Методическая разработка урока обществознания 11 класс Семья как социальный институт
Шкунова О.А.
МБОУ гимназия №2 г. Чехова
Урок обществознания, 11 класс
Семья как социальный институт
Цель:
Формировать мнение о роли семьи в обществе.
Задачи:
Образовательные: познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института семьи, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи.
Развивающие: развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические обществоведческие положения и понятия, участвовать в дискуссии.
Воспитательные: вырабатывать ответственную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.Оборудование: презентация, видеоролики, пакет документов.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Актуализация знаний
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «институт»?
- Что такое социальный институт? Каковы его признаки? Назовите основные социальные институты.
- Какой социальный институт исторически начал складываться раньше всех остальных?
- Назовите те образы, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «семья», «брак», «родители», «дети». А теперь попробуйте выстроить свои схемы взаимодействия этих понятий, объяснив принцип вашего построения.
- Сформулируйте тему урока.
- Почему люди живут семьями?
Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?
Всегда ли существовала семья?
Сохранится ли семья в будущем?
Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?
- Смоделируйте план освещения темы
План
Понятие семьи как социального института
Нормативный механизм института семьи
Семейные ценности
Социальные роли в семье
Функции семьи
Виды семей
Тенденции развития семьи и брака
Государственная поддержка семьи
II. Изучение нового материала
1. Семья как социальный институт
В рамках нашей темы мы рассматриваем семью как социальный институт. Следовательно, речь должна идти не об отдельной человеческой общности, а о семье как комплексе существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми. Рассмотрите схему:
- Дайте социологическое определение семьи.
- Как исторически складывался социальный институт семьи?
2. Нормативный механизм института семьи
-Вспомните, как и почему возникает нормативные механизмы института семьи. Как их можно классифицировать? (Юридические - регламентируются законодательством; культурные - регламентируются ценностными установками; этические - регламентируются обычаями, традициями.)3. Традиционные семейные ценности
«Для любящих, как и для птиц, необходимо не только гнездышко, но и небо», - сказал Евгений Пантелеев.
- Как вы думаете, что он имел в виду?
-Какие группы семейных ценностей можно выделить?
1. Ценности супружества
2. Ценности родительства3. Ценности родственных отношений
Итак, какие ценности могут укрепить семью? Попробуем создать словарь семейных ценностей, используя афоризмы великих людей (работа в группах, задание 2)
После обсуждения на экране появляется схема.
Словарь семейных ценностей
Верность
Постоянство
Любовь
Уважение
Толерантность
Взаимный интерес
Понимание
- Проведите анализ примеров из литературы, истории, искусства, подтверждающие семейные ценности (работа в группах, задание 3).
4. Социальные роли в семье
Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:
- Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу?
- Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?
- Какого поведения от вас ждут?
- Какие правила, нормы диктует вам общество?
Используя данные вопросы, разбившись на группы, охарактеризуйте семейные роли.
Первая группа - супружескиеВторая группа - родительские
Третья группа – родственных связей
Работа в группах, задание 4: составьте портрет идеальной семьи.
5. Функции семьи
Где и как проявляется семейная деятельность? Вспомните, какие функции выполняет семья.
(По ходу ответов учащихся выстраивается схема.)
Репродуктивная - воспроизводство новых членов общества.
Социальная - формирование индивида как личности.
Экономическая - общее хозяйство, помощь, поддержка.
Защитная - физическая, экономическая, психологическая защита.
Статусная - принадлежность к определенному социальному слою, национальность и т. д.
Эмоциональная - доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь
- Какие из представленных на слайде функций вами не названы? (рекреативная, фелицитологическая). Как вы думаете, что они означают? В случае затруднения обратитесь к справочной литературе, Интернету.
рекреативная - от лат. recreatio — восстановление
фелицитологическая - от лат. felicitas - счастье
- Посмотрите видеоролик и определите, какие функции семьи нарушены
6. Виды семей.
- Как можно классифицировать семьи?
- Что такое классификация?
- Что лежит в основе любой классификации?
- Выделите критерии классификации семей.
- Посмотрите на представленную классификацию. Какой классификации вы затрудняетесь дать разъяснения?
Виды семей
Критерий Виды
Состав семьи Нуклеарная , расширенная
Количество детей Бездетные, однодетные, малодетные, многодетные
Стиль воспитания Авторитарные, демократические
Стиль взаимоотношений Патриархальная, партнерская
- Дается необходимая информация по нуклеарной семье, патриархальной и партнерской семье.
- Социологи в последнее время выделяют еще несколько типичных для современного общества семей – аетоцентрическая , супружеская. дистанционная, студенческая. Определите особенности этих семей.
Релаксация.
Упражнение – медитация «Мой ребенок в будущем» (на фоне музыки)
Инструкция: «Сядьте удобно, закройте глаза, прислушайтесь к музыке… (музыка) Дышите глубоко и спокойно…Родители, мы переносимся на несколько лет назад…Ребята, перенесемся на несколько лет вперед…Через несколько минут появится на свет ваш ребенок. Вы еще не видите его, но уже представляете, каким он будет… И вот, наконец, он появился на свет. Вы рассматриваете его и пытаетесь понять, на кого он похож, какой у него будет характер… Главное, каким он будет человеком? Знайте, что он очень нуждается в вас. Без вашей заботы, участия он умрет…Первый крик… Первый год новой жизни….Школа… И, постепенно, малыш превращается в самостоятельного взрослого человека… Каким он стал, ваш ребенок? Чего достиг? Какие отношения у вас с ним? ...Не спешите с ответом, подумайте…Это уже не далекое будущее, а завтрашний день».
7. Тенденции развития семьи в современном мире
В наши дни во всех странах семья переживает качественные изменения. Кто-то даже говорит о кризисе социального института брака и семьи. Какие же тенденции и проблемы в этой связи наблюдаются в мире, в том числе и в нашей стране?
- На основании данных диаграмм определите некоторые проблемы семейных отношений (большое количество разводов).
- Посмотрите видеоролик. О какой тенденции свидетельствует ситуация, представленная в ролике? (Усиливается девиантное поведение в семье - злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейное насилие)
- Перед вами на слайде еще ряд острых проблем семейных отношений в мире и современной России. Прокомментируйте их.
Преобладание нуклеарных семей
Замена традиционных ролей, которые играли муж и жена
Семья перестает зависеть от социальных норм и санкций (законы, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, ритуалы) и все больше зависит от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания
Уменьшается число законных браков, растет число свободных
Снижение ценности семьи с детьми, единства всех семейных поколений
Проблема неполной семьи
Рост социальных сирот
- Работа в группах, задание 5: предположите, какие причины вызывают эти тенденции и проблемы. При этом распределите их по двум направлениям.
Причины зависящие от:
государства и общества членов семьи
Государственная политика поддержки семьи
Ситуацию в России некоторые социологи называют катастрофической. По данным статистики, распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав. Следовательно, проблема укрепления семьи стоит очень остро, и решать ее надо на уровне государства.
-Что же делается в нашей стране в этой связи?
III. Закрепление изученного материала
- Работа в группах, задание 6: составить синквейн, даймонд, штрихи на тему «Семья».
Представление работы.
IX. Рефлексия деятельности – закончить предложение
-Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Больше всего понравились задания …
Этот урок дал мне для жизни…
Своей работой на уроке:
Доволен, потому что…
Не совсем доволен, потому что…
Я недоволен, потому что…
Просмотр видеоролика «Моя семья».
Пожелание счастья семье.