Конспект урока на тему: Правовые основы брака и семьи


Тема: Правовые основы брака и семьи
Цели:
Показать роль права в регулировании семейно- брачных отношений
Уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе.
Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни
Задачи:
Образовательные: актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; дать более глубокие и осмысленные знания о семейном праве; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;
Развивающие: продолжить формирование умений, учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;
Воспитательные: сформировать представление социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений; формировать мнение о роли семьи в обществе; вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям; создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни.
УУД
Личностные:
1.Самостоятельно выявлять правовой прецедент, давать оценку заданной ситуации.
2.Обосновывать собственное мнение.
Регулятивные:
1. Определять цель – проблему.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность.
4. Работать по плану.
5. Оценивать степень и способы достижения цели.
Коммуникативные:
1.уметь вести дискуссию, диалог.
2.сотрудничество в учебной деятельности.
3.выражать и обосновывать свое мнение.
Познавательные:
1. Находить достоверную информацию из разных источников.
2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактическую информацию.
3. Устанавливать причинно-следственные связи.
4. Анализировать, обобщать, делать выводы
Основные понятия: семья, брак, Семейный Кодекс, брачный возраст, нуклеарная семья, расширенная семья.
Меж предметные связи: Право, литература, история.
Оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска;
Семейный кодекс РФ;
учебник Обществознание Л.Н. Боголюбова. 11 класс;
презентация;
раздаточный материал для письменной работы.
Обучающиеся должны знать:
Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ
Семья находится под защитой государство, так же, как и материнство, отцовство и детство.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях
Обучающиеся должны понимать, что такое:
Семья
Брак
Условия вступления в брак
обучающиеся должны уметь:
Объяснять понятия
Раскрыть основы семейного права
Разрешать ситуации в семейных отношениях
Высказывать собственную точку зрения
Ресурсы:
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.
1. Семейный Кодекс РФ. Электронное издание.
2. Электронное приложение к учебнику «Обществознание», 11 класс. – М, Просвещение.
3. Дидактический материал к уроку обществознания, 11 класс. - М., Баласс.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.social.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://koi.www.uic.tula.ru/school/ob/pusk.htmlДополнительные Интернет-ресурсы
http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
Тип урока: комбинированный
Форма урока: Индивидуальная и групповая
Технология: Проблемно – дискуссионная.
Эпиграф к уроку:
Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. (Унамуно)
В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами, позволяющими учителю организовать обсуждение предлагаемых вопросов по слайдам
Ход урока
I.Орг. момент
II. Опрос домашнего задания
•Что такое этнос? Каковы его признаки?
•Какие типы этноса существуют? Чем они отличаются друг от друга?
•Какое значение имеет национальность?
•В чем состоят причины межнациональных конфликтов? Приведите примеры.
•Какую роль должны играть государство в преодолении национальных противоречий?
III. Изучение нового материала

План
1. Что такое семья и брак
2. Функции семьи
3. Типы семей
4. Формы брака
5. Заключение брака
6. Правовые основы семейно-брачных отношений
7.Расторжение брака
Слайд
1. Вступительное слово учителя.
На всём протяжении существования человечество сформировало ряд ценностей, значение которых очень велико.
Назовите общечеловеческие ценности (здоровье, образование, традиции и обычаи, вера, семья и т.д.).  
Семье, семейным отношениям еще в Древней Руси придавали большое значение. Семья являлась всегда миниатюрным государством со своим главой и собственной публичной властью. Например, в своем «Поучении детям» Владимир Мономах говорил о воспитательных функциях семьи. На протяжении всей истории государства общество постоянно обращало внимание на развитие брачно-семейных отношений.
И. Резник в своем Гимне семье сказал:
 Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.
Что такое семья?
Зачем человеку семья?
Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудности?
После предположений, обучающихся слово учителю.
Объяснение учителя:
Слайд
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья - общность супругов, родителей и детей
Задание:
Ответьте на вопрос: "Семья ли это?"
Результат внесите в таблицу:
№ примера Каков состав семьи Каковы основания семейных связей
     
1. Евдокия Павловна - вдова, живет со своей дочерью в общежитие того предприятия, в котором она работает
2. Владимир и Елена - супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.
3. Ивану Петровичу - 47 лет. Он никогда не вступал в брак, но месяц назад усыновил трехлетнего ребенка
4. У Марины и Сергея Сидоровых двое детей. У них нет собственного угла, и они живут вместе с родителями.
5. Татьяна и Олег познакомились 2 года назад и уже 7 месяцев живут вместе, нанимая квартиру совместно.
Вывод записать в тетрадь
Семья - это совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления, живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство
В настоящее время семейные отношения регулируются новым Семейным кодексом РФ, действующим с 1996 г., федеральным законом "Об актах гражданского состояния", и новым Гражданским кодексом, частью 1. Гражданский кодекс регулирует имущественные права супругов и представительство родителями несовершеннолетних детей
Слайд
Статья 1, ч.2 Семейный кодекс:
Признается брак, заключенный только в органах актов записи гражданского состояния.
При регистрации брака выдается свидетельство о заключении брака (слайд)
Можно и поставить знак равенства между понятиями семья и брак?
Какую роль в создании семьи играет заключение брака?
Заключение брака - это юридический акт, обеспечивающий юридическое оформление семьи. Слово "брак" произошло от древнерусского слово "брачити", т. е отбирать, выбирать хорошее, отклонять плохое
Слайд
Запись в тетради
Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Слайд
Статья 10 ч. 2 Семейный кодекс:
Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Основа семейной жизни - любовь и взаимная ответственность мужчины и женщины. Большое значение имеет духовная, и нравственная связь мужа и жены.
2. Функции семьи.
Слайд 
Функции семьи в обществе многообразны. Перечислим только главные из них:
воспроизводства общества и регулирование сексуальных отношений
обучение и воспитание детей, их социализация и приобщение к культуре
экономическая функция-производство материальных благ и попечительства о нетрудоспособных членах общества
Как видим, семья обладает всеми первичными признаками социальной структуры, из которых главные - способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культуры. Как тело человека состоит из клеток, так и общество, по сути, состоит из семей. И как не может быть здоровым человек, если клетки его организма больны, так не может быть здоровым общество с неблагополучными семьями.
Задание: Работа со статьей Семейного кодекса.
Определите принципы семейного права.
Защита брака и семьи государством и обществом
Равноправие между мужчиной и женщиной
Добровольность и устойчивость брачного союза как основы семьи
всесторонняя защита детей
равенство рожденных в браке, внебрачных и усыновленных детей
уважение личности
забота и взаимопомощь между членами семьи
равноправие всех граждан в семейном отношении
законность только гражданского регистрированного в загсе брака
допустимость только одного брака
Слайд
3. Типы семей.

В истории у разных народов складывались разные традиции семейной жизни, виды семьи. если в современном обществе чаще встречается Нуклеарная семья- то есть семья, состоящая из супругов (они - ядро семьи, лат. nucleus означает ядро) и их детей, то в древности и ныне у многих народов была распространена расширенная, или родственная семья, включающая кроме родителей и детей еще и родственников разных поколений, живущих одним хозяйством.
Для тех обществ, где нуклеарная семья является преобладающим типом семейной жизни, свойственны и определенные характеристики демографических процессов, а именно: сравнительно позднее вступление в брак, невысокая рождаемость, относительно частые разводы, а во второй половине ХХ века статистикой все чаще стало фиксироваться снижение числа официально регистрируемых браков и рост внебрачной рождаемости. В социальном плане в таких странах существует, как правило, хорошо развитая система помогающих семье институтов: детских учреждений, здравоохранения, обслуживающих предприятий.
Задание: работа в группах.
Каждая группа определяет круг своей семьи, распределяет обязанности, устанавливает принципы своей семьи.
Слайд
4.Формы брака и семьи.
Каждый из рассматриваемых социальных институтов - брак и семья - подразумевает существование различных своих форм. Так, доминирующей в современном мире формой брака, является моногамия (единобрачие) как брак одного мужчины с одной женщиной. Но существует полигамия (многобрачие), причем наиболее распространенной его формой является полигиния (многоженство) как культурно одобряемая и закрепленная в законах форма брака в мусульманских странах.

5. Заключение брака.
Можно любить и жить без стремления создать семью. Некоторые так и поступают.
Задание:
Встретились мужчина и женщина. Понравились друг другу и решили " сойтись". Родились дети. Все живут счастливо. Но их отношения государством не было зарегистрировано. Можно ли считать эту группу людей семьей? (да)
Семьей является основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и моральной ответственностью
Представьте, что детей у них нет. Можно ли в этом случае назвать их союз семьей?
(нет)
Задание:
Глубоко верующие родители молодых людей настояли на венчании в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли назвать эту пару семьей? (нет)
Какую же роль в создании семьи играет заключение брака?
(Браком считается семейный союз мужчины и женщины, поражающий их права и обязанности по отношению друг у другу и к детям. Если не заключен брак, значит, не состоялось юридическое оформление семейного союза. И не возникло очень многих прав и обязанностей, которые регулируются законом. И это может иметь юридические последствия.)
Кратко запись в тетради
Слайд
Признаки брака:
Союз мужчины и женщины
Единобрачный союз
Свободный союз
Равноправный союз
Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСаСоюз, который порождает между супругами юридические права и обязанности
6. Правовые основы семейно-брачных отношений.
Центральная проблема под темы - правовые основы семейно-брачных отношений. Она включает ряд аспектов:
порядок и условия заключения и расторжения брака;
права и обязанности супругов;
имущественные правоотношения супругов
Работа с Семейным кодексом РФ
Слайд
Обозначенные аспекты семейной жизни регулируются Семейным правом РФ:
Глава 3 СКРФ ст. 11. Порядок заключения брака
1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в ЗАГС.
Отдельных случаях месячный срок может быть изменен, сокращен или увеличен, но не более чем на 1 месяц.
Ст.12. Условия заключения брака
1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Ст. 13. Брачный возраст
1. Брачный возраст устанавливается с 18 лет.
При наличии уважительных причин, по просьбе брачующихся он может быть снижен до 16 лет. Уважительные причины: беременность невесты, рождение ребенка, призыв жениха в армию.
Ст. 14 Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Не допускается заключение брака между:
Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке
Близкими родственниками
Усыновителями и усыновленными
Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства
Ст. 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.
Кратко запись в тетради
Слайд
Условия действительности брака:
Не должны состоять в зарегистрированном браке с другим
Взаимное согласие
Дееспособность обеих сторон
Не должны быть близкими родственниками
Достижение брачного возраста
Не должны быть усыновителями и усыновленными
Слайд
Брак недействителен:
Если один из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции
Если брак зарегистрирован без намерения создать семью.
Права супругов.
Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства.
Право на выбор фамилии.
Равные права родителей в воспитании детей.
Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.
Обязанности супругов.
Содействовать благополучию и укреплению семьи.
Заботиться о благосостоянии своих детей.
Оказывать друг другу материальную и моральную поддержку.
Платить алименты на содержание детей.
Родители обязаны.
Заботиться о здоровье своих детях.
Дать ребенку имя, отчество и фамилию.
Воспитывать своих детей.
Права детей.
Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
Право ребенка жить в семье.
Право на общение со своими родителями и родственниками.
Право на защиту своих прав.
С 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при решении вопросов, затрагивающих его интересы.
7. Расторжение брака.
Основанием для расторжения брака является взаимное согласие супругов на развод.
Закон предусматривает две процедуры расторжения брака (ст. 20 СК РФ):
1. Судебная;
2. Административная (в органах ЗАГСа).
Процедура расторжения брака.
Брак расторгается в органах ЗАГСа, если у супругов нет общих несовершеннолетних детей, и они оба согласны на развод.
Брак расторгается в судебном порядке, если у супругов есть общие несовершеннолетние дети, а также при отсутствии согласия на развод одного из супругов.
*В процессе объяснения нового материала, используются устные сообщения учащихся, подготовленные ими заранее.
IV.Закрепление изученного материала.
Обучающимся предлагается ответить на вопрос №6 параграфа №7
Задание: "Семейный очаг"
Разделиться на две подгруппы, встать лицом друг к другу. Первая группа играет роль сторонников семейного образа жизни. Их задача - убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым и здоровым, чаще совершают преступления и т.д. но чтобы убедить в этом своего партнера нужны не только слова, но и серьезные доводы и аргументы, в том числе на примере своей семьи. Вторая группа - сторонники одинокого образа жизни. Их задача - отвечая на все доводы и аргументы сторонников семейных уз - отстоять свою точку зрения. Время - 3 минуты на подготовку.
Заключительная часть урока подведение итогов по теме. Практикум
Слайд
Домашнее задание: параграф №5.4, практикум №3 - задание для группы, составить развёрнутый план ответа на тему "Семья и брак",
ответить на вопросы, в конце параграфа.
Выставляются оценки за урок.
Литература.
Обществознание.10 кл., базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова.-2 изд.-М.:Просвещение,2007
Обществознание.10 кл.: поурочные планы по учебнику обществознание. Автор- составитель-С.Н. Степанко.- Волгоград: Учитель,2008
Никитин .А.Ф. Основы государства и права.10-11 кл: пособие для общеобразовательных учебных заведений.-3-е изд., -М.: Дрофа,2001. Глава VIII. Семейное право. С.265
Лазебникова А.Ю., Брант М.Ю. Урок обществознания в 11 классе. Методическое пособие по курсу " Человек и общество".-2-е изд.,М.:Дрофа,2000
Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. 74 с.
Семейное право РФ
Конституция РФ
Используемые источники:
Картинки http://images.yandex.ru.
Информация ru.wikipedia.org.
Обществознание. 9-11 классы. Тестовые задания. В.С. Медведева. Волгоград "Учитель", 2008.