Применение технологии виртуальной экскурсии на уроках литературы
Применение технологии виртуальной экскурсии на уроках литературы
Один из актуальных вопросов, волнующих современного учителя: как заинтересовать обучающегося на уроках литературы? Существуют различные формы и методы, которые стимулируют учебную деятельность учащихся. Одной из них является учебная экскурсия.
Учебная экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
При помощи экскурсии возможно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности.
В связи с внедрением компьютерных технологий в учебный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
В связи с этим экскурсии можно классифицировать по характеру наблюдаемых объектов на:
- реальные экскурсии;
- виртуальные экскурсии.
Термин "виртуальный" происходит от английского слова virtual-" похожий, неотличимый, не существующий в действительности, но появляющийся благодаря программному обеспечению".
Виртуальная учебная экскурсия включает те же этапы, что и обычная учебная экскурсия. Ее проведение начинают со вступительной беседы с учащимися, где педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы, в которых указано направление перемещения. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.
Объектами виртуальной экскурсии становятся размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий писателей, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные произведения писателей, критические материалы.
Конечно она, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
не покидая учебного кабинета, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города и даже страны;
за один урок можно посетить несколько объектов;
автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы проектировщиков;
виртуальная экскурсия с помощью компьютера помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации;
преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и др.;
в ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, они слышат запись, получая об этих объектах необходимую информацию, но также они овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа;
разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.
Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы. Особое внимание нужно уделить продумыванию финала урока. В зависимости от типа, темы и целей урока завершающий этап может быть разным. Лучшим финалом можно считать открытый финал - когда возникнет много вопросов, и на них нет однозначного ответа - финал обращен к сердцу каждого ученика.
Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:
литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;
историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам;
обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.
На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.
Использование виртуальных экскурсий на уроках русского языка и литературы делает его интересным, качественным, результативным. Помогает студентам рассмотреть литературные процессы и познакомиться с творчеством различных авторов более подробно; расширяет опыт восприятия литературного произведения, формирует умение анализировать текст, определить замысел, составить план раскрытия темы, найти аргументы для обоснования своего мнения, сделать выводы, самостоятельно создавать собственный текст – сочинение.
На уроках литературы не обойтись без онлай – экскурсий при изучении биографии писателей и поэтов. Эти экскурсии носят характер наглядности и обеспечивает видеоряд к той информации, которую я сообщаю студентам. Мной собрано большое количество сайтов, где можно найти готовые экскурсии по различным музеям и местам, связанным с жизнью великих людей. Например, при изучении биографии С.А. Есенина, я предлагаю студентам посетить Московский государственный музей С.А.Есенина (http://esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK "http://esenin-museum.ru/virtual_tour4"4) и совершить виртуальную экскурсию по экспозиции музея. Ребята видят рукописи юношеских стихотворений поэта, первый поэтический сборник «Радуница», первые отклики критики, публикации. Провожу мультимедийную экскурсию в с. Константиново, где родился великий поэт. Студенты могут увидеть усадьбу Есениных, Земскую школу, музей - поэмы «Анна Снегина».
На уроке «Тема России в поэзии А.Блока» работу начинаем со статьи в учебнике, одновременно показываю материалы, представленные в коллекции Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). Это портрет А.Блока, портрет А. И. Бекетова (деда А. Блока), изображение имения в Шахматово. Далее слушаем стихотворение А. Блока "Россия" в исполнении В. Качалова. Смотрим фрагмент видеофильма "Блок в период революций". Если есть время можно услышать голос великого поэта и прослушать стихотворение А. Блока "На поле Куликовом".
Здесь же представлены контрольные работы, которые я использую как итоговые работы для проверки знаний и умений.
Хотелось рассказать еще об одном направлении своей педагогической деятельности, это использование виртуальных экскурсий в проектной деятельности. На примере работы «Литературные места Абакана» студента 1 курса, обучающегося по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». Работая над данным проектом, он изучил материалы в архивах хакасского краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова о достопримечательностях города Абакана, связанных с жизнью и творчеством известных писателей и поэтов. Свой проект представил в виде онлайн - экскурсии на уроке, который самостоятельно подготовил и смонтировал. Использование виртуальной экскурсии в проекторной деятельности значительно повышает мотивацию студентов к изучению предмета, развивает их творческую активность.
Предлагаю студентам самостоятельно разработать виртуальную экспозицию о жизни и творчестве писателей и поэтов, изучаемых на 1 и 2 курсе. И такие экскурсии заинтересовали студентов и стали востребованными. Уроки получаются более интересными, насыщенными, проходят в хорошем темпе, дают положительные результаты. Использование виртуального экскурсионного материала играет важную роль в познавательном и в воспитательном отношении.
Таким образом, технология виртуальной экскурсии является эффективной формой организации учебной работы, так как позволяет включать в активную творческую деятельность для решения поставленной цели всех без исключения учеников, развивает творческий подход к изучаемому материалу, формирует элементы информационной культуры, исследовательские навыки; пробуждает интерес к предмету. С помощью виртуального музея активизируется работа учащихся за счет участия в учебных проектах, что в настоящее время является актуальным и необходимым.