Внеурочная деятельность программа Азбука здоровья
ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Азбука здоровья»
Пояснительная записка.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Задача кружка - помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать, рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.
Работа кружка начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Цели программы:
1. Организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности
2. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.
2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.
3.Сформировать представление о рациональной организации режима дня; научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
4.Сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
.
Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:
Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Ожидаемые результаты.
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
Обучающиеся должны уметь правильно строить режим дня и выполнять его; распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; применить общепринятые правила коммуникации; взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.
Программное содержание
Класс
Содержание
1 класс
Уроки Айболита
Я и мое здоровье. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью. Режим дня. Гигиенические навыки: уход за зубами, ушами, кожей. Помощники человека. Правильная осанка - стройная спина. Лекарственные растения. Положительные эмоции - хорошее настроение. Сон – лучшее лекарство.
2 класс
Страна Здоровячков
Мы за здоровый образ жизни. Основные способы закаливания. Спорт в моей жизни. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Лекарственные растения. Домашняя аптечка. Оказание первой медицинской помощи.
3 класс
Разговор о правильном питании и правилах поведения.
Осознанно о правильном и здоровом питании. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Пищевые отравления. Волевое поведение. Правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения
4 класс
Быть здоровым – это здорово!
Нет вредным привычкам. . Курение – это плохо. Злой волшебник – алкоголь. Наркотик - болезнь и гибель человека. Как отучить себя от вредных привычек. Мальчишки и девчонки. Я принимаю и отвечаю за свое решение. В здоровом теле – здоровый дух!.
Тематическое планирование
1 класс (37 ч).
Уроки Айболита
.
№ п/п
Тема занятия
Кол –во
часов
Требования к уровню подготовки
1-2
Я и мое здоровье
2
Умение заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Овладение основными культурно – гигиеническими навыками ( я умею, я могу, сам себе я помогу), навыками самообслуживания. Зачем нам нужно быть здоровым.Спорт в моей жизни
3-4
Режим дня
2
Умение организовать свое время – ценное качество. Научиться соблюдать режим дня. Способствовать пониманию детьми того, что чередование труда и отдыха в режиме дня помогает поддерживать высокую работоспособность, что свободное время – это не только время для отдыха, но и для полезных дел.
5-6
Почему кости крепкие? Почему мы не ломаемся?
2
Приобщение к здоровому образу жизни (правильно питаться, двигаться, следить за своим телом, делать зарядку, заниматься спортом.)
7-8
Как живет наш организм. Знакомство со скелетом. Осанка.
2
Соблюдение правил, чтобы осанка была хорошей.
Выполнение физических упражнений для укрепления мышц для сохранения осанки.
9
Викторина «Что я знаю о себе»
1
Определить уровень усвоения материала.
10-11
Друзья Мойдодыра – вода и мыло.
2
Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека. Заболевания кожи, их профилактика.
12-13
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
2
Умение умываться, купаться, обтираться, приводить в порядок свои вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовлетворение.
14
Кто тобой управляет?
1
Знать как работает мозг; формирование потребности в гигиене умственного труда.
15
Чтоб дышалось легко.
.
1
Приемы правильного дыхания. Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья. Дыхание и движение. Двигательные упражнения как способы дыхательной гимнастики. Влияние занятий физкультуры и спорта на развитие жизненной емкости легких.
16
Здоровые зубы – здоровью любы.
1
Знание сведений, необходимых для укрепления здоровья, выработанные на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.
17-18
Чтобы зубки не грустили.
2
Знания о том, что вредно и полезно для зубов, содействовать выработке устойчивой привычки заботиться о здоровье зубов.
19
Волшебная щёточка.
1
Знания детей о средствах гигиены полости рта, особенностях их применения; умение правильно чистить зубы; формирование потребности ежедневно заботиться о чистоте зубов.
20-21
"Беречь глаз как алмаз".
2
Основные формы нарушения зрения у учащихся и их профилактика. Гигиена зрения: правила работы с текстом, освещение рабочего места. Гимнастика для глаз. Гигиенические нормативы, их значение для глаз при пользовании компьютером, телевизором. Экологические факторы, благоприятствующие зрению и вызывающие дискомфорт. Травмы глаза, их предупреждение, меры первой доврачебной помощи
22
Сон – лучшее лекарство
1
Зачем человеку сон и сколько надо спать. Что делает сон полноценным
23-24
Чтобы уши слышали
2
Заболевания органов слуха и их профилактика
25-26
Ноги носят, а руки кормят. Болезни грязных рук.
.
2
Умение ухаживать за кожей рук. Разработать вместе с детьми правила гигиены
27-28
Не видать грязнулям счастья".
2
Закрепление умения следить за порядком и чистотой в классе, на рабочем месте.
29
Чистота приходит в гости
1
Умение поддерживать порядок, чистоту. Знание простейших навыков ухода за своим телом, потребность постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид.
30
Праздник «В гостях у Мойдодыра»
1
Определить уровень усвоения материала.
31-32
Как стать красивым.
2
Знание навыков ухода за своим телом, умение поддерживать его чистоту.
33-35
Если хочешь быть здоров
2
·Викторина. Конкурс рисунков
36-37
Урок КВН «Наше здоровье».
2
Содержание программы.
Организм защищает сам себя, Охрана здоровья и жизни детей. Потребность расти здоровым. От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Функции глаза, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека, что способствует скоплению грязи, что случается с грязнулей. Что может случиться с глазами и зрением, комплекс зарядки для глаз. От чего защищает кожа, заболевания кожи, правила ухода за ней. Молочные и постоянные зубы, болезни зубов, как чистить зубы, чем питаться, чтобы зубы были здоровыми. Зачем человеку сон, сколько надо спать, что делает сон полноценным. Какие нарушения в осанке, от чего это бывает, как сохранить осанку, разучивание физических упражнений для сохранения осанки.
Тематическое планирование
2 класс (37ч).
Страна Здоровячков
№ п/п
Тема занятия
Кол –во
часов
Требования к уровню подготовки
1-2
Правила здорового образа жизни (проектная работа).
2
Понятие об образе жизни, его составляющие. Необходимость владения навыками здорового образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье.
Способы сохранения и укрепления здоровья. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Анализ своего образа жизни и здоровья. Жизненный успех и здоровье.
3
Как сохранить своё здоровье до самой старости.
1
Необходимость сознательного участия в охране здоровья и в создании условий учебы, труда, быта, способствующих здоровью.
4
Нужно ли заниматься физкультурой?
1
Важность подвижных спортивных игр для развития двигательных способностей. Стремление быть ловким и сильным
5
Утренняя оздоровительная гимнастика.
1
Приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями.
6
Физкультминутки на уроке.
1
Развитие умения снимать напряжение путём переключения на другой вид деятельности.
7
Упражнения для глаз.
1
Знание упражнений, снимающих напряжение с органов зрения.
8
Вы больны.
1
Формирование представлений о здоровье, здоровом и больном организме, о хорошем и плохом самочувствии.
9-10
Если хочешь быть здоров – закаляйся
2
Правила закаливания организма, правила обтирания. Правила соблюдения личной гигиены во время физических занятий
11-12
Не пугает, не страшит ОРВИ и страшный ГРИПП.
.
2
Знание причин заболевания ОРВИ и гриппом, пути передачи вируса, признаки заболевания, меры предосторожности. Разработать правила гигиены, защищающими от болезни.
13
. Твой друг заболел, чем ты можешь помочь?
1
Знание причин заболевания ОРВИ и гриппом, путей передачи вируса, признаков заболевания, меры предосторожности. Вспомнить правила гигиены, защищающими от болезни.
14
Домашняя аптечка, термометр.
1
Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства и т.д.);
Правила применения и назначения мед. Средств, входящих в состав домашней аптечки;
15
Надо знать, как помощь оказать.
Ножки погреем – и хворь одолеем!
1
Оказание первой помощи. Ножные горчичные ванны можно делать при простуде только в том случае, если нет температуры и аллергических проявлений.
16
Лекарства. Отравления лекарствами
1
Лекарственные травы России и нашего края. Правила приема лекарственных препаратов, свойства лекарств. Из чего делают медикаменты. О недопустимости бесконтрольного их употребления. Навык аккуратного обращения с лекарствами. Знание оказания первой помощи при отравлении
17-18
Основы первой медицинской помощи (при ссадинах, ранениях, кровотечениях, переломах)
2
Умение оказать первую помощь при ссадинах, кровотечениях.
19
Что вокруг нас может быть опасным?.
1
Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами.
20
Отравления ядовитыми веществами и угарным газом
1
Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом
21-22
Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это? Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды.
«Опасные растения и грибы»
2
Умение распознавать опасные для здоровья грибы, растения. Предупреждение о возможной опасности при сборе грибов и ягод. Правила оказания помощи при отравлении грибами и ягодами.
23
Викторина «Кто меня защитит?»
1
Определить уровень усвоения материала.
24
Умеешь ли ты плавать?
1
Правила поведения на водоёме. Меры безопасности при пользовании водными переправами. Простейшие приёмы оказания помощи на воде, на льду.
25-26
«Отдыхаем без опасности»
2
Знание правил поведения на воде. Предупреждение учащихся о возможных опасностях во время отдыха на пляже.
27
«Переход и светофор» и «Переходим улицу»
1
Умение быть внимательными, предвидеть опасность при переходе улицы (дороги). Закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика.
28-29
«Виды транспорта» и «Правила для пассажиров»
2
Знание различных видов транспорта и правил поведения в общественном транспорте.
30
Внимание! Авария!» и
«Как защитить себя во время аварии»
1
Знание возможных аварийных ситуаций и других опасностей в городе. Умение быстро действовать в случае транспортной аварии на дороге.
31
«Один дома»
1
Умение предвидеть опасность в
повседневной жизни, в быту, особенно когда дома один. Проверить знания учащихся об основных видах опасных для жизни ситуаций из числа тех, с которыми он может столкнуться дома. Знание правил безопасного обращения с бытовыми предметами.
32-33
«Как вести себя с домашними питомцами» и «Когда четвероногие друзья бывают опасны»
2
Знание правил безопасного поведения с
домашними и бродячими животными. Знание учащимся, как животные
обороняются, пытаются предупредить человека об опасности.
34
Огонь»
1
Умение детей правильно вести себя при
возгорании, задымлении, возникновении пожара. Навыки безопасного поведения при пожаре.
35
«Элек тричество»
1
Умение детей правильно пользоваться
электроприборами. Знание учащимися правил оказания первой помощи при ударе током.
36
«Ожог
1
Знание учащимися понятия «ожог»,
«первая помощь при ожоге»
·, «вызов врача». Сформированность на конкретных примерах четких представлений об источниках опасности, о возможности получения ожога, о первой доврачебной помощи при ожоге, о необходимости сообщить взрослым об ожоге и о вызове «скорой помощи»
37
Праздник «Путешествие в страну Здоровье»
1
Повторение пройденного материала.
Содержание программы
Владение навыками здорового образа жизни. Способы сохранения и укрепления здоровья. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Физкультура и спорт способствуют здоровому образу жизни. Оказание первой помощи при отравлении лекарствами. Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. Что такое электроток, как поступать с висящим оголённым проводом (не наступай на него, не бери в руки, не прикасайся к человеку, поражённому током), Не купайся в водоёмах во время грозы. Один не ходи купаться на водоём. Купайся только в знакомых местах, не ходи зимой по тонкому льду. Не прикасайся мокрыми руками к электроприборам. Не играй со спичками и зажигалками, не разжигай костёр, если по близости нет взрослого, не бросай в костёр патроны, не лей в него бензин. Соблюдай правила пользования газовой плитой. Обращение с петардами. Опасность от домашних или брошенных домашних животных. Животные как переносчики инфекций. Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом. Что такое тепловой удар, то происходит при этом в организме, как вести себя человеку, получившему тепловой удар. Как избежать теплового удара. Ожоги различной степени, первая помощь при ожогах.
Тематическое планирование
3 класс (37часа)
Правильное питание – основа здоровья
№ п/п
Тема занятия
Кол –во
часов
Требования к уровню подготовки
1
Если хочешь быть здоров.
1
Представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.
2
Самые полезные продукты.
1
Умение детей выбирать самые полезные продукты.
3-4
Всякому овощу – своё время.
2
Представление детей о разнообразии овощей
5
Как правильно есть.
1
Представление об основных принципах гигиены питания.
6
Удивительные превращения пирожка
1
Представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.
7
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
1
Представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
8
Плох обед, если хлеба нет.
1
Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.
9
Время есть булочки.
1
Знание вариантов полдника. Представление о значении молока и молочных продуктах.
10
Пора ужинать.
1
Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.
11 -12
На вкус и цвет товарищей нет.
2
Знание разнообразия вкусовых свойств различных продуктов. Практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.
13
Как утолить жажду.
1
Представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
14
Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
1
Представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.
15-16
Где найти витамины весной?
2
Знание значения витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
17
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
2
Знание разнообразия фруктов, ягод, овощей, их значения для организма.
18
День рождения Зелибобы. Проверь себя.
1
Закрепление полученных знаний о законах здорового питания; знание учащимися полезных блюд для праздничного стола.
19
Давайте познакомимся!
1
Обобщение уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы; дать представление о темах «Двух недель в лагере здоровья» как продолжения программы, познакомить с новыми героями программы.
20
Из чего состоит наша пища.
1
Представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;
представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
21
Что нужно есть в разное время года.
1
Представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; знание блюд, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, представление о пользе овощей, фруктов, соков, некоторых традиций питания и блюд национальной кухни жителей разных регионов; представление о традициях питания своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа.
22-23
Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
2
Представление о зависимости рациона питания от физической активности; умение оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; представление детей о роли питания и физической активности для здоровья человека.
24-25
Где и как готовят пищу.
2
Представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; знакомство с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы; знакомство с основными признаками несвежего продукта.
26
Как правильно накрыть стол.
1
Расширить представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
27
Молоко и молочные продукты.
1
Представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах.
28
Блюда из зерна.
1
Знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширение представлений традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; формирование уважения к культуре собственного народа и других народов.
29-30
Какую пищу можно найти в лесу.
1
Знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания; представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; познакомить с флорой края, её охраной; представления о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья.
31
Что и как приготовить из рыбы.
1
Представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности; представление о местной фауне.
32
Дары моря.
1
Представление о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.
33-34
Кулинарное путешествие по России
2
Представление о кулинарных традициях как части культуры народа; о кулинарных традициях культуры своего народа.
35-36
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
Представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.
37
Как правильно вести себя за столом.
Представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
Содержание программы
Питание должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым. Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин лучше молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность в белке, легко усваиваются организмом. Мясная пища тоже нужна. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток. Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе обязательно. Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы каждый день.
Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Особенности питания в летний и зимний периоды, причины, вызывающих изменение в рационе питания. Представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; о полезности продуктов, получаемых из зерна; о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна. Предметы сервировки стола, правила сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом.
Тематическое планирование
4 класс
«Нет!» - вредным привычкам
№ п/п
Тема занятия
Кол –во
часов
Требования к уровню подготовки
1
Что такое привычка?
1
Привычки и здоровье. Стремление приобретать полезные привычки и избегать вредных.
2
Привычки вредные и полезные
2
Представление о последствиях влияния вредных привычек на здоровье человека
3
От здоровых привычек - к здоровой жизни
1
Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Стремление приобретать полезные привычки и избегать вредных.
4
Спешите делать добро
1
Потребность делать людям добро.
5
Мои эмоции. Как справиться с гневом. 1
1
Представление об отрицательной эмоции гнев. Возможные опасности гнева. эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражите
6
Зависть и жадность
1
Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти.
7
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
1
В каких случаях и почему мы обманываем. К чему может привести притворство и хвастовство. Как ложь становиться привычкой. « Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.
8-9
Мы и наши близкие. Взаимодействие с другими взрослыми.
2
Чем озабочены и чего ждут от детей родители. Как доставить радость родителям.. Стремление к совместной деятельности с одноклассниками и членами других объединений. Умение оказывать и принимать поддержку окружающих.
10 -11
Капризы. Можно ли без них обойтись?
1
Воспитание в себе сдержанности. Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди.
12
Наказание
1
Можно ли обойтись без наказания и что для этого нужно
13-14
Вежливое общение.
2
Умение общаться - важный показатель воспитанности человека. Уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.
15-16
Чувства и поступки.
2
Формирование познавательных, эстетических и нравственных чувств. Различение хороших и плохих поступков;
17
Стресс
1
Понятие «стресс». Как избежать негативных эмоций.
18
Сначала думать, потом действовать
1
Умение избегать опасных ситуаций, если сначала думать, потом действовать.
19
Умей выбирать Мое решение
1
Умение вырабатывать ответственность, отвечать за свои поступки.
20-21
Курение – это зло
2
Представление о немедленных и отдаленных последствиях курения. В чем непривлекательна внешность курильщика
22- 23
Зависимость
2
Опасность пассивного курения (вдыхание дыма окружающими). Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья
24
Как сказать нет
1
Формирование личной позиции по отношению к курению
25
Я выбираю
1
Тренинг
26 -27
Что такое алкоголь.
2
Представление о том, какие напитки и по какому признаку принято относить к алкогольным. Причины употребления алкоголя. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.
28
Алкоголю скажем нет
1
Представление об опасности возможных неадекватных действий человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Отрабатывается умение безопасного поведения при встрече с ним.
29- 30
Наркотик – путь в никуда
2
Представление о влиянии наркотиков на здоровье. Владеть информацией об уголовной ответственности за незаконный оборот, употребление наркотиков;
Быть убежденными, что жить без наркотиков – более предпочтительно.
31
Наркотикам нет
1
Тренинг
32-33
Спорт против наркотиков
2
Расширить спектр представлений о спорте и спортивных достижениях.
Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности,
активности, солидарности.
34-35
Я здоровье берегу – сам себе я помогу
2
Праздник здоровья
36-37
Привычка сохранять здоровье
2
Развитие потребности поддерживать своё здоровье.
Содержание программы
Последствия влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации. Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти. Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди. Как избежать негативных эмоций. Опасность курения. Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, активности, солидарности. Навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Потребность поддерживать своё здоровье.
Изучив программу, учащиеся будут знать:
* Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.
* Способы сохранения и укрепления здоровья.
* Принципы правильного построения режима труда и отдыха в течение дня.
* Правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания, одежды, сна.
* Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.
* Основные приемы и методы психической релаксации.
Изучив программу, учащиеся будут уметь:
* Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни.
* Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.
* Определять уровень физического развития, осуществлять простейшие физиологические измерения, определять отклонения от физиологической нормы.
* Соблюдать правила личной гигиены.
* Применять приемы и методы психической релаксации.
* Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека.
Литература:
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
15