Методическая разработка по литературе «Путешествие в мир биографии С.Есенина» в форме виртуальной экскурсии


Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное образование «Курумканский район»
Районное Управление образования
МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 1
Районный фестиваль «Есенинские чтения»,
посвященный 120-летию со дня рождения, 90-летию со дня смерти
русского поэта С.А.Есенина и Году литературы в Российской Федерации
Методическая разработка по литературе
«Путешествие в мир биографии С.Есенина»
Разработал: Буралова З.Г.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Курумканская СОШ №1»
с.Курумкан, 2015 г.
Цель виртуальной экскурсии:  
образовательные – познакомить с основными вехами жизни С.А.Есенина, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни;
развивающие – развить чувство прекрасного, умение читать стихи;
воспитательные - пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.
Задачи:
развивать у учащихся познавательную активность,
развивать умение ориентироваться в информационном пространстве, навыки работы с различными источниками информации, умение интерпретировать полученную информацию
совершенствовать навыки коммуникативного общения, навыки сотрудничества, творческие способности.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: виртуальная экскурсия
Оборудование:  • компьютер, подключенный к сети Интернет; • мультимедийный проектор; • экран; • презентация Microsoft Office PowerPoint-2010 
Ресурсы Единой коллекции ЦОР и ФЦИОР
диски с записью музыкальных произведений Р. Шумана, Л.Бетховена, В. Моцарта, П. Чайковского.
Выставка книг С.Есенина
Эпиграфы:
«Я сердцем никогда не лгу»
«На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за всё благодарю»
Ход виртуальной экскурсии:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых выдающихся представителей лирической поэзии XX века Сергеем Александровичем Есениным, которому нынче исполнилось 120 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти. Он вошел в русскую поэзию как певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг.
Уже ранние стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. И особенность его поэтичного мышления заключалось в том, что через образы родного края   он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.
Сегодня мы имеем возможность перенестись назад, в прошлое, и увидеть некоторые моменты из жизни Сергея Есенина. Мы совершим виртуальную экскурсию в мир биографии С.А.Есенина. Но необычность нашей экскурсии в том, что вы познакомитесь с жизнью поэта в его фотографиях, с его письмами и стихотворениями, с людьми, с его любимыми женщинами, чьи судьбы близко соприкасались с судьбою Есенина.
I. Групповая работа. Вам предстоит работать в команде. Каждая группа получает листы-путеводители, в которых вы можете во время нашего виртуальной экскурсии (при просмотре видеороликов, видеофильмов, презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия, даты, основные моменты. После нашего возвращения из виртуальной экскурсии вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые вы сделаете во время экскурсии, рассказать о поэте.
– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.
Таблица 1. Путеводители
Этапы жизни Отчий дом,
семья, родной край (1 гр.) Литературное творчество
(2 гр.) Любовь, семья в жизни поэта (3 гр.) Основные темы творчества
(4 гр.)
II. Знакомство учащихся с материалами на сайтах.
1. Сбор информации. Обмен информацией.
2. Создание практической работы.
Рассказ учителя: Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие. Богатейший материал по есенинским местам представлен на сайте http://poznamka.com.tw/?p= HYPERLINK "http://poznamka.com.tw/?p=14354"14354.
Откроем этот сайт, нажмите ctrl и щелкните ссылку.
Просмотр видеоролика
И мы с вами оказались в с.Константиново, где родился великий поэт Сергей Есенин. Мы видим усадьбу Есениных, Земскую школу, церковь Казанской иконы Божией Матери, музей-поэмы «Анна Снегина», дом священника Смирнова да и просто полюбуемся фантастическими видами на Оку, которые вдохновляли поэта на написание удивительных стихов.
Группа чтецов читает стихотворения:
«В хате», «Сестре Шуре», «Письмо матери»
Далее мы отправляемся в виртуальную экскурсию в Московский государственный музей С.А.Есенина (http://esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK "http://esenin-museum.ru/virtual_tour4"4) и совершаем виртуальную экскурсию по экспозиции музея.
Откроем это сайт, нажмите ctrl и щелкните ссылку.
Просмотр фрагмент видеофильма
Группа чтецов читает стихотворения:
«Гой ты Русь, моя родная..», «Тебе одной плету венок», «Запели тёсаные дроги», «Я последний поэт деревни»
Рассказ учителя: В вестибюле музея нас встречает обилие цветов и зелени константиновского разнотравья. Мы видим рукописи юношеских стихотворений поэта, первый поэтический сборник «Радуница» (Петроград, 1916 г.), первые положительные отклики критики, публикации С.А. Есенина в детских журналах – "Мирок", "Проталинка", "Млечный путь", скульптурный бюст А.С.Пушкина. "Пушкин – самый любимый мною поэт..." - признавался С.Есенин. Заканчивается экспозиция в Белом зале, где собраны скульптуры, рукописи, портреты, партитура и мн.др. человека, чьё творчество не перестаёт волновать человечество.
Всем известно, что фотография порой может рассказать намного больше, чем тысячи простых слов или какие-то сухие факты биографии.. Случайные снимки всегда наиболее важны, а кажущиеся на первый взгляд незначительными моменты всегда самые драгоценные.
Предлагаю вашему вниманию подборку редких фотографий С.Есенина, на которых он запечатлен в довольно интересных и непривычных образах.
Просмотр мультимедийной презентации «Жизнь С.Есенина в фотографиях»
А сейчас, ребята, мы услышим голос великого поэта и прослушаем стихотворение «Край ты мой заброшенный». Для этого откройте Единую Коллекцию Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). Откроем это сайт, нажмите ctrl и щелкните ссылку.
HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6b0e293f-bc93-46b1-958f-eb4f6058e290/view/" Аудиофрагмент: С. Есенин читает свои стихи «Несказанное, синее, нежное….», «Спит ковыль, равнина дорогая…» , «Отговорила роща золотая»
Аудиоматериал к теме "Культура и искусство после октября 1917 г.". Изучение нового материала. Индивидуальная работа. Анализ аудиообраза.

III. Работа в группах (10 минут)
– Мы вернулись из нашей виртуальной экскурсии и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии. Посмотрим, как вы справились с заданием.
Выступление учащихся (групповая поисковая работа)
Рассказ учителя: Спасибо за ваши рассказы.
Мир Есенина находится в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы. Есенин был полон светлой поэтической силы. Стихи, полные обжигающей чистотой чувств, сердечной правдой, болью больших страстей, ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них и восторг, и любовь ко всему живому, и печаль большого сердца.
Несказанное, синее, нежное…Тих мой край после бурь, после гроз,И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз.
 Завершает жизненный путь лирического героя и самого поэта последнее стихотворение, написанное кровью за день до трагического конца: «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Погиб Есенин – человек, но «предназначенное расставанье/обещает встречу впереди».Началось бессмертие Поэта…
Он, как будто чародей,Превращал зарю в котенка,Руки милой – в лебедей,Светлый месяц в жеребенка.Говорить учил леса,Травы, рощи в брызгах света.И слились их голосаС чистым голосом поэта. (Николай Кутов)
IV. Рефлексия.
Учитель: Одно дело просто слушать и рассуждать, и совсем другое – видеть, слушать и представлять. Картины, портреты, рисунки, фотографии являются важным дополнением к нашему уроку. Видеть о ком говорит учитель, заглядывать в личное пространство поэта через его мебель и предметы быта, через его фотографии помогает вам понять душу и мысли С.Есенина.
На этом, ребята, наша экскурсия подошла к концу.
• Какое чувство вы испытали на сегодняшнем уроке? • Можно ли виртуальную экскурсию на уроке считать продуктивным методом работы? 
V. Домашнее задание: Написать сочинение-эссе: «Моё открытие Есенина» 
Список литературы и интернет-ресурсов.
1.Википедия. Свободная энциклопедия.
2.Электронные ресурсы: http://esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK "http://esenin-museum.ru/virtual_tour4"4;
http://poznamka.com.tw/?p= HYPERLINK "http://poznamka.com.tw/?p=14354"14354; http://www.turgenev.org.ru/gallery.htm ;
http://chekhovmuseum.com/index.php/ru/placesГосударственный ;
http://school-collection.edu.ru ;
www.school.edu.ru : Сергей Александрович Есенин (1895-1925)http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=12739http://www.museum-esenin.ru/Музей-заповедник С.А. Есенина 
Сборники стихов Есенина2. Занковская Л.В. Новый Есенин. – М., "Флинта”, 1997 г. 3. Е. Гусляров и О. Карпухин. Есенин в жизни. – Калининград, 2000 г. 4. Ю. Прокушев. Воспоминания о смерти С. Есенина. – М., 1965 г. 5. Гулин А.В. "В сердце светит Русь…” (Духовный путь Сергея Есенина). Литература в школе №4, 2001 г. 6. Есенин С.А. Материалы к биографии. – М., "Историческое наследие”, 1993 7. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. – М., "Советская Россия”, 1978 г.
Приложение 1