.Их подвигов святую красотуОтобразят художники в картинах.Живым –Героев чтить, не забывать,Их имена хранить в бессмертных списках,Об их отваге всем напоминать,
И класть цветы к подножьям обелисков!
- Ребята, а вы бы смогли, как эти дети стать защитниками, не побоятся злого врага? (ответы) Сейчас зазвучит песня и мы попробуем представить себя защитниками на первых порах своей мамы.
Физминутка с флажками Инсценировка песни «Ты не бойся, мама»
- Молодцы, бодро вы сейчас маршировали, надеюсь, так же уверенно и смело будете защищать нашу Родину!
2.
- Садитесь на стульчики, (воспитатель берёт книгу и демонстрирует пустую страничку).
Вот она – чистая страничка книги. И прежде, чем начать её иллюстрировать, я расскажу вам о маленьких ленинградцах.Особенно тяжело пришлось в годы войны детям блокадного Ленинграда. Кто знает, как сейчас называется этот город? (Ответы детей)
В настоящее время это город носит имя Санкт-Петербург.
Показ слайдов «Блокада Ленинграда» с комментариями к ним.
Вы видите на фотографиях современный город Санкт-Петербург.
2, 3. А вот так выглядел город в далёкие военные годы.
4. Перед вами карта. Это город Ленинград. Ленинград окружён чёрными ломаными крестами. Ломаный чёрный крест – это фашистский знак, похожий на чёрного паука. Посмотрите внимательно. Видите, коричневым цветом отмечена территория, захваченная фашистами, там, где нарисованы красные звёзды, держат оборону наши войска.
Видите, враги не просто подошли близко к Ленинграду, им удалось окружить его. Никто не мог приехать в окружённый Ленинград, все пути к нему на суше были захвачены фашистами. Город окружён врагами, это значит, он в блокаде.
Запасы продовольствия в Ленинграде кончались. Как доставить в окружённый город продукты? Была только одна дорога, эта дорога шла по воде, через Ладожское озеро. Вот она. Её назвали дорогой жизни. Как вы думаете, почему «дорогой жизни»?
5, 6. Зимой ездить приходилось по льду, опасен был этот путь, лёд часто проваливался, по колоннам машин била артиллерия, бомбила вражеская авиация.
7, 8, 9. Небывалый мороз на улице. И в домах нет отопления (нет дров и угля), нет электричества, нет и воды в квартирах –замёрз водопровод. Рано утром тянутся к реке голодные, продрогшие ленинградцы. Кто с ведёрком, кто с кастрюлей, кто с большим чайником. А доберутся до дому, смотрят – вода в лёд превратилась на морозе.
10. И всё-таки голодные, больные ленинградцы не прекращали работы. Работали и женщины, и дети.
11.Дорогою жизни шли корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти, но всё равно в Ленинграде не хватает хлеба, нет мяса, нет сахара, нет овощей. Ломтик хлеба, кружка кипятка – вот и весь обед блокадного ленинградца.
12. 13 . Были введены продовольственные карточки. По этим карточкам люди получали хлеб. Вот он – блокадный кусочек хлеба – на весь день.
14.
Воспитатель: .Тяжелые годы, но и тогда детям старались устроить праздник. Вы любите Новый год? Почему? (ответы)
Я хочу вам прочитать небольшой рассказ, о том, как маленьким ленинградцам устроили праздник – Новый год!
«Два бойца, один из которых переоделся в Деда Мороза, вошли в читальный зал библиотеки с мешком подарков.На выцветшем ковре перед буржуйкой молча сидели дети. Библиотекарь Вера Давыдовна читала им очень смешное место из сказки «Три толстяка, но дети не смеялись. «Как мышата серенькие», подумала Вера Давыдовна.
Ого-го-го! зычным басом закричал из-за двери один из бойцов К вам пришел Дед Мороз! Он вам елочку принес! И вошел в зал, фыркая и отдуваясь, как, по его представлению, делали все Деды Морозы на свете. Посмотрите-ка, что у меня в мешке. он особым «дедморозовским» жестом снял с плеча вещмешок и стал осторожно его развязывать. Дети сгрудились вокруг. В мешке оказалась маленькая заледеневшая елочка. Елочка была наряжена. Не игрушками, конечно. Какие на фронте игрушки? На ней болтались старательно нарезанные солдатами маленькие кусочки сала и хлеба. Кто-то не пожалел пожертвовал для такого дела драгоценную катушку ниток. А там, где ниток не хватило, кусочки хлеба просто нанизали на колючие ветки. Один довольно большой кусок красовался на макушке. Дети, можете подойти и по очереди взять с елочки подарки! Сначала самые маленькие, тихо сказала Вера Давыдовна. Можно мне... звезду? Маша была самая младшая, и ей достался хлеб с макушки. Она подошла к солдату и тихонько погладила его маскировочный халат. Я знала, что ты придешь, Дедушка Мороз. Какой же ты... настоящий!Она улыбнулась, и уголки ее губ, засохшие и сморщенные, треснули. Маленькие красные капельки тут же смешались с хлебными крошками, которые Маша аккуратно клала в рот. Боец обратил внимание, что еще у нескольких детей уголки губ покраснели.«Разучились улыбаться!..» вдруг понял он и почувствовал, как в горле у него надувается какой-то неправильный, неуютный ком.»
Вот такая тяжёлая жизнь была у детей военных лет. Но они также как и вы мечтали! Как вы думаете, о чём могли быть их мечты?
Ответы детей. Наводящими вопросам подвести детей к слову мир.
Воспитатель: Конечно, дети мечтали о завершении войны, о мире.
А что такое мир? Как вы понимаете это слово?
Ответы детей
Воспитатель: Мир – очень важное слово.
Мир – это Земля!
Мир – это Солнце!
Мир – это люди!
Мир – это дети!
Мир нужен всем
на нашей планете!
И маленькие ленинградцы, вы правильно заметили, мечтали о мире.
Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат,И пулемёты не строчат,Не гибнут люди, города,Мир нужен на Земле всегда!
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас мы изобразим мечту детей блокады. Создадим страничку книги «Дети войны. Мечта детей блокадного Ленинграда» - сфотографируем нашу картину и вставим в книгу «По страницам Рядового Данилова».
Давайте подойдём к столам, посмотрим, что у нас есть. (ответы детей)
Воспитатель: На листе вы видите Ленинград, голубое небо над ним, яркое солнце , фонтан, зелёную траву.
Что мы можем добавить к нашей картине?
Ответы детей (цветы, голуби бабочки)
Воспитатель: Садитесь за столы. Перед вами бумага нескольких цветов, сложена вдвое , потому что бабочки, цветы и голуби симметричны, так их проще вырезать, там есть ещё и контуры.
Цветок можно сделать вот так: -показ;
Взять ножницы и по контуру вырезать цветы. Теперь склеить их между собой – снизу большой цветок, сверху маленький, для этого намазываем только серединку цветка, чтобы он получился не плоским, а объёмным. Посмотрите, в центре моего цветка есть ещё, что? (Ответы детей) её мы сделаем из гофрированной бумаги. Оторвите кусочек и скрутите шарик. (демонстрирует). Теперь намазываем шарик клеем и приклеиваем. Вот и готовы наши цветы.
Бабочки - вырезаем по контуру, украшаем обрывками цветной бумаги
Голубь – вырезаем по контуру, маркером прорисовываем глаза, клюв, лапки.
У вас на столах есть заготовки и для голубей и для бабочек, и для цветов, выберите, что хотите. Приступаем к работе.
Звучит музыка к песне «Пусть всегда будет солнце!»
Воспитатель:
Кто справился с заданием, подходите ко мне, мы будем оформлять нашу страницу.
Дети совместно с педагогом оформляют коллаж под песню А.Островского «Пусть всегда будет солнце!».
Воспитатель: Какая красивая картина у нас получилась. Мир и дружба всем нужны,Мир важней всего на свете,На земле, где нет войны,Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,В небе солнце ярко светит.Нужен мир для всех ребят.Нужен мир на всей планете!
Итог.
Сейчас я сфотографирую нашу работу. (Показывает детям фотографию на фотоаппарате)
Распечатаем фотографию и будет новая страничка в книге о войне. Дети детского сада «Белоснежка» будут вам очень благодарны за помощь. Большое спасибо, ребята.
Я хочу сфотографировать и вас – потому что на последней странице книги будут запечатлены все её создатели
Вам понравилось наше занятие? Чем оно вам понравилось?
Скажите, что интересного вы сегодня узнали на занятии? Что больше всего вам запомнилось? ( Какие подарки получали маленькие ленинградцы во время блокады? Как называлась дорога, по которой возили продукты в Ленинград? О чем мечтали дети военных лет? О чём мечтаете вы? Что для этого нужно?) Звучит песня «Большой хоровод», под которую дети выходят из зала
13PAGE 15
13PAGE 14215
15