Рабочая программа по физической культуре для 4-х классов на 2016 — 2017 учебный год


Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Цели изучения предмета / курса:
формирование разносторонне физически развитой личности
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха
Задачи:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
овладение школой движений;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные результаты обучения:
Знания о физической культуре
Ученик научится:
· ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток
и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом дляукрепления здоровья, развития основных систем организма;
· раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической
культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
· ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость,координацию, гибкость) и различать их между собой;
· организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе),
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Ученик получит возможность научиться:
· выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
· характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом
своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Ученик научится:
· отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
· организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
· измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вестисистематические наблюдения за их динамикой.
Ученик получит возможность научиться:
· вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического
развития и физической подготовленности;
· целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
· выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Ученик научится:
· выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы,быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса помощью специальной таблицы);· выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
· выполнять организующие строевые команды и приёмы;
· выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
· выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);
· выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
· выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Ученик получит возможность научиться:
· сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
· выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
· играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
· выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
Метапредметные результаты обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Личностные результаты обучения:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Формируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Соотнесение известного и неизвестного
Планирование
Оценка
Способность к волевому усилию
Познавательные:
Формулирование цели
Выделение необходимой информации
Структурирование
Выбор эффективных способов решения учебной задачи
Рефлексия
Анализ и синтез
Сравнение
Классификации
Действия постановки и решения проблемы
Коммуникативные
Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
Постановка вопросовРазрешение конфликтовЛичностные
Самоопределение
СмыслообразованиеСОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА/КУРСА
Знания о физической культуре
История развития физической. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок вперед и боком, кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой; перекат боком(колесо); мост из положения стоя я помощью и самостоятельно.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижения и повороты на гимнастической скамье; вис и поднятие ног на шведской стенке; подтягивание на перекладине (девочки на низкой перекладине,мальчики на высокой);гибкость из положения седа.
Подвижные игры: «Знамя», «Невод» ,»Пустое место», «белые медведи», «Выбивало», «волк во рву», «веревочка под ногами», «третий лишний», «удочка»
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой по воротам; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу; учебная игра (с упрощёнными правилами).
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Пионербол с элементами волейбола: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подача и ловля мяча подвижные игры: «Пионербол».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Легкая атлетика и кроссовая подготовка: бег на короткие дистанции; равномерный бег на выносливость; прыжки; метание набивного и теннисного мячей.
Формы промежуточного контроля:
-практическое выполнение упражнений;
- устный опрос;
- подготовка рефератов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНк рабочей программе
по физической культуре для 4-х классов
на 2016 — 2017 учебный год
Количество часов: 68
В неделю: 2 часа
Ориентирован на учебник: Физическая культура. 1-4 классы.  Лях В.И.


№ Вид программного материала Количество часов
Класс
4-А,Б.
1 Основы знаний о физической культуре. ОФП.ОРУ. На каждом уроке.
1.1 Волейбол(Пионербол) 10
1.2 Гимнастика с элементами акробатики 14
1.3 Легкая атлетика, кроссовая подготовка 19
1.4 Баскетбол 12
1.5 Футбол
7
1.6
Подвижные игры6
1.7 Итого68
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
4 КЛАСС (А,Б)
НОМЕР УРОКА Дата Наименование разделов и тем Примечания
План Факт План Факт 1 четверть
Легкая атлетика и кросс 10час.
Мини-футбол 7 час.
1 Инструктаж по ТБ Ходьба с изменением длины и частоты шагов. Бег с заданным темпом и скоростью. Бег на скорость в заданном коридоре. «встречная эстафета». 2 Ходьба с изменением длины и частоты шагов. Бег с заданным темпом и скоростью. Бег на скорость в заданном коридоре. Игра «Смена сторон». 3 Бег на скорость 30,60м.Игра «Кот и мыши». Развитие скоростных способностей. Комплексы упражнений на развитие физических качеств 4 Комплексы упражнений на развитие выносливости,челночный бег 3Х10 м.Равномерный бег 3 мин. 5 Прыжок в длину с места на результат .Игра «выбивалы». Развитие скоростно-силовых способностей 6 Бег на результат 30 м.с высокого старта, Круговая эстафета. Развитие скоростных способностей. 7 Бросок теннисного мяча на дальность. Игра «Невод»,«Эстафеты с элементами легкой атлетики» 8 Бросок теннисного мяча на дальность на результат. Игра «Невод». Развитие скоростно-силовых способностей 9 Бросок набивного мяча на дальность.Челночный бег 3Х10 «Эстаеты с элементами легкой атлетики» 10 Бросок набивного мяча на дальность на результат Челночный бег 3Х10.Развитие скоростно-силовых способностей Бросок выполняется из положения седа11 Инструктаж по ТБ .Стойки и перемещение игроков,передачи мяча в парах «Эстафеты с мячами»Подтягивание на перекладине 12 Стойки и перемещение игроков,передачи мяча в парах «Эстафеты с мячами» Подтягивания на перекладине на результат. 13 Стойки и перемещение игрока. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу, игра в «мини-футбол» пресс за 1 мин. 14 Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу, игра в «мини-футбол»пресс за 1мин.на результат. 15 Стойки и перемещение игрока. Остановки и повороты. Ведение мяча по прямой с остановками. Игра «Точная передача» 16 Стойки и перемещение игрока. Удары по воротам игра в «мини-футбол» 17 Стойки и перемещение игрока.
Игра вратаря «Эстафеты с мячами» 2 четверть
Гимнастика 14час.
18 Инструктаж по Выполнение команд «Становись!»,«Равняйсь!», «Смирно!» «Вольно!». Кувырок вперед.Ходьба по лавке большими шагами и выпадами. 19 Ходьба по лавке на носках. Развитие координационных способностей.кувырок вперед 20 Ходьба по лавке на носках. Развитие координационных способностей.кувырок вперед 21 Ходьба по лавке на носках. Развитие координационных способностей.кувырок вперед на оценку. 22 Комплекс гимнаст. упражнений.
Мост с помощью и самостоятельно. Игра «салочки на коленях» 23 Комплекс гимнаст. упражнений.
Мост с помощью и самостоятельно. Игра «салочки на коленях»Гибкость на результат 24 Строевые упр-я.
Комплекс: кувырок вперед-перекат назад в стойку на лопатках-переход в упор присев. Развитие координации.Эстафеты. 25 Строевые упр-я.
Комплекс: кувырок вперед-перекат назад в стойку на лопатках-переход в упор присев. Развитие координации.Эстафеты. 26 ОРУ с предметами.
Прыжки на скакалке.
«Эстафеты с элементами гимнастики», «салочки» 27 ОРУ с предметами.
Прыжки на скакалке.
«Эстафеты с элементами гимнастики» 28 Гимнастические упр-я.
Перекат боком (колесо) «Эстафеты»,«выбивалы»
Развитие силовых качеств. 29 ОРУ с предметами.
Кувырок назад «эстафеты»
«третий лишний» «салочки» 30 ОРУ с предметами.
Кувырок назад «эстафеты»
«третий лишний» «салочки» 31 Гимнастические упр-я.
Кувырок назад на оценку «эстафеты»
«третий лишний» «салочки» Развитие силовых качеств 3 Четверть 22часа
Баскетбол 12час
Пионербол (эл. волейбола) 10час.
32 Инструктаж по ТБ
ОРУ в движении и на месте.
Ведение мяча разными способами. «эстафеты» 33 ОРУ в движении и на месте.
Правила баскетбола.
Ведение мяча разными способами. «эстафеты» 34 ОРУ в движении и на месте.
Ведение мяча разными способами.Броски в кольцо
«эстафеты» 35 ОРУ в движении и на месте.
Ведение мяча разными способами.Броски в кольцо
«эстафеты» 36 ОРУ в движении и на месте.
Передачи мяча от пола в парах
«эстафеты с мячами»
37 ОРУ в движении и на месте.
Передачи мяча от пола в тройках
Ведение мяча разными способами.Броски в кольцо
«эстафеты» 38 ОРУ в движении и на месте.
Броски в кольцо в прыжке
Подвижные игры 39 ОРУ в движении и на месте.
Броски в кольцо в прыжке
Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам. 40 ОРУ в движении и на месте.
Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам. 41 ОРУ в движении и на месте.
Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам. 42 ОРУ в движении и на месте.
Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам. 43 ОРУ в движении и на месте.
Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам. 44 Инструктаж по ТБ Спец.беговые упр-я.
Перемещения лицом,боком,эстафеты с волейбольными мячами. 45 Спец.беговые упр-я.
Правила игры в «Пионербол»
«эстафеты с волейбольными мячами». 46 Спец.беговые упр-я.
Комплекс ОРУ
Правила игры в «Пионербол»
Передачи мяча в парах
«эстафеты с волейбольными мячами». 47 Спец.беговые упр-я.
Комплекс ОРУ с мячами
Передачи мяча в парах
«эстафеты с волейбольными мячами». 48 Спец.беговые упр-я.
Комплекс ОРУ
Подача и ловля мяча
Учабная игра в «Пионербол» 49 Спец.беговые упр-я.
Комплекс ОРУ
Подача и ловля мяча
Учабная игра в «Пионербол» 50 Спец.беговые упр-я.
Комплекс ОРУ
Правила «перехода»
Верхняя прямая подача в волейболе(в парах)
Учабная игра в «Пионербол с элементами волейбола» 51 Спец.беговые упр-я.
Комплекс ОРУ
Учабная игра в «Пионербол с элементами волейбола» 52 Спец.беговые упр-я.
Комплекс ОРУ
Мини соревнования в «Пионербол» на 4 команды 53 Спец.беговые упр-я.
Комплекс ОРУ
Мини соревнования в «Пионербол» на 4 команды 4 четверть
Подвижные игры 6 час.
Легкая атлетика и кросс 9 час.
54 Инструктаж по
ОРУ. Игры: «Пустое место», «Белые медведи». Развитие скоростно-силовых способностей 55 Строевые упр-я.
Комплекс ОРУ
Игры: «Пустое место», «Белые медведи». Развитие скоростно-силовых способностей. 56 Строевые упр-я.
Комплекс ОРУ
Игры: «Белые медведи», «Выбивало» « Эстафеты с обручами» Развитие скоростно-силовых качеств 57 Строевые упр-я.
Комплекс ОРУ
Игры: «Невод», «Знамя». «Эстафеты». Развитие скоростно-силовых качеств 58 Строевые упр-я.
Комплекс ОРУ
Игры: «третий лишний», «выбивало» «Эстафеты»Развитие силовых качеств 59 Строевые упр-я.
Комплекс ОРУ
Игры: «выше ноги от земли», «Волк во рву». Эстафета «Веревочка под ногами». Развитие скоростно-силовых качеств 60 Инструктаж ТБ Ходьба с изменением длины и частоты шагов. Бег с заданным темпом и скоростью. Бег на скорость в заданном коридоре. «встречная эстафета». 61 Бег на скорость 30,60м.Игра «Кот и мыши». Развитие скоростных способностей. Комплексы упражнений на развитие физических качеств 62 Прыжок в длину с места .Игра «Волк во рву». Развитие скоростно-силовых способностей 63 Прыжок в длину с места на результат .Игра «выбивалы». Развитие скоростно-силовых способностей 64 Бег на результат 30 м.с высокого старта, Круговая эстафета. Развитие скоростных способностей. 65 Бег на результат 30 м.с высокого старта, Круговая эстафета. Развитие скоростных способностей. 66 Бросок набивного мяча на дальность на результат Челночный бег 3Х10.Развитие скоростно-силовых способностей Бросок выполняется из положения седа67 Развитие выносливости. Равномерный бег 5 мин.
Игра «Невод» «Эстафеты» 68 Развитие выносливости. Равномерный бег 5 мин.
Игра «Невод» «Эстафеты»