Технологическая карта урока Семья как социальный институт


Технологическая карта урока Учитель: Шкунова О.А. Предмет: обществознаниеКласс: 11аТип урока: урок-исследование
Тема  Семья как социальный институт
Цель  Формировать мнение о роли семьи в обществе.
Задачи Образовательные: познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института семьи, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи. Развивающие: развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические обществоведческие положения и понятия, участвовать в дискуссии. Воспитательные: вырабатывать ответственную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.УУД ЛичностныеУУД:  ценностные ориентиры, основанные на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу своей семьи.
  Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- принятие решения в проблемной ситуации;
- адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действий.
  Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
- давать определения понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение;
- объяснять явление, процессы, связи и отношения.
Планируемые результаты Предметные:
Знать нормы, регулирующие отношения в семье, социальное назначение института семьи, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и основные направления государственной политики поддержки семьи.
Уметь систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические обществоведческие положения и понятия, участвовать в дискуссии.
Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу своей семьи. Метапредметные:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
- способность анализировать реальные социальные ситуации;
- владение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
- умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
3) поиск и извлечение нужной информации по теме в источниках различного типа;
4) подкрепление изученных положений на конкретных примерах;
5) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точки зрения.
Основные понятия   Семья, социальный институт, виды семей, функции семьи, основные тенденции развития семьи.
Межпредметные связи   Литература, история, искусство
Ресурсы
 Основные – материалы учебника, раздаточные материалы, презентация.
Дополнительные – материалы Интернета
Формы урока Фронтальная, групповая.
Технология Проблемное обучение

Структура урока «Семья как социальный институт»
Дидактическаяструктура урока Деятельностьучеников Деятельностьучителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД
Актуализация знаний.Время – 5 мин. Систематизация социальной информации Создание образовательной напряжённости. Постановка вопросов  - Какие ассоциации вызывает у вас слово «институт»?
- Что такое социальный институт? Каковы его признаки? Назовите основные социальные институты.
- Какой социальный институт исторически начал складываться раньше всех остальных?
- Назовите те образы, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «семья», «брак», «родители», «дети».
- Попробуйте выстроить схемы взаимодействия этих понятий, объяснив принцип вашего построения.
- Сформулируйте тему урока.
- Смоделируйте план освещения темы.  Знание признаков понятия социальный институт. Познавательные Регулятивные
Изучение нового материалаВремя – 35 мин.    
1. Понятие семьи как социального института  Раскрытие на примерах теоретических понятий  Постановка вопросов - Дайте социологическое определение семьи.
- Как исторически складывался социальный институт семьи?
Знание понятия семьи как социального института Познавательные
2. Нормативный механизм института семьи Решение познавательных задач Постановка вопросов - Как и почему возникает нормативные механизмы института семьи. Как их можно классифицировать? Знание нормативного механизма института семьи Познавательные
3. Семейные ценности Работа в группах с информацией. Демонстрация своих образовательных продуктов Постановка вопросов. Организация групповой работы.
Организация обсуждения. - Создайте словарь семейных ценностей.
- Проведите анализ примеров из литературы, истории, искусства, подтверждающих семейные ценности Знание видов семейных ценностей Коммуникативные Регулятивные
4. Социальные роли в семье  Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.
Групповая работа. Демонстрация своих образовательных продуктов Постановка вопросов. Организация групповой работы.
Организация обсуждения. - Охарактеризуйте семейные роли.
- Задания группам: составьте портрет идеальной семьи. Знание видов социальных ролей в семье Познавательные Регулятивные
5. Функции семьи Подкрепление изученных положений на конкретных примерах.
Анализ реальной социальной ситуации на основе видеоинформации  Создание образовательной напряжённости. Постановка вопросов. Показ видеоролика. - Вспомните, какие функции выполняет семья.
- Какие из представленных на слайде функций вами не названы?
- Как вы думаете, что они означают? В случае затруднения обратитесь к справочной литературе, Интернету.
- Посмотрите ролик и определите, какие функции семьи нарушены. Знание классификации функций семьи Познавательные Коммуникативные Регулятивные
6. Виды семей  Выбор верных критериев для сравнения  Постановка вопросов - Как можно классифицировать семьи?
- Что такое классификация?
- Что лежит в основе любой классификации?
- Выделите критерии классификации семей.
- Посмотрите на представленную классификацию. Какой классификации вы затрудняетесь дать разъяснения? Знание классификации видов семей Познавательные Регулятивные
7. Релаксация Релаксация Показ видеоролика Упражнение – медитация «Мой ребенок в будущем» Регулятивные
8. Тенденции развития семьи и брака Анализ реальной социальной ситуации на основе данных диаграмм и видеоинформации. Работа в группе.
Демонстрация своих образовательных продуктов. Создание образовательной напряжённости. Постановка вопросов. Организация групповой работы.
Организация обсуждения - На основании данных диаграмм определите некоторые проблемы семейных отношений (большое количество разводов).
- О какой тенденции свидетельствует ситуация, представленная в ролике?
- Прокомментируйте проблемы семейных отношений в мире и современной России.
- Предположите, какие причины вызывают эти тенденции и проблемы. Знание тенденций развития семьи и брака в современном обществе. Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
9. Государственная поддержка семьи Объяснение явлений социальной действительности Постановка вопросов - Каковы основные направления государственной поддержки семьи? Знание основных направлений государственной поддержки семьи Познавательные
Закрепление нового материала
Время – 3 мин.
Работа в группе. Демонстрация своих образовательных продуктов Определение задания Составить синквейн, даймонд, штрихи на тему «Семья» Коммуникативные Регулятивные
Рефлексия Время - 2 мин. Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. Организация индивидуальной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов.  
Закончить предложение…   Регулятивные